0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль прокурора в суде

Прокурор — это законный представитель обвинения в судебном процессе. Функции и полномочия

Прокуратура Российской Федерации — это объединенная иерархическая государственная структура, осуществляющая контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и предписаний Конституции РФ. Существует федеральный закон № 2202-1 от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации», в котором ясно и четко изложены функции, полномочия, специфика и порядок проведения определенных действий. Прокуратура не зависит ни от какой-либо организации.

Кто такой прокурор

Прокурор — это представитель обвиняемой стороны во время судебного разбирательства. Он занимается сбором сведений, которые бы указывали на виновность подсудимого, собирает непосредственные улики, опрашивает свидетелей, разрабатывает логические цепочки случившихся правонарушений.

Граждане нашей страны и всего мира обязаны жить, соблюдая законы, так как социализированное общество должно каким-то образом контролироваться, чтобы не нанести вреда окружающим. Но законодательство, к сожалению, знают далеко не все. Именно поэтому появилась необходимость в такой должности, которая поможет соблюдать законопослушание и добропорядочность населения. В противном случае в ход идет прокурорская работа.

Его легко узнать среди участников судебного процесса — форма прокурора синего цвета.

Зачем нужен прокурор

Судебный процесс устроен таким образом, что судья должен вынести объективный приговор обвиняемому, которого защищает адвокат, приводящий доводы в пользу невиновности своего клиента. Соответственно, должен быть и противовес, иначе решение судьи будет субъективным и основанным только на аргументах адвоката. Таким человеком и является прокурор. Он представляет в суде всю накопленную базу информации по рассматриваемому делу. А судья уже, взвесив все «за» и «против», выносит беспристрастный вердикт.

Какие навыки и образование необходимы прокурору

Для того чтобы работать на этой должности, необходимо высшее юридическое образование. Обязателен опыт работы в данной сфере.

Прокурор — это человек с грамотно выстроенной речью, умением мыслить логически, смелостью брать на себя ответственность, знанием орфографии, способностью убеждать людей своими аргументами и четко отстаивать свою точку зрения. Эрудиция — прекрасное качество, которое очень поможет в такой работе.

Прокурор — это показатель неподкупности и справедливости, так как все его действия несут за собой определенные последствия как для протекания всего судебного процесса, так и для самого подсудимого.

Человеку с излишней самокритичностью и сильно развитым чувством вины будет очень сложно справляться с подобного рода работой. Данная профессия подразумевает под собой определенное «бессердечие» и отсутствие жалости и сострадания.

Форма прокурора обязывает к выполнению четких правил, постоянному логическому мыслительному процессу, хладнокровности в принятии решений и усердному труду, поэтому далеко не каждый человек смог бы справиться с подобной работой.

Функции прокурора

Действия прокурора в момент судебного разбирательства — это выполнение функции обвинителя. Ему необходимо:

  1. Принимать участие в судебных делах как уголовных, так и гражданских.
  2. Опровергать и добиваться пересмотра дел, по которым приговоры и решения преступают законодательство.
  3. Проявлять инициативу в правотворческой деятельности.
  4. Заниматься административными нарушениями.
  5. Контролировать соблюдение законов и Конституции РФ.
  6. Изучать ходатайства граждан России.

Каждое действие прокурора ведет к определенным последствиям, поэтому все его шаги должны быть тщательно выверены и обдуманы, дабы собрать всю достоверную информацию и не упустить ключевые моменты.

Полномочия прокурора, первая категория

Надзор прокурора заключается в соблюдении законов Российской Федерации и ее Конституции. Для результативного выполнения поставленных задач прокурор наделен определенными полномочиями, которые условно делятся на две категории.

Первая — это оперативное реагирование на нарушения ФЗ РФ и уточнение обстоятельств, при которых произошли данные действия, а также определение самих нарушителей.

В таком случае прокурору предоставлены следующие полномочия:

  1. Беспрепятственно присутствовать на подконтрольных территориях, кроме особо секретных, для входа на которые необходим особый допуск.
  2. Обладать доступом ко всей документации, которая каким-либо образом может помочь в его работе. При этом прокурору запрещено разглашать секретную информацию. В противном случае он понесет наказание, согласно законам Российской Федерации
  3. Запрашивать у руководства тех структур, деятельность которых контролируется органами прокуратуры, любые сведения: проекты, материалы, документацию, отчеты и прочие данные, соблюдая при этом субординацию.
  4. Через руководство подконтрольных структур требовать необходимых сотрудников-экспертов (инженеров, врачей, финансистов, бухгалтеров, техников и специалистов других областей) для помощи в выяснении обстоятельств, которые с профессиональной точки зрения смогут провести оценку и дать исчерпывающий ответ прокурору по интересующим его вопросам.
  5. Назначать проверки подведомственных органов с полным отчетом их проведения.
  6. Допрос государственных служащих и населения о сделанных преступлениях, требование письменных объяснений причин и обстоятельств при нарушении закона.
  7. Осуществлять прокурорскую проверку и устанавливать законность правовых актов.

Вторая категория полномочий

Вторая категория полномочий позволяет прокурору ликвидировать установленные правонарушения и привлекать замешанных в этом людей к ответственности перед судом, а именно:

  1. Оспаривать те нормативно-правовые акты, которые противоречат законодательству Российской Федерации, подавать обращение в суд, чтобы аннулировать их.
  2. Выявлять нарушения в подведомственных учреждениях.
  3. Выявлять административные правонарушения.
  4. При необходимости возбуждать или возобновлять уголовное дело.
  5. Привлекать нарушителей к дисциплинарной или уголовной ответственности согласно решению суда.
  6. Высвобождать лиц, находящихся в задержании незаконно.
  7. Предупреждать госслужащих о последствиях несоблюдения законов, тем самым государственный прокурор предостерегает чиновников от возможных последствий. В современных реалиях это крайне важно.

Прокурор в гражданском процессе

Этот вопрос требует внимательного рассмотрения. В основном, прокурор в гражданском процессе участвует тогда, когда это несет общественную значимость или же касается интересов государства и его граждан.

Одной из самых значимых функций, которые исполняет прокурор, является участие в судебных разбирательствах, касающихся жалоб чиновников, которые, в свою очередь, каким-либо образом ущемили права населения.

Помимо этого, он должен защищать интересы несовершеннолетних в суде.

С одной стороны, прокурор обязан пресекать и ликвидировать последствия правонарушений, с другой — осуществлять контроль с целью их установления и предостережения.

Прокурор в арбитражном процессе

Первостепенная задача прокурора в арбитражном процессе — отстаивание государственных и социальных интересов в экономической сфере.

В Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации представлен перечень дел, по которым он может обращаться с исками в арбитражный суд.

Прокурор обращается в арбитражный суд только при нарушении законодательства таким образом, что ущемлены права и интересы государства и его граждан (как физ., так и юр.лиц) и когда эти нарушения ликвидировать неисковым путем нельзя.

Прокурор в уголовном процессе

Прокурор — это человек, который производит от лица государства контроль за уголовной деятельностью, работой органов дознания и досудебного следствия.

В судебном процессе могут участвовать:

  • Генеральный прокурор Российской Федерации.
  • Прокуроры, находящиеся в его подчинении.
  • Заместители прокуроров.
  • Должностные лица учреждений прокуратуры, которые наделены предусмотренными для этого (закон о прокуратуре пункт 31 статьи 5 УПК России) полномочиями.
Читать еще:  Состав и полномочия районного суда

Прокурор в суде участвует на всех ступенях уголовного процесса, однако полномочия в зависимости от стадии процесса разнятся.

Самым большим влиянием прокурор наделен в момент возбуждения уголовного дела и начального разбирательства. Он контролирует предписания законов теми структурами, которые занимаются оперативной розыскной деятельностью, дознанием и преследованием.

В самом судебном уголовном процессе прокурор играет роль государственного обвинителя, который поддерживает предъявляемое обвинение от лица Российской Федерации, либо должностного лица, принимающего меры для ликвидации преступлений.

Роль прокурора в уголовном судопроизводстве РФ

Статья просмотрена: 27012 раз

Библиографическое описание:

Безвершенко, Д. А. Роль прокурора в уголовном судопроизводстве РФ / Д. А. Безвершенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/48/6103/ (дата обращения: 02.06.2020).

Прокурор (лат. procurare — управлять, ведать чем-либо, заботиться) — главный законный представитель обвинения в странах общего права, принявших состязательную систему. Он отвечает за изложение доводов против лица, обвиняемого в совершении преступления. Функции прокуроров в разных странах различны и во многом определяются исторически сложившимися условиями.

В России прокурор — должностное лицо прокуратуры, в задачи которого входит осуществление прокурорского надзора и поддержание государственного обвинения в уголовном процессе.

В экономической и юридической литературе можно выделить следующие определения «прокурора» (см. табл.1)

Авторы

Определения

Кураков Л. П. [5]

Прокурор — должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению прокурорского надзора. Согласно ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации», П. в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Радько Т. Н. [6]

Прокурор — должностное лицо единой централизованной системы — прокуратуры РФ, которая осуществляет высший надзор за соблюдением и правильным применением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Термин «прокурор» применяется к лицам, возглавляющим соответствующие подразделения системы органов прокуратуры: областей, городские, районные, межрайонные, а также другие приравненные к ним прокуратуры. Данный термин применяется и к заместителям, и помощникам прокурора в случае их участия в качестве прокурора в судебном процессе. Основные права (полномочия), обязанности и формы деятельности прокурора определяются Законом «О прокуратуре».

Сереброва С. П. [7]

Прокурор должностное лицо, участвующее в уголовном судопроизводстве и наделенное соответствующими полномочиями согласно Федеральному закону «О прокуратуре»

В соответствии с ч.1 ст.246 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) участие обвинителя в судебном разбирательстве является обязательным. В рассмотрении судом уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения участвует государственный обвинитель (прокурор), а по делам частного обвинения — потерпевший [1].

Пункт 31 ст. 5 УПК РФ определяет прокурора так: «Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре» [1].

Важно отметить, что УПК РФ в данном определении не упомянут как регулятор прав и обязанностей прокуроров (их должностных полномочий) — лидирующая роль отдана Федеральному закону «О прокуратуре» [2]. С учетом того, что по общему правилу должностные полномочия не могут трактоваться в сторону расширения, получается, что прокурор, участвующий в уголовном судопроизводстве, наделен только теми полномочиями, которые предоставлены ему Федеральным законом «О прокуратуре», что противоречит ч. 2 ст. 1 и ст. 7 УПК РФ. Кроме того, формулировка «и иные должностные лица органов прокуратуры» позволяет включать в понятие «прокурор» и следователя прокуратуры [1,2].

Процессуальный закон указывает: «Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия» (ч. 1 ст. 37 УПК РФ). Как видно, здесь одним из элементов статуса прокурора выступает наличие компетенции, установленный УПК РФ [1].

Можно было бы предположить, что определение п. 31 ст. 5 УПК РФ является ошибкой, технической недоработкой законодателя, если бы не вторая половина ч. 1 ст. 37 УПК РФ, которая указывает опять же на понятие, используемое в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», а именно — надзор [1,2].

Следует отметить, что нигде больше в тексте УПК РФ о прокурорском надзоре не говорится. В то же время ч. 2 п. 17 ст. 37 УПК РФ предусматривает для прокурора возможность «осуществлять и иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом», т. е. опять «замыкает» его компетенцию на УПК РФ [1].

При сопоставительном анализе приведенных положений п. 31 ст. 5 и ст. 37 УПК РФ обнаруживаются существенные противоречия в определении прокурора как участника уголовного процесса. С одной стороны, под прокурором понимается должностное лицо органов прокуратуры (и следователь прокуратуры в том числе), с другой — закон непосредственно указывает на обязательность своих положений и следование исключительно нормам УПК РФ, в то же время устанавливая возможность использования прокурором полномочий, не предусмотренных Кодексом. Одновременно с этим УПК РФ указывает, что полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами (ч. 6 ст. 37), т. е. конкретно называет перечень должностей, к которым могут быть применены предусмотренные им полномочия [1,8].

Понятие прокурора как участника уголовного процесса в УПК РФ не сформировано и получается, что функция обвинения возложена не на конкретного участника уголовного процесса, воплощающего в себе в рамках правосудия сторону обвинения, а на весь аппарат правоохранительных органов в целом. При таких обстоятельствах говорить, что в нашей стране осуществлен переход от репрессивного карательного уголовно-процессуального законодательства к демократическому, обеспечивающему реализацию базисных принципов судопроизводства международного стандарта, не допустимо.

По мнению адвоката Чернова Р. П., разделив понятия «государственный обвинитель» и «прокурор», законодатель сделает большой и важный шаг на пути структурирования правового государства в России. Государственный обвинитель, не имеющий отношения к прокуратуре и не поднадзорный ей как участник уголовного судопроизводства, — это тот элемент системы организации правосудия, который на сегодняшний день сможет в корне переменить ситуацию в пользу объективного, непредвзятого, справедливого судопроизводства в России [8].

Поддержание государственного обвинения в суде есть продолжение уголовного преследования лица или группы лиц, которым предъявлено обвинение в преступлении, начатого в досудебном производстве. Сложность и многоэтапность деятельности государственного обвинителя обусловливают необходимость ее выполнения на четкой организационной основе, с последовательной подготовкой, включающей тщательное изучение и анализ материалов уголовного дела, разработку плана участия в судебном следствии — центральной части судебного процесса, определения очередности представления доказательств, продуманного выступления в судебных прениях.

Читать еще:  Способы подачи заявления в суд

Полномочия прокурора в судебном процессе нашли отражение в ст.ст.37 и 246 УПК РФ [1].

а) участвовать в суде при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий органами расследования, которые допускаются на основании судебного решения, при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст.125 УПК РФ.

б) при рассмотрении уголовных дел в судах прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

в) в соответствии со ст.246 УПК РФ прокурор участвует во всех уголовных делах публичного и частно-публичного обвинения, а также по уголовным делам частного обвинения, если дело возбуждено следователем либо дознавателем с согласия прокурора.

Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

г) прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по делу гражданский иск, если этого требует охрана прав и законных интересов граждан.

д) если прокурор в ходе судебного разбирательства придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное обвинение, он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа в порядке и по основаниям, предусмотренном законом.

е) прокурор имеет право до ухода суда в совещательную комнату изменить обвинение в сторону смягчения.

ж) прокурор приносит в вышестоящий суд апелляционное или кассационное представление в установленные законом сроки на незаконное или необоснованное судебное решение.

з) прокурор независимо от участия в судебном процессе вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое уголовное дело, по которому решение, приговор, определение или постановление суда вступили в законную силу. Усмотрев, что судебное решение подлежит изменению или отмене, прокурор приносит представление в порядке надзора.

В результате реформы 2007 г. прокурор перестал быть субъектом, осуществляющим производство предварительного расследования. Тем не менее, в ряде стран континентальной Европы прокурор до сих пор сохраняет данную функцию.

Федеральным законом от 28.12.2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» завершился начатый в 2007 году процесс выделения следственных подразделений из органов прокуратуры Российской Федерации [3].

Положительными моментами проведенной реформы стали определение прокуратуры на досудебной стадии уголовного судопроизводства исключительно как надзорного органа и формирование самостоятельного следственного подразделения — Следственного комитета РФ, предназначенного для расследования особо тяжких, экономических, коррупционных и других значимых преступлений.

Важно отметить, что член комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Поневежский В. А., внес в Госдуму законопроект, расширяющий прокурорский надзор за деятельностью Следственного комитета России.

«Принятие законопроекта позволит устранить коллизии, связанные с разночтением положений федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», повысить эффективность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации, не связанной с осуществлением предварительного расследования», — говорится в пояснительной записке к законопроекту [9].

Согласно действующей редакции закона о прокуратуре, надзор осуществляется в отношении федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, однако в ней отсутствует упоминание о Следственном комитете как о федеральном государственном органе, за соблюдением законности в деятельности которого прокуратура осуществляет надзор.

В результате такой трактовки органы прокуратуры лишены возможности осуществлять надзор за соблюдением Следственным комитетом Российской Федерации и его территориальными органами требований Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина в области трудового законодательства, законодательства о федеральной государственной службе, о противодействии коррупции и об обороте оружия.

Проект вносит поправки в ст. 1, 21 и 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [2], данные изменения необходимы, чтобы привести статьи в соответствие с положениями федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» [4].

Кураков Л . П ., Кураков В . Л . , Кураков А. Л. Экономика и право : словарь — справочник 2004.

Радько Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях учебное пособие. — М. Проспект, 2011 г. — 135 с.

Сереброва С. П. Понятия современного уголовного процесса. h ttp://determiner.ru/dictionary/221

http :// www . gazeta . ru / news / seealso /1782473. shtml

Роль прокурора в суде

Роль прокурора в гражданском процессе как представителя государства

В соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность органов прокуратуры, высший надзор за точным и единообразным применением законов в гражданском судопроизводстве от имени государства осуществляется прокурором путем участия и дачи заключения в судебном разбирательстве, проверки законности судебных актов и их опротестования в случае незаконности.

При этом основными задачами прокурора являются обеспечение защиты конституционных и иных охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан, государства и юридических лиц, неукоснительное соблюдение принципов отправления правосудия, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений.

Участие прокурора в суде обязательно по делам, затрагивающим интересы государства.

Прокурор, как лицо, участвующее в деле, несмотря на то, что бремя доказывания лежит на сторонах, занимает активную позицию, осуществляет свои права путем заявления ходатайств об истребовании доказательств, получения ответов на множество возникающих вопросов, в целях объективного рассмотрения гражданского дела, недопущения нарушений интересов государства.

При этом немаловажной обязанностью участвующего прокурора является также обеспечение соблюдения прав других лиц, участвующих в деле, ненарушение принципа состязательности сторон.

Необходимо отметить, что участие прокурора по гражданским делам данной категории не ограничивается дачей заключения по делу. По ходатайствам прокурора судом выносятся частные определения, при выявлении нарушений законности, инициируются проверки, по результатам которых виновные лица привлекаются к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.

В частности, указанные меры принимаются при выявлении нарушений, допускаемых в сфере применения законодательства о государственных закупках, несоблюдение которого в виде нерационального и неэффективного расходования бюджетных средств влечет существенный вред экономике государства, несоблюдении сроков предъявления исковых требований о признании поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок, что позволяет увести их от предусмотренной законом ответственности, необоснованном продлении сроков действия договоров, перечислении денежных средств без поставки товара.

Защита интересов государства осуществляется также путем опротестования судебных актов.

Необходимо отметить, что направление усилий органов прокуратуры на защиту экономических интересов государства не нарушает основные принципы демократии и вполне обоснованно, поскольку благосостояние граждан напрямую зависит от экономического благополучия государства в целом.

Читать еще:  Решение суда об оспаривании отцовства от отца

Н. Пустовит помощник прокурора Акмолинской области

Участие прокурора в гражданском процессе

Прокуратура – государственный надзорный орган, который осуществляет защиту прав и свобод граждан РФ, государства, субъектов федерации, муниципалитетов, государственных организаций. В том числе, Прокуратура РФ участвует и в судебных заседаниях по гражданским процессам.

В каком случае прокурор в гражданском деле инициирует процесс?

Согласно первому пункту статьи №23 и первому пункту статьи №35 ФЗ №2202-1 от 17.01.1992, прокурор имеет право обращаться в суд, а также участвовать в судебных разбирательствах в тех случаях, и в таком порядке, которые предусмотрены ГПК РФ.

В соответствии с третьим пунктом статьи №35 ФЗ №2202-1 от 17.01.1992, прокурор имеет право направить заявление в суд, а также стать участником процесса, в том случае, если это требуется для защиты прав и свобод граждан или государства, в любой момент процесса.

Статья №45 ГПК РФ описывает правила, по которым прокуроры участвуют в гражданских процессах. Так, прокурор имеет право подавать заявления, которые подразумевают защиту прав и свобод, а также интересов граждан и групп граждан, государства и субъектов РФ, муниципалитетов. Прокурор не может выступать представителем интересов коммерческих организаций.

Прокурор имеет право подавать заявление только если пострадавшее лицо не может обратиться в суд сам, в силу непреодолимых обстоятельств: возраста, состояния здоровья, недееспособности. Однако, это правило не распространяется на целый ряд поступивших в Прокуратуру обращений от граждан по вопросам:

  • нарушения социальных прав, социальной защиты, выплате социальных пособий;
  • нарушения трудовых прав и трудового законодательства;
  • защиты материнства и детей (и семьи в целом);
  • обеспечения жильем в государственных жилых фондах (а также муниципальных);
  • охраны здоровья, получения медицинской помощи;
  • образования.

Как выглядит участие прокурора?

Согласно Приказу Генеральной Прокуратуры РФ №475 от 10.07.2017, прокуроры, участвующие в гражданских судебных процессах, обязаны тщательно готовиться к рассмотрению этих дел. Это включает в себя работу по детальному изучению материалов дел, анализ законодательства, применимого к делу, судебной практики, которая возникала по похожим делам в спорных ситуациях.

Прокуроры, участвующие в процессе, в соответствии с первой и второй частями статьи №71 ГПК РФ, и статьей №70 КАС РФ, должны предоставлять в суд доказательства на бумаге, или же в виде электронных документов, подписанных электронной квалифицированной подписью.

Прокурор обязан надлежаще сформировывать наблюдательное производство, в котором должно иметься копии всех основных процессуальных документов:

  • Заявлений и возражений.
  • Обоснований требований и протоколов заседаний.
  • Судебных постановлений, а также апелляционных и кассационных представлений.
  • Жалоб, и иных бумаг, представляющих особую важность для процесса.

Прокурор обязан быть участником заседания, являясь в зал суда в полной форме Прокуратуры РФ, а также отслеживать сведения о рассмотрении дела на сайте судебного органа, согласно статье №113 ГПК РФ, и статье №96 КАС РФ.

В день заседания, или на следующий, прокурор обязан предоставить сведения о нем прокурору, который подавал заявление, если это разные сотрудники.

Если в судебном разбирательстве были выявлены нарушения закона, прокурор должен ходатайствовать для их устранения, а также выносить представления вовремя, в случае вынесений судом незаконных постановлений.

Каковы полномочия юриста при участии в деле?

Прокурор обладает всеми процессуальными правами и обязанностями истца. Это правило не распространяется только на возможность заключить мировое соглашение, а также на необходимость уплаты государственных пошлин.

Кроме того, прокурор имеет право:

  • изменять основания или предметы требований;
  • изменять размеры требований;
  • полностью или частично отказываться от требований.

Если прокурор отказывается от заявления, но, при этом, гражданин, в защиту которого оно было подано не отказывается от иска, судебный процесс должен быть продолжен. В случае, если гражданин отказался от иска, производство по делу прекращается, если это не противоречит закону, и не ущемляет права третьих лиц.

Основания для участия прокурора в гражданском судопроизводстве согласно ГПК

Прокурор имеет право участвовать в гражданских процессах по следующим вопросам:

  • Оспаривание законодательных актов (статья №252 ГПК РФ).
  • Защита избирательных прав, проведение референдумов (статья №260 ГПК РФ).
  • Усыновление детей, и его отмена (статьи №125 и 140 ГПК РФ).
  • Признание граждан пропавшими без вести или умершими (статья №278 ГПК РФ).
  • Недееспособности и дееспособности граждан, в том числе, о полной финансовой независимости несовершеннолетних (статьи №284 и 288 ГПК РФ).
  • Принудительной психиатрической госпитализации граждан (статья №304 ГПК РФ).
  • Надзор за гражданами, освободившимися из мест лишения свободы (статья №261.7 ГПК РФ).
  • Размещение лиц по реадмиссии (статья №261.3 ГПК РФ).

И, кроме того, согласно иным нормативно-правовым актам, по вопросам:

  • лишения, ограничения и восстановления родительских прав (статьи 70-73 СК РФ);
  • принудительном лечении граждан, больных туберкулезом (статья №10 ФЗ №77 от 18.06.2001).

Какова роль и место прокурора в гражданском процессе?

Ролями прокуроров в рассмотрении гражданских процессов можно назвать такие действия, как:

  • Направления заявлений, то есть, в таком случае, прокурор — это истец по гражданскому делу.
  • Формирование заключений по делам, касающимся восстановления на рабочих места, выселения из жилья, назначения компенсаций по моральному вреду и пр.

Согласно со статьей №35 ГПК РФ, прокурор имеет следующие права:

  • проводить ознакомление с материалами дела и осуществлять выписки из них;
  • осуществлять отводы;
  • представлять доказательства, проверять доказательную базу второй стороны;
  • задавать вопросы другим участникам процесса, возражать, заявлять ходатайства в процесс разбирательства.

Какие существуют формы участия прокурора в гражданском процессе?

Согласно Приказу Генеральной Прокуратуры РФ №475 от 10.07.2017, формами участия прокуроров в гражданских процессах можно назвать:

  • Участие в разбирательствах по гражданским делам, согласно заявлениям, которые подаются прокурорами для защиты прав и свобод граждан, государства, субъектов РФ и муниципалитетов. Это касается как судов первой инстанции, так и судов высших инстанций.
  • Подготовка и направление в судебные органы исков о возмещении ущерба государству, субъектам РФ, муниципалитетам, государственным организациям (если дело не является уголовным).
  • Формирование заключений по делам о выселении граждан, незаконном увольнении, нанесении вреда жизни и здоровью, а также в иных случаях, установленных законодательством.
  • Апелляционное, кассационное и надзорное обжалование.
  • Проверка законности вынесенных судебных решений.

Прокуратура РФ, через своих ответственных сотрудников, является участником рассмотрений гражданских дел в судах, в качестве истцов, а также выдавая заключения по делу. Кроме того, прокуроры имеют право обжаловать решения суда, и проверять законность постановлений.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×