4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Признаки правонарушений несовершеннолетних

Причины подростковой преступности и правонарушений несовершеннолетних

Преступление показывает, что лицо, его совершившее, далеко отошло от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. А Бестужев в одном из своих писем писал: «В беду попадают как в пропасть, вдруг, в преступление сходят по ступеням…» Поэтому важно выяснить причины, приведшие подростка к правонарушению или преступлению. Рассмотрим некоторые из них:

1) Семейное неблагополучие.

Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения.

Если попытаться квалифицировать семьи «трудных» подростков с точки зрения негативного влияния старших на личность и поведение несовершеннолетних, то можно выделить три группы неблагополучных семей.

Первая группа характеризуется остроконфликтными взаимоотношениями между всеми ее членами и низкой общественностью родителей как в сфере рабочего, так и в сфере свободного времени.

Ко второй группеможно отнести семьи, отличающиеся внешней благопристойностью внутрисемейных отношений и довольно высокой деловой активностью родителей. Дети в подобных семьях испытывают острый дефицит родительской любви, ласки, внимания.

Для третьей группы семей типична низкая общественная направленность личности супругов при положительных отношениях между ними. В таких семьях родители, нередко ответственно относясь к учебе своих детей, их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их жизнедеятельности.

Для всех трех групп трудных семей, при всем их различии, характерным является отсутствие интереса родителей к внутренней духовной жизни детей.

2) Неблагоприятное бытовое окружение

Это одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общения вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. И закон этот потребует компенсации, и она будет найдена в досуговом поведении, в сферах безобидных, даже окружающими поощряемых, — в спорте, увлечении музыкой, одеждой. Зловещая закономерность состоит в том, что безобидное досуговое неформальное поведение легко скатывается вповедению асоциальному (карты, выпивка, хулиганство), затем к антисоциальному (квартирные кражи, наркотики, фарцовка и т. Д.). Вспомним, что подросток пришел в преступную группу за гармонией от семейно-школьного дискомфорта. Если противоречив мир взрослых, подросток будет искать и найдет гармонизирующее начало в другом мире. Порядки и нравы в этом мире могут становиться похожими на порядки и нравы «зоны». Ценностные ориентации подростков в таких группах чрезвычайно низки. Социологи, обследовавшие 40 преступных групп, получили следующие данные:

70% подростков в группах употребляют спиртное;

55% «иногда» хулиганят;

36% защищают в потасовках свою территорию;

52% дерутся с другими группами;

46% допускают в группах «свободную любовь»;

10% готовы достать деньги любым способом.

Уходя от несвободы семьи и школы, подросток попадает в несвободу неформальной группировки. И что печальнее всего, многие из них не хотят разрывать с такой группой. Она гармонизирует его бытие – обеспечивает видимость порядка, защиту, престижность положения.

3) Средства массовой коммуникации

Кино и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения дети и подростки получили многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что демонстрация насилия по телевидению внушает зрителям:

а) агрессивные стили поведения;

б) приучает к насилию;

в) искажает представление об окружающей реальности.

Физическую агрессию часто показывают по телевидению как образцовое средство разрешения конфликтов.

4) Подстрекательство со стороны взрослых

Известно, что 1/3 преступлений подростки совершают под воздействием взрослых. Подстрекательство – это не только склонение, но и вовлечение в преступление. Подстрекатели любыми способами стремятся сделать несовершеннолетних зависимыми, увлекают их ложной романтикой, разлагают бездельем, пьянством и наркоманией.

5) Низкая правовая грамотность

Правовая безграмотность – одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Социологические исследования показали, что только единицы учащихся могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства.

Степень общественной опасности характеризуется следующими показателями:

-значимость регулируемых правом общественных отношений;

-размер причинённого вреда или ущерба;

-способ, время и место совершения правонарушения;

В зависимости от степени общественной опасности правонарушения делятся на два вида:

Проступками признаются правонарушения, ответственность за которые устанавливается любой иной – не уголовной – отраслью законодательства.

Проступки отличаются меньшей (по сравнению с преступлением) степенью общественной опасности (вредности). Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности нарушителя.

Проступки подразделяются на

Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ч.1 ст. 2.3.КоАП РФ).
Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений, совершаемые несовершеннолетними:
— Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;
— Появление в общественных местах в состоянии опьянения;
— Мелкое хулиганство;
— Мелкое хищение;
— Уничтожение или повреждение чужого имущества;
— Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;
— Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
— Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Статьей 88 УК РФ предусматриваются виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:
Штраф

Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.
Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса, сокращается наполовину.

Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними

Дата публикации: 03.12.2014 2014-12-03

Статья просмотрена: 17714 раз

Библиографическое описание:

Баскакова А. В., Данилова М. В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 551-554. — URL https://moluch.ru/archive/79/14106/ (дата обращения: 13.02.2020).

В настоящее время одной из самых актуальных и социально значимых задач, которые стоят перед нашим обществом, является поиск путей снижения роста правонарушений среди подростков и повышение эффективности их социально-психологической адаптации.

Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Правонарушения несовершеннолетних опасны для общества, так как они угрожают его будущему. Асоциальные взгляды, привычки, приобретенные в раннем возрасте, могут привести к глубокой деморализации личности и как результат — к росту преступности и рецидивам.

По данным Росстат за последние годы число преступлений, совершенных несовершеннолетними, значительно снизилось. Так если в 2000 г. число преступлений было 32919, в 2005 г. составило 25308, в 2012 г. зафиксировано 9181, то уже в 2013 г. данный показатель составил 9392 [11]. Несмотря на приведенные данные, проблема противоправного поведения подростков остается неизменно острой в условиях современного общества.

В отечественной педагогике проблемой правонарушений несовершеннолетних и причинами их совершения занимались такие ученые как, В. Т. Кондрашенко, Е. В. Змановская, К. Е. Игошев, А. М. Прихожан, О. Н. Ведерникова и другие.

Правонарушение — противоправное деяние лица, которое носит общественно опасный характер, посягающее на установленный порядок общественных отношений виновное действие или бездействие субъектов права [1, 314с].

Правонарушения дестабилизируют общественные отношения, посягают на защищенные правом интересы людей и организаций, поэтому они нежелательны для общества и вызывают отрицательную реакцию со стороны самого общества и государства.

Личность правонарушителя, по мнению Б. В. Волженкина, — это совокупность негативных социально-значимых индивидуально-типологических качеств индивида, обусловливающая его преступное поведение [4, с. 262].

В большинстве случаев несовершеннолетний правонарушитель — это лицо, которое обладает склонностями, привычками, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения.

Характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя в большинстве своем обусловлена особенностями подросткового возраста, который отличается бурным физическим развитием организма, энергией, активностью, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью. Несовершеннолетние правонарушители слишком восприимчивы к внешним воздействиям, как положительным, так и к отрицательным. Восприимчивость и впечатлительность являются теми внутренними условиями, которые способствуют формированию основ мировоззрения, черт характера, свойств и качеств личности. Некритическое отношение к себе, неадекватная оценка приводят к нравственной неустойчивости несовершеннолетних, которая снижает эффективность социальной регуляции поведения и затрудняет формирование общественно полезных установок и адаптацию в обществе [3, с. 25].

Выделяют следующие характерные признаки несовершеннолетнего правонарушителя:

— отставание в общем развитии (на 2–3 года). Подростки имеют значительные проблемы со здоровьем (соматическое и физическое здоровье, психическое состояние) [2, с. 209];

— неустойчивость, нестабильность эмоционально-волевой сферы, акцентуированность отдельных черт характера личности;

— неуспеваемость в школе. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов [6, с. 215].

Личность подростка-правонарушителя характеризуется крайним индивидуализмом, стремлением исполнять свои желания вопреки требованиям окружающих, общества.

Противоправные проявления среди подростков в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности, выступающими основной причиной возникновения антиобщественных взглядов, с недостатками в нравственном и трудовом воспитании подростков и плохой организации их досуга, ошибками в деятельности школы и общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями [10, с.51].

При изучении противоправных действий рассматривают следующие причины, вызывающие подобное поведение.

1. Отрицательное влияние в семье. Семья является важнейшим социальным институтом. Именно в семье происходит становление личности подростка. Но не всегда семьи являются благоприятным фоном, для развития ребенка [6, с. 24].

В сфере семьи и ближайшего окружения выделяют следующие причины:

— ослабление позитивного влияния семьи и ее возможностей защитить ребенка от отрицательного влияния, обеспечить необходимый уровень его умственного и нравственного развития;

— рост числа неблагополучных семей и разводов;

— снижение экономического благосостояния семьи;

Читать еще:  Наказание в виде условного

— отказы от детей;

— формирование искаженных нравственных и правовых установок у детей;

— распространение в семье алкоголизма и наркомании.

2. Отрицательное влияние неформальной группы сверстников. Особенно часто под влияние асоциальной группы попадают подростки мало дисциплинированные, плохо успевающие, а потому не сумевшие установить правильных взаимоотношений с товарищами по классу и учителями. Для большинства подростков правонарушителей роль друзей и их мнение оказывается более значимыми, чем мнение и авторитет взрослых [4, с. 264].

3. Низкий уровень жизни большой части населения. Среди малообеспеченных слоев наиболее ярко выражен уровень наркотизации и алкоголизации, которые во многом являются причинами преступности. Очень часто подросткам из бедных семей приходится совершать преступления, чтобы просто выжить [11, с. 133].

4. Недостатки в развитии досуговой системы: слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Нередко эти учреждения являются платными, а значит недоступными для подростков из бедных семей.

5. Недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений (проявления формализма, отказ от индивидуального подхода и т. д.), в результате чего не реализуется должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, управления своим поведением, нередко обучающиеся отчуждаются от учебного коллектива, утрачивают интерес к учебе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняется за счет подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к ослаблению и потере социальных связей, что облегчает контакт с источниками отрицательных влияний [2, с. 172]. Для данной ситуации характерно следующее:

— недостаточное стимулирование учеников к обучению;

— непрофессионализм учителей, их неспособность компенсировать недостатки семейного воспитания;

— неблагополучные социальные условия в школе (сквернословие, курение, торговля наркотиками и т. п.);

— отсутствие необходимой связи между семьей и школой в целях организации эффективного образовательного процесса и др.

6. Недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних, поддержки их в трудовых коллективах. В этой связи необходимо отметить несвоевременное устройство лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; недостатки профориентации, отсутствие поддержки работающих несовершеннолетних. Все эти явления — особенно с учетом того, что контроль семьи за работающим несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные деньги и он стремится доказать свою «взрослость», — способствуют бесцельному времяпрепровождению в свободное время, риску в плане возможных контактов с криминогенной структурой [5, с. 251].

7. Подстрекательство со стороны взрослых преступников, что нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры и другие формы «до преступного» антиобщественного поведения в сочетании с пропагандой «преимуществ» жизни преступников. Надо отметить, что целенаправленное воздействие преступной среды интенсифицируется: все большее распространение получают уголовный жаргон и обычаи «зоны», более престижным становится получение дохода противозаконными методами [6, с. 44].

8. Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями: употребление ПАВ, культивирование половой распущенности, насилия и жестокости. Значительная роль здесь принадлежит СМИ и Интернет [9, с. 112].

В. Н. Кудрявцев считает, что преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (негативно-враждебного отношения к ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку и совершение преступления. На прохождение этого пути требуется в среднем 2 года.

Среди мотивов правонарушений несовершеннолетних В. Н. Кудрявцев выделяет следующие:

1) материальную заинтересованность (корысть, тяга к накопительству, стяжательству, разгульной жизни);

2) мотивы межличностного общения (личная неприязнь, обиды, месть, ревность, деформированное стремление к превосходству, пренебрежительное отношение к окружающим) [8, с. 795].

К. Е. Игошев предлагает следующую структуру мотивов правонарушений у несовершеннолетних: желание завоевать авторитет у товарищей, корыстные мотивы, подражание, обида, месть и «неопределенные» мотивы [7, с. 32].

Таким образом, причины правонарушения среди несовершеннолетних в России связаны с социальными, психологическими и другими особенностями несовершеннолетних, попадающих в ситуации риска; обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений, структурой преступности, которые относятся к различным социальным и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.

1. Абдулаев М. И. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Финансовый контроль. 2004. — 410 с.

2. Бабаев М. М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. — М.: Юридическая литература, 2008. — 382с.

3. Бондарева П. Ю. Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних. // Уголовное право. — 2012. № 4. — С. 23–28.

4. Волженкин Б. В. Общественная опасность личности преступника // Правоведение. — 2008. — № 4. — 262–269 с.

5. Волгарева И. В., Шилов Н. К. Уголовная ответственность несовершеннолетних. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2012. — 291с.

6. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». — Спб.: издательство «Юридический центр Пресс», 2004. — 520 с.

7. Игошев К. Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. Уч. пособие. –Горький: Горьковская высшая школа МВД СССР, 1976. — 92с.

8. Кудрявцев В. Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России // Вестник Российской академии наук. — 1999. — Т. 69. — № 9. — С. 790–797.

9. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.: Творческий центр «Сфера», 2001. — 160 с.

10. Понкратов В. В. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних правонарушителей. — М.: Книга, 2011. — 153 с.

11. Шестаков Д. А. Влияние социальных ролей на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя. // Правоведение. — 1976. — № 3. — С. 132–136.

Причины совершения правонарушений несовершеннолетними

юридические науки

  • Лесовик Ирина Васильевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Воронежский институт МВД России
  • НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ
  • ПРОФИЛАКТИКА
  • ПРАВОНАРУШЕНИЕ
  • НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА
  • ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Похожие материалы

Одна из самых злободневных и социально значимых задач сегодня — поиск путей снижения роста правонарушений, преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Негативные тенденции в динамике преступности несовершеннолетних обусловлены множественными факторами, и, в том числе, тем, что органы и учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних с запозданием реагируют на нужды детей, оставшихся без родительского попечения, не принимают экстренных мер по устройству детей и подростков, лишившихся семьи, ушедших от пьющих и истязающих их родителей.

С другой стороны, большое количество несовершеннолетних становятся жертвами преступлений и правонарушений. Отсутствие у детей элементарных правовых знаний, недооценка со стороны взрослых имеющихся в отношении детей угроз зачастую приводит к негативным последствиям[1].

В настоящее время противоправные деяния среди подростков обусловливаются неблагоприятными условиями нравственного формирования личности, являющимися главной причиной формирования антиобщественных взглядов, недостатками в воспитании и ненадлежащей организацией их досуга, ошибками в деятельности школы, общественных организаций и других субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Каковы основные причины правонарушений детей и подростков?

Несомненно, негативное влияние семьи. Именно в семье формируется личность подростка. Однако семья не всегда служит благоприятным фоном для развития ребенка. Распад семей или просто их отсутствие нередко сопровождают жизнь ребенка с самого его рождения. Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей и воспитываются в неполной семье. Число детей, оставшихся вообще без попечения родителей, также непрерывно растет и порождает сложные психологические и иные проблемы адаптации к новой для ребенка среде общения, воспитания и обучения. Это, в свою очередь, стимулирует проявление различных форм противоправного поведения.

Возрастает количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами. Увеличивается число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке.

Статистика правоохранительных органов также фиксирует, что 25-26 тысяч несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами различных преступных посягательств насильственного характера вне семьи. Из-за этого около 2 тыс. детей погибают, 8-9 тыс. получают телесные повреждения. Последствия такого разгула насилия очевидны — это различного рода изменения в физическом и психическом развитии детей. Именно насилие во многом определяет характер их поведения и образ жизни на все последующие годы.

В рассматриваемой сфере можно выделить следующие причины:

  • снижение позитивного влияния семьи и ее способностей охранять ребенка от негативного влияния, обеспечить надлежащий уровень его умственного и нравственного развития;
  • увеличение количества разводов и неблагополучных семей;
  • снижение уровня материального благосостояния семьи;
  • отказы от детей;
  • деформация нравственных и правовых установок у детей;
  • распространение алкоголизма и наркомании в семьях[2].

Злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психотропными веществами – это одна из острейших проблем нашего времени. На протяжении последних лет в нашей стране наблюдается резкий рост злоупотребления наркотиками, при этом большинством потребителей их и больных наркоманией являются подростки и молодежь. В связи с доступностью наркотиков определенный процент несовершеннолетних оказывается восприимчивым к идее получения приятных ощущений от наркотиков и готов привлечь к этому других подростков. По данным социологических исследований, периодически принимают наркотики 10% несовершеннолетних, 2% регулярно принимают, а 21% пробовали употреблять наркотические вещества. При этом 24% несовершеннолетних признались, что впервые попробовали наркотики в возрасте до 16 лет[3].

Среди причин совершения противоправных деяний несовершеннолетними и отрицательное влияние асоциальной группы подростков. Особенно часто под такое влияние попадают несовершеннолетние, которые недостаточно дисциплинированы, плохо успевают, а потому не способны установить правильные взаимоотношения с одноклассниками и учителями.

Низкий жизненный уровень значительной части населения, осложненный распространением наркотизации и алкоголизации, также способствует совершению подростками противоправных деяний. Очень часто подросткам из малообеспеченных семей приходится совершать правонарушения для того, чтобы просто выжить.

Недостатки досуговой сферы — слабая организация сети кружков, клубов, спортивных секций — негативно влияют на подростков и их асоциальное поведение. Усугубляется ситуация и вследствие коммерциализации образовательных, культурных, оздоровительных учреждений, которые стали недоступны детям из семей с низким достатком.

Круг несовершеннолетних правонарушителей пополняется за счет подростков, бросивших школу, отстающих. Недостатки учебно-воспитательной работы образовательных учреждений (формализм, отказ от индивидуального подхода и т.д.) являются одной из причин совершения подростками противоправных деяний. Не реализуется на должном уровне задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, управления своим поведением. Подобные обстоятельства приводят к ослаблению и утрате социальных связей. Для этой ситуации характерно: отсутствие достаточного стимулирования к обучению; непрофессионализм учителей, их неумение компенсировать недостатки семейного воспитания; неблагополучная социальная атмосфера в школе (курение, сквернословие и пр.)

Влияют на противоправное поведение подростков и недостаточная организация профориентационной работы, и отсутствие поддержки работающих несовершеннолетних.

Читать еще:  Распитие спиртных напитков несовершеннолетними статья

Такие явления как вовлечение подростков взрослыми преступниками в пьянство, употребление наркотических средств, азартные игры, внедрение в молодежную среду стереотипов поведения, которые не совместимы с общественными ценностями: культивирование половой распущенности, жестокости и насилия, употребление психоактивных веществ, к сожалению, нередки и ведут к проявлениям различных форм противоправного поведения. Немаловажная роль в этом принадлежит Интернету и средствам массовой информации.

Большинство современных исследований, направленных на изучение правонарушений среди несовершеннолетних в России, не учитывает всех аспектов этой проблемы, зачастую сводя все к кризису института семьи либо к экономическому кризису. Но кризис института семьи и упадок экономики страны – это лишь одна часть общего национального кризиса, охватывающего в первую очередь все сферы духовного бытия человека и общества. По нашему мнению, рост безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних в большей части спровоцирован потерей устойчивых ценностных ориентиров. Причины правонарушения среди несовершеннолетних в России связаны с социальными, психологическими и другими особенностями несовершеннолетних, попадающих в ситуации риска; обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений, структурой преступности, которые относятся к различным социальным и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.

Своевременное профилактическое воздействие на такие правонарушения чрезвычайно важно, поскольку позволяет предотвращать не только правонарушения, но и пограничные с ними преступления. Следует отметить, что проведение профилактических мероприятий должно улучшать «возможности семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, их досуга, в которых выделяется ориентация на смягчение, нейтрализацию, устранение тех недостатков и пробелов в общей системе социального воспитания, условиях жизни несовершеннолетних, которые наиболее часто продуцируют преступления в среде подрастающего поколения или способствуют им [4].

Список литературы

  1. Организация общей профилактической работы инспектора по делам несовершеннолетних в образовательных организациях / О.Н. Жидконожкина [и др.] : учебно-методическое пособие. — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2016. – 93 с. — С.4.
  2. Баскакова А.В., Данилова М.В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними // Молодой ученый. 2014. №20. С. 552. URL: http://moluch.ru/archive/79/14106/ (дата обращения: 31.01.2017).
  3. Воронин М.Ю. Развитие политики противодействия незаконному распространению наркотиков (на основе концептуальных положений, разработанных В.П. Ревиным) // Пробелы в российском законодательстве. — 2013.- № 2.- С. 137.
  4. Бельский А.И., Ягодин Р.С., Волков П.А. Предупреждение преступности несовершеннолетних // Ленинградский юридический журнал.- 2016. — № 2 (44). – С.105.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Понятие, формы и причины правонарушений несовершеннолетних

Для выделения форм правонарушений несовершеннолетних, необходимо дать определение понятия правонарушение. Правонарушение — это виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность. Они разделяются на проступки (гражданские, дисциплинарные, административные) и преступления. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Правонарушающее поведение индивидов и групп иногда обозначается термином «делинквентное поведение».

Таким образом, правонарушениями не могут быть мысли, чувства, помыслы, т.к. они не регулируются правом, пока не выразились в определенном акте поведения человека. Действие — акт активного поведения (кража, драка, взятка, пьянство в рабочее время и т.д.) Оно может состоять в произнесении определенных слов (оскорбление, клевета, призыв к насильственным антиобщественным деяниям, пропаганда национальной вражды и розни и т.п.). Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормой права, но не совершил их (прогул, бесхозяйственность руководителя госпредприятия, халатность должностного лица, проезд без билета в общественном транспорте, оставление человека в опасном состоянии без помощи и т.д.)

К основным формам правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, относятся: распитие спиртных напитков в общественном месте, наркомания, проституция, кражи и грабежи, нанесение телесных повреждений различной тяжести, побои.

Распитие спиртных напитков в общественном месте относится к административному правонарушению. Меры административного принуждения имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения преступности, так как применяются к лицам не имеющим устоявшихся антиобщественных установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различными субъектами право применения административно-правовых средств воздействия.

Под пьянством понимается злоупотребление алкоголем, алкоголизм (синдром алкогольной зависимости) — это заболевание, которое развивается в результате пьянства, проявляется в виде психической и физической зависимости от алкоголя и приводит к деградации личности, патологии обмена веществ, внутренних органов и нервной системы. Развитию алкоголизма у подростков способствуют раннее приобщение к спиртному и формирование «алкогольного мышления». Для подростков алкоголь является универсальным средством раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.

Наркомания (с греч. — страсть, безумие). Наркомания — это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению [16, с.248].

Наркомания имеет социальные последствия. За последние годы употребление наркотиков среди подростков возросло в 6 — 8 раз. Исследования подростковой наркомании показали, что главной причиной употребления наркотиков подростками является безнадзорность, социальная деградация родителей, распад семьи, нездоровый быт и материальная необеспеченность.

Проституция ( от лат. — выставлять публично). Вступление за плату в случайные, внебрачные сексуальные отношения, не основанные на личной симпатии, влечении. К сожалению, проблема подростковой проституции малоисследованна, а ведь с ней специалист по социальной работе довольно часто сталкивается в своей работе. Существуют различные теории, объясняющие причины подростковой проституции. Это генетические, психологические, социальные теории. Но определяющим фактором является нестабильная социально-экономическая обстановка в стране, отсутствие развитой системы социальной защиты человека, приводящее к формированию у подростка чувства незащищенности. В периоды высокого уровня безработицы в обществе, инфляции низкого уровня средней заработной платы нерегулярных ее выплат всегда наблюдается всплеск проституции вообще и детской особенно.

Кража — то есть тайное хищение чужого имущества, — наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. Под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

Грабеж — это открытое хищение чужого имущества. Вопрос об открытом характере хищения имущества, как и при краже, решается на основании субъективного критерия, т.е. исходя из восприятия обстановки самим несовершеннолетним. Открытым хищением чужого имущества, предусмотренным статьей 161 УК РФ (грабеж), является такое хищение, которое совершается в присутствии собственника или иного владельца имущества либо на виду у посторонних, когда лицо, совершающее это преступление, сознает, что присутствующие при этом лица понимают противоправный характер его действий независимо от того, принимали ли они меры к пресечению этих действий или нет.

Также к часто совершаемым правонарушениям среди несовершеннолетних можно отнести нанесение телесных повреждений различной тяжести. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности, — наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет.

Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть, — наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, — наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.

Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного Кодекса Российской Федерации, — наказываются штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.

Отметим, что одной из специфических особенностей правонарушений несовершеннолетних является ярко выраженный групповой характер.

Опыт работы позволяет выделить следующие основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних (в порядке приоритетности):

  • 1) дисфункциональность семьи;
  • 2) личностные особенности ребенка (характерологические особенности, темперамент, психические отклонения);
  • 3) школьная дезадаптация подростка;
  • 4) социально ориентированное неформальное окружение сверстников;
  • 5) социально-демографические проблемы.

В каждом случае социальной дезадаптации подростка, как правило, сочетается несколько причин. Рассмотрим их подробнее.

1. Дисфункциональность семьи.

Семья является первым и основным институтом социализации личности. В семье ребенок приобретает первые навыки общения, поведения, эмоционального реагирования на внешние раздражители и стрессы, обретает психоадаптивные способности. Нормально функционирующая семья — это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. Существует множество возможных нарушений нормального функционирования семьи, и все они с неизбежностью отражаются на детях. Нежелание родителей менять себя или взаимоотношения в семье — приводит к дисфункциональности семьи. К тому же, в каждой дисфунуциональной семье в процессе ее существования формируются жесткие защитные и компенсаторные механизмы, направленные на сохранение сложившегося равновесия. Таким образом, только вмешательство извне, основанное на понимание природы дисфункциональности, способно изменить ситуацию. И психолог выступает в качестве специалиста по этому вопросу.

Читать еще:  Порядок допроса несовершеннолетнего

2. Личностные особенности ребенка.

Сами по себе личностные особенности ребенка не редко становятся причиной социальной дезадаптации. Так, даже ребенок-инвалид может быть вполне социально-адаптированным при условии грамотного отношения родителей и социального окружения к его статусу. Но достаточно часто, характерологические свойства, темперамент, непоседливость ребенка, вызывают у родителей неадекватную реакцию. Представление о «хорошем» ребенке, как об «удобном», послушном, сталкивается с особенностями реального ребенка, не соответствующими особенностям ребенка, несоответствующими этому представлению. Начинается переделка, «подгонка» ребенка под «удобный стандарт», борьба против его индивидуальности. Ребенок, чувствуя неприятие, может сдаться, но конфликт перенесется внутрь него, может уйти из семьи и найти признание в другой среде, в других формах девиантного поведения. Нередко такие семьи становятся клиентами психологов, психотерапевтов, социальных служб. Чаще всего, обострение таких противоречий происходит в подростковом возрасте, когда у ребенка появляется возможность найти другие формы самореализации, когда происходит рост его самосознания, когда сверстники становятся авторитетом, а мнение взрослых перестает быть единственно правильным, родители теряют авторитет.

3. Школьная дезадаптация.

Школа переживает трудные времена. Переполненность классов, недостаток специалистов, их низкий профессиональный уровень, приводят к увеличению числа конфликтов между учениками и учителями. Школа практически отказалась от воспитательной функции и чаще всего использует репрессивные меры воздействия, преследуя цель поддержания дисциплины любыми доступными средствами, которых осталось мало. Это приводит к снижению авторитета школы, значимости обучения вообще. В то же время, неуспеваемость, плохое поведение подростка в школе становится причиной семейных конфликтов, способствует возникновению отчуждения между родителями и детьми.

Школьная дезадаптация имеет свои причины:

  • а) разрушение положительной учебной мотивации (конфликты ученика с учителем, сверстниками, неадекватная оценка учебной деятельности и другие);
  • б) социально-педагогическая запущенность (ограниченность в интеллектуальном развитии ребенка);
  • в) особенности семейного воспитания (гипоопека или гиперопека)
  • 4. Воздействие асоциальной неформальной среды
  • 5. Причины социально-демографического характера

К причинам этой категории мы относим низкий материальный уровень, многодетность, неполные семьи, при условии отсутствия в этих семьях химической зависимости и явной асоциальности. Конечно, перечисленные факторы увеличивают вероятность развития всевозможных семейных дисфункций. Но известно достаточно примеров, когда в таких семьях создается идеальная атмосфера для развития ребенка, и дети вырастают достойными людьми.

Таким образом, несовершеннолетний правонарушитель — это молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет с завышенной или заниженной самооценкой из неполной и (или) неблагополучной семьи, с узким кругозором, отсутствием трудовых навыков, интересов, увлечений. К основным формам правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, относятся: распитие спиртных напитков в общественном месте, наркомания, проституция, кражи и грабежи, нанесение телесных повреждений различной тяжести, побои.

Предупреждение правонарушений несовершеннолетних

Понятие и общая характеристика преступности несовершеннолетних

Под преступностью несовершеннолетних понимается совокупность преступлений и лиц, их совершивших, в возрасте от 14 до 18 лет на определенной территории за определенное время.

Анализ статистических и иных материалов показывает, что темпы роста подростковой преступности в последние годы значительно опережают аналитические показатели по другим традиционно учитываемым видам преступности в целом, рецидивной, женской и т.д. Составляя около 12% всего населения страны, несовершеннолетние совершают в среднем свыше 17% всех преступлений, регистрируемых по линии уголовного розыска (по отдельным регионам — более 20%). Однако с учетом уровня латентности, которая у данной категории преступников составляет от 30 до 50% (а по отдельным преступлениям и выше), а также того, что еще десятки тысяч подростков и детей младше 14 лет совершают деяния, формально подпадающие под статьи Уголовного кодекса, процент преступлений несовершеннолетних можно вполне обоснованно увеличить в 1,5-2 раза.

Особенно значительный рост преступности несовершеннолетних отмечается в последние 3-5 лет.

Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет являются субъектами почти всех видов преступлений, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации.

При анализе и оценке преступности несовершеннолетних необходимо учитывать следующие ее особенности.

1. Значительное число преступлений несовершеннолетних по-прежнему остается вне регистрации и учета в органах внутренних дел, так как они совершаются либо в семьях (кражи, хулиганство и т.п., а члены семьи по понятным мотивам о них не сообщают), либо в школе, гимназии, лицее, ПТУ, техникуме, где принимаются «свои» меры или случившееся игнорируется, прикрывается, либо в кругу сверстников (драки, кражи, грабежи, издевательства, о чем чаще всего ни потерпевшие, ни свидетели по различным причинам не заявляют). Кроме того, окружающие не обладают соответствующими знаниями (а не редко — и по другим соображениям), часто не воспринимают и не оценивают поведение и действия подростков как преступные.

2. Значительная часть уголовных дел по преступлениям, совершенным несовершеннолетними, либо не возбуждается, либо возбуждается, но прекращается в связи с применением принудительной меры воспитательного воздействия в порядке ч. 2 ст. 90 УК РФ и ст. 427 УПК РФ (таких дел в среднем 30-50% общего числа зарегистрированных преступлений).

3. Многочисленные исследования показывают, что основа будущего антиобщественного поведения закладывается, как правило, в возрасте до 14 лет, т.е. до наступления даже ограниченной уголовной ответственности.

4. На учет состояния, структуру и динамику преступности несовершеннолетних существенно влияют и такие факторы, как изменение законодательства, уровень организации предупредительно-профилактической работы.

5. Возросшие цены на предметы первой необходимости, питание, досуг сделали недоступными для несовершеннолетних не только самые необходимые потребительские товары, но и занятия в спортивных клубах, посещение зрелищных учреждений. Закрываются спортивные секции, кружки технического творчества, клубы и т.д.

На рост подростковой преступности крайне негативно влияет обострение вопросов трудоустройства несовершеннолетних. В этой связи многие несовершеннолетние оказались вовлечены в незаконный бизнес, проституцию, рэкет.

В настоящее время несовершеннолетние совершают в среднем каждое пятое из всех зарегистрированных по линии уголовного розыска преступлений.

В последние годы отмечается также следующие тревожные тенденции:

  1. снижение возрастного порога преступной активности подростков. При этом почти каждый третий подросток ставится на учет в связи с освобождением от уголовной ответственности по недостижении возраста;
  2. рост преступности среди несовершеннолетних женского пола — его темп в среднем в 1,5-2 раза выше, чем среди юношей;
  3. значительный рост наркомании и токсикомании, пьянства и половой распущенности среди несовершеннолетних;
  4. увеличение числа групп, совершающих многоэпизодные преступления (имеются, например, группы крадущие, хулиганствующие и крадущее-хулиганствующие), в том числе так называемые неформальные объединения криминальной направленности;
  5. массовые вовлечения несовершеннолетних в многочисленные межнациональные и этнические конфликты, «политическую борьбу», а главное — в различные формы организованной преступности (мафии) и предпринимательской деятельности сомнительного характера;
  6. отмечается увеличение отдельного веса тяжких, заранее подготовленных, продуманных преступлений, а также рост повторных преступлений несовершеннолетних;
  7. садизм как время препровождения плюс акты вандализма (т.е. совершение бессмысленного разрушения материальных и культурных ценностей, повреждения имущества, техники и т.д.).

От 1/2 до 2/3 преступлений несовершеннолетних — ситуативные, хотя в последние годы процент таковых снижается. Более 50% преступлений совершаются по следующим мотивам: «не хотел отставать от товарищей», «хотел показаться смелым», «не хотел, чтобы считали трусом», «думал, не наказуем», «не думал. », «от нечего делать» и т.д.

Многие, прежде всего корыстные, преступления, совершаются с конкретной целью приобретения дорогой, престижной вещи (например, импортной одежды, теле-, радио-, видеоаппаратуры, мобильных телефонов), денег для развлечения, наркотиков, алкоголя и т.д.

До 70% преступлений несовершеннолетних носят групповой характер. Большинство преступных групп состоит из 2-3, максимум 5-6 несовершеннолетних. Группы обычно нестойкие и в среднем существуют 1-3 месяца. Чаще всего они формируются по территориальному принципу — по месту жительства, по соседству. Нередко один и тот же подросток входит в несколько различных по своей направленности неформальных групп. Как правило, в этих группах распределение ролей наблюдается редко. Однако следует учитывать, что примерно каждая группа подростков, совершивших преступление, имела такое распределение, особенно в тех случаях, когда ею руководил, обычно скрыто, взрослый преступник или несовершеннолетний, уже имевший опыт преступной деятельности, вернувшийся из мест лишения свободы или получивший отсрочку исполнения наказания. При этом каждое пятое преступление совершается подростком в группе взрослых.

Отмечено, что в последние годы все чаще лидером (если он вообще имеется) в группе является не самый физически сильный, а «самый деловой» (т.е. имеющий хорошую аппаратуру, соответствующие записи и видеокассеты, а также возможность достать дефицитные вещи), «крутой несовершеннолетний». Нередко интеллектуальный и культурный уровни лидера выше, чем у остальных членов группы.

Более полно группы, шайки, банды несовершеннолетних изучены в ведущих зарубежных странах, таких как США, Япония, Германия, Великобритания.

Так, например, известные американские криминологи Клоуард и Оулин утверждают, что основная проблема, с которой сталкиваются несовершеннолетние из низших слоев (отметим, что данная категория населения у нас резко возросла за последние 2—3 года), состоит в расхождении между тем, к чему их призывает общество, и тем, что оно им реально дает. Отсюда — состояние фрустрации (чувство безысходности, отчаяния, крушения надежд, планов и т.д.). Несовершеннолетние объединяются в три основных типа групп: 1) преступные (в основном для воровства); 2) конфликтные (совершающие акты агрессии и вандализма); 3) ретристские (уход в наркотики, алкоголь, групповой секс).

Повторность совершения преступлений (рецидив) среди несовершеннолетних значительно ниже по сравнению со взрослыми и составляет в среднем 4-8%. Однако в последние годы в этом плане наблюдается тенденция к росту, особенно среди лиц, имеющих отсрочку исполнения наказания или условно осужденных.

Несовершеннолетние, как правило, совершают преступления в неорганизованное свободное время, чаще всего с 18.00 до 23.00. Исключение составляет квартирные кражи (с 9.00 до 17.00).

В последнее время отмечается увеличение заранее подготовленных преступлений (в отличие от «ситуативных»), особенно корыстных, многоэпизодных.

По степени интенсивности преступной активности главенствующую роль занимают нигде не учащиеся и не работающие несовершеннолетние. Они в среднем в 15-20 раз чаще совершают преступления, чем другие категории. На втором месте — работающие подростки (у них выше удельный вес преступлений против здоровья граждан и общественного порядка), на третьем — учащиеся школ, гимназий, лицеев, колледжей. Однако в последние годы отмечено увеличение темпов роста преступности и среди этой категории — самой многочисленной среди всех несовершеннолетних.

Предметами посягательств несовершеннолетних преступников являются прежде всего модная одежда, музыкальная аппаратура — магнитофон, радиоприемники, усилители, видеоаппаратура, мобильные телефоны, мопеды, велосипеды, запчасти к ним и автомашинам, в первую очередь колеса, стекла, деньги и другие материальные ценности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×