4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолого психиатрическая экспертиза несовершеннолетних вопросы

Психолого-психиатрическая экспертиза

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Сегодня существует множество медицинских учреждений предоставляемых свои услуги, но только наша организация НП «Федерация Судебных Экспертов» предоставит вам возможность независимо и объективно получить консультацию от ведущих медицинских специалистов, провести любую медицинскую и судебную экспертизу и получить заключение в интересующих вас вопросах. Наш опыт и ваше доверие залог успешного сотрудничества.

Психолого-психиатрическая экспертиза на сегодняшний день является более правильным и надёжным способом, для изучения личностных поведенческих реакций человека для юридического делопроизводства. Вопросы, ставящиеся перед проведением экспертизы уполномоченными специалистами нашего центра, находят своё отражение в процессе исследования лица подозреваемого в совершении противоправного деяния, обследование потерпевших, в основном затрагивает вопросы адекватного поведения.

Основой психолого-психиатрической экспертизы, которая проводится в НП «Федерация Судебных Экспертов» является возможность изучения физического, психологического и психического состояния человека, в рамках ранее поставленных научных исследований в психологии и психиатрии.

Исследования, связанные с психолого-психиатрической экспертизой затрагивают большой спектр проблем в связи, с чем возникают определённые вопросы, которые чётко отражаются в постановлениях правоохранительных органов. Надо отметить, что разрешение вопросов для психолого-психиатрической экспертизы предполагает, множество необходимых моментов и наши специалисты НП «Федерация Судебных Экспертов» опираясь на свой многолетний опыт и умение правильно подходить к разрешению проблемы, приобщая научный подход и рациональное использование результатов комплексного исследования, каждый день используют в своей деятельности.

Следует отметить, что проведение психолого-психиатрической экспертизы и, отвечая в итоге на поставленные вопросы, наши эксперты также используют свои собственные разработки и методики для более точной и ясной картины исследования. На сегодняшний день немаловажным является исследования высококвалифицированных специалистов, так как с развитием и изменением судебной медицины, становится всё больше вопросов для психолого-психиатрической экспертизы. Исходя из этого, уровень требований для проведения экспертиз социального и юридического характера значительно возрастает.

Обращая внимание на множество критериев, сам процесс проведения психолого-психиатрической экспертизы меняется и базируется в соответствии с новыми вопросами и задачами. Тут необходимо определить психическое состояние человека, проходившего обследование и определить его психологическое и психическое состояние, уровень социальной адаптации, степень адекватного поведения и других немаловажных аспектов.

Наш опыт в проведении психолого-психиатрических экспертиз показывает, что обращения к экспертам нашей организации НП «Федерация Судебных Экспертов» резко возросло, что в свою очередь говорит не только о нашем профессионализме, но и о глобальной проблеме, связанной с недостоверной, неполной и некачественной информацией, что активизирует проблему достоверности изначальных выводов психологов и психиатров. Такая практика недопустима, но сегодня такие обращения ещё существуют. НП «Федерация Судебных Экспертов» предлагает другие методы для психолого-психиатрической экспертизы, основанные на достоверности и своевременности подачи информации. Тем более что на сегодняшний день возросло число актуальных вопросов для экспертизы, например таких как:

  1. Находится ли обвиняемый в состоянии аффекта на момент совершения противоправного деяния?
  2. Определить основные психологические особенности обвиняемого, и могут они повлиять на поведение на момент совершения преступления?
  3. Определить имеются ли психические отклонения у несовершеннолетнего обвиняемого от нормального развития и в чём их появления?
  4. Есть ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в развитии?
  5. Связано ли отставание в развитии с психологическим расстройством на момент совершения противоправного деяния?
  6. Мог ли обвиняемый понимать характер совершаемого противоправного деяния, учитывая возрастные особенности обвиняемого?

Вот такой примерный список вопросов встаёт перед экспертами для проведения психолого-психиатрической экспертизы. При проведении эксперты могут чётко оценивать природу и степень психических отклонений, необходимо распознавать патологию или её отсутствие. Однако комплексная экспертиза определяет не только наличие или отсутствие отклонений, но и более глубоко определить конкретную меру проявления психических отклонений в зависимости от личностных характерных особенностей.

Психолого-психиатрическая экспертиза (психиатрическое освидетельствование группой экспертов) имеет наибольшее количество достоинств наряду с базовыми экспертизами. Этот вид экспертизы не просто аккумулирует в себе возможности судебной психологической и психиатрической экспертиз, но и позволяет, устанавливать системные характеристики исследуемого объекта, выяснить результаты взаимного комплексного участия психологических и психических факторов, раскрывая их взаимосвязь. Надо отметить, что психолого-психиатрическая экспертиза необходима для более надёжной оценки всех существующих факторов личностного характера и их проявления.

Одно из главных преимуществ НП «Федерация Судебных Экспертов» это универсальность. Специалисты центра осуществляют полный комплекс услуг, а также проводят исследования и экспертизы разной направленности. Независимо от возникших проблем, которые требуют проведения независимой экспертизы и её оценки, НП «Федерация Судебных Экспертов» проводит свою работу чётко, своевременно и профессионально, что в свою очередь я является главным критерием для нашей работы.

Вид экспертизыСтоимость экспертизы
Психологическая экспертизаот 20 000

Цена психологической экспертизы указана с учетом налогов. Транспортные расходы оплачиваются отдельно.

ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

студент Института права Волгоградского Государственного университета ВолГУ ,

студент Института права Волгоградского Государственного университета ВолГУ ,

канд. юрид. наук, проф. кафедры уголовного процесса и криминалистики Волгоградского Государственного университета ВолГУ ,

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы назначения психолого-психиатрической экспертизы по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Автор обосновывает необходимость учета ряда факторов, свидетельствующих о задержке психического развития несовершеннолетнего. С учетом зарубежной практики в работе обращается внимание на важность решения вопроса при выборе наиболее приемлемой меры воздействия на несовершеннолетнего при производстве указанной экспертизы.

Читать еще:  Растление несовершеннолетних это

Ключевые слова: несовершеннолетние, психолого-психиатрическая экспертиза, социально-психологическая диагностика личности, пробация.

Соблюдение всех требований уголовно-процессуального закона особенно важно при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних – категории граждан, которая пользуется дополнительной законодательной защитой. Речь идет о расширенном предмете доказывания, участии в уголовном процессе дополнительных лиц, обеспечивающих соблюдение прав несовершеннолетних, а также об обязательном назначении судебной экспертизы, если есть необходимость в установлении психического состояния подозреваемого (обвиняемого) несовершеннолетнего, когда существуют сомнения его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания (п. 3 ст. 196 УПК РФ).

Законодатель расширил основания назначения данных экспертиз в отношении несовершеннолетних. Так, согласно ч. 2 ст. 421 УПК РФ в случае наличия данных, подтверждающих отставание несовершеннолетнего в психическом развитии, которое не связано с психическим расстройством, подлежит установлению также вопрос, мог ли несовершеннолетний полноценно осознавать фактический характер и общественную опасность собственных действий (бездействия) или же руководить ими.

Вопросы назначения и производства психиатрических экспертиз несовершеннолетним в целях установления обстоятельств, входящих в расширенный предмет доказывания по делам с их участием, постоянно рассматриваются в исследовательской литературе. Например, В.В. Храмцовой выделены шесть факторов, на основании которых следует принимать решение о назначении судебно-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетнего:

1) необычное либо немотивированное, нелепое с психологической точки зрения или же особенно жестокое поведение;

2) неадекватное либо нелогичное поведение, слова, поступки и т.п. в той или иной судебно-следственной ситуации;

3) нахождение в психиатрических стационарах либо на учете в психоневрологических учреждениях;

4) перенесенные черепно-мозговые травмы либо заболевания (энцефалиты, менингиты, инсульт либо их последствия);

5) задержки в психическом развитии, отставание во время обучения в школе либо неадекватное снижение способности к труду;

6) обучение в специализированном психоневрологическом образовательном учреждении) [7, с. 33].

Соответственно, вышеуказанная информация должна расцениваться следователем как безусловное основание для назначения психиатрической экспертизы.

Б.А. Спасенников и С.Б. Спасенников полагают, что «лицо с отставанием в психическом развитии, которое связано с психическим расстройством, практически всегда имеет и отставание в психическом развитии, которое не связано с наличным психическим расстройством» [5, с. 103]. Сложность здесь заключается в том, что провести грань между ними практически невозможно.

В литературе высказываются разные рекомендации относительно выбора того или иного вида экспертизы. Так, И.В. Гецманова считает, что в целях установления уровня психического развития несовершеннолетнего и с учетом наличия сведений о его умственной отсталости предпочтительно будет назначить комплексную психолого-психиатрическую экспертизу [1, с. 15]. Другие авторы допускают вариант с последовательным проведением судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз вместо комплексной психолого-психиатрической экспертизы и советуют в первую очередь осуществить судебно-психиатрическую экспертизу в целях исключения психических расстройств, а только потом – судебно-психологическую [3, с. 87].

По мнению Н.А. Курмаевой «вначале следует назначить амбулаторную судебно-психиатричесую экспертизу, и только после ее проведения и принимая во внимание ее результаты, можно вынести обоснованное и мотивированное решение о назначении судебно-психологической либо психолого-психиатрической экспертизы» [4, с. 208]. Однако с данной точкой зрения трудно согласиться, т.к. назначение нескольких экспертиз повлечет необоснованное затягивание расследования уголовного дела. Представляется более предпочтительным проведение комплексной психолого-психиатрической экспертизы с целью определения уровня психического развития и состояния несовершеннолетнего, в особенности в свете наличия сведений о его отставании в психическом развитии. Более права в данном вопросе О.В. Громыко, по мнению которой «единственным средством для всестороннего и глубокого исследования личности несовершеннолетнего назначение судебной психолого-психиатрической экспертизы индивидуально-психологических особенностей» [2, с. 46].

Понятие индивидуально-психологических особенностей является собирательным и включает в себя целеполагание личности, ее особенности в эмоциональной, волевой, мотивационной сферах, темперамент, характер, познавательную деятельность, смысловое восприятие разных ситуаций, поведенческие стереотипы, эмоциональное реагирования и др. Определенные границы экспертизы индивидуально-психологических особенностей личности несовершеннолетнего должны быть заданы необходимым для суда и следствия объемом. В одних ситуациях необходимо установить характерологические черты (подчиняемость, внушаемость), в других — содержательную характеристику ценностной и нравственной ориентации, социальные установки и т.п. Если при назначении экспертизы, судом не будут конкретизированы предмет и объемы исследования личности, эксперту-психологу будет сложно провести полное психодиагностическое исследование индивидуально-психологических особенностей.

Детальное психологическое изучение личности несовершеннолетнего необходимо для суда в контексте доказательственной деятельности по ряду вопросов, которые возникают в ходе индивидуализации ответственности и наказания. Например, в целях обоснования вывода о возможности исправления несовершеннолетнего без его привлечения к уголовной ответственности, лишь при помощи воспитательных мер, важность приобретает установление незначительного ретроспективного выражения негативного поведения подростка, а также позитивный прогноз касательно его поведения в будущем. Для этой цели изучению подлежат направленность личности несовершеннолетнего и наиболее устойчивые черты его характера, влиявших на совершение преступного деяния, способствующих либо препятствующих совершению им новых подобных деяний.

Полагаем, что в ближайшем будущем в России станет возможным проведение судебно-психологической экспертизы прогноза эффективности конкретного наказания в целях исправления определенного несовершеннолетнего. Подобное уже давно применяется в Европе. Так, в Болгарии судом учитывается мнение экспертов-психологов в ходе определения наилучшим образом подходящего несовершеннолетнему вида наказания не только с позиции достижения приговором суда максимального воспитательного эффекта, но и в целях избежания причинения душевной травмы ошибочным наказанием. При помощи психолога суд осуществляет прогностическую деятельность, которая направлена на установление вероятности рецидива преступления со стороны подростка, во внимание судом принимаются также выводы эксперта-психолога и в случае решения вопроса об условном осуждении либо применении пробации.

Читать еще:  Разбой совершенный несовершеннолетним

И в других европейских странах вопрос о наиболее целесообразной мере, которую следует применить к несовершеннолетнему правонарушителю для его перевоспитания, также решается судом с участием психологов, а именно специалистов из психолого-диагностического и консультативного центров, которые должны осуществлять социально-психологическую диагностику личности преступивших закон подростков, и на ее основе представлять суду прогноз их ресоциализации. Порядка 80% приговоров по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в таких государствах выносится с учетом заключений специалистов данных центров [5, с. 18].

Учитывая изложенное, полагаем наиболее целесообразным назначать при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних именно психолого-психиатрическую экспертизу. С учетом практики зарубежных стран, представляется целесообразным включать в перечень вопросов, ставящихся эксперту при назначении указанной экспертизы, и вопрос о наиболее приемлемой мере воздействия на несовершеннолетнего с учетом всех особенностей его личности на данном этапе развития.

Список литературы:

  1. Гецманова И.В. Особенности предварительного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. — М., 2001. — 24 с.
  2. Громыко О.В. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетнего обвиняемого и их влияние на поведение в криминальной ситуации // Российский следователь. — 2012. — № 3. — С. 45 — 48.
  3. Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (научно-практическое руководство). — М., 1999. — 496 с.
  4. Курмаева Н.А. Проблемы назначения и производства комплексных психологических экспертиз по уголовным делам с участием несовершеннолетних // Актуальные проблемы российского права. — 2010. — № 4(17). — С. 206-216.
  5. Спасенников Б.А., Спасенников С.Б. Психические расстройства и их уголовно-правовое значение: Учеб. пособие. — М.: Юрлитинформ, 2011. — 272 с.
  6. Трубицына Э.М. Возрастные особенности несовершеннолетних и молодых правонарушителей и определение мер воздействия на них в некоторых странах Восточной Европы (ретроспективный анализ) // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В.В. Панкратов. — М., 2010. — С. 18.
  7. Храмцова В.В. Доказательственная деятельность следователя по установлению отставания несовершеннолетнего обвиняемого в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством // Российский следователь. — 2011. — № 9. — С. 31 — 34.

Психолого психиатрическая экспертиза несовершеннолетних вопросы

Психолого-психиатрическая экспертиза по уголовным делам и гражданским спорам.

Нижеуказанные вопросы собраны исходя из современной судебной и экспертной практкитки. Указанный перечень вопросов не является исчерпывающим, а лишь наиболее часто встречающимся при рассмотрении гражданских и уголовных дел в судах. Поэтому представленные вопросы не стоит воспринимать как догму, а всего лишь как руководство к возможному действию.

1. Экспертиза по делам о возмещении морального вреда

  • Обнаруживаются ли у потерпевшего (истца) признаки негативных переживаний (страданий) в связи с событиями, составляющими основу дела (указать, какими) или действиями ответчика (причинителя вреда), если имеются, то в чем конкретно выражаются, какова их стойкость, глубина и интенсивность?
  • Изменилось ли психическое благополучие истца в период событий или действий ответчика в период, последовавший после исследуемых событий или действий ответчика и, если да, то имеется между этими обстоятельствами причинно-следственная связь?
  • Какие индивидуально-психологические особенности потерпевшего обусловливают увеличение стойкости и интенсивности его субъективных переживаний (страданий), связанных с действиями ответчика?

2. Экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей и о месте проживания детей (ст.ст. 24, 65, 66, 67, 68 СК РФ), спорами о лишении родительских прав, восстановлении в правах, усыновлении.

  • Учитывая особенности психического развития ребенка, индивидуально-психологические особенности ребенка и родителей, особенности существующих между ними взаимоотношений, привязанность, систему ценностей и отношений родителей, стиль воспитания, с кем из родителей в существующих условиях целесообразно с психологической точки зрения постоянное проживание ребенка?
  • Каким должно быть участие в воспитании каждого из родителей (отдельно проживающего родителя)?
  • Учитывая возрастные особенности ребенка, может ли его решение постоянно проживать с матерью (отцом, другим родственником) быть обоснованным, соответствовать его системе отношений, привязанности и интересам?
  • Имеются ли психологические факторы целесообразности (нецелесообразности) усыновления?

3. Экспертиза по делам о признании недействительными сделок с пороками воли (ст.ст. 177, 178, 179 ГК РФ).

  • Учитывая особенности психической деятельности субъекта (дееспособного лица), его состояние и конкретные обстоятельства дела, было ли его волеизъявление при заключении сделки полноценным?
  • Мог ли субъект при совершении сделки в полной мере свободно и осознанно принимать решение и осуществлять полноценное руководство своими действиями?
  • Учитывая особенности познавательной сферы лица, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, являлось ли представление о существенных элементах сделки правильным?
  • Какие психологические факторы могли повлиять на формирование у лица неправильного представления о сделке?
Читать еще:  Распитие алкогольных напитков несовершеннолетними

II. Экспертиза в уголовном процессе:

1. Исследования в отношении обвиняемых.

  • Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта? Если да, то чем это состояние могло быть обусловлено?
  • Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном, либо болезненном (невменяемом) состоянии , которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
  • Учитывая эмоциональное состояние обвиняемого, его индивидуально-психологические особенности и содержание конкретной ситуации, могли он адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?
  • Какие индивидуально-психологические особенности могли существенно повлиять на поведение обвиняемого в юридически значимой ситуации?
  • Свойственна ли обвиняемому повышенная враждебность (иные свойства — агрессивность, возбудимость, внушаемость, зависимость и др.) и как это могло повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
  • Не обнаруживается ли у гражданина Н паталогической склонности к фантазированию и псевдологии?
  • Страдает ли гражданин Н какими либо психическими заболеваниями? Если да, то мог ли он отдавать отчет своим действиям и руководить ими при совершении деяния?
  • Нуждается ли гражданин Н в принудительном лечении ?
  • Нуждается ли гражданин Н в применении к нему мер медицинского характера на сегодняшний день? Если да, то каких именно?
  • Находился ли гражданин Н в состоянии патологического опьянения в момент инкриминируемого ему деяния?

2. Исследования в отношении несовершеннолетних обвиняемых.

  • Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии и в чем они выражаются?
  • Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего, а также конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими?

3. Исследования в отношении свидетелей и потерпевших.

  • Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуальные особенности психической деятельности, которые могли существенно изменить качество восприятия им, запоминания и воспроизведения важной для дела информации?
  • Учитывая особенности психической деятельности свидетеля (потерпевшего), его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела?
  • Мог ли (способен ли) свидетель (потерпевший) давать адекватные показания по поводу интересующих следствие обстоятельств?
  • Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические особенности (например, повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать важные дела обстоятельства и давать адекватные показания?

4. Исследования в отношении потерпевших по сексуальным преступлениям.

  • Учитывая возрастные, индивидуально-психологические особенности и психическое состояние потерпевшего, а также конкретные обстоятельства дела, мог ли он (она) правильно воспринимать происходящие события, понимать характер и значение действий виновного?
  • Мог ли потерпевший при исследуемых обстоятельствах оказывать сопротивление противоправным действиям?
  • Мог ли потерпевший (потерпевшая) давать правильные показания?
  • Способен ли потерпевший давать правильные показания в настоящее время?
  • Какие индивидуально-психологические особенности могли повлиять на поведение потерпевшего в исследуемый период (в том числе, какие особенности могли обусловить виктимное поведение — при наличии его признаков)?

5. Исследования по фактам самоубийства (в том числе не-очевидного)

  • Обнаруживал ли погибший в период, предшествовавший его гибели, признаки какого-либо психического (эмоционального) состояния, если да, то, как это состояние могло повлиять на его психическую деятельность и поведение?
  • Имеется ли непосредственная причинно-следственная связь между психическим состоянием погибшего и действиями обвиняемого (указать, какими) и/или конкретными жизненными обстоятельствами (указать, какими)?

6. Исследования по фактам аварий на транспорте и производстве

  • Находился ли обвиняемый при исследуемых обстоятельствах в каком-либо эмоциональном состоянии, затрудняющем выполнение им своих профессиональных функций?
  • Соответствовали ли психологические и психофизиологические особенности субъекта требованиям экстремальных условий функционирования или нервно-психическим перегрузкам?
  • Какие индивидуально-психологические (в том числе психофизиологические) особенности субъекта могли повлиять на качество исполнения им своих профессиональных функций в исследуемых обстоятельствах?
  • Способен ли был водитель (диспетчер, летчик и т.п.), предвидеть наступление опасных последствий своих действий (бездействия), принять правильное решение по предотвращению этих последствий и реализовать его, контролируя ход реализации?

III. Исследования по иным направлениям:

1. По делам о защите чести, достоинства и деловой репутации

  • Являются ли действия (высказывания, публикации) ответчика (указать, какие) психотравмирующими для истца, затрагивают ли значимые дня него ценности, чувства и отношения, наносят ли урон его социальному статусу?

2. По фактам психологического воздействия (в т.ч. при проведении допросов; по фактам мошенничества, влияния теле-, видео-, печатной продукции)

  • Содержит ли видеозапись допроса (иных действий) признаки недопустимого психологического воздействия, оказываемого на допрашиваемого со стороны допрашивающего или третьих лиц?
  • Обнаруживаются ли в действиях (деятельности) конкретного лица (группы лиц, организации и т.д.) признаки направленного психологического воздействия на потерпевшего (других лиц), оказывает ли эта деятельности негативное влияние на психическую деятельность людей (несовершеннолетних, лиц других категорий)?

3. По делам о групповых преступлениях

Каков индивидуально-ролевой статус каждого из членов преступной группы, является ли он устойчивым или временным?

помощь адвоката

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector