161 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Преступления в сфере недропользования

Административная ответственность за правонарушения в сфере недропользования

Дата публикации: 23.04.2019 2019-04-23

Статья просмотрена: 321 раз

Библиографическое описание:

Халеева А. К., Дикаева М. С. Административная ответственность за правонарушения в сфере недропользования // Молодой ученый. — 2019. — №16. — С. 140-142. — URL https://moluch.ru/archive/254/58187/ (дата обращения: 13.02.2020).

Значимую роль в недропользовании играет административная ответственность. Исходя из сложившегося мнения юристов, административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, то есть противоправного, виновного (умышленного или неосторожного) деяния (действия или бездействия), посягающего на государственный, общественный строй, на собственность, на жизнь и здоровье граждан [1].

Основанием для наступления административной ответственности является совершение административного правонарушения.

Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) [2] определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством РФ установлена административная ответственность.

Административное правонарушение должно обладать рядом признаков, исходя из которых, можно сделать вывод, что правонарушение является деянием. Во-первых, оно должно выражаться в форме действия или бездействия. Другими признаками являются противоправность, виновность, наказуемость деяния, а также общественная опасность.

КоАП РФ устанавливает несколько составов правонарушений, которые относятся к недропользованию:

  1. Статья 7.3 (пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов),
  2. Статья 7.4.(Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых),
  3. Статья 7.5. (Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней),
  4. Статья 7.10. (Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом),
  5. Статья 8.9. (Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов),
  6. Статья 8.10. (Нарушение требований по рациональному использованию недр),
  7. Статья 8.11. (Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр).

Объектом административного правонарушения в области недропользования являются охраняемые законом общественные отношения, складывающиеся в области охраны и использования недр.

По мнению О. Л. Дубовик, основанием административной ответственности являются наличие в деянии признаков состава экологического проступка, включая умышленную или неосторожную вину субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за его нарушение [3].

Можно привести несколько примеров из судебной практики по административным правонарушениям в сфере охраны и использования недр.

Так, Арбитражным судом города Санкт-Петербург и Ленинградской области рассмотрено дело об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности [4].

ООО «Ресурс» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании вынесенного Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области постановления о привлечении общества к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей. Как следует из материалов дела, должностными лицами Комитета на основании обращения содержащего информацию о безлицензионной добыче песка, проведен осмотр, обследование территории по маршруту, определенному заданием на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования. В результате обследования установлено, что при движении по маршруту, указанному в Задании, должностными лицами Комитета был замечен выезжающий с участка грузовой автомобиль, кузов которого полностью заполнен песком. Въезд в карьер осуществлялся свободно, какие-либо информационные таблички с данными владельцев участка, лиц, проводящих работы, ограничениями в части входа/въезда на участок отсутствовали.

Из материалов рейдового обследования и материалов административных дел следует, что ряд лиц, в том числе ООО «Ресурс» проводит безлицензионную добычу песка (общераспространенного полезного ископаемого Ленинградской области) в границах проявления строительных песков «Мяглово». Лицензия, предоставляющая право пользования недрами на данном земельном участке, не выдавалась Обществу.

Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу о том, что административным органом достоверно установлено совершение Обществом (в составе группы других лиц) вмененного ему административного правонарушения — из недр в карьере на рассматриваемом земельном участке извлекался природный песок, находящийся в естественном, природном залегании, в «целике», а не какой-либо завезенный ранее и складированный материал.

Суд принял решение отказать в удовлетворении заявления общества ввиду отсутствия оснований для отмены/изменения постановления.

В случае отсутствия вины недропользователя привлечение его к административной ответственности будет являться незаконным. Так, гражданин Середа Д. В. Постановлением мирового судьи подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 200000 рублей за незаконное хранение в целях сбыта незаконно добытого янтаря [5]. Середа Д. В. подал иск в суд об отмене постановления и прекращении административного производства, ссылаясь на то, что обнаруженный у него дома янтарь остался ему после смерти его отца, который при жизни работал на янтарном комбинате и имел лицензию на добычу и обработку янтаря и янтарных изделий.

Основанием для решения мировым судьей вопроса о привлечении Середы Д. В. к ответственности послужили выводы участкового уполномоченного о том, что Середа Д. В. хранил янтарь-сырец общей массой 51 кг с целью его дальнейшего сбыта без разрешительных документов.

Какие-либо доказательства в подтверждение факта хранения незаконно добытого янтаря и цель его дальнейшего сбыта в материалах дела отсутствуют, а имеющиеся доказательства не могут быть признаны достаточными для вывода о наличии во вменяемом Середе Д. В. деянии объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.5 КоАП РФ. Каких-либо доказательств, подтверждающих то, что Середа Д. В. хранил незаконно добытый янтарь, а также доказательств, подтверждающих цель сбыта данного янтаря, должностным лицом при подготовке материала, а также мировым судьей не установлено.

Суд вынес решение об отмене постановления и прекращении административного производства, вследствие отсутствия состава административного правонарушения.

В судебной практике также нередки случаи привлечения лиц к административной ответственности по ст. 8.10 КоАП РФ. Таким примером может служить дело из практики Альметьевского городского суда Республики Татарстан.

Постановлением государственного инспектора межрегионального отдела по надзору в нефтедобывающей промышленности и горному надзору Приволжского управления Ростехнадзора Акционерное общество «СМП-Нефтегаз» признано виновным и подвергнуто административному штрафу в размере 800000рублей. Не согласившись с указанным постановлением, АО «СМП-Нефтегаз» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление признать незаконным и отменить. Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Приволжского управления Ростехнадзора проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица АО «СМП-Нефтегаз» на опасных производственных объектах, в ходе которой выявлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, нарушения лицензионных условий по производству маркшейдерских работ и требований к осуществлению маркшейдерского обеспечения промышленной безопасности и охраны недр. В числе нарушений также обнаружено: отсутствие журнала полевых измерений; отсутствие ведомости вычислений; отсутствие проектной документации с обоснованием координат устьев и забоев скважин; отсутствие подтверждающих документов на право пользования АО «СМП-Нефтегаз» двумя пунктами государственной геодезической сети принадлежащими Росреестру.

Исходя из характера и степени потенциальной опасности, конкретных обстоятельств дела, размера и тяжести вреда, обстоятельств совершения АО «СМП-Нефтегаз» административного правонарушения, а также принимая во внимание виды наказаний, предусмотренных санкцией ст. 8.10 ч.2 КоАП РФ, совершенное АО «СМП-Нефтегаз» правонарушение нельзя признать малозначительным, поскольку данное правонарушение затрагивает безопасность неопределенного круга лиц. Эти и некоторые другие доводы стали основополагающими для вынесения решения. Суд решил оставить постановление без изменения, а жалобу АО «СМП-Нефтегаз» без удовлетворения [6].

Административный штраф как один из видов наказаний указан во всех санкциях статей КоАП РФ, предусматривающих административную ответственность в сфере недропользования. При этом сам размер штрафов в статьях Кодекса значительно варьируется.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что имеется достаточно обширная практика привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения в сфере охраны и использования недр. Однако в связи с тем, что действия по осуществлению недропользования без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, может повлечь за собой непоправимый вред окружающей среде и экологической обстановки в целом, представляется необходимым ужесточить санкции за нарушение недропользователем статей КоАП РФ. Например, внести некоторые изменения в ст. 7.3 КоАП РФ, в части, касающейся ответственности, а именно, указать размер стоимости незаконно извлеченных полезных ископаемых.

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны и использования недр

Дата публикации: 23.04.2019 2019-04-23

Статья просмотрена: 325 раз

Библиографическое описание:

Халеева А. К., Дикаева М. С. Уголовная ответственность за нарушение правил охраны и использования недр // Молодой ученый. — 2019. — №16. — С. 138-140. — URL https://moluch.ru/archive/254/58186/ (дата обращения: 13.02.2020).

Юридическая ответственность — важнейшее средство охраны и обеспечения конституционности, законности и правопорядка. Основной целью юридической ответственности является предупреждение и пресечение правонарушений в сфере недропользования, устранение причиненного ущерба в результате пользования недрами.

Вопрос об уголовной ответственности за нарушение законодательства о недрах законодатель указывает в ст. 49 Закона РФ «О недрах» [1]. Однако в законе прямо не предусмотрено определение уголовной ответственности за нарушение законодательства о недрах. В рамках принципа ответственности недропользователей за нарушение законодательства о недрах, понятие уголовной ответственности можно сформулировать как основанная на нормах закона обязанность виновного в совершении преступления против правил охраны и использования недр лица претерпеть негативные последствия в виде наказания, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

На сегодняшний день существует несколько составов преступлений, которые связаны с нарушением правил охраны и использования недр, представленных в Уголовном кодексе РФ (далее — УК РФ) [2]. Так в ст. 255 УК РФ «Нарушение правил охраны и использования недр» объектом преступления выступают общественные отношения по охране и рациональному использованию недр. Предметом преступления следует считать недра как часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов и водотоков, простирающийся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Объективная сторона преступления выражается в совершении хотя бы одного из деяний, указанных в диспозиции, а именно: проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, при самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых. Такое нарушение правил может явиться результатом как действия, так бездействия виновного лица. Субъективная сторона состава преступления характеризуется одной из форм вины: умысел или неосторожность. Так, например, если виновное лицо осознавало незаконность самовольной застройки площади залегания полезных ископаемых, предвидело возможность причинения этим деянием значительного ущерба и даже если не желало, но сознательно допускало наступление указанного вреда либо относилось к его наступлению безразлично, то речь пойдет о косвенном умысле. При неосторожном нарушении правил охраны и использования недр последствия нарушения также будут считаться наступившими по неосторожности.

Читать еще:  Признаки субъекта преступления ук рф

На практике же применение ст. 255 УК РФ судами встречается довольно редко. Согласно статистическим данным МВД РФ за январь-ноябрь 2018 г. зарегистрировано более 22 тысяч экологических преступлений. Аналогичная ситуация наблюдается и в статистических данных за 2017, 2016, и 2015 гг. [3].

Ссылаясь на сложность в правоприменении ст. 255 УК РФ, Захарова В.А отмечает, что на практике она практически не применяется. Автор в своей работе отмечает, что официальная статистика в сфере нарушения охраны и использования недр не позволяет провести объективную оценку современного состояния преступности в данной области [4].

В основном, нарушения в сфере охраны и использования недр тесно связаны с преступлениями против собственности (корыстными преступлениями), преступлениями в сфере экономической деятельности (незаконное предпринимательство) и должностными преступлениями.

Так, на официальном сайте Следственного Управления Следственного комитета РФ по Томской области опубликована информация о том, что в Томской области вынесен приговор по уголовному делу о нарушении правил охраны и использования недр. Судом установлено, что руководитель коммерческой фирмы, основным видом деятельности которого является выполнение строительно-монтажных работ в 2016 году на месторождении песка «Новое», расположенном на территории лесничества ЗАТО Северск, дал указание работникам и подрядчикам о проведении с применением экскаваторов и автомобильной техники работ по незаконной добыче песка в объеме 12 800 кубометров и транспортировки их на объекты строительства.

Приговором суда мужчина признан виновным в свершении инкриминируемого ему деяния и осужден к наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей [5].

Санкция ст. 255 УК РФ предусматривает за совершенное деяние штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до двух лет.

На наш взгляд, необходимо скорректировать размер штрафа за данное преступление. Так, если вернуться к уголовному делу, указанному выше, и взять среднюю стоимость одного кубометра песка в Томской области (200рублей/один кубометр) и умножить на тот объем, который был «добыт» по указанию руководителя фирмы (12 800 кубометров), то можно получить сумму, значительно отличающуюся от суммы штрафа, полученное за данное преступление (200*12800куб=2560000руб.), хотя штраф составил всего 100 000 рублей. Столь незначительные суммы штрафа фактически оставляют лиц, совершивших преступление, безнаказанными и провоцируют продолжение ими преступной деятельности. На наш взгляд, в указанном выше примере сумма штрафа будет восприниматься подсудимым как откуп, а не как реальное наказание с серьезным карательным потенциалом. Представляется, что размер штрафа должен ставиться в прямую зависимость от суммы причиненного ущерба.

Также нельзя оставить без внимания одно из обсуждаемых уголовных дел Томской области прошедших лет. На том же сайте опубликована информация о подобном преступлении в сфере недропользования [6]. На основании материалов проверки, поступивших из органов прокуратуры, Следственными органами СК РФ по Томской области, возбуждено уголовное дело по факту нарушения правил охраны и использования недр. По данным следствия, в период с 2012 по 2017 гг. сотрудники коммерческого предприятия в нарушение Закона «О недрах» и условий имеющейся лицензии, не имея оформленного горного отвода, договора аренды на используемый земельный участок и лицензии на добычу полезных ископаемых, осуществляли с помощью спецтехники работы по добычи песчаника на карьере, расположенном на участке недр «Мирненский» в Томском районе. Общий объем незаконно извлеченных полезных ископаемых составил около 40 тысяч кубометров. В результате указанных действий окружающей среде причинен вред в размере более 18,5 миллионов рулей [7]. Однако необходимо отметить, что данные примеры является скорее исключением, многие аналогичные дела не доходят даже до стадии судебного разбирательства.

Таким образом, необходимо сделать вывод том, что на практике недропользователем, все чаще, выступают юридические лица. На наш взгляд, необходимо ввести статью в уголовное законодательство РФ, которая непосредственно регулировала бы уголовную ответственность юридического лица за правонарушения в сфере недропользования, так как на сегодняшний день этот вопрос весьма актуален. Говоря о вопросе привлечения юридических лиц к уголовной ответственности, С. Т. Фаткулин, отмечает, что «установление уголовной ответственности юридических лиц, в том числе за экологические преступления, позволит защитить окружающую среду от окончательного разрушения», с чем мы не можем не согласиться [8].

Глава VIII. Ответственность за нарушения в области недропользования

8.1. Административная и уголовная ответственности

за нарушения в области недропользования

Ответственность за нарушения в области использования и охраны недр предусмотрена разделом VI Закона РФ «О недрах». В соответствии со ст. 49 указанного Закона, лица, виновные в нарушениях требований горного законодательства несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Уголовная ответственность за преступления, связанные с недропользованием, установлена Уголовным кодексом РФ[146]. Основные составы данных уголовных преступлений закреплены в Главе 26 «Экологические преступления», один состав предусмотрен Главой 24 «Преступления против общественной безопасности». К их числу относятся:

Ст. 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;

Ст. 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;

Ст. 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации;

Ст. 255. Нарушение правил охраны и использования недр;

Ст. 216. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ.

Основным объектом данных преступлений является установленный порядок осуществления отдельных видов деятельности, связанной с пользованием недрами, дополнительным объектом – жизнь и здоровье человека. Все указанные составы преступлений носят материальный характер и предусматривают причинение значительного или существенного ущерба. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины (прямой или косвенный умысел), в случае причинения вреда жизни и здоровью человека возможна смешанная форма вины (умысел на причинение вреда основному объекту и неосторожность по отношению к жизни и здоровью человека). Субъектами данных преступлений являются граждане, признаки должностного лица являются основаниями, отягчающими ответственность.

Порядок привлечения к уголовной ответственности за совершение горных преступлений установлен Уголовно-процессуальным кодексом РФ[147], привлечение к ответственности и назначение наказания за уголовные преступления осуществляется судом.

Основные составы административных горных правонарушений установлены Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ)[148]. Глава 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности», Глава 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» и Глава 9 «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике» устанавливают ответственность за:

— пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3.)

— самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4.);

— самовольную добычу янтаря (ст. 7.5.);

— уклонение от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов и данных в государственный картографо-геодезический фонд Российской Федерации (ст. 7.25.);

— утрату материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации (ст. 7.26.);

— невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст.8.7.);

— нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9.);

— нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10.);

— нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11.);

— нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии (ст. 8.17.);

— нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 8.18);

— нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (8.19.);

— незаконную передачу минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 8.20.);

— нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ст. 9.1.);

— нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию (ст. 9.5.).

Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные составы административных правонарушений в области недропользования.

Субъектами данных правонарушений могут являться граждане, должностные и юридические лица. Основным видом наказания за административные горные правонарушения является штраф[149], также предусмотрена конфискация орудий и средств совершения правонарушения, приостановление деятельности на срок до 90 суток. Порядок привлечения к ответственности, а так же государственные органы, уполномоченные на применение мер административной ответственности, установлены КоАП РФ.

8.2. Имущественная ответственность за нарушения в области недропользования

Основные положения о имущественной ответственности за нарушения в области недропользования установлены Законом РФ «О недрах», а так же гражданским законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 51 Закона РФ «О недрах», вред, причиненный недропользователю в результате деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций, граждан, средств соответствующих бюджетов. Доказывание наличия убытков, а так же определение их размеров, осуществляется недропользователями самостоятельно.

Вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, а также иных действиях, которые привели к порче месторождения или созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств пользователя недр. Подлежит возмещению также вред, причиненный государству в случае, если участок недр не передан в пользование. Определение размера причиненного вреда производится по методикам и нормативам, утвержденным в установленном порядке, либо на основе соответствующей проектной документации восстановительных работ, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния недр с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Читать еще:  Признаки субъективной стороны преступления в уголовном праве

Целями имущественной ответственности являются восстановление имущественных прав, нарушенных незаконными действиями, и компенсация причинённых данным нарушением убытков[150]. Гражданский Кодекс РФ в главе 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» закрепил следующие принципы имущественной ответственности:

1. Вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

2. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

3. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, вне зависимости от вины.

4. За причинение вреда, причинённого в результате действий двух и более лиц, устанавливается солидарная или долевая ответственность.

Возмещение вреда производится добровольно или в судебном порядке. Исковые требования предъявляются в суд или арбитражный суд в соответствии с правилами, установленными гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством. Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон может быть заменена на обязанность по восстановлению нарушенных прав в натуре. Иски о компенсации вреда, причинённого нарушением горного законодательства, могут быть предъявлены в течении трёх лет.

Последствием совершения горных правонарушений может являться причинение вреда окружающей среде (экологического вреда). Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»[151] под экологическим вредом понимает негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Формами экологического вреда являются:

— загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

— истощение природных ресурсов;

— разрушение окружающей среды – глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Вопросы для самоконтроля:

1) Какие виды ответственности предусмотрены действующим законодательством за нарушение порядка недропользования?

2) Что является объектом уголовных преступлений, связанных с недропользованием?

3) Определите форму вины при совершении уголовных преступлений, связанных с недропользованием.

4) Назовите критерии разграничения уголовных преступлений и административных правонарушений, связанных с недропользованием.

5) Перечислите принципы имущественной ответственности за ущерб, причинённый недропользователем.

6) Назовите формы экологического вреда.

7) В каком порядке определяется размер вреда, причинённого окружающей среде нарушением порядка недропользования?

Нарушение правил охраны и использование недр по статье 255 УК РФ

Ответственность за нарушения законодательства о недрах установлена по ст. 255 УК РФ. Здесь мы разберем, за какие конкретные правонарушения в этой области назначают наказания по этой статье, а также приведем их список. Отдельно рассмотрим состав преступления и его особенности, так как это напрямую влияет на квалификацию подобного правонарушения.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Каким законодательством устанавливаются правила охраны и пользования недрами

Следующие нормативно-правовые акты устанавливают правила охраны и пользования недрами:

  • Закон РФ №2395-1 от 21.02.1992 г. (регулирует нормы геологического изучения и охраны недр и обеспечивает защиту прав государства и граждан РФ в этой области);
  • Закон о континентальном шельфе (содержит перечень норм, трактующих использование недр, расположенных в этом месте);
  • ФЗ №41 от 26.03.1998 г. (устанавливает правовые основы регулирования отношений в области разведки и исследования драгоценных камней, их добычи и производства);
  • Закон об охране окружающей среды (определяет правовые основы политики государства в области охраны окружающей среды);
  • ГрК РФ (содержит положения по охране или застройке территорий).

Список не исчерпывающий, но это основные законодательные акты, действие которых распространяется на всю территории России. Следует учитывать и другие законы, которые устанавливаются отдельными субъектами федерации.

Содержание ст. 255 УК РФ с комментариями

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах в РФ установлена ст. 255 УК. Она содержит список наказаний за следующие виды правонарушений:

  • нарушение законодательных актов о недрах при строительстве, вводе в эксплуатацию либо размещении горнодобывающих организаций или подземных сооружений, которые не связаны с добычей полезных ископаемых;
  • строительство на местах залегания полезных ископаемых с нарушением законодательства РФ.

Условие, при котором накладываются меры ответственности за такие преступления, – это наступление серьезных последствий вследствие вышеуказанных деяний.

Под полезными ископаемыми понимаются:

  • твердые (руды и пр.);
  • жидкие (нефть, вода и т. д.);
  • газообразные (горючие и инертные газы).

Охрана недр включена в охрану окружающей среды и предполагает рациональную эксплуатацию и предотвращение негативного влияния в экологическом плане в процессе человеческой деятельности.

По закону недра в использование предоставляются физическим и юр. лицам (в том числе иностранным) для осуществления видов деятельности, перечисленных в ст. 6 Закона РФ “О недрах”.

Внимание! По ст. 16 этого же закона, чтобы начать добычу полезных ископаемых, нужно получить лицензию от соответствующего федерального органа, который занимается регулированием подобных вопросов.

Под горнодобывающим предприятием понимается организация по добыче и обогащению полезных ископаемых открытым способом или из-под земли. Подземные сооружения – это шахты, колодцы, скважины и т. д., необходимые для осуществления разнообразных видов деятельности: археологической или иной научно-исследовательской.

Строительство каких-либо сооружений на местах залежи полезных ископаемых подразумевает их возведение без полученных у федеральных органов соответствующих разрешений, если они необходимы.

Что касается оценки ущерба, нанесенного подобными действиями, то здесь учитываются следующие критерии:

  • ценность используемого участка недр;
  • вид полезных ископаемых;
  • стоимость поврежденного или уничтоженного объекта природной среды;
  • возможность дальнейшего его использования и т. д.

Состав преступления

Предметом нарушения правил охраны и использования недр определяются недра, то есть та часть земной коры, которая располагается ниже почвенного покрова, а если его нет, то ниже земной поверхности или дна водоемов, доступных для геологического исследования.

Объективная сторона выражается в нарушении правил использования недр при совершении хотя бы одного из действий, перечисленных в статье 255 УК РФ.

Субъективная сторона характеризуется двумя формами вины: умышленной и по неосторожности. В первом случае гражданин вполне осознает всю противоправность совершаемого им поступка, но все же допускает его и хочет наступления его негативных последствий.

Если он понимает всю общественную опасность и противозаконность его деяния, не хочет наступления его результатов, но допускает их появление либо относится к тому, что они могут иметь место, безразлично, то это будет уже косвенный умысел.

При неосторожном виде вины лицо не знает о возможных последствиях своего злодеяния, хотя при должной осторожности и внимательности оно могло бы и понять, что они наступят. В другом случае гражданин хоть и знает о возможном негативном результате его проступка, но относится к этому с небрежностью или равнодушием.

Мотивы и цели преступников при этом значения для квалификации деяния не имеют.

Состав преступления – материальный. Оно считается оконченным тогда, когда вред уже нанесен.

Объекты и субъекты преступления

Основной объект деяния – это общественные отношения в сфере использования недр. Дополнительный – права и интересы граждан, отдельных компаний и государства.

Субъект правонарушения – психически здоровое лицо, достигшее 16 лет к моменту совершения деяния и занимающее должность в таких областях, как добыча полезных ископаемых, строение сооружений по их использованию и т. д.

Доказательная часть и её проблемы

Обязательный признак правонарушения – нанесение значительного ущерба. При этом мало установить, что ущерб имел место в качестве последствия преступления. Нужно, чтобы между этими двумя событиями была причинно-следственная связь.

В этом и заключается основная проблема в квалификации нарушения условий лицензии на пользование недрами, так как не всегда удается установить точный размер понесенного ущерба, особенно когда в качестве преступника было установлено частное предприятие.

Допустим, должностное лицо нарушило какие-либо правила по эксплуатации недр, но это не привело к существенным негативным последствиям. Тогда речь идет об обычной преступной халатности и пренебрежении своими служебными обязанностями. В этом случае гражданина накажут на работе или привлекут по КоАП РФ.

Квалификация преступлений

Согласно комментариям к ст. 255 УК РФ, нарушением прав государства на недра, воды и леса считается их использование или добыча без наличия у физ. или юр. лица соответствующей лицензии, выдаваемой федеральными органами.

Подобное преступление следует отграничивать от смежных от него деяний, наказания за которые назначают по статьям 8.9—8.11 КоАП РФ. Они отличаются тем, что их признаком не определяется нанесение серьезного ущерба, а их общественная опасность – в нарушении законов РФ о недрах.

Если было установлено, что правонарушение административное, то уголовную ответственность за нарушение законодательства о недрах не накладывают, а наказания назначают согласно ст. 8.9-8.11 КоАП РФ. Они представляют собой выплаты штрафов в различных размерах для физлиц и юрлиц.

Читать еще:  Преступление против личности ук

Допустим, в нарушении охраны и эксплуатации недр виновно лицо, которое для этого использует свое служебное положение. При наличии прочих квалифицирующих признаков преступление будет определено по совокупности со статьями 201 (злоупотребление полномочиями) и 285 (злоупотребление должностным положением) УК РФ.

Внимание! Отдельно стоит отметить, что предметом нарушения условий пользования недрами не может быть жемчуг, так как это продукт органического происхождения, а значит, не имеет никакого отношения к полезным ископаемым. Отсюда можно вывести, что и противоправная добыча ракушек-жемчужниц квалифицируется не по ст. 255 УК РФ, а по ст. 256.

Ответственность по статье 255 УК РФ

Виды наказаний за подобные преступления:

  • штраф суммой до 200 000 руб. или з/п за полтора года;
  • запрет на занятие некоторых должностей сроком до 3-х лет;
  • обязательные работы на 480 часов;
  • исправительные работы на 2 года.

Суд избирает конкретную меру ответственности после того, как рассмотрит все обстоятельства происшествия. При этом учитываются все отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Заключение

Если гражданин или организация нарушают правила эксплуатации недр, что приводит к серьезным последствиям, то подобные действия с их стороны расцениваются как преступление по ст. 255 УК РФ. Наказаниями за него становятся штрафы, обязательные или исправительные работы.

Подобное правонарушение следует отличать от административного, которое трактуется в ст. 8.9-8.11 КоАП РФ. Разница между ними в том, что признаком первого признается причинение значительного ущерба.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Уголовное право. Особенная часть (главы XI-XXI)

Нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ)

Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Статья 255 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольную застройку» площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.

В 1997 г. было зарегистрировано 3, в 1998 г. — 1, в 1999 г. — 0, в 2000 г. — 0, в 2001 г. — 1, в 2002 г. — 1, в 2003 г. — 2, в 2004 г. — 12, в 2005 г. — 15, в 2006 г. — 10, в 2007 г. — 8, в 2008 г. — 2 случая уголовно наказуемых нарушений правил охраны и использования недр.

Объект преступления — экологическая безопасность в сфере охраны и использования недр.

В соответствии с Законом РФ о недрах последние включают в себя подземное пространство и содержащиеся в нем полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы.

Объективная сторона преступления характеризуется: Одеяниями — действиями или бездействием (нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации указанных в диспозиции ч. 1 ст. 255 УК РФ объектов либо самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых); 2) последствием (причинение вследствие совершения указанных деяний значительного ущерба), и 3) причинной связью между указанными деяниями и наступившими в результате этого последствиями.

Нарушение указанных правил может совершаться как путем действий, так и бездействия, а самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых только путем совершения действий.

Правила охраны и пользования недрами в основном содержатся в Законе РФ о недрах. В соответствии с ним недра предоставляются в пользование для:

  1. регионального геологического изучения;
  2. геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
  3. разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
  4. строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  5. образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
  6. сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В Законе установлены: субъекты пользования недрами; сроки пользования; основания получения права пользования; порядок получения лицензии на пользование недрами и ее содержание; порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых; основания для прекращения (в том числе и досрочного) права пользования недрами; основные права и обязанности пользователя недр.

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

На пользователя недр возлагается целый ряд обязанностей.

К ним, например, относятся:

  • соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;
  • соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
  • ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;
  • безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
  • соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правши), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
  • приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

Нарушение этих и других обязанностей природопользователем при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации указанных в диспозиции ч. 1 ст. 255 УК РФ объектов в случае причинения вследствие этого значительного ущерба и составляют первую разновидность деяний, образующих объективную сторону рассматриваемого преступления.

Закон РФ о недрах устанавливает и основные требования охраны недр, невыполнение которых также может лежать в основе объективной стороны данного преступления. К ним, например, относятся: охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

Горнодобывающими предприятиями являются предприятия по добыче и обогащению полезных ископаемых.

Полезными ископаемыми в геологии понимаются минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства. Они подразделяются на твердые (например, угли и руды), жидкие (например, нефть, минеральные воды) и газообразные (природные горючие и инертные газы). Подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, — это различного рода сооружения, предназначенные не для добычи полезных ископаемых, а для иных целей, например, для изысканий и работ по прогнозированию землетрясений, для палеонтологических работ и др.

Понятие проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации соответствующих горнодобывающих предприятий или подземных сооружений понимается так же, как в ст. 246 УК РФ с учетом специфики указанных в ст. 255 УК РФ предприятий и сооружений.

В соответствии с Законом РФ о недрах самовольной застройкой площадей залегания полезных ископаемых является строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов без получения на то разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных подразделений и органов государственного горного надзора. Последнее может быть получено только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экологической целесообразности застройки. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения производственных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.

Понятие значительного ущерба от нарушения правил использования и охраны недр не конкретизируется в ст. 255 УК РФ. В уголовно- правовой литературе он, например, определяется, как потеря запасов полезных ископаемых и попутных компонентов, выведение сельскохозяйственных и иных земель из оборота, ухудшение состояния подземных вод; как нарушение естественных свойств недр, затраты по проведению консервации и ликвидации горнодобывающих предприятий, затраты на восстановление нарушенных естественных свойств недр; как значительная степень порчи полезных ископаемых при строительстве горнодобывающих предприятий. Думается, что, суммируя эти не противоречащие друг другу определения, можно получить некоторую обобщающую картину разновидности значительного ущерба данного экологического преступления. Разумеется, что конкретный ущерб определяется с учетом конкретных обстоятельств конкретного уголовного дела о нарушении правил охраны и использования недр.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанное соблюдать правила охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Субъектом самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых является любое лицо, достигшее 16 лет, осуществляющее такую застройку.

Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной виной.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×