Примеры военных преступлений
Понятие, виды военных преступлений в международном праве и ответственность за их совершение
Военное преступление в международном праве – особо тяжкое правонарушение, совершенное в ходе боевых действий, сопряженное с массовым уничтожением людей. Впервые международное сообщество заговорило о преступности в ходе вооруженных конфликтов после Первой мировой войны. После принятия ряда международных нормативных актов, регулирующих порядок ведения боевых действий, военные преступления не прекратились. Примеры таких правонарушений встречаются и по сей день.
Характеристика военных преступлений
Появление категории военных преступлений в международном праве обусловлено двумя главными факторами: техническим развитием и стремлением полностью уничтожить ресурсы противника. Появление новых типов вооружений, связанных с нанесением мучительной смерти, и оружия массового поражения привело к значительному повышению боевой мощи. Военные правонарушения получили окраску преступлений против человечности, поскольку уничтожение людей, бесчеловечное отношение и причинение страданий не должны становиться целями вооруженного конфликта.
Стремление уничтожить противника привело к появлению особых методов ведения войны. Разрушение гражданских построек, жилища, атаки на гражданское население, убийство военнопленных подрывают обороноспособность государства. Тем не менее деяния являются не оправданными с военной точки зрения, поскольку наносят ущерб не участвующим в конфликте людям.
Система международного гуманитарного права предусматривает исчерпывающий перечень военных преступлений во всех проявлениях. Они делятся на две крупных категории:
- Серьезные нарушения Женевских конвенций.
- Серьезные нарушения иных норм международного права.
Первая категория образует группу преступлений против человечности. Правонарушения связаны с умышленными действиями военнослужащих и распространяются на вооруженные силы противника. Женевская конвенция выделяет 8 наиболее тяжких военных преступлений в международном праве:
- бесчеловечное отношение (пытки, эксперименты биологического характера, истязания и увод в рабство);
- захват людей в качестве заложников;
- причинение мучений, страданий, в том числе путем телесных повреждений (отрезание конечностей, ввод ядов в организм, психологическое насилие);
- умышленное убийство (проявления действий убийства, не связанных с атакой противника или обороной);
- перевод военнопленных, гражданского населения противника на службу в собственных войсках;
- массовое уничтожение имущества, не связанное с ведением боевых действий;
- лишение военнопленных, иных лиц нормального судопроизводства (вынесение решений формата «без суда и следствия»);
- депортация, лишение свободы лиц, не связанные с законными основаниями.
Категория правонарушений, связанных с нарушением норм иных актов международного права, более разносторонняя. Среди такого рода деяний выделяют следующие группы преступлений:
- нападение на гражданское население (отдельные убийства, массовые, геноцид);
- нападение на гражданские объекты (школы, поликлиники, продовольственные места и т.п.);
- удары по объектам, людям, транспорту гуманитарных организаций, действующих под эгидой ООН («Красный крест»);
- нападения при условии, что преступник знал о риске причинения случайной гибели гражданским лицам и объектам и о несоразмерном ущербе;
- удары по незащищенным объектам, которые не могут быть целями военных операций.
Важно! Преступления, совершенные в боевых условиях, не имеют сроков давности. Известны случаи, как военачальники привлекались спустя 50-60 лет после событий, когда имело место преступное деяние.
Международно-правовое регулирование
Нормативно-правовое регулирование военной преступности обеспечивается специализированными международными актами. Основным актом общего содержания является Римский статут Международного уголовного суда. Это документ, включающий понятие, классификацию военных преступлений, описывающий особенности уголовной ответственности и одновременно устанавливающих порядок производства по делам преступников.
Детализация правонарушений в зависимости от сферы и направленности содержится в Гаагских и Женевских конвенциях. Первая группа документов принята до Первой мировой войны – в 1899 и 1907 годах. Они регулируют порядок ведения боевых действий, разрешает и запрещает использование определенных типов оружия, методов, средств. Женевские конвенции составляют группу из 11 документов, принятых в период с 1864 по 1949 годы. Нормативные акты регламентируют преступления против раненых, больных, военнопленных, гражданского населения.
Вопросам регулирования военных преступлений посвящены другие документы. Они направлены на детализацию установленных в упомянутых выше конвенциях преступлениях, в том числе к условиям современных реалий вооруженных конфликтов. Условно документы можно разделить на следующие группы:
- Дополнительные протоколы к Гаагским и Женевским конвенциям;
- Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН;
- Уставы Нюрнбергского, Токийского трибуналов, Международных трибуналов по Руанде и бывшей Югославии);
- иные документы (отраслевые конвенции, пакты).
Правоведы особую роль придают Закону № 10 Контрольного Совета в Германии, в который входили высшие военные начальники США, СССР, Великобритании и Франции. Документ стал первым нормативным актом внутреннего права, регулирующим положения о военных преступлениях. В § 1 ст. 2 Закона впервые была закреплена классификация преступлений, совершаемых в ходе вооруженных конфликтов, а в § 2 – круг субъектов, подлежащих привлечению к ответственности.
Ответственность за совершение военных преступлений
Ответом на совершение правонарушений в ходе вооруженных конфликтов является привлечение к уголовной ответственности. Долгое время главными юрисдикционными органами, принимавшими решения в отношении военных преступников, являлись трибуналы. Подобного рода органы создавались с целью расследования преступных деяний и наказания виновных в рамках определенных военных действий. Наиболее яркими примерами являются:
- Нюрнбергский трибунал (над предводителями Третьего Рейха);
- Токийских трибунал (над японскими военачальниками после Второй мировой войны);
- Трибунал по Руанде (геноцид в 1994 году);
- Трибунал по бывшей Югославии (гражданская война 1991-2001 года).
Римским статутом 1998 года был утвержден единый юрисдикционный судебный орган, действующий на постоянной основе. Международный уголовный суд начал работу в 2002 году, но первое дело было рассмотрено в 2005 году. С тех пор суд вынес приговоры в отношении порядка 30 лиц. Наказаниями могут быть только тюремное заключение, хотя трибуналы активно использовали смертную казнь.
Внимание! Консультативная служба МККК по международному гуманитарному праву известна лишь в узких кругах. Тем не менее орган является одним из важнейших в вопросе об уголовной ответственности за военные преступления. Служба содействует государствами, преступникам в выполнении обязательств, которые были назначены в качестве наказания судом или трибуналом.
Военные преступления являются наиболее серьезными правонарушениями, охватывающими широких спектр общественных отношений. Преступность подобного плана имеет направленность против мира, против человечности, поэтому вопросы о ней решаются на межгосударственном уровне. Международным сообществом принято множество нормативных актов, регламентирующих вопросы военной преступности. Привлечением к ответственности занимаются специальные юрисдикционные органы, основным из которых является Международный уголовный суд.
Что такое
Ответы на популярные вопросы — что это, что значит.
Что такое Военные Преступления
Военные преступления – это акты необоснованного насилия и жестокости, совершаемые во время военных конфликтов гражданскими лицами, военными или политиками.
Что такое Военные Преступления – значение, определение, понятие простыми словами.
Простыми словами, Военные преступления – это акты чрезмерного насилия, нарушающие обычаи или определенные договора, которыми регулируется ведение военных действий. По сути, военные преступления совершались на протяжении всей истории человечества, но именно в 20-ом веке между многими странами были заключены определенные договоренности о том, как должны проходить военные действия. Так к примеру, в Женевской конвенции было четко определено, какие действия являются допустимыми для применения между комбатантами, а какие входят в разряд военных преступлений. Для простоты понимания, можно привести довольно банальный пример: «Плененного вражеского солдата разрешено допрашивать – и это вполне логично и законно, но его нельзя подвергать пыткам, ибо это уже будет перечить положениям Женевской конвенции об содержании военнопленных.»
Если говорить о военных преступлениях в общем, то нужно отметить, что под данную классификацию попадает множество различных действий. Следует также понимать, что из-за самой природы военного времени, многие акты довольно сложно классифицировать, расследовать и доказывать. Тем не менее есть перечень того что безусловно является военным преступлением. Так согласно Статье 147 Женевской конвенции военными преступлениями считается:
- Умышленное убийство в военное время;
- Пытки или бесчеловечное обращение, в том числе умышленное причинение больших страданий или серьезных телесных повреждений или вреда здоровью;
- Незаконная депортация;
- Захват заложников;
- Обширное уничтожение и присвоение имущества, не оправданное военной необходимостью.
Помимо перечисленных в 147 статье критериев, есть и более обширный список, в который входит:
- Геноцид;
- Пленение или порабощение (народов, групп);
- Изнасилование;
- Применение запрещенного оружия (химическое оружие, биологическое оружие);
- Преднамеренное уничтожение гражданской инфраструктуры (школы, больницы, храмы, музеи, памятники и так далее.);
Виды военных преступлений.
В сложившейся мировой практике военные преступления принято делить на три основных вида, это:
- Традиционные военные преступления;
- Преступления против мира;
- Преступления против человечности.
Что такое традиционные военные преступления?
В данную категорию входят те преступления, которые нарушают обычную практику ведения военных действий. Так к примеру, сюда могут входить: пытки и уничтожение пленных, ведение военных действий без отличительных знаков, что является обязательным для комбатантов и так далее.
Что такое преступления против мира?
В данную категорию попадают акты враждебных и агрессивных действий, направленных против суверенной страны, которая не находится в стадии обороны.
Что такое Преступления против человечности?
К данной группе преступлений относятся самые жестокие и бесчеловечные преступные действия. Так преступлением против человечности можно считать порабощение, жестокость и убийство не комбатантов, истребление целых групп людей по расовому (расизм), национальному, религиозному или другому признаку.
Ответственность за военные преступления и срок давности военных преступлений.
Первые серьезные попытки преследовать военных преступников произошли после Первой мировой войны, и они в значительной степени считались провалом. Однако после Второй мировой войны в Германии был создан трибунал с целью осудить подозреваемых военных преступников. Трибунал управлялся союзными силами, и ряд видных нацистов были осуждены во время Нюрнбергского процесса, включая Германа Геринга и Рудольфа Гесса. Именно этот трибунал создал почву для будущих судебных преследований подозреваемых военных преступников и вызвал изменение международного отношения к концепции военных преступлений.
Что касается сроков давности, за которые могут быть привлечены военные преступники, то, как правило, они вообще отсутствуют. Говоря другими словами, у военных преступлений нет срока давности. Так к примеру, еще совсем недавно происходили суды над уже изрядно постаревшими и долгое время скрывающимися нацистскими преступниками.
Что касается современности, то сейчас самым авторитетным органом, который разбирается с военными преступлениями, является нейтральный Международный уголовный суд в Гааге (Гаагский Трибунал).
Военные преступления
Военные преступления — международные преступления, представляющие собой преступные деяния, которые посягают на законы или обычаи войны. Военные преступления являются сложными и разнообразными по характеру деяния, осуществляющиеся специальными субъектами — военнослужащими, от верховного командования до рядового солдата.
Военные преступления как группу следует отличать от преступлений против военной службы. Основное отличие отражено в объекте. Применительно к преступлениям против военной службы родовым объектом являются общественные отношения по охране установленного порядка прохождения военной службы. Родовой же объект военных преступлений — это общественные отношения по охране установленного в международном гуманитарном праве порядка ведения вооруженных конфликтов международного и не международного характера (правил ведения войны).
Военные преступления совершаются в рамках целенаправленного плана или политики.
Определение военных преступлений впервые было дано в Уставе Международного военного трибунала (Нюрнбергского) в 1945 г. Впоследствии эти нормы получили свое развитие благодаря деятельности ООН путем последующего принятия различных международных документов.
Источники правового регулирования: Устав Нюрнбергского трибунала 1945 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.: об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны. Дополнительный протокол II к Женевским Конвенциям, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера 1977 г.; Конвенция ООН «о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества» 1968 г. и др.
Естественно, что военные преступления могут быть совершены в период ведения военных действий или нахождения государства, группы государств в состоянии войны (вооруженного конфликта). Международное право уже давно имеет большое количество международных соглашений, регламентирующих различные правила ведения войны. Как уже было отмечено, именно международное гуманитарное право, как отрасль, устанавливает правила ведения военных действий в вооруженных конфликтах двух типов:
международный вооруженный конфликт — военные действия между государствами, между государством и группой государств. К ним также относят вооруженная борьба против колониального господства и иностранной оккупации, и против расистского режима в борьбе за свое право на самоопределение (Ирак и Кувейт).
вооруженные конфликты немеждународного характера — внутренние конфликты (Югославия, Чечня).
Последние имеют место на территории государства, когда идет длительное вооруженное противостояние между правительственным вооруженными силами и организованными вооруженными группами; либо между такими группами, которые находятся под ответственным командованием, осуществляют контроль над частью ее территории. Это позволяет данным группам осуществлять непрерывные и согласованные военные действия.
Прежде чем перейти к непосредственному изучению видов военных преступлений следует остановиться на их общей характеристике с позиции элементов составов военных преступлений. Основным объектом посягательства всей группы военных преступлений является установленный в основополагающих принципах международного права и международном гуманитарном праве порядок ведения вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера. Дополнительным объектом может выступать безопасность, права и интересы лиц, принимающих участие в боевых действиях, а также лиц, не принимающих непосредственного участия в вооруженном конфликте.
Объективная сторона военного преступления представляет собой внешний акт общественно опасного посягательства и характеризуется совокупностью юридически значимых признаков: деянием, последствием, причинной связью между ними, способом, местом, временем, обстановкой, средствами и орудиями совершения преступления. Особенность данных признаков проявляется исходя из специфики объекта посягательства.
Субъектом военного преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 18 лет на момент совершения преступления. Виновный обладает признаками специального субъекта, т. е. это комбатант (военнослужащий вооруженных сил одной из противоборствующих сторон). Статус комбатанта определен Женевскими конвенциями 1949 г.
Субъективная сторона военных преступлений характеризуется внутренним, психическим отношением виновного к совершенному общественно опасному деянию и наступившим последствиям. Лицо осознает общественную опасность своих действий, желает наступления общественно опасных последствий либо сознательно допускает их наступление. Таким образом, военные преступления, как и все международные преступления, характеризуются виной в форме только умысла.
На сегодняшний день наиболее детальная классификация военных преступлений закреплена в Статуте МУС. Данный документ выделяет четыре группы с учетом вида вооруженного конфликта. Конечно, существуют определенные лексические особенности в закреплении составов военных преступлений в зависимости от вооруженного конфликта. В отношении каждого вида вооруженного конфликта в Статуте МУС к военным преступлениям отнесены две группы: серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г. и другие серьезные нарушения законов и обычаев войны, применимых в установленных рамках международного права. Рассмотрим составы военных преступлений именно с учетом нарушения ими определенной группы международно-правовых норм.
1. Серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г.:
пытки или бесчеловечное обращение;
умышленное причинение сильных страданий или серьезных телесных повреждений или ущерба здоровью;
незаконное, бессмысленное и крупномасштабное уничтожение или присвоение имущества, не вызванное необходимостью;
умышленное лишение военнопленного или другого охраняемого лица права на справедливое и нормальное судопроизводство;
незаконная депортация или перемещение, незаконное лишение свободы, взятие заложников;
принуждение военнопленного или другого охраняемого лица к службе в вооруженных силах неприятельской державы. И другие составы преступлений.
Разберем для примера один из данных составов преступлений группы.
Умышленное убийство. Умышленное причинение смерти одному или нескольким лицам. Объект — общественные отношения по охране жизни в период ведения военных действий. Объективная сторона преступления выражена в общественно опасном деянии в форме причинения смерти. Потерпевший должен находиться под защитой одной или нескольких Женевских конвенций 1949 г. (комбатанты — представители вооруженных сил государства, медицинский персонал, гражданское население) и принадлежать к противоположной стороне в вооруженном конфликте. Субъект должен знать, что причиняет смерть лицу, находящемуся под защитой Женевских конвенций 1949 г. Обязательным признаком является обстановка совершения данного преступления — вооруженный конфликт, как международного, так и не международного характера, военная оккупация также относится к периоду военного конфликта. Время совершения преступления — деяние должно быть совершено в период военных действий (наступление, атака и т. п.).
Субъект преступления — физическое, вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления возраста уголовной ответственности — 18 лет. Признаки специального субъекта — комбатант, т. е. военнослужащий. Субъективная сторона — вина выражена в форме умысла.
2. Другие серьезные нарушения законов и обычаев войны, применимых в установленных рамках международного права:
нападение на гражданское население или отдельных его лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;
умышленные нападения на гражданские объекты;
нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом ООН;
-умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной случайной гибели или увечья гражданских лиц или ущерба ОПС, который будет явно несоизмерим с конкретным и непосредственно ожидаемым общим военным превосходством;
нападение на незащищенные и не являющиеся военными целями города, деревни, жилища или здания, либо их обстрел с применением каких бы то ни было средств. И другие составы преступлений.
Следует отметить, что в вооруженном конфликте в соответствии с нормами международного гуманитарного права должно соблюдаться требование соизмеримости, оно обязательно должно учитываться при определении правомерности любых военных действий во время вооруженного конфликта. Так, в соответствии с нормами МГП гражданское население, не участвующее в войне, должно пользоваться неприкосновенностью. Стороны конфликта должны заботиться о том, чтобы щадить гражданские объекты от причинения вреда и разрушения.
В целом, Статут МУС раскрывает основные разновидности серьезных нарушений законов и обычаев войны, применимых в вооруженных конфликтах в установленных международно- правовых рамках. Статут содержит свыше 50 составов военных преступлений.
С учетом выше представленной классификации военных преступлений и их особенностей можно выделить ряд признаков состава преступления, которые приобретают обязательное значение и позволяют отличать военные преступления от иных схожих международных преступлений:
особенности объекта преступления;
обстановка и время совершения преступления;
специальный субъект преступления.
УК России содержит один состав международного преступления, который можно отнести к группе военных преступлений — ст. 356 УК РФ «Применение запрещенных средств и методов ведения войны». Данное преступление раскрывается в УК РФ путем перечисления способов осуществления объективной стороны преступления, т. е. объективная сторона носит альтернативный характер, поскольку уголовную ответственность несет любое из следующих деяний:
жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением;
депортация гражданского населения;
разграбление национального имущества на оккупированной территории;
применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.
В соответствии с последним способом совершить данное преступление можно в любой форме, предусмотренной Гаагскими и Женевскими конвенциями, а также другими соглашениями России. Применение запрещенных средств и методов ведения войны в рамках Статута выступает как определенная подгруппа составов военных преступлений, существующая же трактовка диспозиции состава в УК РФ позволяет расширительно толковать данное общественно опасное деяние и дает возможность отнести все военные международные преступления к регламентации ст. 356 УК РФ. Именно такой позиции придерживаются многие специалисты, анализируя данную норму и ее соответствие международному гуманитарному праву. Норма является бланкетной, поскольку требует обращения к различным международным документам.
Исходя из названия статьи, можно выделить:
запрещенные средства ведения войны — запрет применять определенные виды оружия;
запрещенные методы ведения войны — применение различных ухищрений для достижения поставленной цели, таких как запугивание гражданского населения, незаконное использование эмблемы противной стороны и т. п.
Следует отметить, что норма УК РФ не содержит ставшего уже традиционным способа разделения военных преступлений на нарушения Женевских конвенций 1949 г. и другие серьезные нарушения правил и обычаев ведения войны. Также в норме нет указания на обстановку совершения преступления, а именно период вооруженного конфликта международного или немеждународного характера. Данные обстоятельства в результате требуют тщательного изучения и сопоставления способов совершения преступления, закрепленных в диспозиции, с нормами международного гуманитарного права.
Часть 2 ст. 356 УК РФ предусматривает квалифицированный способ совершения преступления — применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ.
Следует отметить, что международными соглашениями запрещено применять химическое, биологическое и токсическое оружие. Однако запрет на применение ядерного оружия в международном праве отсутствует. Ряд ученых, анализируя положения Статута МУС, говорят о наличии нескольких составов, содержащих в качестве признаков запрет на применение оружия, схожего с оружием массового поражения. Однако сам термин ОМП в Статуте не употребляется, а встречаются лишь фразы о токсичном оружии, к которому нельзя отнести все виды оружия массового поражения. Таким образом, закрепление ч. 2 ст. 356 в УК РФ именно в таком изложении рассматривается как новелла российского законодателя, пока не имеющая схожей международной нормы.