2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто может возбуждать уголовные дела

Кто имеет право открыть уголовное производство

Отдельные виды противоправных деяний предусматривают наступление уголовной ответственности для виновного лица. Многие граждане знают, что незнание закона не освобождает от ответственности за определенное деяние, поэтому важно знать, какие действия будут расцениваться должностными лицами как преступление и какие правила необходимо соблюдать при начале разбирательства.

Не так давно я столкнулся с ситуацией, когда уголовное дело по странному стечению обстоятельств было возбуждено прокурором. Во время обучения на юридическом факультете один из педагогов четко пояснял, может ли прокурор выполнять такие действия, и ответ отрицательный.

Воспользовавшись этой процессуальной ошибкой, я подал ходатайство о закрытии уголовного производства, поскольку оно было начато не по правилам. А в сегодняшнем материале я подробно расскажу о том, кто возбуждает уголовные дела и каков общий порядок, обязательный всеми участниками к исполнению.

Определяющий фактор – форму уголовного преследования

Чтобы разобраться в вопросе, касающемся того, кто имеет право инициировать разбирательство по уголовному делу, сначала стоит выяснить, какие существуют формы уголовного преследования. Дело в том, что этот момент может повлиять на выбор должностного лица, отвечающего за открытие дела.

В российском законодательстве присутствуют следующие формы:

  1. Публичные дела – согласие потерпевшего на открытие дела не требуется, и примирение сторон не сможет стать причиной его прекращения.
  2. Частно-публичные разбирательства. Жалобу подает пострадавший, и они не завершается по договоренности сторон.
  3. Частные дела – жалоба подается потерпевшим, но дело может быть закрыто в связи с примирением участников.

Следует отметить, что начальным этапом открытия дела становится подача заявления либо обнаружение факта совершения преступного деяния. После доследственных мероприятий и для определения подследственности конкретного происшествия материалы передаются прокурору, совместно с постановлением о возбуждении дела. Прокурор изучает обстоятельства преступления и может отказать.

Какие должностные лица уполномочены открывать уголовные дела?

По общим правилам, описанным в ст. 146 УКП РФ, правом возбуждать уголовные дела, наделены только определенные лица, а точнее:

  • органы дознания. ОВД или иные представители исполнительной власти, имеющие право вести оперативную деятельность;
  • дознаватели. Лица, уполномоченные заниматься следственными действиями по делам уголовного характера. Все прочие сотрудники органов дознания не наделены правом заниматься такими вопросами;
  • руководство следственного органа;
  • следователи – лица, ведущие предварительное расследование по совершенным злодеяниям.

В качестве исключения в законе указываются ситуации, когда перечисленные лица не имеют возможности вести следственные мероприятия (нет доступа). При таких обстоятельствах ответственность по возбуждению дела ложится на капитанов судов и руководителей экспедиционных партий, начальников станций и глав консульств.

Кто еще располагает правом возбуждения дел уголовного характера?

Достаточно часто в интернете звучат вопросы о том, может ли прокуратура возбуждать уголовные дела или имеет ли такое право судья либо участковый. Несмотря на то, что подобные функции за ними не закреплены, есть некоторые нюансы, которые необходимо принимать во внимание.

Если говорить о прокуроре, то в его обязанности входит ведение надзора за соблюдением законности происходящего. Это должностное лицо определяет подследственность каждого злодеяния и может опротестовать постановление о возбуждении дела, вынесенного дознавателем. Иными словами, прокурор не может возбудить дело, но он должен одобрить его начало.

Судья может начать делопроизводство, но только при определенных обстоятельствах. В частности, речь идет о делах частного обвинения или при обнаружении в ходе разбирательства другого преступного деяния подсудимого. Участковый же, хоть и принадлежит к группе органов дознания, не имеет подобных полномочий. Задача участкового — передать дело дальше по инстанции.

Кто не имеет такого права

Есть группы лиц, которые в разбирательстве уголовного дела участия принимают, но исполнять действия, направленные на его возбуждение, не вправе. Здесь можно указать таких лиц, как:

  • дежурные сотрудники, принимающие жалобы от потерпевших;
  • оперуполномоченные, выполняющие непосредственные розыскные мероприятия;
  • частные обвинители и адвокаты пострадавшего лица;
  • судьи, не имеющие таких полномочий.

Таким образом, можно отметить, что закон устанавливает строго регламентированный спектр лиц, имеющий право на инициацию судебного разбирательства при наличии конкретных оснований.

Вместо итогов

В конце изложенного материала можно сделать несколько заключений:

  1. Только определенные лица могут возбуждать уголовные дела, и это зафиксировано в законодательных актах.
  2. Прокурор одобряет вынесенное дознавателем постановление, но не может самостоятельно принять такое решение.
  3. В отдельных случаях возбудить дело может судья, но с соблюдением условий, описанных в законодательстве. Такого права лишен участковый, и после проведения необходимых мероприятий он обязан передать дело дознавателю.

Уполномоченные лица: кто может возбудить уголовное дело?

Совершение противоправного деяния приводит к наступлению уголовной ответственности для виновного гражданина.

Назначение наказания становится возможным после рассмотрения судом представленных материалов. Законом определяется, кто может возбудить уголовное дело при наличии оснований.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам бесплатной консультации :

Как узнать, заведено ли уголовное дело? Читайте об этом здесь.

Формы уголовного преследования

Выделяют три формы уголовного преследования:

  1. Публичный порядок. Данная форма уголовного преследования подразумевает возбуждение дела уполномоченными органами без получения согласия со стороны потерпевшего. Примирение сторон при данной форме уголовного преследования не является поводом для прекращения производства по делу о правонарушении.
  2. Частно-публичный порядок. Дело возбуждается исключительно на основании жалобы самого пострадавшего. Если по объективным причинам пострадавшее лицо не может самостоятельно подать жалобу, это за него может сделать законный представитель.

Примирение сторон, также, не является основанием для прекращения дела.

  • Частный порядок. Дела подобного рода принимаются к рассмотрению уполномоченными органами на основании заявления (жалобы) потерпевшей стороны. Примирение сторон является основанием для прекращения дела.
  • Частное, частно-публичное уголовное преследование начинается с подачи пострадавшей стороной заявления в отношении конкретного лица, либо лица, указанного в статье 447 УПК РФ.

    Для определения подследственности дело направляется прокурору для ознакомления. Об этом делается соответствующая отметка. При наличии оснований должностные лица, обладающие необходимой компетенцией, возбуждают дело.

    Данный факт подтверждается постановлением.

    В документе указываются сведения о месте и времени вынесения решения, о выявленных основаниях.

    Также, указывается наименование организации и данные должностного лица, вынесшего решение.

    Копия постановления направляется прокурору для ознакомления. Прокурор после изучения представленных материалов дела может прийти к заключению о необоснованности предъявляемых виновному лицу обвинений, либо о незаконности действий уполномоченных лиц.

    В этом случае по закону он имеет возможность в течение суток после получения материалов дела вынести решение об отмене полученного постановления.

    Отмена документа происходит на основании мотивированного постановления самого прокурора.

    Копия данного документа передается лицу, возбудившему дело. Уполномоченное лицо после получения отказа прокурора в возбуждении уголовного дела уведомляет об этом заявителя (пострадавшую сторону), обвиняемого.

    Читать еще:  Найти административное дело по фамилии

    Если гражданин подает исковое заявление в мировой суд, не обладая необходимыми сведениями о виновнике происшествия, судья не принимает документ.

    В этом случае дело передается судьей на рассмотрение следственных органов, органов дознания.

    Об основаниях и порядке возбуждения уголовного дела читайте тут.

    Уполномоченные лица

    Ст. 146 УПК определяет, что возбуждать уголовные дела в пределах своей компетенции и при наличии оснований могут следующие уполномоченные лица и организации:

    1. Органы дознания — органы внутренних дел РФ (отделы, отделения, пункты); иные органы исполнительной власти, имеющие право осуществлять оперативно-розыскную деятельность; органы службы судебных приставов; начальники органов военной полиции; командиры воинских частей, соединений; начальники военных учреждений, гарнизонов; органы государственного пожарного надзора.
    2. Дознаватели — должностные лица органов дознания, уполномоченные на осуществление следственных действий, проведение расследований по уголовному делу. Именно дознаватели, как представители органов дознания, обладают достаточными полномочиями и компетенцией для возбуждения уголовных дел.

    Остальные сотрудники органов дознания, не относящиеся к категории дознавателей, подобными правами не обладают.

  • Руководители следственного органа — должностные лица, возглавляющие следственное подразделение (либо их заместители).
  • Следователи — должностные лица, отвечающие за проведение предварительного следствия по совершенным правонарушениям уголовного характера.
  • Когда противоправные действия совершаются в местах, в которые по объективным причинам у правоохранительных органов отсутствует доступ, неотложные следственные мероприятия и возбуждение дела возлагается на следующих лиц:

    • капитанов судов;
    • руководителей экспедиций;
    • начальников антарктических станций;
    • начальников сезонных баз;
    • глав дипломатических представительств;
    • глав консульских учреждений.

    Вышеперечисленные уполномоченные лица имеют право на возбуждение уголовного дела только в случае совершения преступления правонарушителями по месту пребывания этих уполномоченных лиц и при отсутствии поблизости органов дознания (на судне, в экспедиции, на станции, на полевой базе, в дипломатическом представительстве или консульском учреждении).

    Может ли следователь закрыть дело до суда? Ответ узнайте прямо сейчас.

    Кто может возбудить дело?

    Чаще всего возникают вопросы о наличии права возбуждать уголовные дела у следующих уполномоченных лиц:

    Прокурор наделен полномочиями осуществления надзора за соблюдением законности.

    Именно прокурору передаются на рассмотрение уголовные дела для определения подследственности.

    Он имеет право признать законным и обоснованным постановление органов дознания о возбуждении уголовного дела, либо опротестовать данное постановление.

    То есть, прокурор самостоятельно не возбуждает уголовное дело, но дает согласие на право дознавательного органа возбудить это дело при наличии оснований.

    Судья (суд) имеет право возбудить уголовные дела в определенных случаях. Эти случаи строго регламентируются законом:

    1. Дела частного обвинения (ст. 115, 116, ч. 1 ст. 128.1 УК). Судья при рассмотрении дел частного обвинения изучает жалобу, поданную пострадавшим лицом в отношении правонарушителя. По закону судья должен до возбуждения дела принять меры, направленные на примирение пострадавшего и виновного лица.
    2. Дела, возбужденные во время судебного заседания при установлении факта совершения подсудимым другого преступления, по которому обвинение ему не было предъявлено (ст. 255 УПК).
    3. Дела, возбужденные во время судебного заседания при установлении обстоятельств, указывающих на совершение правонарушения лицом, не привлеченным к уголовной ответственности (ст. 256 УПК).

    Участковый относится к органу дознания с точки зрения его принадлежности к территориальному отделу министерства внутренних дел.

    Но сам участковый не является непосредственным дознавателем, следователем.

    Соответственно, он имеет право на возбуждение уголовного дела как уполномоченное лицо от внутренних органов, но не обладает правом проведения предварительных следственных мероприятий по делу.

    После возбуждения дела участковый должен передать его для дальнейшего изучения в соответствующий орган расследования.

    Кто не может?

    Возбуждать уголовные дела не могут следующие уполномоченные лица, задействованные в уголовном производстве:

    1. дежурный по отделу, принимающий жалобы от граждан;
    2. оперуполномоченный, осуществляющий оперативно-розыскные мероприятия;
    3. частный обвинитель (физическое или юридическое лицо, в отношении которого было совершено противоправное деяние);
    4. адвокат потерпевшей стороны;
    5. судья в случаях, когда он не наделен полномочиями для возбуждения уголовного дела по рассматриваемому правонарушению.

    Данные категории лиц принимают непосредственное участие в процедуре расследования уголовного правонарушения, определения меры пресечения, но не имеют возможности возбудить уголовное дело.

    Таким образом, законом устанавливается строго регламентированный круг лиц, имеющих право на возбуждение уголовного дела в отношении правонарушителя при наличии оснований.

    Остальные участники производства по уголовному делу имеют право только на выполнение определенных функций в рамках их компетенции до возбуждения дела, либо после.

    Когда применяется особый порядок рассмотрения уголовного дела в суде? Узнайте об этом из нашей статьи.

    На основании чего может быть возбуждено уголовное дело? Узнайте из видео:

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


    Это быстро и бесплатно !

    Кто имеет право возбуждать уголовное дело

    Согласно УПК России, возбуждением уголовных дел имеют право заниматься такие должностные лица, как следователь, а также судья и прокурор. Среди структур это суд и органы по дознанию. Право этих должностных лиц и структурных правоохранительных органов на вождение дела регламентировано статьями УПК №255-256, а также статьями 109 и 112).

    Следует отметить, что в каждом отдельном случае каждое из выше перечисленных должностных лиц отличается своей особенной и закрепленной компетенцией. А это значит, что ни у каких других государственных органов нет такого права. Обращение этих должностных лиц о привлечении гражданского лица к ответственности рассматривается лишь в качестве повода для возбуждения правонарушения уголовного характера.

    Важный момент: уполномоченный прокурор имеет полное право на то, чтобы возбудить ведение правонарушения уголовного характера вне зависимости от подследственности или характера преступления.

    В каком порядке и кто имеет право возбуждать уголовное дело

    Согласно действующим нормам УКП России (статья №145), в результате рассмотрения письменного обращения о совершенном преступлении уполномоченные органы принимают только одно из представленных ниже решений:

    1. Возбуждение судебного делопроизводства на основании полученных информационных данных и вещественных доказательств;
    2. Отказ в возбуждении судебного делопроизводства по причине отсутствия достаточного количества информации или по причине предоставления ложной информации;
    3. Передача уголовного правонарушения на основании подсудности или же подследственности.

    Возможностью на возбуждение уголовного дела, а также на публичное или частно-публичное обвинение официально наделены только правоохранительные государственные органы и лишь при условии, что они осуществляют процессуальные функции по преследованию. Также правом на проведение данного вида деятельности наделен следователь, дознаватель, а также орган дознания.

    При возникновении любых споров, так или иначе связанных с действием или бездействием вышеперечисленных должностных лиц или органов, самым правильным вариантом действий будет обращение к квалифицированному юристу. Профессиональный юрист, имеющий опыт работы в данной области, сможет помочь как юридической консультацией, так и личным представительством в рамках проведения судебного делопроизводства по факту совершенного преступного правонарушения уголовного характера.

    Читать еще:  Образец обжалования постановления о возбуждении уголовного дела

    Кто имеет право на возбуждение уголовного дела на основании УПК России

    В том случае, если дознавателем, прокурором или же следователем принимается обоснованное решение по возбуждению правонарушения уголовного характера, должно будет вынесено соответствующее постановление согласно порядку, предусмотренному статьей №145 УПК России. В частности, в вынесении дела должны быть отмечены такие моменты, как:

    1. Место и время вынесения постановления;
    2. Уполномоченное лицо или же уполномоченный орган, которым было вынесено постановление;
    3. Основание и повод для вынесения решения;
    4. Квалификация совершенного правонарушения. Другими словами, в обязательном порядке должна быть отмечена та статья кодекса, согласно которой было совершено преступное деяние.

    Следует отметить, что это постановление должно быть вместе со всеми имеющимися материалами дела передано в органы прокуратуры. Органы прокуратуры должны проверить их и дать или согласие на то, чтобы возбудить уголовное дело, или отказ в этом. Во втором случае прокуратура вернут материалы для того, чтобы определить моменты, которыми и чем регулируется уголовное дело, а также для того, чтобы была организована дополнительная проверка всех имеющихся и относящихся к делу вещественных материалов.

    Важный момент: для того, чтобы провести одну или несколько проверок, у органов следствия есть не более 5 дней.

    Чем регулируется уголовное дело и уголовные процессы

    Если, согласно статье 140 УПК России, есть достаточные основания и аргументированные законно поводы для рассмотрения дела, следователю или дознавателю необходимо получить согласие прокуратуры, а прокурору, в свою очередь, необходимо в рамках своей компетенции возбудить дело о правонарушении уголовного характера. Обо всех этих действиях выносится соответствующее и правильно оформленное постановление.

    Обвинение публичного характера

    Обвинение публичного характера регламентировано статьей №136 УПК России. Также есть существует комментарий к этой статье, согласно которому статья регламентирует алгоритм действий при возбуждении обвинения публичного характера.

    Главным документом является акт, с которого и начинается официальное государственное преследование по уголовному делу. Преследование инициируется от имени государственных органов или государства после доказательства совершенного преступного деяния.

    Для того, чтобы доказать свои права и обязанности, многие предпочитают обращаться к квалифицированному юристу, который сможет ответить на все интересующие вопросы в рамках юридической консультации по совершенному противоправному уголовному деянию. Как показывает практика, самостоятельная защита, равно как и отказ от услуг юриста, в итоге приводят к отрицательному решению судебного делопроизводства на первой инстанции, а также на всех последующих инстанциях, что влечет за собой непоправимые последствия.

    Важно! По всем вопросам возбуждения или прекращения уголовного дела, если не знаете, что делать и куда обращаться:

    Звоните 8-800-777-32-63.

    Юристы по уголовному процессу, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

    Возбуждение уголовного дела: пособие для «чайников»

    Любому расследованию – будь то дело о хищении миллиарда долларов или о простой карманной краже – предшествует этап, называемый стадией возбуждения уголовного дела. На первый взгляд, здесь нет ничего сложного: чтобы возбудили уголовное дело, достаточно сообщить «куда следует», а уж «компетентные органы» сами разберутся.

    Но глубоко заблуждается тот, кто так считает – действительность далека от идеала. Причем реального представления о ней не получишь, сколько бы ни прочитал детективов или даже специальной литературы.

    Визит к Минотавру

    Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а автору с большим трудом удается представить себе человека, радостно спешащего на прием к прокурору или на допрос к следователю. Да и профессиональные сутяжники – это явление, пока не характерное для нашей страны.

    Остальные всеми правдами и неправдами стараются по возможности избегать общения с отечественной правоохранительной системой. Но, с одной стороны, это иногда просто невозможно, о чем прекрасно знают предприниматели, которых постоянно посещают незваные гости из ОБЭП и ему подобных подразделений. А при осуществлении, например, охранно-детективной деятельности или внешнеторговых сделок постоянный контакт с правоохранительными органами подразумевается изначально. С другой стороны, сплошь и рядом возникают ситуации, когда человеку самому приходится обращаться в правоохранительные органы за помощью и защитой.

    Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей. Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки». Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа» или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов».

    Нет, уважаемые, в «дежурке» вы увидите обычных людей, для которых вы сами, как и принесенное вами заявление, – это дополнительная работа, от выполнения или невыполнения которой размер зарплаты не зависит. А потому бурной радости приход очередного заявителя обычно не вызывает. Дальнейшие же события развиваются по сценарию, зависящему от порядочности и исполнительности сотрудника, к которому вы обращаетесь, а также от организации работы в данном конкретном подразделении.

    «Это неправильно, – возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. – Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура». И хотя такое мнение вполне обоснованно, проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов все же имеет место. Причем ситуация настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.

    Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан. Но они заблуждаются – процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении). Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ. Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу – издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.

    Ниже мы проанализируем некоторые из положений упомянутых инст­рукций и, поскольку читателям на практике может понадобиться более подробная информация, перечислим документы такого рода. Это:

    Читать еще:  Образцы судебных решений по уголовным делам

    Обычно первыми, к кому россияне обращаются по фактам правонарушений, являются сотрудники милиции. Поэтому рассмотрим процедуру возбуждения уголовного дела и работу с соответствующими обращениями граждан на примере МВД. По ряду причин здесь частенько приходится сталкиваться с ситуациями, когда человека, обратившегося с требованием возбудить дело и провести расследование, под разными предлогами ­выставляют за дверь, так и не начав расследования.

    Кому-то пообещают разобраться в кратчайшее время, кого-то убедят, что его случай на общем криминальном фоне слишком малозначителен и лишь отвлечет доблестные органы от более важных дел. А у некоторых заявление принимается «как положено», но потом по надуманным основаниям в возбуждении уголовного дела отказывают1 . Не подумайте, что в милиции совсем не осталось порядочных сотрудников. Нет, их пока большинство, но и «паршивых овец», портящих «стадо», меньше не становится. А главная причина, побуждающая некоторых сотрудников любой ценой избегать официальной регистрации обращений, – это необходимость отчитаться перед начальством, необходимость показать высокую раскрываемость и т.п.

    Итак, человек, – возможно, представитель фирмы – собирается в отдел милиции с просьбой найти или привлечь к ответственности неизвестного либо известного ему злодея. Тут надо руководствоваться простым правилом – если задержание правонарушителя возможно «по горячим следам», то, не теряя ни минуты, надо спешить за помощью. В милиции вам покажут образец, по которому надо написать заявление, или даже примут устное заявление, составив соответствующий протокол.

    Но, когда подобная оперативность уже бессмысленна или, допустим, имеется обоснованное сомнение в адекватной реакции правоохранителей на ваше обращение, либо существует опасность преждевременно вспугнуть правонарушителя – спешка пагубна для интересов дела. Тут уж надо готовиться обстоятельно и, по меньшей мере, необходимо загодя написать заявление.

    Схематично эту бумагу составляют следующим образом:

    Процесс возбуждения уголовного дела

    Уголовное преследование негативно влияет на судьбу гражданина. А Конституцией РФ каждому человеку гарантированы определенные равные права. Поэтому возбуждение уголовного дела производится в точном соответствии с нормами законодательства. Построен таковой механизм с двумя целями. Они таковы:

    • недопущение произвола со стороны процессуальных лиц, принимающих постановления о начале уголовного производства;
    • защита конституционных прав людей.

    Разберем, как происходит процесс начала уголовного преследования, каковы его этапы и какие нормы закона защищают человека от неправомерных постановлений следователя.

    Общий порядок

    Возбуждение уголовного дела проводится на основании норм и правил, описанных в статье 144 УПК. В тексте указываются сроки проведения соответствующих мероприятий, а также методика работы. В таковой принимают участие следующие процессуальные лица:

    • дознаватели и следователи;
    • их руководители;
    • прокурор;
    • гражданин или другой процессуальный объект, обладающий правом информировать о правонарушении.

    Порядок возбуждения уголовного дела схематически выглядит таким образом:

    1. Регистрация сведений о случившемся нарушении закона. Таковую, как правило, предоставляют потерпевшие или другие люди (свидетели, представители) в форме письменного заявления.
    2. Изучение информации дознавателем. На это отводится три дня. При необходимости продлевается на 10 суток. А если требуется проведение дополнительных мероприятий – на 30.
    3. Издание постановления о начале уголовного производства.

    Описанная выше процедура изобилует множеством формальностей и тонкостей. Таковые возникают на каждом этапе проведения и регулируются отдельными нормами законов (не только УПК). Разберем каждый по порядку.

    Важно: инициировать процесс возбуждения уголовного преследования может только лицо, которому закон предоставил таковое право. В перечень под первым номером включены граждане РФ без учета возраста.

    О заявлении

    Стадии возбуждения уголовного дела законодатель полностью раскрыл в разделе VII УПК. Тонкостям процедуры посвящено две главы закона девятнадцатая и двадцатая. Старт процессуальным действиям дает информация о проступке подозреваемого или факте нарушения законодательства. Источники таковой исчерпывающе названы в 140 статье УПК и раскрыты в 19-й главе.

    В кодексе причины начала процедуры перечислены в статье 140. Они таковы:

    • заявление, предоставленное в правоохранительную систему;
    • признание преступника (повинная);
    • сообщение о подготовке или совершении нарушения закона, переданное теми лицами, в обязанности которых входит такая работа;
    • прокурорское постановление.

    Описывая процессуальный порядок возбуждения отдельного уголовного дела, по факту фальсификации регистрационных документов финансового учреждения, законодатель указал конкретные источники информирования, отличающиеся от основных. Так, стартом для возбуждения производства по статье 172.1 УК РФ может стать документ:

    • Центробанка РФ;
    • юрлица, осуществляющего ликвидацию соответствующего субъекта экономических отношений.

    Чаще всего поводом к уголовному производству является заявление о нарушении соответствующего раздела законодательства. Подается таковое в нескольких формах:

    1. Письменно (приоритетно). Заявитель обязан иметь при себе документ, подтверждающий личность. В тексте заявления приводятся полные персональные данные. Бумага подписывается гражданином.
    2. Устно. УПК допускает подачу устного заявления о происшествии, имеющем признаки преступного деяния. Данные вносятся в протокол. Отвечает за такую работу сотрудник дежурной части. При этом заявитель также должен представиться и показать документ.
    3. Во время судебного разбирательства. Сообщение также вносится в соответствующий протокол. При этом дополнительной авторизации заявителя не требуется, так как все участники судебного заседания предоставляют документы.

    В любой ситуации заявителя предупреждают под подпись об ответственности за предоставление ложных данных, порочащих иного человека.

    Анонимные письма, описывающие проступки иных людей, запрещено использовать как основания для начала процедуры уголовного производства, однако таковые регистрируются. Их передают в отдел розыска для учета в работе.

    Явка с признанием – это также первая стадия возбуждения уголовного дела. По правовой силе она равна сообщению. На уровне законодательства в РФ запрещено обвинять человека только на основании его собственных показаний. То есть признание не гарантирует уголовного преследования. Сделать таковое разрешено в письменной и устной форме. Алгоритм такой же, как при подаче заявления.

    Отличие состоит в том, что признание должно обладать двумя обязательными признаками. Они таковы:

    1. Добровольность. Запрещено вынуждать человека признаваться в содеянном.
    2. Описание преступной деятельности.

    Под сообщениями о нарушении норм уголовного законодательства из других источников подразумевают широкий круг последних. Так, проинформировать о преступлении компетентные органы обязаны государственные служащие, получившие соответствующие сведения в ходе исполнения должностных полномочий. Такие же обязанности вменены сотрудникам контролирующих организаций регионального уровня.

    Получить информацию о нарушении законодательства дознаватели, прокуроры и следователи могут из СМИ или сети Интернет. Таковая проходит процедуру проверки на достоверность. В частности, сотрудник обязан написать рапорт и получить распоряжение руководителя.

    Последний повод для начала первой стадии возбуждения уголовного дела – постановление прокурора. Таковое издается на основании материалов проверок, осуществляемых этим правоохранительным органом. Следует различать заявление гражданина, поданное в прокуратуру, и самостоятельное выявление случаев нарушения закона сотрудниками госструктуры. Первое передается в дознание, по поводу второго издается постановление.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector