0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О возбуждении уголовного дела

Процесс возбуждения уголовного дела

Уголовное преследование негативно влияет на судьбу гражданина. А Конституцией РФ каждому человеку гарантированы определенные равные права. Поэтому возбуждение уголовного дела производится в точном соответствии с нормами законодательства. Построен таковой механизм с двумя целями. Они таковы:

  • недопущение произвола со стороны процессуальных лиц, принимающих постановления о начале уголовного производства;
  • защита конституционных прав людей.

Разберем, как происходит процесс начала уголовного преследования, каковы его этапы и какие нормы закона защищают человека от неправомерных постановлений следователя.

Общий порядок

Возбуждение уголовного дела проводится на основании норм и правил, описанных в статье 144 УПК. В тексте указываются сроки проведения соответствующих мероприятий, а также методика работы. В таковой принимают участие следующие процессуальные лица:

  • дознаватели и следователи;
  • их руководители;
  • прокурор;
  • гражданин или другой процессуальный объект, обладающий правом информировать о правонарушении.

Порядок возбуждения уголовного дела схематически выглядит таким образом:

  1. Регистрация сведений о случившемся нарушении закона. Таковую, как правило, предоставляют потерпевшие или другие люди (свидетели, представители) в форме письменного заявления.
  2. Изучение информации дознавателем. На это отводится три дня. При необходимости продлевается на 10 суток. А если требуется проведение дополнительных мероприятий – на 30.
  3. Издание постановления о начале уголовного производства.

Описанная выше процедура изобилует множеством формальностей и тонкостей. Таковые возникают на каждом этапе проведения и регулируются отдельными нормами законов (не только УПК). Разберем каждый по порядку.

Важно: инициировать процесс возбуждения уголовного преследования может только лицо, которому закон предоставил таковое право. В перечень под первым номером включены граждане РФ без учета возраста.

О заявлении

Стадии возбуждения уголовного дела законодатель полностью раскрыл в разделе VII УПК. Тонкостям процедуры посвящено две главы закона девятнадцатая и двадцатая. Старт процессуальным действиям дает информация о проступке подозреваемого или факте нарушения законодательства. Источники таковой исчерпывающе названы в 140 статье УПК и раскрыты в 19-й главе.

В кодексе причины начала процедуры перечислены в статье 140. Они таковы:

  • заявление, предоставленное в правоохранительную систему;
  • признание преступника (повинная);
  • сообщение о подготовке или совершении нарушения закона, переданное теми лицами, в обязанности которых входит такая работа;
  • прокурорское постановление.

Описывая процессуальный порядок возбуждения отдельного уголовного дела, по факту фальсификации регистрационных документов финансового учреждения, законодатель указал конкретные источники информирования, отличающиеся от основных. Так, стартом для возбуждения производства по статье 172.1 УК РФ может стать документ:

  • Центробанка РФ;
  • юрлица, осуществляющего ликвидацию соответствующего субъекта экономических отношений.

Чаще всего поводом к уголовному производству является заявление о нарушении соответствующего раздела законодательства. Подается таковое в нескольких формах:

  1. Письменно (приоритетно). Заявитель обязан иметь при себе документ, подтверждающий личность. В тексте заявления приводятся полные персональные данные. Бумага подписывается гражданином.
  2. Устно. УПК допускает подачу устного заявления о происшествии, имеющем признаки преступного деяния. Данные вносятся в протокол. Отвечает за такую работу сотрудник дежурной части. При этом заявитель также должен представиться и показать документ.
  3. Во время судебного разбирательства. Сообщение также вносится в соответствующий протокол. При этом дополнительной авторизации заявителя не требуется, так как все участники судебного заседания предоставляют документы.

В любой ситуации заявителя предупреждают под подпись об ответственности за предоставление ложных данных, порочащих иного человека.

Анонимные письма, описывающие проступки иных людей, запрещено использовать как основания для начала процедуры уголовного производства, однако таковые регистрируются. Их передают в отдел розыска для учета в работе.

Явка с признанием – это также первая стадия возбуждения уголовного дела. По правовой силе она равна сообщению. На уровне законодательства в РФ запрещено обвинять человека только на основании его собственных показаний. То есть признание не гарантирует уголовного преследования. Сделать таковое разрешено в письменной и устной форме. Алгоритм такой же, как при подаче заявления.

Отличие состоит в том, что признание должно обладать двумя обязательными признаками. Они таковы:

  1. Добровольность. Запрещено вынуждать человека признаваться в содеянном.
  2. Описание преступной деятельности.

Под сообщениями о нарушении норм уголовного законодательства из других источников подразумевают широкий круг последних. Так, проинформировать о преступлении компетентные органы обязаны государственные служащие, получившие соответствующие сведения в ходе исполнения должностных полномочий. Такие же обязанности вменены сотрудникам контролирующих организаций регионального уровня.

Получить информацию о нарушении законодательства дознаватели, прокуроры и следователи могут из СМИ или сети Интернет. Таковая проходит процедуру проверки на достоверность. В частности, сотрудник обязан написать рапорт и получить распоряжение руководителя.

Последний повод для начала первой стадии возбуждения уголовного дела – постановление прокурора. Таковое издается на основании материалов проверок, осуществляемых этим правоохранительным органом. Следует различать заявление гражданина, поданное в прокуратуру, и самостоятельное выявление случаев нарушения закона сотрудниками госструктуры. Первое передается в дознание, по поводу второго издается постановление.

Возбуждение уголовного дела: пособие для «чайников»

Любому расследованию – будь то дело о хищении миллиарда долларов или о простой карманной краже – предшествует этап, называемый стадией возбуждения уголовного дела. На первый взгляд, здесь нет ничего сложного: чтобы возбудили уголовное дело, достаточно сообщить «куда следует», а уж «компетентные органы» сами разберутся.

Но глубоко заблуждается тот, кто так считает – действительность далека от идеала. Причем реального представления о ней не получишь, сколько бы ни прочитал детективов или даже специальной литературы.

Визит к Минотавру

Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а автору с большим трудом удается представить себе человека, радостно спешащего на прием к прокурору или на допрос к следователю. Да и профессиональные сутяжники – это явление, пока не характерное для нашей страны.

Остальные всеми правдами и неправдами стараются по возможности избегать общения с отечественной правоохранительной системой. Но, с одной стороны, это иногда просто невозможно, о чем прекрасно знают предприниматели, которых постоянно посещают незваные гости из ОБЭП и ему подобных подразделений. А при осуществлении, например, охранно-детективной деятельности или внешнеторговых сделок постоянный контакт с правоохранительными органами подразумевается изначально. С другой стороны, сплошь и рядом возникают ситуации, когда человеку самому приходится обращаться в правоохранительные органы за помощью и защитой.

Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей. Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки». Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа» или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов».

Нет, уважаемые, в «дежурке» вы увидите обычных людей, для которых вы сами, как и принесенное вами заявление, – это дополнительная работа, от выполнения или невыполнения которой размер зарплаты не зависит. А потому бурной радости приход очередного заявителя обычно не вызывает. Дальнейшие же события развиваются по сценарию, зависящему от порядочности и исполнительности сотрудника, к которому вы обращаетесь, а также от организации работы в данном конкретном подразделении.

«Это неправильно, – возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. – Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура». И хотя такое мнение вполне обоснованно, проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов все же имеет место. Причем ситуация настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.

Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан. Но они заблуждаются – процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении). Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ. Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу – издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.

Ниже мы проанализируем некоторые из положений упомянутых инст­рукций и, поскольку читателям на практике может понадобиться более подробная информация, перечислим документы такого рода. Это:

Обычно первыми, к кому россияне обращаются по фактам правонарушений, являются сотрудники милиции. Поэтому рассмотрим процедуру возбуждения уголовного дела и работу с соответствующими обращениями граждан на примере МВД. По ряду причин здесь частенько приходится сталкиваться с ситуациями, когда человека, обратившегося с требованием возбудить дело и провести расследование, под разными предлогами ­выставляют за дверь, так и не начав расследования.

Читать еще:  Могут ли завести дело без заявления потерпевшего

Кому-то пообещают разобраться в кратчайшее время, кого-то убедят, что его случай на общем криминальном фоне слишком малозначителен и лишь отвлечет доблестные органы от более важных дел. А у некоторых заявление принимается «как положено», но потом по надуманным основаниям в возбуждении уголовного дела отказывают1 . Не подумайте, что в милиции совсем не осталось порядочных сотрудников. Нет, их пока большинство, но и «паршивых овец», портящих «стадо», меньше не становится. А главная причина, побуждающая некоторых сотрудников любой ценой избегать официальной регистрации обращений, – это необходимость отчитаться перед начальством, необходимость показать высокую раскрываемость и т.п.

Итак, человек, – возможно, представитель фирмы – собирается в отдел милиции с просьбой найти или привлечь к ответственности неизвестного либо известного ему злодея. Тут надо руководствоваться простым правилом – если задержание правонарушителя возможно «по горячим следам», то, не теряя ни минуты, надо спешить за помощью. В милиции вам покажут образец, по которому надо написать заявление, или даже примут устное заявление, составив соответствующий протокол.

Но, когда подобная оперативность уже бессмысленна или, допустим, имеется обоснованное сомнение в адекватной реакции правоохранителей на ваше обращение, либо существует опасность преждевременно вспугнуть правонарушителя – спешка пагубна для интересов дела. Тут уж надо готовиться обстоятельно и, по меньшей мере, необходимо загодя написать заявление.

Схематично эту бумагу составляют следующим образом:

Всё об уголовных делах

Нормативная база о порядке возбуждения уголовного дела:

Ведомственные инструкции о приеме заявлений о преступлениях:

— Приказ МВД от 29.08.2014г. № 736

— Приказ Следственного комитета от 11.10. 2012г. № 72

— Приказ ФСБ от 16.05.2006г. № 205

— Приказ Генеральной прокуратуры от 27.12.2007г. № 212

Глава 19 УПК. Основания для возбуждения уголовного дела

140 УПК поводы к возбуждению дела

141 УПК заявление о преступлении

143 УПК рапорт о преступлении

144 УПК рассмотрение сообщения о преступлении

145 УПК результаты рассмотрения сообщения

Глава 20 УПК. Порядок возбуждения уголовного дела

146 УПК возбуждение дел публичного обвинения

147 УПК возбуждение дел частного и частно-публичного обвинения

148 УПК отказ в возбуждении дела

149 УПК дальнейшее направление дела после возбуждения

Механизм возбуждения дела

Механизм возбуждения уголовного дела, как принимается решение

Принцип последовательности : если дело возбуждено, то его будут стараться вести до конца

Постановление о возбуждении

Постановление о возбуждении , какие важные аспекты в нем можно увидеть

Механизм возбуждения уголовного дела

— за простой нормой 146 УПК , регламентирующей последовательность действий в момент вынесения постановления о возбуждении дела, скрывается целый скрытый пласт деятельности правоохранительных органов.

Кто принимает решение ?

— в принятии решения участвуют три лица.

— п.1 ч.2 38 УПК правомочие следователя возбуждать уголовное дело

— формально, решение принимает следователь , но на самом деле это не так. Это совершенно не самостоятельная фигура. За ним стоит еще два процессуальных лица.

а) по большинству дел, решение о том возбуждать ли дело (или вынести отказ в возбуждении) принимает руководитель следственного органа и дает соответствующее указание следователю.

б) также, если уголовное дело сложное (имеются опасения, что потом придется его прекращать) то следователь и руководитель следственного отдела стараются посоветоваться с прокурором . Показать ему материалы проверки, выяснить его мнение. Ведь в последующем прокурору неизбежно придется брать на себя часть ответственности, до того как дело попадет в суд ( 221 УПК ). С того момента как он утвердит обвинительное заключение, он отвечает за последствия. Если суд вынесет оправдательный приговор, прокурору не поздоровится. Поэтому по опасному делу прокурор просто откажется утверждать обвинительное заключение.

Ответственность должностных лиц

— все эти три лица (следователь, руководитель следственного отдела, прокурор) несут ответственность за дальнейшую судьбу дела. Это не какая-то абстрактная «моральная ответственность», а вполне даже материальная (лишение надбавок к зарплате, приостановление сроков присвоения очередного звания).

— поэтому, до того как руководитель следственного органа даст следователю отмашку на возбуждение дела происходит анализ потенциальной доказательственной базы . Достаточно ли будет доказательств для будущего обвинительного приговора ?

а) если уголовное дело возбуждено: то это означает, что вышеперечисленные лица оценили потенциальный набор доказательств и решили что дело имеет хорошую перспективу.

б) если же рассмотрение сообщения о преступлении длится и длится, то можно предположить, что причиной этого является то, что доказательственная база «не склеивается». (В этом случае сроки проверки нередко продляются с помощью простого приема, прочитать про него можно здесь: Круговорот : продление срока доследственной проверки с помощью нормы ч.6 148 УПК ). То есть это может быть признаком слабости стороны следствия. (Разумеется, причина затягивания проверки может быть и иной: простое нежелание должностных лиц возбуждать дело по коррупционным причинам).

— при возбуждении уголовного дела проявляется один из скрытых принципов уголовного процесса.

(Примечание: помимо официальных принципов указанных в Главе 2 Уголовно-процессуального кодекса, и Главе 1 Уголовного кодекса в уголовном процессе действуют и неофициальные).

— один из таких скрытых принципов: это «принцип последовательности».

Его суть можно описать так: если уголовное дело возбуждено, то оно должно дойти до обвинительного приговора. То есть, если уголовное дело возбуждено, то сторона обвинения всеми силами будет стараться не допускать прекращения дела по реабилитирующим основаниям прекращения дела (посмотреть эти основания можно в ч.2 133 УПК ).

Как обеспечивается соблюдение этого принципа ?

— соблюдение этого принципа обеспечивается тем, что в случае прекращения дела по основаниям, указанным в ч.2 133 УПК по всем звеньям уголовно-правовой системы проходит некая волна «возмездия». Страдают все:

— следователь, возбудивший такое уголовное дело получает дисциплинарное взыскание, влекущее целый ряд неприятных последствий (на некоторый период он лишается надбавок к зарплате, приостанавливаются сроки присвоения очередного звания).

— руководитель следственного отдела получает серьезное пятно в статистическую отчетность своего отдела.

— прокурор (подписавший обвинительное заключение или поддерживавший обвинение в суде) также получает дисциплинарное взыскание.

— судья первой инстанции вынесший обвинительный приговор (если дело апелляция или кассация выносят оправдательный приговор) получает такие же негативные последствия.

Для чего следует знать об этом ?

— вышеприведенный принцип следует учитывать для оценки ситуации по делу. Зная о нем, мы можем понять, что сторона обвинения уже связана самим фактом возбуждения уголовного дела, прекратить уголовное преследование она фактически не может, ибо это болезненно ударит по этим должностным лицам. То есть уголовное дело будут всеми силами дотягивать до обвинительного приговора.

Постановление о возбуждении дела

— возбуждение дела оформляется постановлением о возбуждении уголовного дела. На этом этапе этот документ — почти единственный источник информации для стороны защиты. Какие важные аспекты мы можем увидеть в этом документе ?

Начальная точка следствия

— п.1 ч.2 146 УПК в постановлении о возбуждении дела указывается время

— ч.1 156 УПК началом расследования считается момент возбуждения дела

— первое, что имеет немаловажное значение: это дата вынесения постановления. Она важна тем, что является точкой отсчета, с которой начинается течение сроков предварительного расследования ( п.1 ч.2 146 УПК и ч.1 156 УПК ). В дальнейшем, мы будем ориентироваться именно по этой дате.

Квалификация в постановлении о возбуждении дела

— п.4 ч.2 146 УПК в постановлении указывается статья УК (квалификация)

— постановление о возбуждении дела также интересно тем, что в нем мы впервые можем увидеть квалификацию деяния (норма п.4 ч.2 146 УПК требует указывать статью Уголовного кодекса по которой возбуждается дело).

Изменение квалификации в последующем

— следует понимать, что только начальная квалификация. Второй раз мы увидим квалификацию в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого ( п.5 ч.2 171 УПК ). При этом не факт, что начальная квалификация сохранится.

— например, возбуждено дело будет по статье 228 УК , а предъявить обвинение могут по статье 228.1 УК . Следователю не требуется как-либо обосновывать, почему возбуждалось дело по одной статье, а обвинение предъявлено по другой. Не требуется как-то заново возбуждать уголовное дело. Это вполне логично, ведь в начале производства по делу данные могут иметься одни, а в ходе дальнейшего расследования могут быть добыты иные сведения. Потому закон не требует от следователя как то обосновывать изменение квалификации.

Читать еще:  Обжалование постановления о возбуждении уголовного дела образец

Копии постановления о возбуждении

п.1 ч.4 46 УПК право подозреваемого на постановление о возбуждении дела

— ч.4 146 УПК о возбуждении дела уведомляется заявитель и подозреваемый

— копия постановления о возбуждении дела должна быть вручена подозреваемому ( п.1 ч.4 46 УПК и ч.4 146 УПК ).

п.13 ч.2 42 УПК право потерпевшего получать копии документов

— потерпевший также имеет право получить копию данного документа ( п.13 ч.2 42 УПК и ч.4 146 УПК ).

Практические материалы на стадии доследственной проверки и сразу после возбуждения дела

— ниже перечислены все материалы, которые могут пригодиться стороне защиты (подозреваемому, адвокату) либо потерпевшему для защиты на стадии доследственной проверки и сразу после возбуждения дела.

Объяснения свидетелей до возбуждения дела

Объяснения подозреваемого , оформление как доказательства — прием следствия

Доступ к протоколам объяснений данным в ходе доследственной проверки

Рапорт о преступлении

Лазейка позволяющая защитнику ознакомиться с рапортом до 217 УПК

Явка с повинной

Три разновидности явки с повинной, отличия по возможностям применения

Как оформить явку с повинной после задержания

Выдача при обыске не является добровольной выдачей (п. 19 Пленума N 14)

Если выдал наркотики после обыска, можно ли считать это явкой с повинной ?

Провокация к совершению преступления, с целью возбуждения уголовного дела

Тема 23. Возбуждение уголовного дела

Тема 23. Возбуждение уголовного дела

Понятие и значение возбуждения уголовного дела.

Возбуждение уголовного дела – это начальная стадия производства по любому уголовному делу. Это не одноразовое процессуальное действие, порождающее соответствующее решение компетентного органа или должностного лица, а комплекс действий, совершаемых согласно предписаниям уголовно-процессуального законодательства (прежде всего предписаниям статей, содержащихся в гл. 19 и 20 разд. VII УПК РФ).

Стадию возбуждения уголовного дела характеризуют следующие признаки:

а) она имеет свои временные границы (со дня поступления указанного в законе сообщения до принятия решения в установленный срок – не более трех суток. Этот срок может быть продлен до 10 суток прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания;

б) содержание данной стадии составляет деятельность по рассмотрению сообщения о преступлении и принятие соответствующего решения;

в) целью этой стадии является установление процессуальных условий, необходимых для законного и обоснованного возбуждения уголовного дела;

г) задачи данной стадии – прием, регистрация и разрешение сообщений о преступлениях с одновременным закреплением следов преступления и принятие мер, направленных на предотвращение и пресечение преступления;

д) данную стадию характеризуют заявитель и дознаватель.

Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

Процессуальными условиями для возбуждения уголовного

дела являются наличие повода и основания, предусмотренных в ч. 1 и 2 ст. 140 УПК РФ, и отсутствие обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела (ст. 24 УПК РФ).

Поводы к возбуждению уголовного дела – это источники информации о совершенном или готовящемся преступлении, которым закон придает значение юридических фактов. Поводы к возбуждению уголовного дела в уголовно-процессуальном законе объединены общим понятием сообщение о преступлении .

Поводом к возбуждению уголовного дела являются:

заявление о преступлении – наиболее распространенный повод к возбуждению уголовного дела (анонимное заявление, согласно ч. 7 ст. 141 УПК РФ, не является поводом к возбуждению уголовного дела, но не исключает проверку вне уголовно-процессуальных отношений сведений, содержащихся в анонимном заявлении);

явка с повинной – добровольное, обращенное к дознавателю, следователю, прокурору, заявление лица о совершенном им уголовно наказуемом деянии. Обязательным признаком такого заявления является его добровольность и указание в нем о собственных преступных действиях;

сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников , – это сведения о преступлении, непосредственно полученные органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором при исполнении ими служебных обязанностей от любого физического или юридического лица.

Основанием для возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК РФ является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо проверить, нет ли обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела (ст. 24 УПК РФ).

Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении. В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение не позднее трех суток со дня поступления сообщения. Этот срок может быть продлен до 10 суток прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. При необходимости документальных проверок, ревизии прокурор вправе продлить указанный срок до 30 суток.

Сообщение о преступлении подлежит проверке, результаты которой оформляются в зависимости от вида сообщения протоколом (заявление, явка с повинной) или рапортом (сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников).

Порядок принятия заявления о преступлении регламентирован ст. 141 УПК РФ. В соответствии с этой статьей допускается подача заявления как в устной, так и в письменной форме. Обязательным условием признания законности письменного заявления выступает подписание его заявителем (ч. 2 ст. 141 УПК РФ). Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Орган дознания, следователь (дознаватель) и прокурор не может отказать в приеме заявления по мотивам недостаточности сообщаемых сведений или неподследственности.

Порядок возбуждения уголовного дела.

Под уголовным делом понимается процесс уголовного судопроизводства, который документируется. Совокупность таких документов именуется материалами уголовного дела .

Правом возбуждать уголовное дело обладают:

– частный обвинитель (по делам частного обвинения);

– следователь, дознаватель, орган дознания, прокурор (по делам частно-публичного и публичного обвинения) и др.

В соответствии с п. 1 ст. 20 УПК РФ в зависимости от характера и тяжести преступления уголовное преследование осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке, соответственно различается и порядок возбуждения уголовного дела.

Возбуждение уголовного дела публичного обвинения. При наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах компетенции возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ).

В постановлении о возбуждении уголовного дела, согласно ч. 2 ст. 146 УПК РФ, указываются:

1) дата, время и место его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Возбуждение уголовных дел частно-публичного обвинения . Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 131 (ч. 1), 132 (ч. 1), 136 (ч. 1), 137 (ч. 1), 138 (ч. 1), 139 (ч. 1), 145,146 (ч. 1) и 147 (ч. 1) УК РФ, возбуждаются по заявлению потерпевшего (ч. 3 ст. 20 УПК РФ). В остальном процедура возбуждения уголовных дел данной категории аналогична порядку возбуждения уголовных дел публичного обвинения. Производство по таким делам ведется в общем порядке.

Возбуждения уголовных дел частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ). Уголовные дела о преступлениях данной категории возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем. В случае смерти потерпевшего уголовное дело возбуждается путем подачи заявления его близким родственником или в порядке, установленном ч. 3 ст. 318 УПК РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 318 УПК РФ уголовное дело может быть возбуждено прокурором в случаях, когда потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

Возбуждение уголовных дел по признакам преступлений, выявленных в процессе расследования других преступлений . Если в процессе расследования уголовного дела будут выявлены признаки новых преступлений, не связанные с деянием, вменяемым в вину по расследуемому делу, или преступления нового лица, то постановлением прокурора, следователя или дознавателя производится выделение уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 154 УПК РФ.

Возбуждения уголовного дела в отношении гражданина РФ; совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию осуществляется Генеральной прокуратурой в соответствии со ст. 459 УПК РФ. До возбуждения в отношении него уголовного преследования по месту совершения преступления, уголовное дело может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Прокуратуру РФ, в соответствии с УПК РФ.

Отказ в возбуждении уголовного дела.

Основаниями отказа в возбуждении уголовного дела являются:

а) отсутствие события преступления;

Читать еще:  Обыск должен производиться в

б) отсутствие в деянии признаков состава преступления;

в) истечение сроков давности уголовного преследования;

г) смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;

д) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению;

е) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела в отношении одного из лиц, указанных в п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 448 УПК РФ.

Состав преступления отсутствует в следующих случаях:

а) малозначительности деяний, не представляющей общественной опасности;

б) приготовления преступления, не отнесенного к категории тяжких или особо тяжких преступлений;

в) добровольного и окончательного отказа лица от доведения преступления до конца, если фактически совершенное им деяние не содержит иной состав преступления, а также в иных специальных случаях, предусмотренных для организатора, подстрекателя и пособника преступления;

г) совершение запрещенного уголовным законом деяния в состоянии невменяемости;

д) недостижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

е) совершение деяния, преступность и наказуемость которого были устранены новым уголовным законом.

Отказ в возбуждении уголовного дела, согласно ч. 5 ст. 148 УПК РФ, может быть обжалован прокурору и в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК РФ. Возможность подачи жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела каким-либо сроком не ограничена. Сам заявитель вправе определить, обжалует ли он решение прокурору или в суд.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Уполномоченные лица: кто может возбудить уголовное дело?

Совершение противоправного деяния приводит к наступлению уголовной ответственности для виновного гражданина.

Назначение наказания становится возможным после рассмотрения судом представленных материалов. Законом определяется, кто может возбудить уголовное дело при наличии оснований.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам бесплатной консультации :

Как узнать, заведено ли уголовное дело? Читайте об этом здесь.

Формы уголовного преследования

Выделяют три формы уголовного преследования:

  1. Публичный порядок. Данная форма уголовного преследования подразумевает возбуждение дела уполномоченными органами без получения согласия со стороны потерпевшего. Примирение сторон при данной форме уголовного преследования не является поводом для прекращения производства по делу о правонарушении.
  2. Частно-публичный порядок. Дело возбуждается исключительно на основании жалобы самого пострадавшего. Если по объективным причинам пострадавшее лицо не может самостоятельно подать жалобу, это за него может сделать законный представитель.

Примирение сторон, также, не является основанием для прекращения дела.

  • Частный порядок. Дела подобного рода принимаются к рассмотрению уполномоченными органами на основании заявления (жалобы) потерпевшей стороны. Примирение сторон является основанием для прекращения дела.
  • Частное, частно-публичное уголовное преследование начинается с подачи пострадавшей стороной заявления в отношении конкретного лица, либо лица, указанного в статье 447 УПК РФ.

    Для определения подследственности дело направляется прокурору для ознакомления. Об этом делается соответствующая отметка. При наличии оснований должностные лица, обладающие необходимой компетенцией, возбуждают дело.

    Данный факт подтверждается постановлением.

    В документе указываются сведения о месте и времени вынесения решения, о выявленных основаниях.

    Также, указывается наименование организации и данные должностного лица, вынесшего решение.

    Копия постановления направляется прокурору для ознакомления. Прокурор после изучения представленных материалов дела может прийти к заключению о необоснованности предъявляемых виновному лицу обвинений, либо о незаконности действий уполномоченных лиц.

    В этом случае по закону он имеет возможность в течение суток после получения материалов дела вынести решение об отмене полученного постановления.

    Отмена документа происходит на основании мотивированного постановления самого прокурора.

    Копия данного документа передается лицу, возбудившему дело. Уполномоченное лицо после получения отказа прокурора в возбуждении уголовного дела уведомляет об этом заявителя (пострадавшую сторону), обвиняемого.

    Если гражданин подает исковое заявление в мировой суд, не обладая необходимыми сведениями о виновнике происшествия, судья не принимает документ.

    В этом случае дело передается судьей на рассмотрение следственных органов, органов дознания.

    Об основаниях и порядке возбуждения уголовного дела читайте тут.

    Уполномоченные лица

    Ст. 146 УПК определяет, что возбуждать уголовные дела в пределах своей компетенции и при наличии оснований могут следующие уполномоченные лица и организации:

    1. Органы дознания — органы внутренних дел РФ (отделы, отделения, пункты); иные органы исполнительной власти, имеющие право осуществлять оперативно-розыскную деятельность; органы службы судебных приставов; начальники органов военной полиции; командиры воинских частей, соединений; начальники военных учреждений, гарнизонов; органы государственного пожарного надзора.
    2. Дознаватели — должностные лица органов дознания, уполномоченные на осуществление следственных действий, проведение расследований по уголовному делу. Именно дознаватели, как представители органов дознания, обладают достаточными полномочиями и компетенцией для возбуждения уголовных дел.

    Остальные сотрудники органов дознания, не относящиеся к категории дознавателей, подобными правами не обладают.

  • Руководители следственного органа — должностные лица, возглавляющие следственное подразделение (либо их заместители).
  • Следователи — должностные лица, отвечающие за проведение предварительного следствия по совершенным правонарушениям уголовного характера.
  • Когда противоправные действия совершаются в местах, в которые по объективным причинам у правоохранительных органов отсутствует доступ, неотложные следственные мероприятия и возбуждение дела возлагается на следующих лиц:

    • капитанов судов;
    • руководителей экспедиций;
    • начальников антарктических станций;
    • начальников сезонных баз;
    • глав дипломатических представительств;
    • глав консульских учреждений.

    Вышеперечисленные уполномоченные лица имеют право на возбуждение уголовного дела только в случае совершения преступления правонарушителями по месту пребывания этих уполномоченных лиц и при отсутствии поблизости органов дознания (на судне, в экспедиции, на станции, на полевой базе, в дипломатическом представительстве или консульском учреждении).

    Может ли следователь закрыть дело до суда? Ответ узнайте прямо сейчас.

    Кто может возбудить дело?

    Чаще всего возникают вопросы о наличии права возбуждать уголовные дела у следующих уполномоченных лиц:

    Прокурор наделен полномочиями осуществления надзора за соблюдением законности.

    Именно прокурору передаются на рассмотрение уголовные дела для определения подследственности.

    Он имеет право признать законным и обоснованным постановление органов дознания о возбуждении уголовного дела, либо опротестовать данное постановление.

    То есть, прокурор самостоятельно не возбуждает уголовное дело, но дает согласие на право дознавательного органа возбудить это дело при наличии оснований.

    Судья (суд) имеет право возбудить уголовные дела в определенных случаях. Эти случаи строго регламентируются законом:

    1. Дела частного обвинения (ст. 115, 116, ч. 1 ст. 128.1 УК). Судья при рассмотрении дел частного обвинения изучает жалобу, поданную пострадавшим лицом в отношении правонарушителя. По закону судья должен до возбуждения дела принять меры, направленные на примирение пострадавшего и виновного лица.
    2. Дела, возбужденные во время судебного заседания при установлении факта совершения подсудимым другого преступления, по которому обвинение ему не было предъявлено (ст. 255 УПК).
    3. Дела, возбужденные во время судебного заседания при установлении обстоятельств, указывающих на совершение правонарушения лицом, не привлеченным к уголовной ответственности (ст. 256 УПК).

    Участковый относится к органу дознания с точки зрения его принадлежности к территориальному отделу министерства внутренних дел.

    Но сам участковый не является непосредственным дознавателем, следователем.

    Соответственно, он имеет право на возбуждение уголовного дела как уполномоченное лицо от внутренних органов, но не обладает правом проведения предварительных следственных мероприятий по делу.

    После возбуждения дела участковый должен передать его для дальнейшего изучения в соответствующий орган расследования.

    Кто не может?

    Возбуждать уголовные дела не могут следующие уполномоченные лица, задействованные в уголовном производстве:

    1. дежурный по отделу, принимающий жалобы от граждан;
    2. оперуполномоченный, осуществляющий оперативно-розыскные мероприятия;
    3. частный обвинитель (физическое или юридическое лицо, в отношении которого было совершено противоправное деяние);
    4. адвокат потерпевшей стороны;
    5. судья в случаях, когда он не наделен полномочиями для возбуждения уголовного дела по рассматриваемому правонарушению.

    Данные категории лиц принимают непосредственное участие в процедуре расследования уголовного правонарушения, определения меры пресечения, но не имеют возможности возбудить уголовное дело.

    Таким образом, законом устанавливается строго регламентированный круг лиц, имеющих право на возбуждение уголовного дела в отношении правонарушителя при наличии оснований.

    Остальные участники производства по уголовному делу имеют право только на выполнение определенных функций в рамках их компетенции до возбуждения дела, либо после.

    Когда применяется особый порядок рассмотрения уголовного дела в суде? Узнайте об этом из нашей статьи.

    На основании чего может быть возбуждено уголовное дело? Узнайте из видео:

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


    Это быстро и бесплатно !

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector