3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок указания принципов в уголовно исполнительном кодексе

Ст. 8 УИК РФ с комментариями

Статья 8 УИК РФ. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации — размещена в Общей части Первого раздела Первой главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Представленная ниже статья состоит из одной небольшой части текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 8 УИК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 8 УИК РФ. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осуждённых перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осуждённых и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Комментарий к статье 8 УИК РФ

Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как нередко представляют, застывшими декларативными, лишёнными нормативной силы положениями. Принципы, закреплённые в ст. 8 УИК РФ, во-первых, определяют построение и содержание Особенной части Кодекса, где регулируется исполнение конкретных видов уголовных наказаний.

Во-вторых, они влияют на содержание институтов и норм УИК РФ, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих исполнение различных видов наказания.

В-третьих, принципы уголовно-исполнительного законодательства через систему норм и путём непосредственного действия влияют на практику исполнения уголовных наказаний, корректируя её в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др.

В принципах уголовно-исполнительного законодательства выражаются общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы, присущие данной отрасли права. В совокупности они предопределяют стратегию и направления развития, а также содержание как уголовно-исполнительного законодательства в целом, так и отдельных его институтов, обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказаний. Наконец, они отражают общие требования обращения с осуждёнными, которые закреплены в соответствующих международных актах.

В общей теории права принципы рассматриваются в качестве основных идей права, руководящих положений правовой системы. Особую значимость они приобретают при проведении правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании отрасли законодательства, её институтов и норм.

В отличие от УК РФ 1996 г., где не только определена система принципов этой отрасли законодательства, но и сформулировано их содержание (статьи 3 — 7), в УИК РФ они лишь обозначены. Это объясняется неоднозначностью трактования их содержания при подготовке Кодекса. Поэтому перечисление принципов в комментируемой статье представляет собой известный компромисс.

К числу общеправовых принципов уголовно-исполнительного законодательства относятся законность, гуманизм, демократизм, равенство осуждённых перед законом.

Принцип законности — конституционный и закреплён в ряде статей Конституции РФ (статьи 4, 13, 15, 17 — 19 и др.), а также в отдельных международных актах (см. комментарий к ст. 3 УИК). В уголовно-исполнительном законодательстве он выражается в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами.

Так, в ст. 4 УИК РФ указывается, что нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти, должны основываться на законе. Принцип законности означает точное и неуклонное соблюдение уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказания, персоналом этих учреждений, органами государственной власти и управления, должностными лицами, всеми организациями, взаимодействующими с учреждениями и органами, исполняющими наказания, отдельными гражданами. Данный аспект реализации принципа законности нашёл закрепление в статьях 10 — 22 УИК РФ, устанавливающих основы правового положения осуждённых, а также систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Принцип гуманизма отражён в ряде статей УИК РФ. В частности, в ст. 10 подчёркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осуждённых.

В ч. 2 ст. 12 указывается, что осуждённые не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Задачи гуманного отношения к осуждённым находят своё выражение в нормах законодательства, устанавливающих право осуждённых на выезд за пределы мест лишения свободы (ст. 97), право на свидания (ст. 89), телефонные разговоры (ст. 92) и др.

Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказаний, — исправление осуждённых, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправления — в воспитательной работе, общественно полезном труде, получении общего образования, профессиональной подготовки, которые наряду с режимными требованиями создают условия для исправления осуждённых (см. комментарий к ст. 9).

Принцип демократизма отражается в содержании многих норм УИК РФ. Прежде всего он реализуется в признании осуждённого субъектом этой отрасли права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что отбывающие наказание, особенно лишение свободы, значительно ограничиваются в своих правах и свободах. Поэтому они нуждаются в дополнительном гарантировании и защите. Этой задаче отвечают нормы УИК РФ, направленные на обеспечение личной безопасности осуждённых (ст. 13), свободы совести и свободы вероисповедания (ст. 14), права на подачу обращений: предложений, заявлений, жалоб и ходатайств (ст. 15) и т.д.

Принцип демократизма реализуется в организации процесса исправления осуждённых, открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, привлечении общественности к воспитательной работе с осуждёнными (см. комментарий к ст. 23 УИК).

Принцип равенства осуждённых перед законом нашёл реализацию во многих статьях УИК РФ. В соответствии с конституционными положениями нормы УИК РФ не устанавливают каких-либо преимуществ для осуждённых в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения. Вместе с тем равенство перед законом не означает равенство условий отбывания наказания. Они, напротив, индивидуализируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, для несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, для инвалидов создаются более льготные условия содержания.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания представляет собой отражение межотраслевых принципов отраслей законодательства, регулирующих борьбу с преступностью, — дифференциации и индивидуализации ответственности и социальной справедливости. Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осуждённых в зависимости от характера общественной опасности и тяжести совершенных преступлений, прошлой преступной деятельности, поведения в процессе отбывания наказания применяются меры принуждения и ограничения прав в различных объёмах. Этот принцип нашёл выражение, в частности, в ст. 74, устанавливающей виды исправительных учреждений, где должны содержаться различные категории осуждённых и, следовательно, существовать различные условия отбывания наказания (статьи 120 — 131), в ст. 78, определяющей основания изменения условий содержания осуждённых в зависимости от их поведения и отношения к труду.

Принцип индивидуализации исполнения наказания базируется на учёте индивидуальных особенностей личности осуждённого и его поведения. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК РФ, в которой закреплён названный принцип, указывается, что средства исправления должны применяться с учётом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осуждённого и его поведения (см. комментарий к ст. 9 УИК РФ).

К числу отраслевых принципов относятся: рациональное применение мер принуждения, средств исправления осуждённых и стимулирование их правопослушного поведения. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осуждённых (статьи 29, 32, 46 и др.), основания, порядок и условия применения к ним мер взыскания (статьи 59, 117, 119, 138, 169). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осуждённого и его предыдущее поведение.

Принцип стимулирования правопослушного поведения отражён во многих нормах закона. Это прежде всего нормы, поощряющие осуждённых к хорошему поведению и добросовестному отношению к труду (статьи 57, 71, 113, 134), изменение условий содержания осуждённых (ст. 78), возможность улучшения условий отбывания наказания (статьи 120 — 131).

Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осуждённых, трудовое воспитание, профессиональное и общее обучение.

Соединение наказания с исправительным воздействием предполагает, что исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осуждённым различных мер воспитания. Этот принцип закреплён в ст. 9 УИК РФ, в которой подчёркивается, что средства исправления осуждённых применяются с учётом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осуждённого и его поведения.

Читать еще:  Сколько частей в ук рф

Статья 8 УИК РФ. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Комментарии к ст. 8 УИК РФ

Принципы представляют собой основополагающие идеи, взгляды, мысли о содержании права. Они отражают стратегические направления развития права, определяют его содержание, являются выражением правовой политики государства. В теории права принципы подразделяются на общие, т.е. свойственные всей системе права, и специальные (отраслевые) — присущие определенной отрасли права, отражающие ее специфику.

Закрепленные в комментируемой статье принципы уголовно-исполнительного законодательства РФ включают в себя и общие, и отраслевые принципы. Но все они, безусловно, базируются и являются продолжением общих конституционных принципов. Принципы уголовно-исполнительного законодательства выражают стратегию противодействия государства преступности, определяют направления развития законодательства, регулирующего вопросы исполнения наказаний, иных мер уголовно-правового характера и обращения с осужденными и находят свое выражение в нормах уголовно-исполнительного закона.

Принципы законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом относятся к числу общих принципов уголовно-исполнительного законодательства.

Принцип законности — один из важнейших конституционных принципов. Он закреплен во многих статьях Конституции РФ, например в ст. 4, где говорится о верховенстве Конституции РФ и федеральных законов, а также в ряде других статей.

В уголовно-исполнительном законодательстве принцип законности означает верховенство Конституции РФ и федеральных законов, законов РФ, регулирующих вопросы, связанные с исполнением наказания, обязательность строгого и неукоснительного соблюдения законов осужденными, персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания и иные меры уголовно-правового характера, должностными лицами, учреждениями и организациями, взаимодействующими с системой исполнения наказаний.

Из содержания принципа законности следует также, что исполнение наказания и иных мер уголовно-правового характера определяется законодательством, действующим на момент их исполнения.

Принцип гуманизма является развитием конституционного положения о том, что человек, его права и свободы — это высшая ценность (ст. 2). Провозглашая человека высшей ценностью, государство тем самым определяет свое отношение к гражданам, в том числе и к гражданам, преступившим закон. Права и свободы осужденных подлежат такой же защите со стороны государства, как и права и свободы правопослушных граждан. Недаром в ст. 10 УИК РФ отмечено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Именно в уважении личности осужденного, его человеческого достоинства и проявляется прежде всего принцип гуманизма.

Обеспечивая гуманное отношение к осужденным, уголовно-исполнительное законодательство не включает в себя положений, дающих возможность причинить осужденному излишние страдания, мучения, унижение. Более того, в период отбывания наказания государство берет на себя обязанность обеспечить такие условия отбывания наказания и такое обращение с осужденными, которые в полной мере соответствовали бы достойному существованию человека. Эта обязанность проистекает и из положений ст. 21 Конституции РФ, установившей, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Гуманизм проявляется в целях уголовно-исполнительного закона, которыми являются исправление осужденных и предупреждение новых преступлений, а отнюдь не месть за ранее совершенное преступление. В этой связи уголовно-исполнительное законодательство исключает возможность жестокого обращения с осужденными, а предусматривает гуманные меры воздействия, направленные на возвращение обществу социально полезной личности.

Принцип демократизма реализуется, во-первых, в том, что общество может контролировать деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, и во-вторых, в привлечении к участию в работе с осужденными общественных объединений и граждан. Немаловажное значение в реализации принципа демократизма имеют и факторы открытости и гласности в деятельности по исполнению наказаний.

Принцип равенства осужденных перед законом находит свое проявление в отсутствии преимуществ при отбывании наказания в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещены. Но принцип равенства перед законом не означает невозможность установления законом различий с учетом иных обстоятельств — возраста, состояния здоровья, поведения осужденного в период отбывания наказания. Эти факторы служат основаниями установления различного правового положения осужденных разных категорий.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания означает установление разных условий отбывания наказания, различного правового положения осужденных отдельных групп и конкретных лиц. Под дифференциацией понимается разделение осужденных на различные категории, которое осуществляется по целому ряду критериев: в зависимости от тяжести совершенного преступления, наличия и вида рецидива преступлений, характера поведения в период отбывания наказания. Для осужденных каждой группы уголовно-исполнительный закон устанавливает определенный объем правоограничений, мер принуждения. Индивидуализация предполагает установление на основании закона правового статуса конкретного осужденного. При этом если основу дифференциации исполнения наказания составляют правовые критерии, то основу индивидуализации — личностные критерии (поведение, отношение к труду, сотрудничество с администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, участие в работе самодеятельных организаций и т.д.).

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения заключается в установлении таких видов мер принуждения и средств исправления и в таком их объеме, который будет необходимым и достаточным для достижения целей наказания. В этой связи уголовно-исполнительный закон устанавливает определенные меры взыскания и поощрения, предусматривает возможность изменения правового положения осужденных, как в лучшую, так и в худшую сторону, тем самым показывая осужденному невыгодность антисоциального поведения и стимулируя правопослушное поведение, связывая последнее с предоставлением различных льгот, расширением объема прав. Таким образом, рассматриваемый принцип реализуется в целом комплексе норм, регулирующих вопросы исполнения и отбывания наказания.

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием заключается во взаимосвязанном применении мер, являющихся содержанием наказания (лишение и ограничение прав и свобод), с мерами, не составляющими содержание наказания, но направленными на повышение его эффективности. Исправительное воздействие на осужденного оказывается с учетом общественной опасности и характера совершенного им преступления, вида и срока (размера) наказания, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания.

Статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

СТ 8 УИК РФ

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Комментарий к Ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Принципы уголовно-исполнительного права определяют стратегию и направления развития, а также содержание и структуру как уголовно-исполнительного законодательства в целом, так и отдельных его институтов, обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений, возникающих во время исполнения наказания, наконец, они отражают требования международных норм, относящихся к исполнению наказания и обращению с осужденными.

2. В теории государства и права принципы права принято подразделять на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Согласно данной классификации, к общеправовым принципам относятся принципы демократизма, законности и гуманизма.

К межотраслевым принципам относятся принципы равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний.

Отраслевыми принципами называют принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, принцип соединения наказания с мерами исправительного воздействия.

3. В уголовно-исполнительной политике принцип демократизма выражается в том, что:

— уголовно-исполнительное законодательство выражает волю всех членов общества;

Читать еще:  Подлог документов ук рф ст 159

— в деятельности пенитенциарных учреждений участвуют различные общественные организации;

— уголовно-исполнительное законодательство исходит из равенства всех осужденных перед законом.

В уголовно-исполнительном законодательстве отсутствуют нормы, которые ставили бы в привилегированное положение кого-либо из осужденных или устанавливали бы какие-либо правоограничения в зависимости от социального положения, уровня образования, национальности.

Принцип демократизма проявляется также и в контроле органов государственной власти и органов местного самоуправления, в судебном, ведомственном и общественном контроле, прокурорском надзоре за деятельностью пенитенциарных учреждений.

4. Законность — основополагающий принцип функционирования всей политико-правовой системы демократического правового государства, заключающийся в строгом и единообразном соблюдении всеми государственными и общественными организациями, а также гражданами законов и подзаконных актов.

Как общеправовой принцип он означает издание и строгое соблюдение правовых норм в соответствии с целями политики государства. Он предполагает всеобщность и единство законности, верховенство законов, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, обеспечение ресоциализации, соблюдение и охрану законов принудительной силой государства и т.д.

5. Уголовное наказание — это особая мера принуждения, выступающая в качестве реакции государства на совершенное преступление. Конечная же цель наказания — возвращение человека в общество в качестве правопослушного члена.

В основе применения этой меры лежит один из важных правовых принципов — гуманизм, что составляет нравственную основу уголовно-исполнительного права.

Гуманизм как принцип уголовно-исполнительного права есть совокупность идей о признании человека высшей ценностью в демократическом обществе и правовом государстве, обеспечивающая в условиях применения государственного принуждения таких задач, форм, средств и методов исполнения уголовного наказания, которые не имеют целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства осужденных.

6. Принцип равенства осужденных перед законом заключается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся в одних условиях отбывания наказания.

Принцип равенства всех перед законом основывается на равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения.

Принцип равенства отражает необходимость распределения всех осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений:

— по гражданству (есть специальные колонии для иностранцев);

— полу (мужские и женские);

— возрасту (есть колонии для несовершеннолетних);

— тяжести совершенного преступления (колония строгого режима);

— судимости (колонии особого режима).

7. Принцип дифференциации обусловливает установление законом для каждой категории осужденных своего комплекса ограничений. Одним из методов реализации принципа дифференциации наказания является классификация осужденных к лишению свободы в зависимости от видов условий содержания осужденных в колонии.

8. Принцип индивидуализации выражается в требовании строгого индивидуального подхода к каждому осужденному, т.е. в выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.

Индивидуальный подход означает выбор нужных именно данному осужденному мер воспитательного характера (зачисление в общеобразовательную школу, привлечение к профессиональному обучению, поручение какого-то дела и т.п.).

Индивидуализация наказания на стадии его исполнения означает, во-первых, изменение объема кары в зависимости от поведения осужденного, во-вторых, изменение содержания исправительного воздействия.

9. Рациональность применения мер принуждения главным образом заключается, с одной стороны, в минимальности и мягкости репрессии, с другой стороны, в ее достаточности и соразмерности. Каждому виду наказания свойствен свой набор средств исправления осужденных, применяемых в конкретных условиях исполнения наказания.

10. Принцип стимулирования правопослушного поведения предполагает прежде всего применение правовых стимулов, регулирующих изменение условий содержания осужденных. Большое значение в стимулировании правопослушного поведения играют поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных.

В то же время трудно переоценить роль труда в исправлении осужденных. Воспитательное значение общественно полезного труда емко и всесторонне. В труде познается его необходимость и воспитывается потребность в трудовой деятельности.

11. Соединение наказания с исправлением также является основополагающим принципом уголовно-исполнительного права. Наказание должно быть не только карой, но и исправлять, воспитывать осужденного. Иногда этот принцип называется принципом возможности исправления каждого лица, совершившего преступление; тем самым проводится идея о возможности исправить каждого правонарушителя.

Но есть категория лиц с устоявшимися преступными наклонностями, и не всегда возможно их исправление. Исправительное воздействие представляет собой широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка.

Статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Судебная практика и законодательство — УИК РФ. Статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Что касается перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, то он допускается в исключительных случаях — в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении (часть вторая статьи 81 УИК Российской Федерации), перечень которых не является исчерпывающим. Приведенная норма соотносится с принципами законности, гуманизма, демократизма, равенства перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных (статья 8 УИК Российской Федерации), направлена на защиту законных интересов осужденных (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1611-О и от 26 апреля 2016 года N 757-О).

Данные положения предусмотрены законодателем в рамках его полномочий, не выходят за пределы конституционно допустимых ограничений прав и свобод граждан и соотносятся с принципами дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных (статья 8 УИК Российской Федерации) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1611-О, от 29 сентября 2015 года N 2251-О и от 26 апреля 2016 года N 757-О).

Данные положения предусмотрены законодателем в рамках его полномочий, не выходят за пределы конституционно допустимых ограничений прав и свобод граждан и соотносятся с принципами дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных (статья 8 УИК Российской Федерации) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1611-О, от 29 сентября 2015 года N 2251-О и от 26 апреля 2016 года N 757-О).

Что касается перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, то оно допускается в исключительных случаях — в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении (часть вторая статьи 81 УИК Российской Федерации), перечень которых не является исчерпывающим. Приведенная норма соотносится с принципами законности, гуманизма, демократизма, равенства перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных (статья 8 УИК Российской Федерации), направлена на защиту законных интересов осужденных (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1611-О).

Гражданин К., отбывающий наказание по приговору суда в виде лишения свободы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 148 и 154 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205, в части запрещения осужденным брать с собой в штрафной изолятор, помещения камерного типа, ЕПКТ и одиночные камеры предметы культа индивидуального пользования, кроме предметов карманного или нательного ношения. Как указывает заявитель, предусмотренный данными пунктами Правил запрет осужденным брать с собой в штрафные изоляторы, в помещения камерного типа, ЕПКТ или одиночные камеры все иные предметы культа индивидуального пользования, кроме предметов нательного или карманного ношения, противоречит статьям 8, 14, 109 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, нарушает право осужденных на свободу вероисповедания и право действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями.

Читать еще:  Соучастие в убийстве статья ук рф

Поскольку согласно части третьей той же статьи переведенный в следственный изолятор осужденный содержится в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания им наказания в исправительном учреждении, определенном вступившим в законную силу приговором суда, постольку решение о переводе осужденного из исправительной колонии в следственный изолятор, по смыслу статьи 22 (часть 2) Конституции Российской Федерации, не требует обязательного предварительного подтверждения в судебном решении. Однако это не освобождает следователя от необходимости принимать решение в соответствии с принципом законности (статья 8 УИК Российской Федерации и часть четвертая статьи 7 УПК Российской Федерации) и не лишает осужденного права на ознакомление с данным решением и права на его оспаривание в суде общей юрисдикции, что прямо предусмотрено частью четвертой статьи 12 УИК Российской Федерации и вытекает из смысла Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года N 378-О.

Принципы уголовно-исполнительного права

Принципы уголовно-исполнительного права

Существует три группы принципов уголовно-исполнительного права: общеправовые; межотраслевые; отраслевые.

I. Общеправовые принципы: демократизм, законность, гуманизм.

1. При принципе демократизма руководство деятельностью исправительными учреждениями строится на основе демократического централизма.

2. Принцип законности выражается в неуклонном соблюдении и точном исполнении законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание.

3 . Принцип гуманизма выражается в установлении гуманных условий отбывания наказания и проявляется в справедливом отношении к осужденным, уважении их чести и достоинства.

II. Межотраслевые принципы: равенство осужденных перед законом; дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний.

1 . Принцип равенства осужденных перед законом заключается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся в одних условиях отбывания наказания.

2. Принцип дифференциации отражает необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений: гражданству; полу; возрасту; тяжести совершенного преступления; судимости.

3 . Принцип индивидуализации выражается в требовании строгого индивидуального подхода к каждому осужденному, то есть выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.

III. Отраслевые принципы: рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных; стимулирование правопослушного поведения; соединение наказания с исправительным воздействием.

1 . Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных заключается, с одной стороны, в минимальности и мягкости репрессии, с другой стороны – в ее достаточности и соразмерности.

2. При принципе стимулирования правопослушного поведения применяются поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных.

3 . Принцип соединения наказания с исправительным воздействием представляет собой широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка.

4. Принципы законности и гуманизма.

В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы. В ст. 8 УИК РФ перечислены принципы, на которых основывается уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации.

Принцип законности – конституционный. Он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17–19 и др.) и международных документов. В уголовно-исполнительном праве принцип законности выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности нашел отражение в гл. 2 ст. 10–15 УИК РФ, определяющих правовой статус осужденных, в гл. 3 ст. 19–23 УИК РФ, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

Принцип гуманизма закреплен во многих институтах и нормах УИК РФ, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Например, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». В гл. 2 ст.12 УИК РФ указано, что осужденные «не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона».

Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Его реализуют с помощью средств исправительного воздействия: общественно полезный труд, интенсивное психолого-педагогическое воздействие, профессиональная подготовка и общеобразовательное обучения.

Цели гуманного отношения к осужденным отражены в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК РФ), свидания (ст. 91 УИК РФ), телефонные переговоры (ст. 92 УИК РФ) и др.

Принцип демократизма реализуется признанием осужденного субъектом уголовно-исполнительного права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) написано, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Это положение гарантирует осужденному, существенно ограниченному в правах, соответствующую социальную защищенность.

Принцип демократизма закреплен в ч. 2 ст. 9 УИК РФ, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них . В ст. 23 УИК РФ закреплено содействие общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление контроля за деятельностью указанных учреждении и органов.

Принцип демократизма выражается в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, и в осуществлении контроля общества за их деятельностью.

Принцип равенства осужденных перед законом является конституционным и международно-правовым принципом. В Уголовно-исполнительном кодексе РФ (ст. 6) этот принцип формулируется, как запрет установления каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от «расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения».

Но равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они корректируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Так, в соответствии с международными положениями для несовершеннолетних устанавливаются более льготные условия содержания. Есть определенные льготы для инвалидов I и II групп, престарелых осужденных, женщин. Также условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от характера и уровня общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания является производным от принципа дифференциации и индивидуализации ответственности (ст. 6 УК РФ ). Дифференциация означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяются принудительное воздействие и ограничение в правах в различных объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания – классификация осужденных, принятая в УИК РФ, и распределение их по видам исправительных учреждений. Индивидуализация исполнения наказания базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного.

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения предполагает учет обстоятельств совершения преступления, личность осужденного и его предыдущее поведение. При этом налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК РФ).

Принцип стимулирования правопослушного поведения закреплен во многих нормах УИК РФ. Это, прежде всего, поощрительные нормы (ст. 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167). Стимулирующие нормы регулируют изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону. К поощрительным нормам относят положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК РФ).

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием предполагает, что кроме карательных мер, должны применяться основные средства исправления в соответствии со ст. 9 УИК РФ. Также к осужденным должны применяться в обязательном порядке общие меры воспитательного характера.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector