9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Постановление пленума по ст 260 ук рф

Постановление Пленума Верховного суда РФ № 21 от 18.10.2012 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области окружающей среды и природопользования»

Согласно названного Постановления, под причинением вреда здоровью человека при совершении преступлений, предусмотренных статьей 246, частью 2 статьи 247, частью 1 статьи 248, частью 2 статьи 250, частью 2 статьи 251, частями 1 и 2 статьи 254 УК РФ, следует понимать причинение вреда здоровью любой степени тяжести одному или нескольким лицам.

К лицам, использующим свое служебное положение при совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 256, частью 2 статьи 258 и пунктом «в» части 2 статьи 260 УК РФ, следует относить как должностных лиц, так и государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц, а также лиц, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности или в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением.

При этом использование служебного положения выражается не только в умышленном использовании указанными выше лицами своих служебных полномочий, но и в оказании влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой ими должности на других лиц в целях совершения ими незаконных добычи (вылова) водных биологических ресурсов, охоты или рубки лесных насаждений.

В Постановлении разъясняется порядок квалификации отдельных преступлений. Так, преступления, предусмотренные статьей 246, частью 2 статьи 247, частью 1 статьи 248, частями 1 и 2 статьи 250 УК РФ, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности, тогда как преступления, предусмотренные частью 3 статьи 247 УК РФ, частью 2 статьи 248 УК РФ, частью 3 статьи 250 УК РФ, совершаются только по неосторожности.

Под иными тяжкими последствиями применительно к статье 246 УК РФ следует понимать, в частности, такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат (например, массовые заболевания или гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных биологических ресурсов; уничтожение условий для их обитания и воспроизводства (потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы); уничтожение объектов растительного мира, повлекшее существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов; деградация земель). При этом массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в три или более раза.

Разграничение незаконной охоты (статья 258 УК РФ) и нарушений правил охоты (часть 1 статьи 8.37 КоАП РФ) осуществляется по таким признакам, как причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, совершение деяния в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на особо охраняемой природной территории, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

В Постановлении обращается особое внимание на то, что объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ, является нарушение правил охоты, то есть требований к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на всей территории Российской Федерации, в частности нахождение физических лиц в охотничьих угодьях с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами без соответствующего разрешения. Такие действия подлежат квалификации по части 1 статьи 8.37 КоАП РФ в случае, если они не содержат признаков преступления, предусмотренного статьей 258 УК РФ.

Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена статьей 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей (примечание к статье 260 УК РФ).

Рубка лесных насаждений арендаторами лесных участков, имеющими проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, с нарушением технологии заготовки древесины, в том числе рубки, без подачи отчета об использовании лесов подлежит квалификации по статье 8.25 КоАП РФ.

При этом критерием отграничения преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ, от административного правонарушения (статья 8.28 КоАП РФ) является степень повреждения лесных насаждений. Если повреждение указанных насаждений не привело к прекращению их роста, содеянное влечет административную ответственность по статье 8.28 КоАП РФ.

В случаях нарушения требований правил пожарной безопасности в лесах следует разграничивать преступления, предусмотренные статьей 261 УК РФ, и административные правонарушения, ответственность за совершение которых установлена статьей 8.32 КоАП РФ.

Если неосторожное обращение с огнем или иным источником повышенной опасности в лесах не повлекло возникновение лесного пожара, уничтожение или повреждение насаждений, такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, не повлекшее уничтожение или повреждение лесных насаждений, подлежит квалификации по части 2 статьи 8.32 КоАП РФ.

В случае, если неосторожное обращение с огнем или иными источниками повышенной опасности повлекло возникновение лесного пожара, но при этом последствия в виде уничтожения или повреждения лесных насаждений не наступили, содеянное не образует состав преступления, предусмотренный статьей 261 УК РФ, и при наличии соответствующих признаков может быть квалифицировано как административное правонарушение (например, по части 4 статьи 8.32 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе вступить в процесс для дачи заключения в целях осуществления возложенных на него полномочий по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. При этом суды должны принимать необходимые меры для своевременного извещения прокуроров о рассмотрении гражданских дел данной категории.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда.

При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

Отсутствие такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. В этом случае определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.

По смыслу пункта 2 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Читать еще:  Самооборона это в уголовном кодексе

При рассмотрении дел об экологических правонарушениях судам следует руководствоваться положениями гражданского, административного, уголовного и иного отраслевого законодательства, в том числе положениями Земельного, Лесного, Водного кодексов Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Судам надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами регулируются соответствующие экологические правоотношения, и указывать в судебном решении, в чем непосредственно выразились их нарушения со ссылкой на конкретные нормы (пункт, часть, статья).

Помощник прокурора Зареченского района г.Тулы И.В. Анненков

Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере , —
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены :
а) группой лиц;
б) пункт утратил силу с 11 декабря 2003 года — Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ ;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.

Комментарий к статье 260 УК РФ

1. Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их спиливание, срубание или срезание, т.е. отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка без оформления необходимых документов (договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава либо за пределами лесосеки.

Надо иметь в виду, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении его на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).

К повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан относятся такие, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, ошмыг кроны, обдир коры).

2. Преступление считается оконченным с момента:

— рубки, т.е. полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня;

— повреждения их до степени прекращения роста (гибели).

3. Значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к ним деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам , если он превышает 5 тыс. руб.

———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» // СЗ РФ. 2007. N 20. Ст. 2437.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.

Читать еще:  Ст 137 ук рф наказание

5. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

6. Квалифицирующим признаком преступления является совершение рассматриваемого преступления:

— группой лиц (см. комментарий к ст. 35 УК);

— лицом с использованием своего служебного положения (его содержание совпадает с одноименным признаком других составов преступлений);

— в крупном размере.

Преступление признается совершенным в крупном размере, если исчисленный по соответствующим таксам ущерб превышает 50 тыс. руб.; в особо крупном размере — ущерб, превышающий 150 тыс. руб.

Другой комментарий к статье 260 Уголовного Кодекса РФ

1. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения в области охраны лесов.

Предмет — деревья, кустарники и лианы, как относящиеся, так и не относящиеся к лесным насаждениям.

2. Объективная сторона данного преступления выражается в одном из двух деяний: во-первых, в незаконной, т.е. без надлежащего разрешительного документа — лицензии, лесорубочного билета (ордера) или лесного билета, — рубке лесных насаждений или не отнесенных к таковым деревьев, кустарников или лиан; во-вторых, в повреждении указанных предметов до степени прекращения роста.

3. Рубка должна признаваться незаконной и в том случае, когда виновное лицо хотя и обладает разрешительным документом, но проводит заготовку древесины не на отведенном ему участке, не тех пород деревьев, не в том количестве, которые указаны в разрешении. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к статье 260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня. Повреждение может выражаться в самых разнообразных действиях: в обдирании коры, в механическом повреждении ствола дерева, в гибели его лиственного покрова в результате попадания на него ядохимикатов и т.д. Указанные действия противоправны, если они совершены в значительном размере.

4. Незаконная рубка деревьев и кустарников — материальный состав преступления. В качестве общественно опасного последствия деяний закон признает их значительный размер — признак, жестко формализованный в примечании к ст. 260 УК, — исчисленный по установленным таксам ущерб, превышающий 5 тыс. рублей. Между деянием и ущербом должна быть установлена причинная связь.

Преступление признается оконченным в момент наступления указанных последствий.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла: виновный осознает, что он незаконно совершает рубку или повреждение деревьев, кустарников, предвидит, что совершает указанные действия в значительном размере, и желает причинения такого ущерба лесному хозяйству.

6. Часть 2 ст. 260 УК устанавливает ответственность за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев различных лесных насаждений, в том числе деревьев, кустарников и лиан, если эти деяния совершены: а) группой лиц; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) в крупном размере.

7. Деяния, указанные в ч. 2 ст. 260 УК и совершенные в крупном размере, — материальные составы преступления. В соответствии с примечанием к данной статье крупным размером признается исчисленный по установленным таксам ущерб, превышающий 50 тыс. рублей.

8. Субъективная сторона предполагает вину в виде прямого или косвенного умысла.

9. Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

10. В части 3 ст. 260 УК предусмотрена ответственность за совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1 или 2 настоящей статьи, в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

В соответствии с примечанием к данной статье особо крупным размером признается исчисленный по установленным таксам ущерб, превышающий 150 тыс. рублей. О понятии форм соучастия см. комментарий к ст. 35 УК.

Комментарии и консультации юристов по ст 260 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 260 УК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Незаконная рубка в свете изменений законодательства

В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 05.11.98 № 14 разъяснено, что считать незаконной рубкой леса исходя из действующего на момент принятия указанного документа законодательства. В настоящее время действует новый Лесной кодекс РФ, согласно которому лесопользование, в том числе заготовка древесины, осуществляется на основании договоров аренды лесных участков. Ранее применялись лесорубочные билеты и ордера. Именно о них и говорится в упомянутых разъяснениях.

Можно ли сейчас ссылаться на указанное постановление ВАС РФ как на действующий правовой акт в случае возникновения споров о незаконных рубках? Если нельзя, то почему этот документ не отменен или не изменен?

В данном случае речь идет о постановлении Пленума Верховного суда РФ от 05.11.98 № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения», которое в настоящее время действует в редакции постановления Пленума Верховного суда РФ от 06.02.2007 № 7 (далее — постановление Пленума ВС РФ).

Вопрос касается возможности использования постановления Пленума ВС РФ в качестве правового акта. Поэтому прежде всего разъясним правовую природу аналогичных документов безотносительно к обсуждаемым вопросам.

Согласно ст. 19 Федерального конституционного закона от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» Верховный суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики. Такие разъяснения имеют форму постановлений Пленума вышеназванного судебного органа. К ним относится и постановление Пленума ВС РФ. Формально эти разъяснения не являются обязательными, в том числе для судов, поскольку в ст. 120 Конституции РФ сказано, что судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Следовательно, постановления Пленума Верховного суда РФ, включая постановление Пленума ВС РФ, содержащие разъяснения по вопросам судебной практики, не признаются правовыми актами. Но фактическое значение таких документов позволяет относить их к «руководящим ориентирам» в деятельности не только судов, но и иных государственных органов. Это мнение считается общепринятым, оно нашло отражение в научной доктрине. На разъяснения Пленума Верховного суда РФ часто ссылаются суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Теперь по существу заданного вопроса. В пункте 11 постановления Пленума ВС РФ разъясняется применение ст. 260 УК РФ. Данная статья устанавливает уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений.

В названном пункте сказано, в частности, следующее.

При рассмотрении дел, связанных с незаконной порубкой, равно как и с повреждением до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан (ст. 260 УК РФ), суды должны иметь в виду, что предметом преступного посягательства являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий.

Обратите особое внимание на такие разъяснения п. 11 постановления Пленума ВС РФ.

Под незаконной порубкой следует понимать:

  • рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера;
  • рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок;
  • рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки;
  • рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.06.98 № 551 (в редакции постановления Правительства РФ от 24.09 2002 № 700);
  • рубку после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.
Читать еще:  Полицейские статьи уголовного кодекса

В приведенном фрагменте разъяснений упомянуты лесорубочный билет и ордер. Именно они служили основанием для законной рубки леса до принятия Лесного кодекса РФ, который вступил в силу с 1 января 2007 г. Из пунктов 8 и 8.2 ст. 29 Лесного кодекса РФ следует, что граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается заготовка древесины для обеспечения государственных и муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Как видим, сейчас упомянутые договоры как основания для законной заготовки древесины заменили лесорубочные билеты и ордера.

Исходя из изложенного в настоящее время п. 11 постановления Пленума ВС РФ можно применять с учетом обозначенных нами изменений законодательства, а также иных изменений, на которые мы также обратим внимание.

Наша позиция подтверждается содержанием авторитетного Комментария к Уголовному кодексу Российской Федерации, изданному в 2008 г. Его ответственный редактор — первый заместитель Председателя Верховного суда РФ, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист РСФСР В.И. Радченко. Учитывая должностное положение названного редактора, можно условно считать, что содержащиеся в Комментарии разъяснения даны с учетом позиции Верховного суда РФ.

В комментарии к ст. 260 УК РФ упомянутого издания, в частности, сказано, что порубка незаконна, если она осуществляется:

  • без заключения договоров аренды на использование лесов;
  • без заключения договоров купли-продажи лесных насаждений;
  • с нарушением указанных договоров и т.п.

В Комментарии также содержатся ссылки на постановление Пленума ВС РФ.

Отметим, что ст. 6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что органы государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81—84 Лесного кодекса РФ, для осуществления использования лесов вправе выдавать до 1 января 2009 г. гражданам и юридических лицам, которые заключили договоры аренды участка лесного фонда, договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда и не привели в соответствие с Лесным кодексом РФ указанные договоры, лесорубочные билеты, лесные билеты на срок их действия.

Можно предположить, что при принятии новой редакции постановления Пленума ВС РФ в 2007 г. изменения в п. 11 данного документа не были внесены в связи с возможностью использования лесорубочных и лесных билетов до 1 января 2009 г. Кроме того, применение обсуждаемых разъяснений не вызывает затруднения и в настоящее время с учетом упомянутых изменений законодательства.

Буква закона

Лесной кодекс РФ
Статья 29. Заготовка древесины

1. Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

2. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.

4. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

5. Возрасты рубок и порядок исчисления расчетной лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Граждане, юридические лица в целях заготовки древесины вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений.

8. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

8.1. В случае, если федеральными законами допускается осуществление заготовки древесины федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.

8.2. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

9. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

К сведению

Уголовная Ответственность

Согласно ч. 1 ст. 260 УК РФ незаконная рубка, а также повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, наказываются штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от 100 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

В соответствии с ч. 2 ст. 260 УК РФ незаконная рубка, равно как и повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены группой лиц, лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере, наказываются штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В части 3 ст. 260 УК РФ установлено, что деяния, предусмотренные ч. 1 или в данной статье, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от 500 000 руб. до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В статье 260 УК РФ также содержится примечание, в котором сказано следующее. Значительным размером в данной статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий 5000 руб., крупным размером — 50 000 руб., особо крупным размером — 150 000 руб.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector