2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предмет взятки по ук рф

Объект и предмет статьи 290 Уголовного кодекса РФ

Дата публикации: 13.11.2019 2019-11-13

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Трусова К. А. Объект и предмет статьи 290 Уголовного кодекса РФ // Молодой ученый. — 2019. — №46. — С. 202-204. — URL https://moluch.ru/archive/284/63913/ (дата обращения: 14.02.2020).

В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ) предусматривается перечень коррупционных преступлений, среди которых наиболее опасным и распространенным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает авторитет государства, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие [8].

Тема коррупции в России на сегодняшний момент является одной из самых актуальных.

По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2018 году зарегистрировано 30 495 преступлений коррупционной направленности. Большинство из них — взяточничество (ст. 290–291.2 УК РФ).

По абсолютному количеству выявленных взяткополучателей на первом месте оказалась Ростовская область: в первой половине 2018 года там было зарегистрировано 130 преступлений по ст. 290 УК РФ, тогда как в Москве — 127. В остальных регионах за полгода выявлено менее сотни таких преступлений в каждом. В первую десятку попали Московская и Челябинская области, Краснодарский край, Оренбургская область, республики Башкирия и Дагестан [9].

Взяточничество оказывает неблагоприятное воздействие практически на все сферы современного общества — от государственной службы и правоохранительных органов до здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной сферы.

В структуре статьи 290 УК РФ особое значение имеет предмет, который является обязательным признаком такого элемента состава преступления, как объект, т. е. предмет преступления должен входить в структуру общественного отношения, выступающего непосредственным объектом преступления. Исходя из изложенного, для того чтобы разобраться, что представляет собой предмет получения взятки, необходимо определить объект данного преступления.

Объект преступления является одним из базовых понятий в уголовном праве, точное установление которого является необходимым условием для правильного применения уголовного закона, а также правильной квалификации совершенного лицом общественно опасного деяния.

По широте круга общественных отношений, на которые происходит посягательство, в науке уголовного права принято различать общий, родовой, видовой и непосредственный объект [5].

Представляется целесообразным определить общий объект получения взятки как всю совокупность общественных отношений, охраняемых уголовным законом, перечень которых перечислен в ч. 1 ст. 2 УК РФ, а также в названиях всех разделов и глав Особенной части УК РФ.

Учитывая положения доктрины уголовного права, которые указывают, что содержание родового объекта соответствует названию раздела Особенной части УК РФ, а видового объекта — главе Особенной части УК РФ [4], представляется необходимым определить родовой и видовой объекты применительно к рассматриваемому составу преступления.

Родовым объектом получения взятки выступают общественные отношения в сфере обеспечения интересов государственной власти, а видовым объектом — общественные отношения в сфере нормальной деятельности органов власти и органов местного самоуправления.

Б. В. Здравомыслов считал, что «при определении содержания непосредственного объекта нельзя отвлекаться от того, что отдельное преступление посягает на определенное общественное отношение, установление которого необходимо в каждом конкретном случае» [3]. Данную позицию разделяет В. И. Кузьмин, указывая, что непосредственный объект любого должностного преступления можно определить лишь тогда, когда известно, где, в какой сфере деятельности совершено опасное деяние, в чем оно выразилось [6]. Основываясь на данных суждениях, можно заключить, что непосредственным объектом получения взятки будут являться общественные отношения в сфере нормальной деятельности органов и учреждений государственной власти, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Определившись с объектом исследуемого состава преступления, представляется необходимым изучить обязательный признак объекта получения взятки — предмет, который является одним из ключевых при квалификации деяния. С точки зрения теории уголовного права, предметом преступления является то, на что непосредственно воздействует лицо при совершении преступления. В литературе является распространенным взгляд на предмет преступления как на материальную вещь объективно существующего мира, в связи или по поводу которой совершается преступление.

Вопрос о предмете взяточничества, как выяснилось, является дискуссионным. Одни ученые считают, что предметом взяточничества может являться только вещь материального мира, другие же, напротив, полагают, что предмет взяточничества обладает признаками как материального, так и нематериального свойства.

В настоящее время предмет взяточничества определяется диспозицией ст. 290 УК РФ: деньги, ценные бумаги, иное имущество, незаконное оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав. Рассмотрим каждый предмет в отдельности.

1) Деньги (находящиеся в обращении банкноты или монеты Банка России, а также находящаяся в обращении валюта иностранных государств), которые согласно ч. 1 ст. 140 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) являются «законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации» [10]. Необходимо обратить внимание на то, что деньгами (по смыслу ст. 290 УК РФ) не являются старинные российские и иностранные монеты, которые не находятся в обращении в качестве средства платежа, но обладают той или иной нумизматической ценностью. Они будут рассматриваться как «иное имущество», при условии, что их среднерыночная стоимость не может быть расценена как ничтожная, что в силу малозначительности исключает общественную опасность содеянного и на основании ч. 2 ст. 14 УК РФ исключает уголовную ответственность.

Читать еще:  Простая диспозиция в ук рф примеры статьи

2) Ценные бумаги (находящиеся в обращении на момент совершения преступления), которые в соответствии со ст. 142 ГК РФ являются документами, соответствующими установленным законом требованиям и удостоверяющими обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов. Указанная статья к ценным бумагам относит акцию, вексель, закладную, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигацию, чек и иные ценные бумаги, названные в таком качестве в законе или признанные таковыми в установленном законом порядке.

3) Иное имущество, понятие которого происходит из гражданского права, подразумевает под собой предметы материального мира, наделенные натуральными физическими свойствами (вес, объем, масса и т. д.) и обладающие экономической ценностью. Предметом взяточничества может быть как движимое, так и недвижимое имущество, как находящееся в свободном обращении, так и имущество, обращение которого ограничено, либо имущество, полностью изъятое из свободного гражданского оборота (например, огнестрельное оружие, наркотические средства, психотропные вещества и др.). В тех случаях, когда в качестве взятки передается имущество, свободное обращение которого запрещено под страхом уголовного наказания, ответственность субъектов взяточничества наступает не только за получение взятки, но и другим статьям, которые устанавливают ответственность за незаконные действия с данными предметами.

4) Незаконное оказание услуг имущественного характера. Пленум Верховного суда РФ в своем постановлении от 09 июля 2013 года № 24 в пункте 9 разъяснил, что данный предмет подразумевает под собой предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами) [8].

В законодательстве отсутствует понятие «имущественная выгода», в связи с чем, для правильного понимания предлагается внести следующее дополнение в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»: «Под имущественной выгодой следует понимать разницу между реальной ценой оказанной услуги и возможными расходами должностного лица, связанными с предоставлением безвозмездной, но подлежащей оплате услуги».

В доктрине уголовного права спорным вопросом является отнесение или не отнесение к предмету рассматриваемого состава преступления оказание сексуальных услуг.

А. С. Горелик считал, что если заинтересованное лицо само оказывает сексуальную услугу, то подкупа нет, так как подобные услуги являются неимущественными. Если же это лицо оплачивает услуги другого лица, то подкуп есть, как и в любом другом случае, когда подкупающий тратит свои средства для удовлетворения интересов подкупаемого [2]. Такой подход поддерживал и Б. В. Волженкин [1].

П. С. Яни подчеркивает, что сексуальные услуги могут признаваться предметом взяточничества не только при оплате их самим взяткодателем, приводя пример, когда за подобное вознаграждение сотрудники милиции освобождали задержанных бандитов, а оказывали милиционерам эти услуги «подшефные» бандитам проститутки, которым бандиты, разумеется, не платили [7].

Исходя из этого, чтобы правильно квалифицировать деяние в подобных случаях, необходимо руководствоваться, прежде всего, субъективными представлениями должностного лица о том, является ли конкретная услуга имущественной либо неимущественной. Если должностное лицо воспринимает получение взятки в виде неимущественной услуги как возможность не оплачивать ее оказание, то эта услуга — предмет взяточничества. В ином случае, когда должностное лицо, которому предназначаются оплаченные взяткодателем сексуальные услуги, не осознает этого, то о получении взятки говорить не представляется возможным.

5) Имущественные права — субъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками гражданского оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, работами, ценными бумагами, деньгами и др.) [11].

Пленум Верховного Суда РФ относит к данной категории право на имущество, в том числе право требования кредитора, а также иные права, имеющие денежное выражение, например, исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.

Читать еще:  Растрата ук рб

Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств [8].

Получение предметов, стоимость которых несущественна или которые не представляют собой имущественной ценности (например, букет цветов), по-видимому, следует расценивать как малозначительное деяние.

Исходя из анализа судебной практики, в большинстве случаев предметом получения взятки выступают деньги в российской или иностранной валюте — 75 %, движимое и недвижимое имущество — 15 %, услуги имущественного характера — 5 %.

В завершении остается подчеркнуть, что дальнейшая разработка уголовно-правовой теории в данной области, законодательная деятельность по борьбе с коррупцией, заимствование международного опыта позволят своевременно разрешать возникающие вопросы в правоприменительной практике, что будет способствовать повышению эффективности в противодействии такому негативному явлению как коррупция.

1. Волженкин Б. В. Служебные преступления. М., 2000.

2. Горелик А. С. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп // Юридический мир. 1999. № 1–2.

3. Здравомыслов Б. В. Должностные преступления. Понятие и квалификация. М., 1975.

4. Здравомыслов Б. В., Красиков Ю. А. Уголовное право. Общая часть: Учебник. М., 1994.

5. Иногамова-Хегай Л. В., Рарог А. И., Чучаев А. И. Уголовное право. Общая часть: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ИНФРА-М, 2008.

6. Кузьмин, В. И. Объект халатности, проявляемой в сфере торговли. // Проблемы борьбы с преступностью. Омск, 1979.

7. Яни П. С. Вопросы квалификации взяточничества // Законность. 2013. № 3.

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2013. № 9.

9. Показатели преступности России [Электронный ресурс] // Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://crimestat.ru/ (дата обращения: 07.03.2019).

10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Российская газета, № 238–239, 08.12.1994.

Уголовно-правовая характеристика взяточничества

Проблема взяточничества как основного ядра коррупции в настоящее время стоит достаточно остро. Несмотря на то, что законодателем предпринимаются попытки усовершенствования правовых механизмов противодействия этому крайне негативному социальному явлению, оно проявляется все в более изощренных формах. Взяточничество является одним из самых распространенных преступлений коррупционной направленности, опаснейшим криминальным явлением, которое подтачивает основы государственной власти, дискредитируя и подрывая ее авторитет в глазах населения.

Базовыми актами, регулирующими вопросы квалификации взяточничества и противодействия ему, являются Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

Глава 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» предусматривает четыре состава преступления, связанные со взяточничеством: «Получение взятки» (ст.290 УК РФ), «Дача взятки» (ст.291 УК РФ), «Посредничество во взяточничестве» (ст.291.1 УК РФ), «Мелкое взяточничество» (ст. 291.2 УК РФ).

Взяточничество – это умышленная преступная деятельность. Данное преступление характеризуется следующими признаками:

1. Совершается специальным субъектом (должностным лицом или лицом, занимающим государственную должность);

2. Совершение преступления возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению лиц с использованием служебных полномочий;

3. Нарушает нормальную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, функционирования государственного аппарата в целом.

1. Предмет взяточничества

Предметом преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ, является взятка. Предмет данной группы преступлений неоднороден.

Взяткой могут являться:

1. Элементы материального мира (деньги, ценные бумаги, иное имущество);

2. Элементы, не относящиеся к материальной сфере, но имеющие имущественную природу (незаконное оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или, попустительство по службе).

Также помимо денег, ценных бумаг, иного имущества к предмету взятки относится незаконное оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав. Под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу любых имущественных выгод в качестве взятки, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др. (п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24).

Читать еще:  Полиграф упк рф

2. Признаки взятки

Пленум Верховного Суда Российской Федерации выделяет следующие признаки взятки:

1. Имущественный характер предоставляемого блага;

2. Незаконность его предоставления;

3. Предоставление такой выгоды за совершение действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения должностного лица;

4. Получение ее должностным лицом.

3. Объект взяточничества

Родовым объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти, видовым – общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

4. Объективная сторона взяточничества

Объективная сторона получения взятки выражается в получении должностным лицом взятки лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Объективная сторона дачи взятки выражена в виде передачи взятки должностному лицу лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Объективная сторона посредничества во взяточничестве выражена в виде опосредованной передачи взятки от взяткодателя взяткополучателю через посредника.

Получение, дача взятки либо посредничество во взяточничестве считаются оконченными с момента принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей. При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться и распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

В тех случаях, когда предметом получения, дачи взятки или посредничества во взяточничестве является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия взяткополучателя действий, непосредственно направленных на получение им имущественных выгод.

5. Субъект взяточничества

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ «Получение взятки», являются: должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации.

Согласно примечанию 1 к статье 285 УК РФ должностные лица — это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно примечанию 2 к статье 290 УК РФ под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ «Дача взятки», ст. 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве», ст.291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество» является любое физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности (16 лет).

6. Субъективная сторона взяточничества

Субъективная сторона получения, дачи взятки, а также посредничества во взяточничестве выражена в форме прямого умысла. Должностное лицо осознает общественную опасность своих действий по принятию взятки и, тем не менее желает ее принять. Для квалификации содеянного в качестве взяточничества не имеет значения, было ли лицо намерено в момент получения взятки выполнить то действие, за которое дана взятка. Определяющим является то, что взяткополучатель желает получить предмет взятки и осознает, что получает взятку.

Взяткодатель осознает общественную опасность своих действий по даче взятки и выгоду от этих действий. Это значит, что его цель весьма ясна и конкретна, что говорит о наличии прямого умысла на совершение данного преступления.

Посредник осознает общественную опасность своих действий по передаче взятки и личную выгоду от этих действий. Это говорит о наличии прямого умысла.

Правовой отдел УМВД России по Ярославской области

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector