1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Следователь упк рб

Статья 36. Следователь

1. Следователем является должностное лицо Следственного комитета Республики Беларусь, органов государственной безопасности, осуществляющее в пределах своей компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, предварительное следствие.

2. Следователь обязан принимать все меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела; осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им преступления, путем привлечения его в качестве обвиняемого, предъявления обвинения, применения в отношении его в соответствии с настоящим Кодексом меры пресечения, передачи дела прокурору для направления в суд. Следователь также обязан принять меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и иных лиц в соответствии с требованиями главы 8 настоящего Кодекса.

3. Все решения о производстве следственных и других процессуальных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора или письменного согласования решения органа уголовного преследования о задержании лица, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение.

4. В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий, данными в порядке, установленном пунктом 3 части 1 статьи 264 настоящего Кодекса, следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений, при этом приостановив исполнение указаний прокурора. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или направляет дело для производства предварительного следствия начальнику следственного подразделения для передачи его другому следователю. При несогласии следователя с указаниями начальника следственного подразделения о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения следователь вправе, приостановив исполнение этих указаний, обжаловать их вышестоящему начальнику следственного подразделения. В этом случае вышестоящий начальник следственного подразделения или отменяет указание, или направляет дело нижестоящему начальнику следственного подразделения для организации производства предварительного следствия.

5. Следователь вправе возбуждать уголовное дело и отказывать в его возбуждении, прекращать и приостанавливать предварительное следствие по уголовному делу, производить предварительное следствие и выполнять все следственные и иные процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, а также разрешать свидания близким родственникам и членам семьи с лицом, содержащимся под стражей, домашним арестом, по находящемуся в его производстве уголовному делу.

6. Следователь вправе в любой момент принять уголовное дело к своему производству и приступить к его расследованию, не дожидаясь производства органами дознания неотложных следственных и других процессуальных действий, предусмотренных статьей 186 настоящего Кодекса.

7. Следователь по расследуемому им уголовному делу, а также при рассмотрении заявления или сообщения о преступлении вправе знакомиться с материалами оперативно-розыскной деятельности, относящимися к расследуемому делу, рассматриваемому заявлению или сообщению, давать поручения органам, уполномоченным законом осуществлять дознание, оперативно-розыскную деятельность, о производстве следственных и других процессуальных действий, проведении оперативно-розыскных мероприятий и требовать от них содействия в производстве следственных и других процессуальных действий. Такие поручения следователя даются в письменной форме и являются для указанных органов обязательными для выполнения.

8. Постановления следователя, вынесенные в соответствии с требованиями настоящего Кодекса по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны к исполнению всеми организациями, должностными лицами и гражданами.

О Следственном комитете для любознательных

История создания Следственного комитета Республики Беларусь

Обучение следователя

Следователь должен отлично знать уголовное право и уголовный процесс, криминалистику и судебную медицину, изучить ещё много юридических дисциплин, а также психологию и логику.

Следователь должен очень ответственно относиться к своей работе, развивать память и наблюдательность. Важными качествами являются умение наладить контакты с людьми, выдержанность и корректность.

С профессией не совместимы такие личные качества, как жестокость, агрессивность и нетерпимое отношение к людям.

На следователе лежит огромнейшая ответственность в определении и изобличении преступника. При ошибке следователя преступник останется безнаказанным.

Следователь должен обладать талантом – узнавать правду от подозреваемых, даже от тех из них, кто намеревался ее скрыть.

Поэтому следователь должен быть эмоционально устойчивым, не поддаваться натиску агрессивно настроенных людей.

И, конечно, он должен любить свою профессию, быть честным, беспристрастным и принципиальным.

Территориальные подразделения Следственного комитета

Следователь

Работа следователя кажется романтичной. А в действительности самые простые, на первый взгляд, ситуации требуют при их изучении много времени и сил. И мало быть опытным профессионалом и уметь делать правильные выводы, важно иметь интуицию, эрудицию и упорство. А этого настоящим следователям не занимать.

Его работа заключается в сборе и проверке доказательств по уголовным делам. Следователь проводит допросы, очные ставки, опознания, обыски и следственные эксперименты. В ходе расследования уголовного дела осуществляется поиск улик, имеющих отношение к совершенному преступлению.

Найди слова: следователь, криминалист, эксперт, след, инструктор, улика, розыск.


Проверка навыков.

Следователь должен уметь хорошо стрелять, иметь отличную физическую подготовку, развивать в себе такие качества, как память, внимательность и интуицию.

Что делать, если вы стали жертвой преступления?

Никто из нас не застрахован от того, что не станет жертвой преступников. Как действовать в критической ситуации?

Почему надо обращаться в милицию как можно раньше?

Как будут разворачиваться события после твоего звонка?

Твои действия в тех случаях, когда ты или твои друзья стали жертвой преступников либо стали свидетелями совершения преступления. До прибытия милиции постарайтесь сохранить без изменений место происшествия. Это позволит сохранить возможные следы преступника.

Запомните приметы преступника (рост, телосложение, черты лица, цвет волос, одежду) и отличительные признаки (наличие татуировок, шрамов).

Как можно точнее определите направление, в котором скрылся преступник.

Незамедлительно наберите телефон милиции 102 и сообщите о преступлении, назвав при этом ориентиры своего местоположения и направление, куда скрылся преступник. Пока к вам на помощь направят наряд, другие наряды будут в это время заниматься его поиском.

Попросите свидетелей произошедшего (если они были) дождаться прибытия наряда.

Что происходит после того, как вы сообщили о совершении преступления по номеру телефона 102?

Оператор службы милиции принимает ваш звонок и передает информацию оперативному дежурному районного отдела внутренних дел. Затем оперативный дежурный привлекает ближайшие наряды патрульно-постовой службы милиции, дорожно-патрульной службы ГАИ к перекрытию возможных путей бегства преступника, совершившего преступление и его задержанию.

Расследовать уголовное дело будет следователь Следственного комитета. После установления всех обстоятельств и сбора доказательств дело передается в суд, который назначает преступнику наказание.

Это знает каждый сотрудник

Подумай!
Ваши знакомые пользуются этим чаще, чем вы, хотя это принадлежит вам. Что это?

Их вы знаете отлично!
Один получил свое имя за габариты, другой – за способность давать информацию, третий – за дислокацию, а четвертый предпочитает оставаться инкогнито. А как зовут пятого?

Тайное всегда будет явным.

Найди слова: след, вина, алиби, вред, ущерб, кодекс, пистолет, грабеж, разбой, кража, угон.

На место происшествия, связанное с пожаром или иным чрезвычайным происшествием, выезжают и сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям , которые участвуют в осмотре совместно со следователем в качестве специалиста.

Секреты черного чемоданчика

О работе экспертов знают немного: преступников не разыскивают, воров и убийц не задерживают, да и главными героями детективных романов и телесериалов практически никогда не бывают. Тем не менее, именно эксперты-криминалисты добывают первые доказательства – улики, оставленные злоумышленником на месте преступления. Узнать среди остальных сотрудников следственной группы экспертов несложно: у них имеется особый «знак отличия» – специальный криминалистический чемодан.

Предназначен он для осмотра обстановки места происшествия, проведения предварительных исследований, выявления, изъятия и упаковки следов и других вещественных доказательств, необходимых для раскрытия преступлений. Ни один осмотр места происшествия не может обойтись без инструментов из этого чемоданчика, который сопровождает эксперта повсюду – на кражу и грабеж, на разбой и убийство.

Всего более полусотни предметов. Неудивительно, что каждый такой чемоданчик помнит множество преступлений.

Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность для жизни и здоровья людей, либо причинения ущерба в крупном размере, либо наступления иных тяжких последствий наказывается штрафом, арестом или лишением свободы на срок до 5 лет.

Читать еще:  Ст 135 ук рф практика

Ответственность за преступления, связанные с наркотиками

Изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов совершенные группой лиц, либо в крупном размере, либо сбыт на территории учреждения образования, организации здравоохранения, лечебно-трудовом профилактории, в месте проведения массовых мероприятий либо заведомо несовершеннолетнему наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

А изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов , совершенные организованной группой либо сопряженные с изготовлением или переработкой с использованием лабораторной посуды или лабораторного оборудования, предназначенных для химического синтеза наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.

Вышеуказанные действия, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотиков, наказываются лишением свободы на срок от 12 до 25 лет.

Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенное в отношении двух или более лиц, либо несовершеннолетнего наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Что может понадобиться следователю?

Я хочу стать следователем

Понятно, что для того, чтобы стать следователем, требуется юридическое образование, так как без знания законодательства работать в этой сфере невозможно. Поэтому сотрудниками Следственного комитета могут стать граждане, имеющие, как правило, высшее юридическое образование, способные по своим личным, моральным и деловым качествам, состоянию здоровья выполнять задачи, возложенные на Следственный комитет .

Сотрудники Следственного комитета обеспечиваются формой, знаками различия по специальным званиям, а также служебным удостоверением и жетоном с личным номером.

Установлены следующие основания, по которым граждане не могут быть приняты на службу в Следственный комитет : совершение ранее преступления; наличие подтвержденного медицинским заключением заболевания или иного противопоказания, препятствующих исполнению служебных обязанностей.

Граждане, впервые принятые на службу, приносят присягу.
А девизом Следственного комитета стали слова «Закон. Справедливость. Отечество».

Проверь себя


Трудно, но возможно!

Из автомашины украдена автомагнитола. Кто мог совершить кражу?

Уголовно-Процессуальный Кодекс Республики Беларусь
Статья 36. Следователь

1. Следователем является должностное лицо Следственного комитета Республики Беларусь, органов государственной безопасности, осуществляющее в пределах своей компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, предварительное следствие.

2. Следователь обязан принимать все меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела; осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им преступления, путем привлечения его в качестве обвиняемого, предъявления обвинения, применения в отношении его в соответствии с настоящим Кодексом меры пресечения, передачи дела прокурору для направления в суд. Следователь также обязан принять меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и иных лиц в соответствии с требованиями главы 8 настоящего Кодекса.

3. Все решения о производстве следственных и других процессуальных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора или письменного согласования решения органа уголовного преследования о задержании лица, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение.

4. В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий, данными в порядке, установленном пунктом 3 части 1 статьи 264 настоящего Кодекса, следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений, при этом приостановив исполнение указаний прокурора. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или направляет дело для производства предварительного следствия начальнику следственного подразделения для передачи его другому следователю. При несогласии следователя с указаниями начальника следственного подразделения о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения следователь вправе, приостановив исполнение этих указаний, обжаловать их вышестоящему начальнику следственного подразделения. В этом случае вышестоящий начальник следственного подразделения или отменяет указание, или направляет дело нижестоящему начальнику следственного подразделения для организации производства предварительного следствия.

5. Следователь вправе возбуждать уголовное дело и отказывать в его возбуждении, прекращать и приостанавливать предварительное следствие по уголовному делу, производить предварительное следствие и выполнять все следственные и иные процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, а также разрешать свидания близким родственникам и членам семьи с лицом, содержащимся под стражей, домашним арестом, по находящемуся в его производстве уголовному делу.

6. Следователь вправе в любой момент принять уголовное дело к своему производству и приступить к его расследованию, не дожидаясь производства органами дознания неотложных следственных и других процессуальных действий, предусмотренных статьей 186 настоящего Кодекса.

7. Следователь по расследуемому им уголовному делу, а также при рассмотрении заявления или сообщения о преступлении вправе знакомиться с материалами оперативно-розыскной деятельности, относящимися к расследуемому делу, рассматриваемому заявлению или сообщению, давать поручения органам, уполномоченным законом осуществлять дознание, оперативно-розыскную деятельность, о производстве следственных и других процессуальных действий, проведении оперативно-розыскных мероприятий и требовать от них содействия в производстве следственных и других процессуальных действий. Такие поручения следователя даются в письменной форме и являются для указанных органов обязательными для выполнения.

8. Постановления следователя, вынесенные в соответствии с требованиями настоящего Кодекса по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны к исполнению всеми организациями, должностными лицами и гражданами.

1519. Процессуальное положение следователя в РБ

Следователь – понятие, его процессуальное положение, гарантии его независимости при расследовании дел.

Оглавление
Введение…3
Глава 1. Следователь как участник уголовного процесса……5
1.1 Понятие и процессуальное положение следователя…5
1.2 Полномочия следователя …12
Глава 2. Взаимодействие следователя с иными участниками уголовного процесса…17
2.1 Ведомственный контроль…17
2.2 Прокурорский надзор за деятельностью следователя…19
2.3 Взаимодействие следователя с органами дознания при расследовании уголовных дел…23
Заключение…27
Список использованных источников…29

Введение
Важнейшей идеей современного правового государства является формирование эффективной правовой системы, способной обеспечить реализацию возложенных на нее задач управления делами общества, воздействовать на различные социальные процессы [10, с.155].
Радикальные политические, социальные, экономические преобразования, произошедшие в обществе за последнее время, актуализировали и повлекли реформирование уголовно-процессуального законодательства, переориентации его на обеспечение защиты прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства [19, с.199].
Правовое положение следователя в уголовном процессе постоянно привлекает внимание исследователей. И это не случайно. Следователь – наиболее значительная фигура в уголовном процессе Беларуси. От успеха деятельности следователя во многом зависит успех борьбы с преступностью. Поэтому исследование процессуального положения следователя в уголовном процессе представляется весьма актуальным.
Этот интерес к процессуальной фигуре следователя в уголовном процессе объясняется еще и тем, что законодатель в последнее время внес в правовое положение следователя значительные изменения, а в юридической науке появилось ряд предложений различных авторов относительно его правового положения, которые требуют научного осмысления и оценки.
Целью курсовой работы является комплексный теоретический и практический анализ правового положения следователя как участника уголовного процесса.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
— дать определение понятию следователь;
— исследовать его процессуальное положение;
— изучить полномочия следователя;
— определить пути взаимодействия следователя с иными участниками уголовного процесса: начальником следственного подразделения, органами дознания, прокурором.
Объектом настоящего исследования является правовой статус следователя как участника уголовного процесса.
Предметом исследования являются нормы права, устанавливающие права, обязанности следователя, гарантии его деятельности, а также процессуальные задачи и функции.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и российских авторов, таких как: О.А. Антонова, Е.Н. Котов, А. М. Багмет, Безрядин В.И., Кондрат И.Н., С. В. Борико, В.М. Быков, С.Л. Емельянов, А.З. Коробкин , Игнатов С.Д., Строгович М.С., Пацкевич А.П., Лузгин И.И. , Ю. Л. Сиваков, А. А. Тариков, Телигисова С.С. , И.В. Данько, Л. М. Володина, Л. А. Воскобитова, С. В. Матвеев, Шейфер С.А., С. Щерба, Т Решетникова , Шимановский В.В. и др.
В процессе исследования были использованы общенаучные методы: системный анализ, сравнительный метод, метод дедукции, а также частные методы исследования: сравнительно-правовой, исторический, логический, социологический, структурный, институциональный и др.
При подготовке курсовой работы использовался нормативно-правовой материал (положения Конституции Республики Беларусь, УК, УПК, Декретов и Указов Президента Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов Республики Беларусь), а также общетеоретическая и специальная литература.
Курсовая работа состоит из следующих структурных частей: введения, основной части (состоящей из двух глав), заключения, списка использованных источников.
Объем работы составляет — 32 листа; использовано 24 источника.

Читать еще:  Проверка показаний на месте упк рф

Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2016.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь 16 июля 1999 г. № 295-З (в ред. от 15 июля 2015 г. № 307-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2016.
3. Уголовный кодекс Республики Беларусь 9 июля 1999 г. № 275-З (в ред. 15 июля 2015 г. № 305-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2016.
4. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 307-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2016.
5. О Следственном комитете Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь 13 июля 2012 г. № 403-З// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2016.
6. Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь 12 сентября 2011 г. № 409 (в ред. от 17 ноября 2014 г. № 535) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2016.
7. О прокуратуре Республики Беларусь Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З(в ред. от 3 июля 2011 г. № 284-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2016.
8. Антонова, О.А. Уголовный процесс : учеб. пособие для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования по специальности «Правоведение» / О.А. Антонова, Е.Н. Котов. — Минск : Беларусь, 2013. — 262с.
9. Багмет, А. М. Место и роль принципа процессуальной самостоятельности следователя в уголовном процессе [Текст] / А. М. Багмет // Российская юстиция. — 2014. — № 5. — С. 20-22.
10. Безрядин В.И., Кондрат И.Н. О некоторых проблемах реализации принципов в уголовном судопроизводстве / Безрядин В.И., Кондрат И.Н. // Правовое поле современной экономики. 2012. № 11. С. 154-162.
11. Борико, С. В. О состоянии предварительного следствия по уголовным делам On the status of the preliminary investigation in criminal cases / С. В. Борико // Проблемы управления ― 2015. ― № 2. ― С. 118―121.
12. Борико, С. В. Уголовный процесс : учебник / С. В. Борико. — 2-е изд., перераб. доп. — Минск : Амалфея, 2012. — 400 с.
13. Быков, В. М. Следователь в уголовном процессе России : монография / В.М. Быков. — М. : Юрлитинформ, 2014. -336 с.
14. Емельянов, С.Л. Уголовный процесс. Общая часть : курс лекций для реализации содерж. образовательной программы переподгот. рук. работников и специалистов / С.Л. Емельянов, А.З. Коробкин ; Белкоопсоюз, Бел. торгово-эконом. ун-т потребительской кооперации. – Гомель : БТЭУПК, 2014. – 195 с.
15. Игнатов С.Д. Статус следователя как субъекта уголовно-процессуального доказывания / Игнатов С.Д. // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2015. № 2-2. С. 101-106.
16. Курс советского уголовного процесса: Основные положения науки советского уголовного процесса. Т. 1 / Строгович М.С. — М.: Наука, 1968. — 470 c.
17. Пацкевич, А. П. Лузгин, И. И. Актуальные проблемы взаимодействия подразделений Следственного комитета Республики Беларусь и органов дознания системы МВД при расследовании преступлений / Пацкевич, А. П. Лузгин, И. И. // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D, Экономические и юридические науки : научно-теоретический журнал. — Новополоцк : ПГУ, 2013. — № 14. — С. 186-192.
18. Сиваков, Ю. Л. О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности Следственного комитета Республики Беларусь как субъекта профилактики правонарушений / Ю. Л. Сиваков, А. А. Тариков. — С.30-34.
19. Телигисова С.С. Процессуальный статус следователя как субъекта уголовно процессуальных отношений / Телигисова С.С. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 3 (139). С. 199-207.
20. Уголовный процесс. Общая часть: учебник / И.В. Данько [и др.]; под общ. ред. И.В.Данько. – Минск : Акад. МВД, 2012. – 478 с.
21. Уголовный процесс : учебник для бакалавров : [для вузов по специальности «Юриспруденция» / Л. М. Володина, Л. А. Воскобитова, С. В. Матвеев и др.] ; отв. ред. Л. А. Воскобитова. — Москва : Проспект, 2015. — 616 с.
22. Шейфер С.А. Реформа предварительного следствия: правовой статус и взаимоотношения прокурора и руководителя следственного органа //Государство и право, 2009, № 4. С.49-55.
23. Щерба С. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью следственного комитета Республики Беларусь: опыт, значимый для России / С. Щерба, Т Решетникова // Законность. – 2015. — № 3. – С. 41-45.
24. Шимановский В.В. К вопросу о процессуальной функции следователя в советском уголовном процессе. // Правоведение. 2005. № 2. с. 175-176.

Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Как реформировать органы дознания и следствия?

Михаил ПАСТУХОВ

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

Сегодня поговорим о преобразованиях в сфере расследования преступлений. Здесь много страданий и несправедливостей. Их надо уменьшить.

Нынешняя ситуация

В соответствии с главой 5 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь уголовное преследование граждан осуществляют прокурор, органы следствия и дознания. Они обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению обстоятельств дела, изобличению лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию, равно как принять меры по реабилитации невиновных (ст.27 УПК).

По данным председателя Следственного комитета Ивана Носкевича, в 2016 году в производстве следователей СК находилось свыше 130 тысяч уголовных дел. Из них примерно 50 тысяч дел были направлены в суд. При этом по расследованным делам уменьшилось количество оправдательных приговоров (всего в 2016 году было оправдано 83 человека).

По данным МВД, в 2016 году было зарегистрировано почти 93 тысячи преступлений. Среди них преобладают кражи, хулиганства, мошенничество, преступления, связанные с наркотиками (6457).

Всего в 2016 году в Беларуси было осуждено почти 45 тысяч человек (в основном, мужчин). Из них к лишению свободы — 13,7 тысячи. На 1 января 2017 г. в местах лишения свободы находилось 35,2 тысячи человек (из них 6,5 тысячи — в местах предварительного заключения: ИВС и следственных изоляторах).

Характерная деталь: по закону от 5 января 2015 г. в УПК была включена глава 49-1 «Производство по уголовному делу в отношении подозреваемого (обвиняемого), с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве» (ст.ст.468-1 — 468-12). Теперь почти каждому обвиняемому предлагают заключить с органами «соглашение о сотрудничестве», дать признательные показания и оговорить иных лиц, проходящих по делу. В случае «сотрудничества» прокурор может ходатайствовать перед судом о снижения размера наказания не менее чем наполовину от максимального срока наказания по соответствующей статье УК.

Понятно, что такие формы расследования являются аморальными, возвращают наше следствие к 30-м годам, где от подозреваемых (обвиняемых) добивались признательных показаний. Правда, теперь это можно делать не мордобоем, а путем заключения «соглашения о сотрудничестве». Нововведение позволило органам следствия резко улучшить показатели раскрываемости преступлений.

Читать еще:  Разбойное нападение ук рф

Еще одним средством, облегчающим расследование преступлений, стала узаконенная возможность проводить ускоренное производство по делам, не представляющим большой общественной опасности, а также по делам о менее тяжких преступлениях (со сроком наказания не свыше 5 лет лишения свободы).

Согласно ст.452 УПК, такое расследование допускается, если факт преступления очевиден, известно лицо, подозреваемое в совершении преступления, и оно не отрицает своей причастности к преступлению. Срок ускоренного производства не должен превышать 10 суток со дня поступления заявления или сообщения о преступлении. Этот срок может быть продлен по постановлению следователя, утвержденному начальником следственного подразделения.

После окончания ускоренного производства следователь привлекает в качестве обвиняемого лицо, совершившее преступление, решает вопрос о мере пресечения, налагает арест на имущество, после чего передает дело прокурору.

Мало кто знает, что в новой редакции УПК имеется глава 49 «Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц» (ст.ст.468-1 — 468-3). Она предусматривает изъятия из общих правил уголовного процесса в отношении ряда «блатных лиц», а именно: лиц, должности которых включены в кадровый реестр главы государства; депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь; депутатов областных Советов депутатов, Минского городского Совета депутатов; судей, прокуроров, следователей.

Очевидно, что нормы данной главы УПК нарушают принцип равенства граждан перед законом, создают преимущества для указанных лиц, а также открывают возможности для вмешательства высших должностных лиц в деятельность по осуществлению уголовного процесса.

Органы дознания

Согласно ст. 37 УПК, функции органов дознания осуществляют: 1) Министерство внутренних дел, территориальные органы внутренних дел; 2) органы государственной безопасности — по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению; 3) командиры воинских частей, соединений, начальников органов пограничной службы, военных учреждений и гарнизонов; 4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; 5) Пограничный комитет, территориальные органы пограничной службы, органы пограничной службы специального назначения — по уголовным делам о преступлениях, выявляемых при выполнении возложенных на органы пограничной службы задач; 6) таможенные органы — по уголовным делам о контрабанде, незаконном экспорте объектов экспортного контроля, об уклонении от уплаты таможенных платежей и др.; 7) органы финансовых расследований Комитета государственного контроля — по определенной категории уголовных дел; 8) органы государственного пожарного надзора — по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил; 9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов страны, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах; 10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь — по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.

Особенность органов дознания состоит в том, что расследование преступлений для них является дополнительной нагрузкой. В тех случаях, когда в ходе своей деятельности они обнаруживают признаки преступления, они должны возбуждать уголовные дела и проводить расследование.

При производстве дознания уполномоченные на то лица вправе производить неотложные следственные и другие процессуальные действия, выносить процессуальные решения в пределах своих полномочий (ч.2 ст.39 УПК).

Органы следствия

Как известно, с 1 января 2012 г. в Беларуси начал функционировать Следственный комитет. В его состав были включены сотрудники следственных подразделений прокуратуры, МВД, Комитета государственного контроля (однако следователи КГБ остались в своем ведомстве).

В систему Следственного комитета входит центральный аппарат, управления СК по областям и г. Минску, районные (межрайонные), городские отделы СК. Штатная численность СК не разглашается, но она превышает несколько тысяч следователей.

Следственный комитет стал еще одной военизированной структурой при президенте. Следователи одеты в черную форму с погонами. В отношении них действует специальный устав о прохождении службы. В центральном аппарате имеется четыре генеральских должности во главе с председателем СК.

В открытой печати и интернете информации о деятельности СК немного. Сотрудники этого ведомства работают в условиях строгой конфиденциальности. Их деятельность находится под контролем вышестоящих инстанций и лично главы государства. Прокуратура как бы самоустранилась от надзора за органами СК.

Анализ данных о работе Следственного комитета позволяет утверждать, что создание нового ведомства не решило проблем, связанных с законностью и качеством предварительного следствия. Основными критериями работы следователей остаются «плановые показатели» и «сроки расследования». Результатом таких усилий являются многотомные уголовные дела с десятками обвиняемых (примером может быть наркотиками с основным фигурантом Константином Вилюгой).

Следует указать, что военизированный характер службы повлек за собой жесткую субординацию и дисциплину, лишая следователей процессуальной самостоятельности. Органы следствия превратились в широко разветвленную структуру с большим штатом сотрудников. Это понуждает их увеличивать из года в год показатели своей работы.

Как выше отмечалось, в 2016 году в производстве следователей СК находилось свыше 130 тысяч уголовных дел. Если представить, что по каждому уголовному делу проходит в среднем 2-3 человека, то получается, что под подозрением и обвинением ежегодно находится свыше 300 тысяч граждан (!).

Такой размах деятельности следственных органов вызывает не столько удовлетворение от высоких показателей их работы, сколько опасение за судьбы людей, которые попали в орбиту деятельности этих органов. Ведь свыше 6 тысяч человек месяцами находятся в следственных изоляторах без связи с родными. Их принуждают к «сотрудничеству», заставляют давать показания против себя и против других, «шьют» все новые и новые статьи УК, требуют незамедлительного возмещения начисленного «вреда». В этом и есть негативные последствия «показательной» работы следственных органов, которые нельзя терпеть и с которыми нельзя мириться.

Первоочередные меры

Одной из первых мер преобразования органов дознания и следствия считаю освобождение их от «палочной системы» показателей и выведение из-под жесткого административного (военного) подчинения. Лица, проводящие расследование по уголовным делам, должны иметь процессуальную самостоятельность и следовать нормам УПК, а не указаниям начальников.

Учитывая невысокое качество дознания, целесообразно сократить число органов дознания. В штате ведомств должны быть квалифицированные дознаватели, которые в случае необходимости могут выезжать на место происшествия.

Следует отказаться от такого ноу-хау как заключение «досудебного соглашения о сотрудничестве», которое позорит наше законодательство и практику. Кроме того, необходимо исключить особый порядок привлечения к уголовной ответственности лиц, которые находятся под патронажем главы государства или принадлежат к отдельным ведомствам. В упразднении нуждается ускоренный порядок расследования по так называемым «очевидным делам».

Очевидно, что пора ввести судебный порядок получения санкций на заключение подозреваемых (обвиняемых) под стражу, чего требуют от Республики Беларусь международные обязательства. Решение вопроса о заключении лица под стражу должно приниматься в открытом судебном заседании.

Последующие меры

В перспективе следует провести реструктуризацию Следственного комитета, его кадровую чистку и подчинить прокуратуре. Он должен сохранить организационную самостоятельность. Правовой статус следователей и прокуроров должен быть одинаковым, что позволит проводить ротацию кадров. Сотрудники этого ведомства могут действовать в составе смешанных групп при расследовании сложных и резонансных преступлений.

Следственный аппарат в составе органов госбезопасности следует упразднить, а само ведомство — преобразовать.

В новых условиях дознание и следствие должно осуществляться на основе нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства, приведенного в соответствие с международными и европейскими стандартами. Случаи применения пыток и иных недозволенных методов расследования должны уйти в прошлое, как и практика достижения высоких показателей в раскрытии преступлений.

Уверен, что при новой организации расследования преступлений значительно сократится количество жалоб на незаконные действия органов дознания и следствия, уменьшится количество лиц, заключенных под стражу, а также общее количество осужденных. Профессия следователя снова станет одной из уважаемых юридических профессий.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector