0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Согласно упк рф таможенные органы дознание

Статья 40. Орган дознания

Статья 40. Орган дознания

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Судебная практика и законодательство — УПК РФ. Статья 40. Орган дознания

В целях эффективной реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2006, N 28, ст. 2975; 2007, N 24, ст. 2830, ст. 2833; 2009, N 11, ст. 1267; 2010, N 30, ст. 3989, ст. 4003; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; 2012, N 10, ст. 1165; N 24, ст. 3068; 2013, N 14, ст. 1661; 2014, N 6, ст. 554, ст. 558) приказываю:

Статья 2. В соответствии со ст. 40 УПК РФ к органам дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (далее — органы дознания) относятся командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов .

В целях эффективной реализации положений ст. 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2006, N 28, ст. 2975; 2007, N 24, ст. 2830, 2833; 2009, N 11, ст. 1267; 2010, N 30, ст. 3989, 4003; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; 2012, N 10, ст. 1165; N 24, ст. 3068; 2013, N 14, ст. 1661; 2014, N 6, ст. 554, 558) приказываю:

20. Регистрация сообщений о преступлениях, принятых должностными лицами, перечисленными в части 3 ст. 40 УПК РФ, осуществляется на основании полученной от них информации органами дознания или предварительного следствия. Такая информация может быть передана (получена) по различным каналам связи.

В соответствии со статьями 40, 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921), статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649), пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч. II), ст. 5491), а также во исполнение пункта 5.2 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2005 г., регистрационный N 7339) приказываю:

Кроме того, заявители просят признать не соответствующими статьям 15 (часть 4), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 2), 46 (часть 1), 49 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации ряд положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: статьи 40 и 56, закрепляющие правовой статус таких участников уголовного судопроизводства, как орган дознания и свидетель; статьи 61 и 62, устанавливающие обстоятельства, которые препятствуют участию в производстве по уголовному делу, и требование о недопустимости участия в производстве по уголовному делу лиц, подлежащих отводу; статью 157, регулирующую производство неотложных следственных действий. Как утверждается в жалобах, положения указанных статей позволяют принимать необъективные и предвзятые решения о возбуждении уголовного дела, поскольку исключают возможность самоотвода или отвода по инициативе стороны защиты должностного лица органа дознания в случаях, если это должностное лицо ранее участвовало в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий по данному уголовному делу, само возбудило уголовное дело, а об обстоятельствах первоначального этапа расследования было допрошено впоследствии в суде в качестве свидетеля.

21. Регистрация органами наркоконтроля сообщений о преступлениях, принятых должностными лицами, перечисленными в части 3 статьи 40 УПК России, осуществляется на основании полученной от них информации: в ФСКН России — старшим оперативным дежурным Дежурной службы ФСКН России; в территориальном органе ФСКН России — ответственным дежурным дежурной части организационно-инспекторского подразделения или оперативным сотрудником межрайонного (городского) подразделения, назначенным ответственным за прием и регистрацию сообщений о преступлениях. Такая информация может быть передана (получена) по различным каналам связи.

Пункт 4 ч. 1 ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27 (ч. I), ст. ст. 2700, 2706; N 27 (ч. II), ст. 2702; N 28, ст. 2880; N 50, ст. 4847).

В целях реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2003, N 27, ст. 2706; N 16, ст. 1827, N 24, ст. 2830), Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.02.2004 N 26 «О совершенствовании организации работы по выявлению и расследованию преступлений против правосудия» приказываю:

В целях организационно-методического обеспечения эффективной реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2007, N 24, ст. 2833; 2010, N 30, ст. 4003; 2012, N 24, ст. 3068; 2013, N 14, ст. 1661) приказываю:

Статья 157. Производство неотложных следственных действий

СТ 157 УПК РФ

1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

2. Неотложные следственные действия производят:

1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего Кодекса;

3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 200.2, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации;

4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

Читать еще:  Превышение самообороны статья 108 ук рф

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

3. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса.

4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Комментарий к Статье 157 Уголовно-процессуального кодекса

1. Наряду со следствием и дознанием уголовно-процессуальным законом предусмотрен специфичный вид уголовно-процессуальной деятельности — производство неотложных следственных действий.

Под неотложными следственными действиями понимаются действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК РФ).

2. Признаки неотложных следственных действий:

— обязательность следствия ввиду обнаруженных характеристик уголовного дела;

— проведение неотложных следственных действий органом дознания или лицом, наделенным соответствующими полномочиями органа дознания ;
———————————
УПК РФ допускает проведение неотложных следственных действий и следователем, но несколько в ином контексте: в соответствии с ч. 5 ст. 152 УПК при установлении того, что уголовное дело неподследственно следователю, последний обязан выполнить указанные действия и направить дело руководителю следственного органа для направления по подследственности.

— нахождение органа дознания по времени и месту в непосредственной близости к совершенному общественно опасному деянию;

— необходимость возбуждения уголовного дела ввиду острого дефицита времени, когда пересылка материалов по подследственности повлечет утрату следов преступления и доказательств;

— направленность процессуальных действий на обеспечение доказательственной базы по делу.

3. Для проведения неотложных следственных действий орган дознания обязан возбудить уголовное дело.

4. Виды органов дознания и должностных лиц, наделяемых полномочиями органов дознания, предусмотрены в ст. 40 УПК. Какой орган дознания и по каким делам вправе производить неотложные следственные действия, регулируется нормами ч. 2 ст. 157 УПК. В основу разграничения компетенции между органами дознания в данном случае положены их компетенция, профессиональная направленность деятельности. В наибольшей степени нагрузка по осуществлению данной деятельности возлагается на дознавателей органов внутренних дел, так как они выполняют неотложные следственные действия по всем делам, за исключением отнесенных к ведению других органов дознания.

5. Правом проведения неотложных следственных действий обладают:

1) органы дознания, указанные в п. п. 1 и 8 ч. 3 ст. 151 УПК (органы дознания органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ) — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в п. п. 2 — 6 ч. 2 комментируемой статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ;

2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК;

3) таможенные органы — по делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, ч. ч. 3 и 4 ст. 194, ч. 2 ст. 200.1, ст. ст. 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ, выявленных таможенными органами Российской Федерации;

4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ (органы Федеральной службы судебных приставов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы), а также капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геолого-разведочных партий и зимовок — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения партий и зимовок и при удаленности их от органов дознания; главы дипломатических представительств и консульских учреждений — по делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

6. Круг неотложных следственных действий по каждому отдельному преступлению индивидуален, поэтому обоснованно законодателем в отличие от ранее действовавших положений не приведен перечень таких действий. С учетом обстоятельств преступления роль неотложных могут выполнять самые разнообразные из предусмотренных в законе следственных действий. Понятие «следственные действия» в контексте рассматриваемого института следовало бы рассматривать несколько шире, чем действия, направленные на получение, закрепление, исследование доказательств. Неотложность может быть вызвана, например, и потребностью в применении различных мер уголовно-процессуального принуждения.

7. Неотложные следственные действия должны быть выполнены в срок до 10 суток с момента возбуждения уголовного дела. Продлению данный срок не подлежит. Не позже указанного срока орган дознания обязан передать уголовное дело с соблюдением правил подследственности руководителю следственного органа, который определит дальнейшее его движение.

8. После направления уголовного дела руководителю следственного органа органы дознания самостоятельно, по собственной инициативе, не могут выполнять следственные и иные действия, а только по поручению следователя. Поручение излагается следователем в отдельном процессуальном документе с аналогичным названием или об этом выносится постановление.

9. Деятельность органа дознания продолжается в случае неустановления лица, совершившего преступление, и после направления уголовного дела руководителю следственного органа. В обязанность органа дознания входит проведение разыскных и оперативно-разыскных мероприятий (если Законом об оперативно-разыскной деятельности разрешено их выполнение конкретным органом дознания) для установления виновных. О результатах выполняемой работы орган дознания сообщает следователю.

Статья 157 УПК РФ. Производство неотложных следственных действий

1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

2. Неотложные следственные действия производят:

1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего Кодекса;

3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 200.2, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации;

4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

3. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса.

Читать еще:  Ст 107 ук рф характеристика

4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Комментарии к ст. 157 УПК РФ

1. Перечень следственных действий, которые правомочен производить орган дознания по подведомственным ему делам, по которым предварительное следствие обязательно, законодателем не определен. Соответственно, по определенным коммент. ст. преступлениям дознаватель вправе произвести все и любое следственные действия, когда они являются неотложными. Если, к примеру, допрос свидетеля, выемка или другое следственное действие не потеряет своего значения и после прошествия определенного (более 10 дней) времени, значит, оно не неотложное, и, таким образом, орган дознания не вправе его производить по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

2. Факт направления уголовного дела руководителю следственного органа должен быть отражен и в процессуальном, и непроцессуальных документах. Процессуальные документы — это постановление о направлении уголовного дела руководителю следственного органа (иногда его называют постановлением о направлении уголовного дела по подследственности). Непроцессуальными документами следует считать бумаги, оформляемые в канцелярии учреждения и соответствующие учетные карточки.

3. Под руководителем следственного органа в данной статье подразумевается начальник следственного отдела (управления), где работают следователи, которым подследственно производство по данному уголовному делу предварительного следствия.

4. Органам дознания рекомендуется уведомлять такого руководителя следственного органа об обнаружении подследственного следователю преступления не только в момент направления ему уголовного дела, но и сразу после установления подследственности такового.

5. После передачи дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по письменному поручению следователя, которое оформлено со ссылкой на ст. 38 УПК. По поручению следователя, в производстве которого находится уголовное дело, орган дознания вправе по делам, подследственным следователям, самостоятельно производить любое следственное действие.

6. Право органа дознания производить по делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя распространяется и на те случаи, когда расследование начиналось не с дознания, а с предварительного следствия. В любой из ситуаций без поручения следователя орган дознания не должен приступить к процессуальной деятельности, если дело находится в производстве органа предварительного следствия.

7. Каких-либо ограничений по поводу перечня оперативно-розыскных мер, которые принимает орган дознания по переданному следователю уголовному делу, законодатель не предусмотрел.

8. Следователю не рекомендуется предписывать или запрещать органу дознания применение тех или иных оперативно-розыскных мер.

9. Периодичность уведомления следователя о результатах принятия органом дознания оперативно-розыскных мер определяется по согласованию со следователем.

10. Положениями коммент. ст. подведомственность органов федеральной службы безопасности ограничена происшествиями, в которых содержатся признаки таких преступлений, как: контрабанда (ст. 188 УК); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (189 УК); террористический акт (ст. 205 УК); содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК); публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК); организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК); угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК); преступления (за исключением ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. ст. 275 — 281, 283, 284 УК); незаконное пересечение Государственной границы РФ (ч. 2 ст. 322 УК); организация незаконной миграции (ч. 2 ст. 322.1 УК); противоправное изменение Государственной границы РФ (ч. 2 ст. 323 УК); разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения (ст. 355 УК) и наемничество (ст. 359 УК).

11. Подведомственность командиров воинских частей и соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов и т.п. ограничена содержащими признаки преступления происшествиями, совершенными подчиненными им военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона и т.п.

12. Исходя из положений ст. 24 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, содержащие признаки объективной стороны состава преступления происшествия, имевшие место на территории гарнизона, но совершенные военнослужащими, не проходящими службу в воинских частях гарнизона, подведомственны начальникам гарнизона, где имело место искомое деяние, как органам дознания.

13. Исходя из положений, закрепленных в п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК, по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами, неотложные следственные действия производят начальники учреждений и органов (начальники органа дознания), а также оперуполномоченные (дознаватели) уголовно-исполнительной системы.

14. Употребленное в п. 6 ч. 2 коммент. ст. понятие «иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания» подлежит расширительному толкованию. В соответствии со ст. 40 и ст. 151 УПК дознание производят не только должностные лица, но и учреждения — органы дознания. (О перечне таковых см. комментарий к ст. 40 УПК.)

15. Исходя из содержания п. 1 ч. 2 коммент. ст., компетенция на производство неотложных следственных действий таких органов дознания, как органы внутренних дел и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ограничена лишь компетенцией специализированных органов дознания, о которых упоминается в п. п. 2 — 6 ч. 2 ст. 157 УПК. И то не в полной мере. Они не вправе производить неотложные следственные действия лишь по тем подведомственным другим органам дознания преступлениям, о которых говорится в п. п. 2 — 6 ч. 2 ст. 157 УПК.

16. В соответствии с п. 3 ч. 2 коммент. ст., п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК и с п. 6 ст. 408 Таможенного кодекса РФ таможенные органы Российской Федерации являются органами дознания по делам о контрабанде (ст. 188 УК) , незаконном экспорте или передаче сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконном выполнении работ (оказании услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК), невозвращении на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК), невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК) и об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК) .

По делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК, дознаватели таможенных органов Российской Федерации осуществляют дознание в полном объеме.

По делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК, дознаватели таможенных органов Российской Федерации осуществляют дознание в полном объеме.

17. Об оперативно-розыскных мерах см. комментарий к ст. 41 УПК.

18. См. также комментарий к ст. ст. 40, 104, 146, 149, 151, 152 УПК.

Статья 157 УПК РФ. Производство неотложных следственных действий

1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

2. Неотложные следственные действия производят:

1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего Кодекса;

3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 200.2, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации;

Читать еще:  Подсудность ст 119 ук рф

4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

3. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса.

4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Комментарии к ст. 157 УПК РФ

1. Перечень следственных действий, которые правомочен производить орган дознания по подведомственным ему делам, по которым предварительное следствие обязательно, законодателем не определен. Соответственно, по определенным коммент. ст. преступлениям дознаватель вправе произвести все и любое следственные действия, когда они являются неотложными. Если, к примеру, допрос свидетеля, выемка или другое следственное действие не потеряет своего значения и после прошествия определенного (более 10 дней) времени, значит, оно не неотложное, и, таким образом, орган дознания не вправе его производить по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

2. Факт направления уголовного дела руководителю следственного органа должен быть отражен и в процессуальном, и непроцессуальных документах. Процессуальные документы — это постановление о направлении уголовного дела руководителю следственного органа (иногда его называют постановлением о направлении уголовного дела по подследственности). Непроцессуальными документами следует считать бумаги, оформляемые в канцелярии учреждения и соответствующие учетные карточки.

3. Под руководителем следственного органа в данной статье подразумевается начальник следственного отдела (управления), где работают следователи, которым подследственно производство по данному уголовному делу предварительного следствия.

4. Органам дознания рекомендуется уведомлять такого руководителя следственного органа об обнаружении подследственного следователю преступления не только в момент направления ему уголовного дела, но и сразу после установления подследственности такового.

5. После передачи дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по письменному поручению следователя, которое оформлено со ссылкой на ст. 38 УПК. По поручению следователя, в производстве которого находится уголовное дело, орган дознания вправе по делам, подследственным следователям, самостоятельно производить любое следственное действие.

6. Право органа дознания производить по делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя распространяется и на те случаи, когда расследование начиналось не с дознания, а с предварительного следствия. В любой из ситуаций без поручения следователя орган дознания не должен приступить к процессуальной деятельности, если дело находится в производстве органа предварительного следствия.

7. Каких-либо ограничений по поводу перечня оперативно-розыскных мер, которые принимает орган дознания по переданному следователю уголовному делу, законодатель не предусмотрел.

8. Следователю не рекомендуется предписывать или запрещать органу дознания применение тех или иных оперативно-розыскных мер.

9. Периодичность уведомления следователя о результатах принятия органом дознания оперативно-розыскных мер определяется по согласованию со следователем.

10. Положениями коммент. ст. подведомственность органов федеральной службы безопасности ограничена происшествиями, в которых содержатся признаки таких преступлений, как: контрабанда (ст. 188 УК); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (189 УК); террористический акт (ст. 205 УК); содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК); публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК); организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК); угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК); преступления (за исключением ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. ст. 275 — 281, 283, 284 УК); незаконное пересечение Государственной границы РФ (ч. 2 ст. 322 УК); организация незаконной миграции (ч. 2 ст. 322.1 УК); противоправное изменение Государственной границы РФ (ч. 2 ст. 323 УК); разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения (ст. 355 УК) и наемничество (ст. 359 УК).

11. Подведомственность командиров воинских частей и соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов и т.п. ограничена содержащими признаки преступления происшествиями, совершенными подчиненными им военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона и т.п.

12. Исходя из положений ст. 24 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, содержащие признаки объективной стороны состава преступления происшествия, имевшие место на территории гарнизона, но совершенные военнослужащими, не проходящими службу в воинских частях гарнизона, подведомственны начальникам гарнизона, где имело место искомое деяние, как органам дознания.

13. Исходя из положений, закрепленных в п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК, по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами, неотложные следственные действия производят начальники учреждений и органов (начальники органа дознания), а также оперуполномоченные (дознаватели) уголовно-исполнительной системы.

14. Употребленное в п. 6 ч. 2 коммент. ст. понятие «иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания» подлежит расширительному толкованию. В соответствии со ст. 40 и ст. 151 УПК дознание производят не только должностные лица, но и учреждения — органы дознания. (О перечне таковых см. комментарий к ст. 40 УПК.)

15. Исходя из содержания п. 1 ч. 2 коммент. ст., компетенция на производство неотложных следственных действий таких органов дознания, как органы внутренних дел и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ограничена лишь компетенцией специализированных органов дознания, о которых упоминается в п. п. 2 — 6 ч. 2 ст. 157 УПК. И то не в полной мере. Они не вправе производить неотложные следственные действия лишь по тем подведомственным другим органам дознания преступлениям, о которых говорится в п. п. 2 — 6 ч. 2 ст. 157 УПК.

16. В соответствии с п. 3 ч. 2 коммент. ст., п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК и с п. 6 ст. 408 Таможенного кодекса РФ таможенные органы Российской Федерации являются органами дознания по делам о контрабанде (ст. 188 УК) , незаконном экспорте или передаче сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконном выполнении работ (оказании услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК), невозвращении на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК), невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК) и об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК) .

По делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК, дознаватели таможенных органов Российской Федерации осуществляют дознание в полном объеме.

По делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК, дознаватели таможенных органов Российской Федерации осуществляют дознание в полном объеме.

17. Об оперативно-розыскных мерах см. комментарий к ст. 41 УПК.

18. См. также комментарий к ст. ст. 40, 104, 146, 149, 151, 152 УПК.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector