1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Согласно упк рф таможенные органы производят дознание

Статья 40 УПК РФ. Орган дознания (действующая редакция)

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 40 УПК РФ

1. Согласно п. 24 ст. 5 УПК органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Полномочия органов дознания принадлежат субъектам, которых можно разделить на две группы:

а) органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с ФЗ полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности — ОРД (п. 1 ч. 1 ст. 40);

б) должностные лица определенных государственных органов и формирований (Федеральной службы судебных приставов, командиры воинских частей, соединений и гарнизонов, должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы); государственных учреждений (начальники военных учреждений, главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ), а также некоторых других государственных и негосударственных формирований (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок).

Основную часть функций органов дознания в системе органов внутренних дел выполняет полиция, одним из основных направлений деятельности которой является защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение, пресечение преступлений, выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам, розыск лиц. В состав полиции входят подразделения, на которые возлагается производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам и осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Полномочиями по осуществлению ОРД обладают оперативные подразделения: ОВД РФ; органов ФСБ; федеральных органов государственной охраны; таможенных органов РФ; федеральной службы исполнения наказаний; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органа внешней разведки Министерства обороны РФ, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других названных органов.

2. Орган внешней разведки Министерства обороны РФ (служба внешней разведки РФ) проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других вышеперечисленных органов (ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

3. Расследование в форме дознания производят дознаватели: ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов, органов Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы. В соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК именно эти органы наделяются правом производства расследования в форме дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания. Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по делам, отнесенным к их подследственности, обладают ОВД, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы федеральной службы безопасности; таможенные органы, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, другие должностные лица, которые на основании ст. 40 УПК РФ имеют полномочия органов дознания (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений).

Вместе с тем следует сказать, что вопрос о полномочиях органов дознания еще не нашел достаточного разрешения ни в теории, ни в нормативном регулировании. В то время как права и обязанности отдельных органов дознания достаточно четко определены законом, положениями и ведомственными инструкциями, вопрос о полномочиях ряда других органов дознания остается нерешенным — либо ввиду сохранения существенных пробелов в правовом регулировании их статуса (так, в нормативных актах о федеральных органах государственной охраны, органе внешней разведки Министерства обороны РФ среди их полномочий вообще не упоминается проведение дознания), либо также потому, что положения уголовно-процессуального закона, регулирующие порядок производства дознания, ipso facto могут относиться к ним лишь частично (начальники зимовок, геологоразведочных партий).

4. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» полиция вправе в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно.

Статья 40. Орган дознания

Статья 40. Орган дознания

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Судебная практика и законодательство — УПК РФ. Статья 40. Орган дознания

В целях эффективной реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2006, N 28, ст. 2975; 2007, N 24, ст. 2830, ст. 2833; 2009, N 11, ст. 1267; 2010, N 30, ст. 3989, ст. 4003; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; 2012, N 10, ст. 1165; N 24, ст. 3068; 2013, N 14, ст. 1661; 2014, N 6, ст. 554, ст. 558) приказываю:

Статья 2. В соответствии со ст. 40 УПК РФ к органам дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (далее — органы дознания) относятся командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов .

В целях эффективной реализации положений ст. 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2006, N 28, ст. 2975; 2007, N 24, ст. 2830, 2833; 2009, N 11, ст. 1267; 2010, N 30, ст. 3989, 4003; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; 2012, N 10, ст. 1165; N 24, ст. 3068; 2013, N 14, ст. 1661; 2014, N 6, ст. 554, 558) приказываю:

20. Регистрация сообщений о преступлениях, принятых должностными лицами, перечисленными в части 3 ст. 40 УПК РФ, осуществляется на основании полученной от них информации органами дознания или предварительного следствия. Такая информация может быть передана (получена) по различным каналам связи.

В соответствии со статьями 40, 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921), статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649), пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч. II), ст. 5491), а также во исполнение пункта 5.2 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2005 г., регистрационный N 7339) приказываю:

Читать еще:  Смерть по халатности ук рф

Кроме того, заявители просят признать не соответствующими статьям 15 (часть 4), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 2), 46 (часть 1), 49 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации ряд положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: статьи 40 и 56, закрепляющие правовой статус таких участников уголовного судопроизводства, как орган дознания и свидетель; статьи 61 и 62, устанавливающие обстоятельства, которые препятствуют участию в производстве по уголовному делу, и требование о недопустимости участия в производстве по уголовному делу лиц, подлежащих отводу; статью 157, регулирующую производство неотложных следственных действий. Как утверждается в жалобах, положения указанных статей позволяют принимать необъективные и предвзятые решения о возбуждении уголовного дела, поскольку исключают возможность самоотвода или отвода по инициативе стороны защиты должностного лица органа дознания в случаях, если это должностное лицо ранее участвовало в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий по данному уголовному делу, само возбудило уголовное дело, а об обстоятельствах первоначального этапа расследования было допрошено впоследствии в суде в качестве свидетеля.

21. Регистрация органами наркоконтроля сообщений о преступлениях, принятых должностными лицами, перечисленными в части 3 статьи 40 УПК России, осуществляется на основании полученной от них информации: в ФСКН России — старшим оперативным дежурным Дежурной службы ФСКН России; в территориальном органе ФСКН России — ответственным дежурным дежурной части организационно-инспекторского подразделения или оперативным сотрудником межрайонного (городского) подразделения, назначенным ответственным за прием и регистрацию сообщений о преступлениях. Такая информация может быть передана (получена) по различным каналам связи.

Пункт 4 ч. 1 ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27 (ч. I), ст. ст. 2700, 2706; N 27 (ч. II), ст. 2702; N 28, ст. 2880; N 50, ст. 4847).

В целях реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2003, N 27, ст. 2706; N 16, ст. 1827, N 24, ст. 2830), Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.02.2004 N 26 «О совершенствовании организации работы по выявлению и расследованию преступлений против правосудия» приказываю:

В целях организационно-методического обеспечения эффективной реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2007, N 24, ст. 2833; 2010, N 30, ст. 4003; 2012, N 24, ст. 3068; 2013, N 14, ст. 1661) приказываю:

Статья 157. Производство неотложных следственных действий

СТ 157 УПК РФ

1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

2. Неотложные следственные действия производят:

1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего Кодекса;

3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 200.2, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации;

4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

3. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса.

4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Комментарий к Статье 157 Уголовно-процессуального кодекса

1. Наряду со следствием и дознанием уголовно-процессуальным законом предусмотрен специфичный вид уголовно-процессуальной деятельности — производство неотложных следственных действий.

Под неотложными следственными действиями понимаются действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК РФ).

2. Признаки неотложных следственных действий:

— обязательность следствия ввиду обнаруженных характеристик уголовного дела;

— проведение неотложных следственных действий органом дознания или лицом, наделенным соответствующими полномочиями органа дознания ;
———————————
УПК РФ допускает проведение неотложных следственных действий и следователем, но несколько в ином контексте: в соответствии с ч. 5 ст. 152 УПК при установлении того, что уголовное дело неподследственно следователю, последний обязан выполнить указанные действия и направить дело руководителю следственного органа для направления по подследственности.

— нахождение органа дознания по времени и месту в непосредственной близости к совершенному общественно опасному деянию;

— необходимость возбуждения уголовного дела ввиду острого дефицита времени, когда пересылка материалов по подследственности повлечет утрату следов преступления и доказательств;

— направленность процессуальных действий на обеспечение доказательственной базы по делу.

3. Для проведения неотложных следственных действий орган дознания обязан возбудить уголовное дело.

4. Виды органов дознания и должностных лиц, наделяемых полномочиями органов дознания, предусмотрены в ст. 40 УПК. Какой орган дознания и по каким делам вправе производить неотложные следственные действия, регулируется нормами ч. 2 ст. 157 УПК. В основу разграничения компетенции между органами дознания в данном случае положены их компетенция, профессиональная направленность деятельности. В наибольшей степени нагрузка по осуществлению данной деятельности возлагается на дознавателей органов внутренних дел, так как они выполняют неотложные следственные действия по всем делам, за исключением отнесенных к ведению других органов дознания.

5. Правом проведения неотложных следственных действий обладают:

1) органы дознания, указанные в п. п. 1 и 8 ч. 3 ст. 151 УПК (органы дознания органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ) — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в п. п. 2 — 6 ч. 2 комментируемой статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ;

2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК;

3) таможенные органы — по делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, ч. ч. 3 и 4 ст. 194, ч. 2 ст. 200.1, ст. ст. 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ, выявленных таможенными органами Российской Федерации;

4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ (органы Федеральной службы судебных приставов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы), а также капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геолого-разведочных партий и зимовок — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения партий и зимовок и при удаленности их от органов дознания; главы дипломатических представительств и консульских учреждений — по делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

6. Круг неотложных следственных действий по каждому отдельному преступлению индивидуален, поэтому обоснованно законодателем в отличие от ранее действовавших положений не приведен перечень таких действий. С учетом обстоятельств преступления роль неотложных могут выполнять самые разнообразные из предусмотренных в законе следственных действий. Понятие «следственные действия» в контексте рассматриваемого института следовало бы рассматривать несколько шире, чем действия, направленные на получение, закрепление, исследование доказательств. Неотложность может быть вызвана, например, и потребностью в применении различных мер уголовно-процессуального принуждения.

Читать еще:  Права потерпевшего по уголовному делу упк рф

7. Неотложные следственные действия должны быть выполнены в срок до 10 суток с момента возбуждения уголовного дела. Продлению данный срок не подлежит. Не позже указанного срока орган дознания обязан передать уголовное дело с соблюдением правил подследственности руководителю следственного органа, который определит дальнейшее его движение.

8. После направления уголовного дела руководителю следственного органа органы дознания самостоятельно, по собственной инициативе, не могут выполнять следственные и иные действия, а только по поручению следователя. Поручение излагается следователем в отдельном процессуальном документе с аналогичным названием или об этом выносится постановление.

9. Деятельность органа дознания продолжается в случае неустановления лица, совершившего преступление, и после направления уголовного дела руководителю следственного органа. В обязанность органа дознания входит проведение разыскных и оперативно-разыскных мероприятий (если Законом об оперативно-разыскной деятельности разрешено их выполнение конкретным органом дознания) для установления виновных. О результатах выполняемой работы орган дознания сообщает следователю.

Согласно упк рф таможенные органы производят дознание

Статья 40. Орган дознания

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) милиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 158-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 14.03.2009 N 38-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

(п. 4 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 58-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.07.2006 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

(п. 3 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Комментарий к статье 40

1. В соответствии с п. 24 ст. 5 УПК органами дознания являются государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. К таковым прежде всего относятся органы внутренних дел, которые являются универсальными органами дознания, поскольку вправе проводить дознание фактически по всем делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК). Функция производства дознания по определенному в уголовно-процессуальном законе кругу дел является также постоянной для пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов Государственной противопожарной службы (п. п. 3 — 6 ч. 3 ст. 151 УПК) и органов ФСКН России.

Иные органы исполнительной власти, осуществляющие ОРД, функцию дознания выполняют эпизодически, прежде всего в виде возбуждения уголовного дела и производства неотложных следственных действий.

1.1. Следует отметить, что дознание может производиться следователями ведомств, имеющих следственные аппараты: ФСБ России, МВД России, ФСКН России и прокуратуры.

2. Исходя из ст. 13 Закона об ОРД, а также Указа Президента РФ от 05.06.2003 N 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (в ред. от 31.08.2005) и других нормативных актов, можно сделать вывод, что к «иным органам» исполнительной власти, наделенным полномочиями по осуществлению ОРД, о которых упоминается в п. 1 ч. 1 ст. 40, относятся: 1) органы федеральной службы безопасности РФ; 2) федеральные органы государственной охраны; 3) таможенные органы РФ; 4) Служба внешней разведки РФ; 5) органы Федеральной службы исполнения наказаний.

СЗ РФ. 2003. N 23. Ст. 2197; 2005. N 36. Ст. 3665.

3. Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное УПК отдельными процессуальными полномочиями (п. 17 ст. 5).

4. Процессуальными полномочиями начальника органа дознания при расследовании преступлений в форме дознания обладают начальники: органа внутренних дел, органа госнаркоконтроля, органа службы судебных приставов, таможенного органа, органа Государственной противопожарной службы.

Эти органы наделяются правом производства расследования в форме дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания.

4.1. Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий, кроме вышеуказанных органов дознания, наделяются органы ФСБ; командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов), иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений) (см. коммент. к ст. 157).

5. Начальник органа дознания организует принятие необходимых оперативно-розыскных мероприятий и производство следственных действий в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений. Он обязан принять меры по сохранению следов преступления, в том числе и в случае принятия решения, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК.

6. Начальник органа дознания может продлить срок проверки сообщения о преступлении до 10 суток, руководствуясь ч. 3 ст. 144 УПК (прилож. 9 к ст. 476 УПК).

7. Начальник органа дознания, реализуя полномочия дознавателя, вправе возбудить уголовное дело (см. ч. 1 ст. 145 УПК). Начальник органа дознания в соответствии со ст. ст. 144, 145 и 148 УПК утверждает постановление дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела (прилож. 21 к ст. 476 УПК). Начальник органа дознания, реализуя полномочия дознавателя, вправе вынести постановление о передаче сообщения по подследственности (ч. 1 ст. 145).

7.1. Очевидно, что дознаватель, прежде чем вынести постановление о возбуждении уголовного дела, должен быть уполномочен начальником органа дознания (или его заместителем) на ведение уголовного дела (ч. 1 ст. 41 УПК). Из этого напрашивается вывод, что начальник органа дознания, получив сообщение о совершенном преступлении, поручает конкретному работнику провести проверку этого сообщения в порядке ст. 144 УПК и тем самым возлагает на него полномочия органа дознания. Установив основание для возбуждения уголовного дела, дознаватель возбуждает уголовное дело. Поэтому не противоречит закону введение в органе дознания порядка, при котором решение дознавателя о возбуждении уголовного дела согласовывалось бы с начальником органа дознания.

8. Начальник органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК, вправе принять уголовное дело, по которому производство предварительного следствия (ПС) необязательно, к своему производству и произвести по нему дознание в полном объеме, реализуя полномочия органа дознания. Начальник органа дознания обладает полномочиями органа дознания, предусмотренными п. 1 ч. 2 коммент. статьи, иначе он не мог бы возлагать эти полномочия на дознавателя.

Этому выводу соответствует определение начальника органа дознания, данное в п. 17 ст. 5 УПК, согласно которому он наделен отдельными процессуальными полномочиями. Эту норму следует понимать в том смысле, что после возложения на дознавателя полномочий органа дознания начальник органа дознания реализует отдельные процессуальные полномочия.

9. Начальник органа дознания вправе лично произвести неотложные следственные действия по уголовному делу, по которому производство предварительное следствие обязательно, после того как он примет дело к своему производству (ч. 1 ст. 157 УПК).

9.1. Начальник органа дознания вправе произвести задержание подозреваемого в совершении преступления при наличии оснований, указанных в ч. 1 ст. 91 УПК.

9.2. На основании ч. 3 ст. 7 Закона об ОРД начальник органа дознания вправе давать поручение оперативным работникам на проведение оперативно-розыскных мероприятий.

10. В соответствии с п. 3 ст. 149 и ч. 3 ст. 157 УПК начальник органа дознания утверждает постановление дознавателя о направлении уголовного дела прокурору после выполнения неотложных следственных действий по уголовному делу, по которому обязательно производство ПС.

11. Начальник органа дознания утверждает обвинительный акт. Утверждение начальником органа дознания обвинительного акта облекается в форму резолюции «Утверждаю» (см. прилож. 163 к ст. 476 УПК).

12. Начальник органа дознания вправе проверять материалы уголовного дела, находящегося в производстве у дознавателя.

13. Начальник органа дознания вправе давать дознавателю органа дознания указания в письменном виде о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации обвинения и об объеме обвинения.

Читать еще:  Проституция ст ук рф

Указания начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК).

14. Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с ч. 3 ст. 37 УПК, обязательны для исполнения начальником органа дознания. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда для их исполнения требуется согласие прокурора и (или) разрешение суда (см. коммент. к ст. 39).

15. Часть 2 коммент. статьи называет основные направления уголовно-процессуальной деятельности органов дознания. Первое направление деятельности органов дознания — это производство дознания. Дознание — это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, следователем, по уголовному делу, по которым производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК).

16. Дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного расследования необязательно, проводится в случаях, если совершено одно из преступлений, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК, или иное преступление небольшой или средней тяжести, по письменному указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150), и если, как указывается в ч. 2 ст. 223 УПК, уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица (конкретных лиц).

Таким образом, дознание в качестве формы предварительного расследования может производиться только в отношении конкретного подозреваемого (конкретных подозреваемых). Уголовное преследование такого подозреваемого начинается или с момента фактического задержания, или с момента возбуждения уголовного дела. Уголовное преследование в форме дознания всегда возбуждается в отношении конкретного подозреваемого (подозреваемых). В противном случае, т.е. когда на момент принятия решения о возбуждении уголовного дела лицо, совершившее преступление, неизвестно, прокурор должен поручить производство ПС следователю.

В такой ситуации возможен и иной вариант: орган дознания, руководствуясь ч. 3 ст. 157 УПК, вправе произвести неотложные следственные действия по делу, по которому должно производиться предварительное следствие (по указанию прокурора), в течение 10 суток, а затем направляет дело прокурору для производства следствия.

17. Второе из основных направлений процессуальной деятельности органов дознания — выполнение неотложных следственных действий по уголовному делу, по которым производство предварительного следствия обязательно. При наличии поводов для возбуждения уголовного дела и оснований, указывающих на признаки преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает дело (согласно ст. 146 УПК) и проводит неотложные следственные действия (ст. 157 УПК).

Законодатель не установил конкретного срока, в течение которого должны быть произведены неотложные следственные действия, но ориентирует на быстрое их проведение: они должны быть завершены не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Прокурор вправе своим решением установить срок для производства неотложных следственных действий органом дознания.

18. Орган дознания может производить по уголовному делу, после того как оно было направлено прокурору, следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. Орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление после направления дела прокурору, не получая об этом специальных указаний прокурора и поручений следователя (ч. 4 ст. 157 УПК).

Понятие органов дознания, их система и полномочия

Органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с уголовно-процессуальным законом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

Представляется, что органы дознания — осуществляющие распорядительно-управленческую деятельность государственные органы и должностные лица, на которые дополнительно к их основным функциям возложены обязанности по:

1) реагированию на совершение преступлений путем возбуждения уголовного дела;

2) производству неотложных следственных действий или предварительного расследования в форме дознания в полном объеме;

3) реализации других уголовно-процессуальных полномочий.

Интересы и полномочия органов дознания представляют их руководители (начальники).

Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания (руководитель), в том числе его заместитель, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 17 ст. 5 УПК).

Начальник органа дознания действует в уголовном судопроизводстве в качестве самостоятельного участника правоотношений, если речь идет о внутренних взаимоотношениях в органе дознания, и от имени органа дознания в целом, когда он представляет интересы руководимого им учреждения во взаимоотношениях с другими субъектами уголовно-процессуальной деятельности или иными государственными органами.

Согласно ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Согласно ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» право осуществлять эту деятельность помимо органов внутренних дел на территории РФ предоставляется оперативным подразделениям:

а) органов федеральной службы безопасности;

б) федеральных органов государственной охраны;

в) таможенных органов РФ;

г) Службы внешней разведки РФ;

д) Федеральной службы исполнения наказаний;

е) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора.

Приведенный перечень органов дознания не является, к сожалению, исчерпывающим, поскольку некоторые из них указаны в ст. 151 и 157 УПК.

На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном гл. 32 УПК;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном ст. 157 УПК.

Возбуждение уголовного дела по правилам, установленным ст. 146 УПК, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения государственных органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений, т.е. в пределах территорий, на которые распространяется суверенитет Российской Федерации.

Уголовно-процессуальный закон, по существу, если следовать буквальному толкованию соответствующих норм (ст. 40, 151 и 157 УПК), разделил органы дознания на три группы.

Первую группу составляют органы дознания, имеющие право на производство как дознания в полном объеме, так и неотложных следственных действий; вторую — органы дознания, обладающие правом производства дознания лишь в полном объеме; третью — органы дознания, которым предоставлено право на производство только неотложных следственных действий.

Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

Начальник подразделения дознания уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием на основания такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении полномочий начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы уголовного дела;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания (ст. 40.1 УПК).

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 7 ст. 5 УПК).

Полномочия органа дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, возлагается на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. При этом не допускается возложение полномочий по производству дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуальным законом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с процессуальным законом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения при любых обстоятельствах (ст. 41 УПК).

При расследовании преступлений, направленных против прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в уголовном судопроизводстве появляется такой участник, как потерпевший от преступления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9055 — | 7682 — или читать все.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector