1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ст 141 ук комментарий

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Комментарий к Ст. 141 УК РФ

1. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Исключение составляют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В этой связи уголовно-правовой защите подлежат гарантированные Конституцией свободное и равное осуществление гражданами своего избирательного права, права на участие в референдуме, законная деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума.

2. Объективная сторона основного состава преступления выражается в виде совершения следующих альтернативных действий: 1) воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме; 2) нарушения тайны голосования; 3) воспрепятствования работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме и воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, может быть осуществлено различными способами, например, не допуском гражданина на избирательный участок, отказом внесения его в списки избирателей, угрозой причинения вреда в случае участия в выборах и т.д.

Воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, а также ее отдельных членов, может состоять в непредоставлении комиссии помещений, притеснении членов избирательных комиссий на основном месте работы. Воспрепятствование может также выражаться и в необоснованном отказе в регистрации кандидата либо снятии его с регистрации и т.п. Способ совершения преступления не влияет на квалификацию деяния, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2, 3 комментируемой статьи. Для наличия состава преступления важно, чтобы воспрепятствование затрудняло или делало невозможным участие в выборах или работу комиссий.

Нарушение тайны голосования может проявиться в организации голосования без кабин, присутствии в кабинах посторонних лиц, пометке бюллетеней соответствующими цифрами или значками, позволяющими выявить, как проголосовал тот или иной человек, и иных действиях.

3. Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента совершения указанных в законе действий.

4. Квалифицированный состав рассматриваемого преступления (ч. 2 комментируемой статьи) предусматривает в качестве обязательного объективного признака способы его совершения — 1) подкуп, 2) обман, 3) принуждение, 4) применение насилия, 5) угроза применения насилия.

Как подкуп рассматривается обещание или предоставление предметов, ценностей, денежных средств, оказание услуг имущественного характера или иных имущественных выгод.

Обман может выражаться как в форме действия, так и бездействия. В качестве обмана могут рассматриваться сообщение заведомо ложных сведений, а также умолчание о фактах, которые могут повлиять на решение избирателей при голосовании, на выполнение комиссиями своих обязанностей.

Принуждение рассматривается как психическое воздействие на человека. Может выражаться в нарушении или угрозе нарушения его законных прав и интересов, интересов родных или близких потерпевшему лиц.

Насилие — физическое воздействие, применяемое к лицу, участвовавшему в выборах, референдуме, или к его близким. Угроза насилием — психическое воздействие, применяемое к лицу, выражающееся в реальной возможности применения физического воздействия, причинения боли или страданий.

5. Объективными признаками состава преступления, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, являются: 1) вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах (форма такого вмешательства — требование или указание по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума); 2) неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы».

Перечисленные действия должны быть направлены на искажение результатов выборов, их фальсификацию.

Функционирование ГАС «Выборы» регламентируется Федеральным законом от 10.01.2003 N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (в ред. от 11.07.2011) . Достижение цели — повлиять на решения избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума — не является обязательным и находится за рамками состава преступления.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 172; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6247; 2010. N 19. Ст. 2291; 2011. N 29. Ст. 4291.

6. Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента совершения любого из действий, указанных в законе.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

8. В ч. 3 комментируемой статьи в качестве обязательного субъективного признака указана цель деяния — повлиять на решение избирательной комиссии или комиссии референдума.

9. В основном составе субъект преступления — общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет; в квалифицированном — специальный — лицо, использующее для совершения преступления свое должностное или служебное положение.

Понятие должностного лица раскрыто в п. 1 примеч. к ст. 285 УК. Об использовании служебного положения см. коммент. к ст. 136.

Читать еще:  Проникновение в чужое помещение статья ук рф

10. Ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав предусмотрена также и нормами гл. 5 КоАП. Разграничение между преступлением и иными правонарушениями следует осуществлять с учетом возможных в каждой конкретной ситуации последствий.

Комментарий к ст. 141 УК РФ

1. Статьей 32 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Избирательные права граждан и порядок работы избирательных комиссий определяются федеральными законами.

2. Объективная сторона преступления включает действия, которыми нарушаются избирательные права граждан и работа избирательных комиссий:

а) воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав и прав на участие в референдуме (невключение, отказ от включения лица в список избирателей, отказ избирателю в ознакомлении со списками избирателей, препятствование выдвижению кандидата, предвыборной агитации, наблюдению за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов), а также воспрепятствование совершению других избирательных действий в порядке, установленном федеральным законодательством о выборах;

б) нарушение тайны голосования (вмешательство в заполнение бюллетеня или опросного листа, допуск в кабину или помещение для голосования других лиц во время нахождения там избирателя или лица, участвующего в референдуме, неисполнение обязанности принять меры к специальному оборудованию мест для голосования);

в) воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума (действия, лишающие или ограничивающие возможности комиссий осуществлять деятельность в рамках предоставленных полномочий).

Преступление может быть совершено и путем бездействия, т.е. неисполнения органами, учреждениями, их должностными лицами, а также организациями возложенных на них федеральным законодательством обязанностей оказывать содействие избирательным комиссиям и комиссиям по проведению референдума в осуществлении их полномочий.

3. Преступление имеет формальный состав, признается оконченным с момента совершения указанных в законе действий (бездействия).

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Содержание мотива и цели нарушения избирательных прав граждан не влияет на квалификацию преступления. Деяния, предусмотренные ст. 141 УК, совершенные по мотивам дискриминации, должны квалифицироваться по ст. ст. 141 и 136 УК.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

6. Квалифицирующими признаками (ч. 2 ст. 141) являются: подкуп, обман, принуждение, применение насилия, угроза применения насилия, использование служебного положения и совершение деяний, указанных в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, группой лиц по предварительному сговору и организованной группой.

О признаках подкупа см. коммент. к ст. 309.

Обман — введение в заблуждение, предоставление ложной информации о кандидатах, порядке и сроках проведения предвыборной кампании и выборов, а также предоставление избирателю ложной информации при осуществлении им своих избирательных прав. Под обманом понимается и намеренное сокрытие информации, обеспечивающей гласность выборов и референдума, а также полную осведомленность их участников.

О признаках принуждения см. коммент. к ст. 302.

Насилие — побои, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, а также совершение других насильственных действий, препятствующих свободному волеизъявлению избирателей и осуществлению избирательными комиссиями и комиссиями по проведению референдума их полномочий.

Использование служебного положения следует толковать исходя из содержания примечаний к ст. 201 и 285 УК.

Совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой квалифицируется с учетом положений ч. ч. 2 и 3 ст. 35 УК.

7. В ч. 3 ст. 141 предусмотрена ответственность за вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством РФ. Способы вмешательства, а также вопросы, вмешательство в решение которых с использованием должностного или служебного положения является наказуемым по ст. 141, подробно указаны в законе.

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

2. Те же деяния:
а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения ;
б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Комментарий к статье 141 УК РФ

1. Объективная сторона преступления характеризуется альтернативно предусмотренными действиями:

1) воспрепятствованием свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме (например, отказ включить гражданина в избирательные списки, списки референдума; создание препятствий для доступа на избирательный участок; отказ в принятии документов для выдвижения кандидата; отмена регистрации кандидата). Воспрепятствование должно являться незаконным. Соответственно не будут признаваться уголовно наказуемыми подобные действия в отношении граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Такие лица не имеют права избирать и быть избранными (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ);

2) нарушением тайны голосования (например, отсутствие кабинок для голосования, нумерация бюллетеней, установление в кабинах видеоаппаратуры, допуск в кабину или помещение для голосования других лиц во время нахождения там избирателя);

3) воспрепятствованием работе избирательных комиссий и комиссий референдума либо деятельности их члена (действия, лишающие или ограничивающие возможности комиссий или их члена исполнять свои обязанности).

Читать еще:  Персональные данные ук рф

2. Преступление является оконченным с момента совершения одного из деяний, указанных в комментируемой статье.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

5. Квалифицирующими признаками (ч. 2 ст. 141) являются: подкуп, обман, принуждение, применение насилия, угроза применения насилия, использование служебного положения и совершение деяний, указанных в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Признак насилия включает причинение побоев, легкого или средней тяжести вреда здоровью.

6. В ч. 3 ст. 141 предусматривается ответственность за вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством РФ о выборах и референдумах.

— требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума;

— неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы».

Обязательным признаком является цель — повлиять на решения избирательной комиссии, комиссии референдума.

Другой комментарий к статье 141 Уголовного Кодекса РФ

1. Граждане Российской Федерации имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Исключение составляют лица, признанные невменяемыми, недееспособными и осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

2. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальные избирательные права граждан (право избирать и быть избранным), их право участвовать в референдуме и регламентируемой законом работе избирательных комиссий. Дополнительный объект — здоровье, телесная неприкосновенность и свобода самого избирателя или его близких.

3. Объективную сторону данного преступления образуют общественно опасные действия (бездействие), выражающиеся в: а) воспрепятствовании осуществления гражданином своих избирательных прав; б) нарушении тайны голосования; в) воспрепятствовании осуществлению гражданином права участвовать в референдуме; г) воспрепятствовании работе избирательной комиссии или комиссии референдума; д) воспрепятствовании деятельности члена комиссий, связанной с исполнением своих обязанностей.

Референдум — это обращение к избирателям с целью принятия окончательного решения по конституционным, законодательным или иным внутриполитическим или внешнеполитическим вопросам. Законодательство о референдуме тщательно регламентирует принципы его проведения, выносимые на него вопросы, порядок подготовки и проведения.

Воспрепятствование осуществлению гражданами своего избирательного права может заключаться в различных формах: 1) создание трудностей при выдвижении кандидатов избирательными объединениями по месту работы и жительства; 2) отказ в ведении предвыборной кампании и агитации со стороны доверенных лиц; 3) ограничение по надуманным мотивам участия кандидатов в предвыборной кампании.

4. Состав по конструкции — формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из указанных в законе деяний.

5. Преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Виновный осознает, что препятствует осуществлению гражданином его избирательных прав либо препятствует работе избирательной комиссии, и желает совершения указанных действий.

6. Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. В ч. 2 ст. 141 содержатся следующие квалифицирующие признаки: подкуп, обман, принуждение, применение насилия, угроза применения насилия, совершение деяния с использованием виновным своего служебного положения, совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Каждый из них имеет свое содержание. Подкуп — это предоставление любых имущественных или иных благ гражданину за неучастие в выборах или референдуме, либо члену избирательной комиссии за неучастие в ее работе, либо любому лицу за воспрепятствование работе избирательной комиссии.

Обман может быть активным (сообщение ложных сведений) или пассивным (умолчание об истине) и может касаться различных фактических обстоятельств, в частности, о личности кандидата, его партийной принадлежности, месте и времени выборов, возможности террористического акта в помещении избирательной комиссии.

О понятии насилия или угрозы его применения, использования виновным своего служебного положения, совершения деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой см. комментарий к ч. 2 ст. 139, ст. 136, ч. ч. 2 и 3 ст. 35 УК.

8. Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ введена ч. 3 данной статьи, в которой установлен запрет на вмешательство в работу избирательных комиссий со стороны лиц, использующих свое должностное и служебное положение, с целью оказания влияния на ее решения, а также запрет на неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы». Как представляется, диспозиция в этой части чересчур громоздкая, в определенной степени дублирует диспозицию в ч. 1 данной статьи, что затруднит применение ее на практике.

Комментарии и консультации юристов по ст 141 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 141 УК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Составы преступлений по ст. 141, 141[748], 142 и 1421 УК РФ

Как известно, в Уголовный кодеки РФ было введено две статьи, регулирующие ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме — ст. 141 и 142, которые в какой- то степени являются аналогами ст.

Статьи 141 и 1411 УК РФ

В соответствии с ч. 1 ст. 141 УК РФ уголовно наказуемым являлось воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Данное преступление наказывалось штрафом в размере от 50 до 100 МРОТ, или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до одного месяца или обязательны ѵіи работами на срок от 120 до 180 часов либо исправительными работами на срок до одного года.

Деяния, ответственность за которые предусматривалась ч. 1 ст. 141 УК РФ и имеющие квалифицирующие признаки, т.е. соединенные с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывались согласно ч. 2 ст. 141 УК РФ штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период ог двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 141 УК РФ, являлись общественные отношения, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан, а также отношения, опосредующие работу избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума. Эти отношения регулировались федеральными конституционными законами, федератьным и законами, законами субъектов Российской Федерации, а в специально оговоренных случаях — федеральным и региональныѵі законодательством, уставами муници- патьных образований1. По этому составу профессор Н И. Ветров выделяет и дополнительный объект — здоровье, телесная неприкосновенность или свобода самого избирателя и его близких2.

Читать еще:  Порча ук рф

Субъектом уголовной ответственности по ч. 1 и по ч. 2 ст. 141 (предусматривающей квалифицированный состав данного преступления) выступало вменяемое физическое лицо, достигшее 16 летнего возраста (кроме п. «б» ч. 2 ст. 41). Объективная сторона выражалась «в разновидности трех действий (бездействия)»1, связанных с воспрепятствованием осуществлению:

1) гражданином своих избирательных прав;

2) права участвовать в референдуме;

3) работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума.

Состав по конструкции формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из трех указанных в законе деяний[749] [750].

Субъективная сторона характеризовалась прямым умыслом, в том числе и по ч. 2, предусматривающей отягчающие обстоятельства шестью квалифицирующими признаками. Цели и мотивы могли быть различными.

Необходимо отметить, что норма о воспрепятствовании не только была введена в уголовный закон, но и получила довольно профессиональную разработку.

Воспрепятствование осуществлению гражданином своего избирательного права могло иметь место применительно ко всем правомочиям, образующим конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления[751].

Воспрепятствование реализации гражданином избирательных прав могло выражаться в активной (действие) и пассивной (бездействие) формах. Но законодатель при этом не определял способа совершения этого преступления. В специальной литературе отмечалось, что это могло быть закрытие избирательных участков в день голосования, недопуск на избирательный участок, отказ в выдаче избирательных бюллеленей или открепительных удостоверений для голосования на выборах, референдуме, уничтожение избирательных документов, принуждение к участию в выборах или голосованию за (против) конкретных кандидатов, воспрепятствование осуществлению доверенными лицами своих полномочий и т.д.

Как видим, данный состав сконструирован с использованием явно выраженных оценочных категорий. Законодатель не преследовал цели указать на все уголовно наказуемые способы совершения рассматриваемого преступления. Естественно, на эго обратили внимание исследователи, которые подчеркивали, что данное об сюятельство вовсе нс означает, что воспрепятствование осуществлению избирательных прав может быть совершено любым способом. Так, некоторые авторы отмечали, что способ действия виновного исчерпывающе сформулирован в тексте статьи: насилие, обман, угрозы или подкуп. Иные формы воздействия на граждан сами по себе не содержат состава преступления1. Однако другие авторы, наоборот, считают, что воспрепятствование может быть осуществлено любым способом[752] [753] [754]. Такой же позиции придерживаются и авторы комментария под редакцией Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева, отмечая, что в ч. 1 сг. 141 УК РФ законодатель не предусматривает способа совершения этого преступления, оно может быть совершено любым способом^. Большая же часть авторов просто констатируют, что воспрепятствование может быть осуществлено различными способами, действиями (бездействием).

В этом плане стоит отметить, что воспрепятствование, действительно, могло быть осущестатено любым способом, но не всякое воспрепятствование осуществлению избирательных прав являлось уголовно противоправным. Противоправным оно являлось, если создавало преграды для законной реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления и содержало вес признаки данного состава преступления. В ином случае оно не становилось преступлением, а потому согласно ч. 1 ст. 141 УК РФ не могло потечь за собой наступление уголовной ответственности за действия, направленные, например, на следующее: пресечение сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов лицами, не достигшими 18-летнсго возраста; удаление из помещения для голосования наблюдателей, препятствующих работе избирательных комиссий; прекращение иных незаконных избирательных действий, при условии, что за них прямо нс установлена административная ответственность, аналогичная по своему содержанию административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан.

Не были прямо очерчены в законе и уголовно наказуемые способы противодействия работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Это было сделано позже, введением Федерального закона от 4 июля 2003 г. в ч. 3 ст. 141 , которая предусматривала уголовную ответственность sii вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией„ комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с цеіью повлиять на ее решения. Вмешаіельсіво выражалось в требовании или указании должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно в неправомерном вмешательстве в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Можно отметить, что введение этой части стало результатом обобщения опыта работы избирательных комиссий и избирательного процесса в целом. Конечно, вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий наблюдалось нс единожды в течение последних 10 лет, что создавало значительные трудности в работе избирательных комиссий, особенно когда такое вмешательство сопровождалось значительным противодействием их работе. Правда, надо отметить, что не всегда такое вмешательство было «противодействующим», и избирательные комиссии нередко допускали его сами, учитывая интересы должностных лиц особенно в исполнительной власти, без которых они не могли реализовать самостоятельно свои предусмотренные законом полномочия. Но появление такой нормы в Уголовном кодексе РФ стало повышенной гарантией эффективной работы избирательных комиссий, способствовало повышению качества всего избирательного процесса.

В этом плане необходимо рассматривать и предусмотренную уголовную ответственность за неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», которая позволила впервые в мировой практике в гаком масштабе в течение суток после завершения голосования реализовать задачу опубликования в Интернете данных протоколов всех 95 тыс. участковых избирательных комиссий. Однако оценки и суждения по возможностям и технологѵіи работы ГАС «Выборы» значительно разнятся у исследователей, особенно после модификации системы, которая сейчас называется ГАС «Выборы-М» и которую провели нс разработчики исходной системы, а американские специалисты. По заявлению главного конструктора системы Юрия Ломова, он не может утверждать, что есть гарантия защиты информации ГАС «Выборы-М» от того, что в ее аппаратуру не вмонтированы специальные чипы или в ее программное обеспечение не включены какие-то коды, посредством которых можно изменить данные голосования[755].

Уголовная ответственность, введенная за неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», явилась логическим завершением той большой работы, которая проводилась все эти десять лет по созданию уникальной системы.

Противоправные деяния по ч. 3 ст. 141 после изменений, введе — ных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г., наказываются штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб., или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до 80 000 руб., или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Стоит также отметить, что в УК РФ 2003 г. путем дополнения была введена и совершенно новая статья, нс имевшая аналогов в прошлом: ст. 1411 «Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector