7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Меры уголовно процессуального принуждения рб

ТЕМА 7: Меры уголовно–процессуального принуждения

(ИНЫЕ МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ)

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ МОДУЛЯ

Иные меры процессуального принуждения (глава 14 УПК РБ) введены законодателем в УПК РБ в целях обеспечения порядка предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела, надлежащего исполнения приговора. Орган уголовного преследования или суд вправе применить в таких случаях иные меры процессуального принуждения обвиняемому или подозреваемому: обязательство о явке (ст. 129 УПК РБ); привод (ст. 130 УПК РБ); временное отстранение от должности (ст. 131 УПК РБ); наложение ареста на имущество (ст. 132 УПК РБ).

Тематический план

1. Понятие мер процессуального принуждения.

2. Виды иных мер процессуального принуждения и их характеристика.

Понятие меры процессуального принуждения.

Под мерами уголовно-процессуального принуждения надо понимать предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные средства принудительного характера, применяемые в сфере уголовного судопроизводства уполномоченными на то должностными лицами и государственными органами при наличии оснований и в порядке, установленном законом, в отношении обвиняемых, подозреваемых и других лиц, для предупреждения и пресечения неправомерных действий этих лиц в целях успешного расследования и разрешения уголовного дела и выполненияиных задач уголовного судопроизводства.

К мерам процессуального принуждения относятся:

Ø задержание(глава 12 УПК РБ);

Ø меры пресечения (глава 13 УПК РБ);

Ø иные меры процессуального принуждения (глава 14 УПК РБ).

Виды иных мер процессуального принуждения и их характеристика.

Иные меры процессуального принуждения применяются не только к обвиняемому, подозреваемому, но и к другим участникам процесса (потерпевшему, свидетелю и др.), поэтому их можно разделить на группы:

1. меры, обеспечивающие явку в ораны расследования и суд: обязательство о явке (ст.129), привод (ст.130 УПК).

2. меры, обеспечивающие поддержание порядка в ходе судебного разбирательства: предупреждение, наложение денежного взыскания, удаление из зала судебного заседания (ст.307 УПК).

3. меры, обеспечивающие получение доказательства: отстранение от занимаемой должности (ст.131 УПК).

4. меры, призванные обеспечить исполнение приговора в части имущественного взыскания: наложение ареста на имущество (ст. 132 УПК).

Обязательство о явке (ст. 129 УПК РБ)

При наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый или обвиняемый, к которым не применена мера пресечения, могут уклониться от участия в следственных действиях или в судебном разбирательстве либо от явки по вызову без уважительных причин, у названных лиц может быть взято письменное обязательство своевременно являться по вызову органа, ведущего уголовный процесс, а в случае перемены места жительства они должны незамедлительно сообщать об этом.

Привод (ст. 130 УПК РБ)

1. В случае неявки по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, свидетель могут быть по мотивированному постановлению органа дознания, следователя, прокурора, судьи или по определению суда подвергнуты приводу. О наличии причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, лицо, его получившее, обязано уведомить орган, который его вызвал.

2. Постановление (определение) о приводе объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено, перед его исполнением, что удостоверяется его подписью на постановлении (определении).

3. Привод не может производиться в ночное время.

4. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, больные, которые по состоянию здоровья не могут или не должны оставлять место своего пребывания, что удостоверяется врачом, работающим в государственной организации здравоохранения.

5. Привод производится органами внутренних дел.

Временное отстранение от должности (ст.131 УПК РБ)

1. Прокурор, его заместитель либо Министр внутренних дел Республики Беларусь, Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь — директор Департамента финансовых расследований или лица, исполняющие их обязанности, а также орган дознания и следователь с санкции прокурора или его заместителя либо суд вправе отстранить от должности подозреваемого или обвиняемого, если есть достаточные основания полагать, что, оставаясь в должности, они будут препятствовать предварительному расследованию и судебному разбирательству уголовного дела, возмещению причиненного преступлением вреда или продолжать заниматься преступной деятельностью, связанной с пребыванием в этой должности. Отстранение от должности лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, допускается только с согласия Президента Республики Беларусь.

2. Отстранение от должности заключается в запрещении подозреваемому или обвиняемому исполнять должностные полномочия, выполнять работу, которую они выполняли, или заниматься деятельностью, которой они занимались, о чем выносится соответствующее постановление (определение), подлежащее немедленному исполнению.

3. Временно отстраненные от должности подозреваемый или обвиняемый имеют право на ежемесячное государственное пособие, если они не занимаются иной оплачиваемой деятельностью. В случае применения в отношении подозреваемого или обвиняемого, временно отстраненных от должности, меры пресечения в виде заключения под стражу выплата ежемесячного государственного пособия приостанавливается.

4. Временное отстранение от должности отменяется определением суда либо постановлением судьи, прокурора или его заместителя, либо постановлением Министра внутренних дел Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителя Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь — директора Департамента финансовых расследований или лиц, исполняющих их обязанности, либо постановлением следователя или органа дознания с согласия прокурора или его заместителя, когда в этой мере отпадает необходимость. Отстранение от должности лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, отменяется только с согласия Президента Республики Беларусь, если указанные лица в установленном порядке не освобождены от должности. Постановление (определение) об отмене временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту их работы (службы).

Глава 14. Иные меры процессуального принуждения

ГЛАВА 14
ИНЫЕ МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Статья 128. Основания для применения иных мер процессуального принуждения

1. В целях обеспечения предусмотренного настоящим Кодексом порядка предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела, надлежащего исполнения приговора орган уголовного преследования или суд вправе применить к подозреваемому или обвиняемому иные меры процессуального принуждения: обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, орган уголовного преследования или суд вправе применить к потерпевшему, свидетелю и другим лицам, участвующим в уголовном процессе, меры процессуального принуждения: обязательство о явке, привод, денежное взыскание.

Статья 129. Обязательство о явке

При наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый или обвиняемый, к которым не применена мера пресечения, могут уклониться от участия в следственных действиях или в судебном разбирательстве либо от явки по вызову без уважительных причин, у названных лиц может быть взято письменное обязательство своевременно являться по вызову органа, ведущего уголовный процесс, а в случае перемены места жительства они должны незамедлительно сообщать об этом.

Статья 130. Привод

1. В случае неявки по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, свидетель могут быть по мотивированному постановлению органа дознания, следователя, прокурора, судьи или по определению суда подвергнуты приводу. О наличии причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, лицо, его получившее, обязано уведомить орган, который его вызвал.

2. Постановление (определение) о приводе объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено, перед его исполнением, что удостоверяется его подписью на постановлении (определении).

3. Привод не может производиться в ночное время.

4. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, больные, которые по состоянию здоровья не могут или не должны оставлять место своего пребывания, что удостоверяется врачом, работающим в государственной организации здравоохранения.

Читать еще:  Нарушение норм процессуального права

5. Привод производится органами милиции.

Статья 131. Временное отстранение от должности

1. Прокурор, его заместитель, а также орган дознания и следователь с санкции прокурора или его заместителя либо суд вправе отстранить от должности подозреваемого или обвиняемого, если есть достаточные основания полагать, что, оставаясь в должности, они будут препятствовать предварительному расследованию и судебному разбирательству уголовного дела, возмещению причиненного преступлением вреда или продолжать заниматься преступной деятельностью, связанной с пребыванием в этой должности. Отстранение от должности лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, допускается только с согласия Президента Республики Беларусь.

2. Отстранение от должности заключается в запрещении подозреваемому или обвиняемому исполнять должностные полномочия, выполнять работу, которую они выполняли, или заниматься деятельностью, которой они занимались, о чем выносится соответствующее постановление (определение), подлежащее немедленному исполнению.

3. Временно отстраненные от должности подозреваемый или обвиняемый имеют право на ежемесячное государственное пособие, если они не занимаются иной оплачиваемой деятельностью. В случае применения в отношении подозреваемого или обвиняемого, временно отстраненных от должности, меры пресечения в виде заключения под стражу выплата ежемесячного государственного пособия приостанавливается.

4. Временное отстранение от должности отменяется определением суда либо постановлением судьи, прокурора или его заместителя, а также постановлением следователя или органа дознания с согласия прокурора или его заместителя, когда в этой мере отпадает необходимость. Отстранение от должности лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, отменяется только с согласия Президента Республики Беларусь, если указанные лица в установленном порядке не освобождены от должности. Постановление (определение) об отмене временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту их работы (службы).

Статья 132. Наложение ареста на имущество

1. В целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества орган дознания, следователь, прокурор и суд вправе наложить арест на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. Наложение ареста на имущество, находящееся в жилище и ином законном владении, производится только с согласия собственника или проживающих в них совершеннолетних лиц либо с санкции прокурора, его заместителя или по постановлению суда.

2. Наложение ареста на имущество заключается в объявлении собственнику или владельцу запрета на распоряжение, а в необходимых случаях и пользование этим имуществом либо в изъятии имущества и передаче его на хранение.

3. О наложении ареста на имущество выносится мотивированное постановление и составляется протокол описи арестованного имущества.

4. Арест не может быть наложен на залог, а также на имущество, являющееся предметами первой необходимости, перечень которых содержится в приложениях к Уголовно-исполнительному кодексу.

5. При наложении ареста на имущество может участвовать специалист, определяющий стоимость имущества.

6. Имущество, на которое наложен арест, может быть изъято и передано на хранение представителю местной администрации, организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, владельцу этого имущества или иному лицу, которые должны быть предупреждены об ответственности за сохранность имущества, о чем берется подписка.

7. При наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах в банках и кредитных учреждениях, расходные операции по данным счетам прекращаются в пределах средств, на которые наложен арест.

8. Наложение ареста на имущество отменяется постановлением (определением) органа, в производстве которого находится уголовное дело, когда в этой мере отпадает необходимость.

Статья 133. Исключена

Статья 134. Порядок наложения денежного взыскания и обращения залога в доход государства

1. Денежное взыскание, предусмотренное частью 4 статьи 121 настоящего Кодекса, налагается судом. Основанием для этого является протокол о нарушении, составленный органом уголовного преследования.

2. Обращение залога в доход государства осуществляется в случае, предусмотренном частью 3 статьи 124 настоящего Кодекса. Основанием для этого является протокол о нарушении подозреваемым или обвиняемым обязательств, связанных с внесенным залогом.

3. В протоколе указываются время и место его составления, кем он составлен, сведения о личности нарушителя, обстоятельства нарушения, излагается объяснение нарушителя. Протокол подписывается лицом, его составившим, и нарушителем. В случае отказа нарушителя от подписания протокола в нем делается запись об этом. Протокол о нарушении направляется в районный (городской) суд и подлежит рассмотрению судьей единолично в течение пяти суток. В судебное заседание вызываются нарушитель и лицо, составившее протокол, или прокурор. Неявка нарушителя без уважительных причин не препятствует рассмотрению протокола. Огласив протокол, судья выслушивает объяснение нарушителя и мнение лица, составившего протокол, либо прокурора и выносит мотивированное постановление о наложении денежного взыскания, об обращении залога в доход государства или об отказе в этом. Копия постановления направляется лицу, составившему протокол, и нарушителю.

4. Судья, вынесший постановление о наложении денежного взыскания, вправе отсрочить или рассрочить исполнение постановления на срок до трех месяцев.

Классификация процессуальных мер принуждения в уголовном процессе Республики Беларусь

Как уже отмечалось, вопрос о классификации процессуальных мер принуждения является, пожалуй, наиболее спорным в юридической литературе. Связано это, в первую очередь, с различными подходами к понятию мер процессуального принуждения в уголовном процессе. Попытаемся привести высказанные мнения по данной проблеме и дать им краткую характеристику.

В отечественной литературе попытки подразделить меры процессу­ального принуждения на группы предпринимались еще в дореволюцион­ное время. Так, И.Я. Фойницкий, в вышедшем в 1915 году «Учебнике уголовного судопроизводства», выделял «1) меры получения доказательств; 2) меры обеспечения явки подсудимого и 4) меры обеспечения судебного разбора». С тех пор многие отечественные ученые проводили классификацию по различным основаниям. П.М. Давыдов, например, в зависимости от целей применения выделял следующие меры процессуального принуждения: 1) меры пресечения (эти меры прямо перечислены в главе 13 УПК Республики Беларусь); 2) меры, имеющие целью получение доказательств (сюда он относил обыск, выемку, освидетельствование, изъятие образцов для сравнительного исследования, помещение обвиняемого в психиатрическое учреждение для стационарного обследования); 3) меры, обеспечивающие исполнение приговора в части имущественных взысканий (арест имущества) и 4) меры, обеспечивающие явку лиц по вызову правоохранительных органов и соблюдение порядка судопроизводства (привод свидетелей, удаление из зала суда подсудимого при неподчинении распоряжениям председательствующего и т.п.).

В свою очередь, В.Н. Рощин выделял три группы мер принуждения: 1)меры пресечения: 2) меры получения доказательств, необходимых для разрешения дела; 3) меры обеспечения порядка в судебных заседаниях.

З.Ф. Коврига делит меры процессуального принуждения на две боль­шие группы: средства пресечения и средства обеспечения. К первой он от­носит отобрание обязательства о явке, задержание, привод, розыск, этапирование, отстранение обвиняемого от должности на период расследования, меры, применяемые к нарушителям порядка в судебном заседании и т.п. Во вторую группу входят обыск, выемка, помещение обвиняемого в медицинское учреждение, наложение ареста на имущество и др.

Авторы учебника по уголовному процессу под ред. Н.С. Алексеева также выделяют две группы — меры пресечения и иные меры процессуаль­ного принуждения. Одновременно, они предлагают классификацию, осно­ванную на назначении мер принуждения. В соответствии с этим ими выде­ляются средства пресечения противозаконных действий, средства обеспе­чения надлежащего поведения, предупреждения правонарушения и средст­ва получения доказательств.

Наиболее подробную классификацию и наиболее широкое толкование термина «меры процессуального принуждения» предлагает И.Л. Петрухин. В качестве критерия он выбрал сферы применения мер уголовно-процессуального принуждения — сферу доказывания, сферу обеспеченности законности процессуальных правовых актов, сферу реагирования на про­тивоправное поведение, сферу гарантий прав личности и сферу превенции. К сфере доказывания относятся проведение следственных и судеб­ных действий по обнаружению и проверке доказательств вопреки желанию соответствующих субъектов уголовного процесса (обыск, выемка, освидетельствование, эксгумация трупа, принудительный осмотр, взятие образ­цов для сравнительного исследования, следственный эксперимент, вызовы лиц на допросы и иные процессуальные действия).

Читать еще:  Обжалование судебного приговора

К сфере обеспеченности законности процессуальных правовых актов относятся правовосстановительные меры (аннулирование незаконных ак­тов органа дознания, следователя, прокурора, суда), отстранение дознавателя, следователя, прокурора от расследования ввиду допущенных ими на­рушений, отводы, когда отводимое лицо считает, что для этого нет основа­ний. Таким образом, ИЛ. Петрухин предлагает распространить действие мер процессуального принуждения на органы уголовного преследования и суд, в то время как многие авторы традиционно рассматривают объектом мер при­нуждения только обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетелей и иных участников процесса, не наделенных властными функциями, в то время как суд, прокурор, следователь и дознаватель рассматриваются как только субъекты, применяющие эти меры.

В сферу реагирования на противоправное поведение включаются та­кие меры принуждения как штрафные санкции в отношении участников, нарушивших уголовно-процессуальный закон, дополняемые в ряде случаев санкциями других отраслей права.

Сфера гарантий прав личности включает в себя принуждение участ­ников к осуществлению их процессуальных прав (принудительная защита несовершеннолетних, лиц с психическими и физическими недостатками и иных категорий участников уголовного процесса, привлечение переводчика вопреки желанию обвиняемого и т.п.).

Наконец, меры, входящие в сферу превенции, делятся на три под­группы: а) меры пресечения; б) меры предупреждения возможных право­нарушений и иных нежелательных действий обвиняемого (отстранение от должности, наложение ареста на имущество); в) изменение меры пресече­ния на более строгую или обращение в доход государства внесенного зало­га (ст. 120, 124 УПК Республики Беларусь).

Как видим, большинство ученых придерживаются той точки зрения, которой меры пресечения необходимо выделять в отдельную группу мер принуждения. При этом большинство из них относит к мерам пресечения те средства воздействия на обвиняемого и подозреваемого, ко­торые перечислены в главе 13 УПК Республики Беларусь, при этом З.Ф. Ков­рига добавляет сюда еще и перемещение обвиняемых и осужденных, а также розыскные мероприятия. Кроме того, некоторые авторы большинство следствен­ных действий рассматривают как меры процессуального принуждения.

Обратим внимание, что большинство приведенных классификаций относятся 70-80 годам прошлого века. За это время в законодательстве произошли серьезные изменения, в действующем уголовно-процессуальном законе появился новый термин «меры процессуального принуждения». Кроме того, накоплен определенный опыт использования мер процессуального принуждения в странах ближнего зарубежья, которые построили уголовно-процессуальные кодексы в соответствии с Модельным УПК для государств – участников СНГ. Все это требует предложения новой классификации мер процессуального принуждения, основанной на тех идеях, которые заложены в новом уголовно-процессуальном законодательстве Республики Беларусь.

Анализ изменений и дополнений, предлагаемых с момента вступления в силу нового УПК Республики Беларусь, показывает, что раздел IV «Меры процессуального принуждения» не вызывает серьезных замечаний у большинства авторов. Поправок предложено достаточно много, однако они не затрагивают концептуальных основ, которые используются для формулирования классификации мер процессуального принуждения. Это дает основание предложить деление мер процессуального принуждения на виды в соответствии с положениями новым УПК Республики Беларусь и Модельного УПК для государств – участников СНГ.

В соответствии с обоими документами можно классифицировать меры процессуального принуждения на три группы: задержание, меры пресечения и иные меры процессуального принуждения.

В литературе высказан ряд суждений относительно при­знаков, характеризующих сущность уголовно-процессуального принуждения. Прежде всего, отмечается государственно-власт­ный характер отношений, складывающихся и развивающихся при применении конкретных мер уголовно-процессуального принуждения, выступающих в виде властеотношений. Уголовно-процессуальное принуждение может выражаться в физи­ческом, материальном, психологическом или моральном воз­действии государственного органа на то или иное лицо, участ­вующее в судопроизводстве. Уголовно-процессуальное при­нуждение всегда связано с определенными ограничениями тех или иных прав и свобод участников процесса. Именно правоограничительный критерий и является, как правило, основным при отнесении той или иной процессуальной меры к числу принудительных мер. И еще существенная черта, характеризующая уголовно-процессуальное принуждение: при­меняется оно тогда, когда авторитета закона и убеждения в необходимости неукоснительного исполнения норм права оказывается недостаточно. При добровольном выполнении участниками процесса своих обязанностей не возникает не­обходимость в принуждении. И в то же время при воз­никновении конфликтной ситуации в ходе уголовного су­допроизводства, когда тот или иной участник противится и свои уголовно-процессуальные обязанности не выполняет, появляются основания для уголовно-процессуального принуждения.

Важнейшее назначение мер уголовно-процессуального при­нуждения заключается также и в том, чтобы создать благоприят­ные условия для реализации других задач уголовного процесса: изобличения виновных и осуждения их в соответствии с законом, освобождения каждого невиновного от ошибочного привлечения к уголовной ответственности и осуждения. Уголовно-процессуальное принуждение призвано способствовать также решению профилактических задач при расследовании и судебном рас­смотрении уголовных дел.

Меры уголовно-процессуального принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы изучить и проанализировать меры уголовно-процессуального принуждения, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе РБ, рассмотреть их суть, содержание и основания применения.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

1. Определить понятие и сущность мер уголовно-процессуального принуждения;

2. Проанализировать их классификацию;

3. Охарактеризовать меры уголовно-процессуального принуждения;

4. Исследовать основания, порядок и сроки задержания;

5. Проанализировать меры пресечения;

6. Раскрыть иные меры процессуального принуждения.

Содержание

Глава 1. Понятие и классификация мер процессуального принуждения……..4

Глава 2. Задержание: понятие, виды и их содержание, основания и их процессуальный порядок применения…………………………………………..8

Глава 3. Меры пресечения: понятие, виды и их содержание, основания и процессуальный порядок применения, изменения и отмены………………. 13

Глава 4. Иные меры уголовно-процессуального принуждения: понятие, виды и их содержание, основания и процессуальный порядок применения……. 23

Список используемых источников……………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

содержание.doc

Глава 1. Понятие и классификация мер процессуального принуждения……..4

Глава 2. Задержание: понятие, виды и их содержание, основания и их процессуальный порядок применения……………………………… …………..8

Глава 3. Меры пресечения: понятие, виды и их содержание, основания и процессуальный порядок применения, изменения и отмены………………. 13

Глава 4. Иные меры уголовно-процессуального принуждения: понятие, виды и их содержание, основания и процессуальный порядок применения……. 23

Список используемых источников…………………………………………….. 28

В Конституции Республики Беларусь определены главные задачи уголовного процесса. В ст. 21 записано, что высшей целью государства является обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств (ст.24). Более конкретные задачи содержатся в ст. 7 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Беларусь (далее по тексту УПК РБ). В нем записано, что задачами уголовного процесса являются защита личности, его прав и свобод, интересов общества и государства путем быстрого и полного расследования преступлений, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Выполнение этих задач возложено на государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять уголовное преследование. Они в пределах своей компетенции обязаны принимать необходимые меры к обнаружению преступлений и выявлению лиц, их совершивших, возбуждению уголовных дел, привлекать виновных к предусмотренной законом ответственности и создавать условия для вынесения судом законного, обоснованного и справедливого приговора.

Реализуются эти задачи в установленной УПК процедуре: при обнаружении поводов и оснований возбуждается уголовное дело, проводятся следственные действия, после чего материалы дела направляются в суд, который в судебном заседании принимает окончательное решение. Установленный порядок должен обеспечивать укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений, защиту от необоснованного обвинения или осуждения, незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, а в случае обвинения или осуждения невиновного — незамедлительную и полную его реабилитацию, возмещение ему физического, морального и имущественного вреда, восстановление нарушенных трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав.

Читать еще:  Нарушение принципа состязательности в уголовном процессе

В то же время, необходимым условием применения мер уголовно-процессуального принуждения является их законность и обоснованность, так как все эти меры, в той или иной степени, ограничивают закрепленные Конституцией РБ права и законные интересы человека и гражданина. В принципе, можно сказать, что среди всех видов государственной деятельности уголовное судопроизводство больше других вторгается в сферу частной жизни, ограничивая права и свободы граждан. Обусловлено это публичностью уголовного процесса. Интересы общества и государства состоят в том, чтобы установить истину по уголовному делу, привлечь виновных к ответственности, преодолеть возможное сопротивление заинтересованных лиц и не допустить совершения преступления в будущем как уже привлеченными к ответственности лицами, так и другими гражданами. В результате права частных лиц могут быть ущемлены. Так, ведущие процесс органы заключают обвиняемого под стражу, подвергают свидетеля или потерпевшего приводу, проводят обыск в жилище, арестовывают имущество, контролируют телефонные переговоры и т. д.

Цель моей работы изучить и проанализировать меры уголовно-процессуального принуждения, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе РБ, рассмотреть их суть, содержание и основания применения.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

1. Определить понятие и сущность мер уголовно-процессуального принуждения;

2. Проанализировать их классификацию;

3. Охарактеризовать меры уголовно-процессуального принуждения;

4. Исследовать основания, порядок и сроки задержания;

5. Проанализировать меры пресечения;

6. Раскрыть иные меры процессуального принуждения.

В зависимости от характера и целей применения все меры процессуального принуждения в уголовно-процессуальном законе разделены на три группы: задержание, меры пресечения и иные меры процессуального принуждения.

Глава 1. Понятие и классификация мер процессуального принуждения .

Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона или для предупреждения такого неисполнения.

Меры уголовно-процессуального характера, применяемые в качестве способов воздействия на поведение участвующих в деле лиц, принято называть мерами уголовно-процессуального принуждения.

От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; применяются полномочными органами государства в пределах их полномочий; применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствия для успешного хода уголовного судопроизводства; имеют конкретные цели, вытекающие из общих задач судопроизводства; применяются при наличии предусмотренных законом оснований, условий и в порядке, гарантирующем их законность и обоснованность; имеют особое содержание и характер.

Общей для всех мер уголовно-процессуального принуждения является возможность их осуществления независимо от воли и желания лиц, к которому они применяются. Такая возможность, однако, не всегда превращается в действительность, так как граждане нередко не только не препятствуют должностному лицу исполнять свои обязанности, но добровольно и сознательно выполняют предписания норм права.

Под мерами процессуального принуждения понимают предусмотренные уголовно- процессуальным законом средства принудительного характера, применяемые уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами, ответственными за производство по уголовному делу, в порядке и лишь при наличии оснований, установленных законом к участнику уголовного процесса с целью предотвращения его неправомерного поведения, препятствующего проведению следственных или судебных действий, невыполнения им возложенных на него обязанностей, а также пресечения дальнейшей преступной деятельности подозреваемого, обвиняемого и выполнения иных задач уголовного судопроизводства.

Конкретно взятая мера уголовно-процессуального принуждения может быть применена только при наличии ситуации обуславливающей необходимость ее избрания. Наличие или отсутствие такой ситуации определяется в каждом отдельном случае совокупностью данных фактического характера, с которыми закон связывает использование той или иной меры процессуального принуждения. Именно совокупность фактических данных (доказательств), позволяющих сделать вывод о необходимости применения той или иной меры уголовно-процессуального принуждения, является достаточным основанием для ее применения.

Уголовно-процессуальным законом подробно регламентируются основания, условия и порядок применения мер принуждения. Используется разрешительный тип правового регулирования, когда должностным лицам разрешено только то, что прямо предусмотрено законом. Устанавливается ответственность за незаконное применение мер принуждения .

Целью процессуального принуждения являются защита правопорядка в сфере уголовного судопроизводства, предупреждение и устранение нарушений законности, установление истины по каждому уголовному делу, устранение помех на пути к правильному его разрешению, охрана законных интересов граждан, учреждений и организаций, пострадавших от преступлений, и, в конечном счете — содействие борьбе с преступностью.

Применение каждой меры процессуального принуждения всегда в итоге преследует цель — обеспечить быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновного, правильное применение закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности и осужден (ст. 7 УПК).

Обеспечение успешного осуществления задач уголовного судопроизводства есть общая, конечная цель применения всех мер процессуального принуждения. Эта цель представлялась бы чрезмерно расплывчатой и неопределенной, если бы она не конкретизировалась в непосредственных, ближайших целях, которые определяются нормами уголовно-процессуального закона, регулирующими применение отдельных мер процессуального принуждения.

Действующее законодательство делит меры процессуального принуждения на три группы:

— подписка о невыезде и надлежащем поведении;

наблюдение командования воинской части;

присмотр за несовершеннолетним обвиняемым или подозреваемым;

заключение под стражу.

* Иные меры процессуального принуждения:

обязательство о явке;

временное отстранение от должности;

наложение ареста на имущество;

Поскольку меры уголовно-процессуального принуждения ограничивают конституционные права и свободы граждан, нужны твердые процессуальные гарантии, которые бы обеспечивали их законность и обоснованность. Конституция, действующее уголовно- процессуальное законодательство устанавливают важные процессуальные гарантии этого.

Одной из гарантий является то, что меры процессуального принуждения могут применяться только по возбужденному уголовному делу. Для применения мер пресечения и некоторых иных мер процессуального принуждения необходимо привлечение лица в качестве обвиняемого (например, отстранение от должности).

Закон исчерпывающе определяет круг должностных лиц, полномочных применять меры процессуального принуждения, а также устанавливает круг лиц, в отношении которых они могут быть применены лишь при наличии оснований, под которыми понимаются конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость принудительного воздействия. Закон строго регламентирует процессуальный порядок применения мер принуждения.

Строгое соблюдение этих гарантий должностными лицами и государственными органами по делам, находящимся в их производстве, позволит надежно охранять права и свободы личности и обеспечить нормальный ход уголовного судопроизводства.

Таким образом, меры уголовно-процессуального принуждения определяются следующими основными признаками:

1. Принуждение, прежде всего, противостоит свободному волеизъявлению. Поэтому сущность принуждения состоит в том, что оно осуществляется помимо воли и желания участников процесса. В связи с этим для отграничения принудительного от не принудительных элементов используется критерий в виде психического отношения участника к возложенной на него обязанности. Добровольное выполнение обязанности исключает принуждение. Такой подход подчеркивает необходимость исключительного использования принуждения, когда метод убеждения не достиг искомого результата. Таким образом, к мерам принуждения относятся процессуальные действия и решения, осуществляемые против воли лиц, заинтересованных в исходе дела.

2. Процессуальное принуждение – разновидность государственного принуждения. Субъектом его применения всегда является государственный орган или должностное лицо, ответственные за производство по уголовному делу, а объектом – частные лица.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector