4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методом правового регулирования процесса исполнения наказания является

Министерство образования и науки рф

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ — «НИНХ»

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА, УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И КРИМИНАЛИСТИКИ

030900.62 «Юриспруденция», «Без профиля»

Раздел 1. Общая часть дисциплины

Тема 1.1. Понятие, предмет, метод, задачи и принципы уголовно-исполнительного права и его место в системе отраслей российского права. Наука уголовно-исполнительного права

1. Понятие, предмет и метод уголовно-исполнительного права.

2. Принципы уголовно-исполнительного права.

3. Цели и задачи уголовно-исполнительного права.

4. Структура уголовно-исполнительного права.

5. Соотношение уголовно-исполнительного права с другими отраслями права.

1. Понятие, предмет и метод уголовно-исполнительного права

С принятием УИК РФ завершился один из важных этапов реформирования отрасли законодательства, регулирующей исполнение уголовных наказаний, произошла трансформация исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное.

Уголовно-исполнительное право Российской Федерации (УИП РФ)это совокупность юридических норм, установленных государством, закрепляющих основные принципы уголовно-исполнительной политики и определяющих формы, методы, средства и порядок деятельности исправительных учреждений и иных государственных органов по исполнению и отбыванию уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительного воздействия, путём регулирования уголовно-исполнительных правоотношений.

Уголовно-исполнительное право представляет собой самостоятельную отрасль права, которая характеризуется собственным предметом и методом правового регулирования.

Предметом уголовно-исполнительного права является регулирование:

— общественных отношений, возникающих при исполнении (отбывании) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера, а также при применении к осуждённым средств исправления;

— общественных отношений, возникающих в связи с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления по контролю за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в том числе и оказанию им помощи в исправлении осуждённых;

— общественных отношений, возникающих между администрацией организаций, общественными формированиями, а также гражданами в связи с их участием в исправлении осуждённых или посещением исправительных учреждений.

Методом правового регулирования процесса исполнения наказания и применения мер исправительного воздействия, зависящим от предмета и выступающим в качестве вспомогательного признака отрасли права, является императивный или метод властного приказа, предполагающий неравенство субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Однако не исключается возможность применения и иных методов правового регулирования, в частности диапозитивного, метода поощрения и т.д.

2. Принципы уголовно-исполнительного права

В общей теории права принципы рассматриваются в качестве основных идей права, руководящих положений правовой системы.

Принципы — субъективная категория, поскольку они формулируются людьми в процессе их сознательной деятельности.

Вместе с тем они имеют объективное содержание, поскольку в них отражаются требования объективно действующих в обществе законов.

Следовательно, под принципами уголовно-исполнительного права следует понимать те отправные, обусловленные объективными закономерностями общественного развития положения, которые, будучи закреплёнными нормами уголовно-исполнительного права, определяют всё его содержание.

В отличие от ранее действовавшего Исправительно-трудового кодекса РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ) закрепляет определённую систему принципов уголовно-исполнительного права (ст.8), но не раскрывает их содержание.

Принципы уголовно-исполнительного права слагаются из трех групп: общеправовых, межотраслевых и отраслевых.

Общеправовые принципы — это исходные начала для всего права в целом и для всех его отраслей. К числу общеправовых принципов уголовно-исполнительное законодательство относит: принципы законности, гуманизма, демократизма, равенства осуждённых перед законом.

Принцип законности — основополагающий принцип права, сущность которого, применительно к уголовно-исполнительному законодательству, можно сформулировать следующим образом:

— порядок и условия исполнения уголовных наказаний, а равно иных мер уголовно-правового воздействия определяются только законом;

— осуждённые, в отношении которых исполняется уголовное наказание или применяются иные меры исправительного воздействия, несут обязанности и пользуются правами, установленными законом;

— исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия в отношении осуждённых организуется администрацией учреждений и органами государства, а в необходимых случаях — при участии общественных объединений, на основании и в пределах, определяемых вступившим в законную силу приговором суда, в строгом соответствии с требованиями закона.

Данный принцип нашёл своё отражение в ст. 10-15 УИК РФ, определяющих правовой статус осуждённых, а также в ст. 19-23, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

Гарантиями обеспечения законности является возможность беспрепятственного посещения учреждений и органов, исполняющих наказание, со стороны представителей органов государственной власти и должностных лиц, пользующихся правом контроля за их деятельностью (ст.24 УИК РФ), а также закреплённое в ст. 12 право осуждённых на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами.

Принцип гуманизма находит выражение в том, что:

— установленные законом порядок и условия исполнения уголовных наказаний и иных мер исправительного воздействия на осуждённых исходят из возможности их исправления и предполагают обязательное соединение мер уголовного наказания с применением воспитательных средств воздействия на осуждённых;

— оказание необходимой социальной помощи как в период исполнения приговора суда, так и при освобождении, закрепление определённой системы, способствующей расширению прав и льгот осуждённым вплоть до условно-досрочного освобождения;

— исполнение уголовных наказаний не имеет целью причинение осуждённому физических страданий или унижение ею человеческого достоинства.

Данный принцип закреплён в ст. 10-12, 89, 92-93, 97 УИК РФ.

Принцип демократизма проявляется в том, что: во-первых, уголовно-исполнительное законодательство предоставляет определённые права субъектам РФ в отношении расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания; во-вторых, предусматривает порядок беспрепятственной подачи и разрешения в определённые сроки жалоб и заявлений осуждённых, свободу выбора ими языка обращения и переписки; в-третьих, контроль со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, а также содействие их работе общественных объединений (ч.4-5 ст.12; ст. 15; ст.19-24 УИК РФ).

Принцип равенства осуждённых перед законом базируется на ст. 19 Конституции РФ. Вместе с тем следует иметь в виду, что равенство осуждённых перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола, характера совершённого преступления и т.д. (ст.11; ч.2 ст.103; ч. З ст.109; ч.1 ст.112 УИК РФ).

К числу межотраслевых принципов, то есть положений, присущих нескольким отраслям права, в частности уголовному, уголовно-процессуальному и уголовно-исполнительному праву, относятся принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и принцип неотвратимости наказания.

Дифференциация предполагает применение одинаковых по объему и характеру форм и методов исправительного воздействия к определённой группе осуждённых со сходными признаками и характеристиками их личности, поведения и т.п. (например, ст.74 — виды исправительных учреждений, ст.87 — условия отбывания наказания, ст.78 — основания изменения условий содержания в зависимости от поведения осужденных и отношения к труду).

Индивидуализация исполнения наказания базируется на учёте индивидуальных особенностей личности осуждённого и его поведения. Нормы УПК определяют правовую основу индивидуализации наказания осуждённою путём закрепления основных средств исправления (С1. с ), 100-110 УИК), регламентации правового статуса осуждённых, порядка и условий его изменения (гл.11 УИК РФ), установления мер поощрения и взыскания, применяемых к осуждённым (ст. 113, 115, 134, 136 УИК РФ и т.д.), т.е. при индивидуализации применение форм и методов исправительного воздействия сориентировано только на конкретную личность.

Принцип неотвратимости наказания в общей форме сформулирован в нормах уголовно-процессуального права, где указывается, что ни одно преступление не должно остаться нераскрытым. Применительно к уголовно-исполнительному праву данный принцип интерпретируется как: каждое назначенное судом наказание должно быть надлежащим образом исполнено, пока не истечёт его срок или оно не будет в законном порядке отменено.

В системе отраслевых принципов — принципов, присущих исключительно уголовно-исполнительному праву, — выделяют:

— принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления, т.е. акцентирование внимания на тяжесть совершённого преступления, личность осуждённого и его предыдущее поведение (ст. 29, 32, 46, 190 — устанавливающие ответственность осуждённых; ст. 58, 71, 115, 136, 153, 168 — меры взыскания и порядок их применения в ст. 59, 117, 119, 137, 138, 169 УИК РФ);

— стимулирование правопослушного поведения раскрывается через закреплённую в нормах УИК возможность применения мер поощрения (ст.45, 57, 71, 113, 134, 153, 167), а также в ряде статей УИК РФ, хотя и не предусматривающих меры поощрения, тем не менее носящих поощрительный, стимулирующий характер (например, ст. 89; 97 УИК РФ и др.);

— соединение наказания с исправительным воздействием предполагает, что исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осуждённым различных мер воспитания. Это может быть труд, обучение, профессиональная подготовка и т.д. (ст. 9, 103, 109, 112 УИК РФ).

Уголовно-исполнительное право: понятие, предмет, метод и связь с другими отраслями права

Главными формами реализации уголовно-исполнительной политики считаются: директивная, которая должна быть закреплена в документах директивного характера; нормативно-правовая, как выражение политики в уголовно-исполнительном законодательстве, а также прочих нормативных правовых актах.

Нормативно-правовая форма реализации политики в области исполнения наказаний уголовного характера считается главенствующей, она охватывается понятием уголовно исполнительного права.

Понятие УИП (уголовно-исполнительного права)

Уголовно-исполнительное право (определено понятием уголовно-исполнительного права) – это самостоятельная сфера права РФ, которая представляет собой некую систему юридических норм, занимающихся регулированием общественных отношений, появляющихся во время и по поводу исполнения (то есть отбывания) абсолютно всех видов наказаний уголовного характера и применения прочих мер уголовно-правового воздействия.

Самостоятельность этой сферы права определена наличием у нее собственного предмета правового регулирования, а также точно соответствующего ему метода правового регулирования и обособленной системы норм.

Предмет УИП

Предметом уголовно-исполнительного права считаются общественные отношения, которые появляются во время и по поводу исполнения (то есть отбывания) абсолютно всех видов наказаний уголовного характера, а также применения и других мер уголовно-правового воздействия (к примеру, условного осуждения).

Читать еще:  Куда подавать иск о защите прав потребителей

Предмет данного права составляют разные группы общественных отношений. Во-первых, это общественные отношения, которые появляются между учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, и осужденными. Основная роль данных взаимоотношений обуславливается тем, что с того момента, как приговор вступил в свою законную силу, и до наступления момента отбытия уголовного наказания администрация учреждения, которое ответственно за исполнение наказания, и сам осужденный находятся в прямом контакте, взаимодействуя друг с другом. Так, представитель администрации выступает в роли организатора жизнедеятельности, отдыха, труда, быта осужденных, и в этом состоит его руководящая роль.

Конечно, чтобы минимизировать во время исполнения наказания ущемление прав и свобод осужденных, обеспечить их нормальное поведение, нужна строгая правовая регламентация порядка, а также всех условий отбывания наказаний уголовного характера, а также отношений между осужденными и администрацией.

В условиях формирования демократического правового государства усиливается внимание государства и социума к области исполнения наказаний уголовного характера. Из-за этого к самому предмету УИП причисляются общественные отношения, которые складываются между органами абсолютно всех ветвей государственной власти, а также учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, и непосредственно осужденными. Формирование институтов гражданского общества справедливо стимулировало включенность в предмет права конкретной сферы права общественных отношений, появляющихся между структурами общества, а также учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, при осуществлении общественного контроля и оказании им всестороннего содействия, и самими осужденными.

Реализация большей части наказаний уголовного характера (это исправительные и обязательные работы, лишение свободы) напрямую связано с привлечением осужденных индивидов к общественно полезной деятельности. Из-за этого предмет УИП охватывает также общественные отношения, которые складываются между администрациями предприятий и организаций, где трудятся осужденные, а также учреждением, которое исполняет наказание, и самими осужденными индивидами.

Специфика предмета данной правовой сферы заключается в том, что в него вошли общественные отношения, проявляющиеся между учреждениями и органами, которые занимаются исполнением наказаний, а также родственниками, близкими для осужденных людьми, и прочими индивидами касательно исполнения (отбывания) уголовного наказания, к примеру, во время посещения исправительных учреждений, при предоставлении свиданий, приеме передач и проч.

Методы УИП

Из-за того, что непосредственно само уголовное наказание является самой жесткой мерой государственного принуждения, основным методом уголовно исполнительного права (правового регулирования) называют императивный, то есть предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Он основан на использовании властных юридических предписаний, не допускающих никаких отступлении от точно установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений имеют право совершать исключительно те действия, которые разрешаются. Главными средствами воздействия на общественные отношения в этом случае считаются запреты, наказания, обязанности, а также другие правовые ограничения. Вместе с этим это не исключает применение в процессе регулирования общественных отношений в области исполнения (отбывания) наказаний уголовного характера диспозитивного метода, который базируется на дозволениях и равноправии сторон, который дает возможность субъектам лично осуществлять выбор своего поведения.

При этом осужденный и прочие индивиды могут обратиться в судебные органы с жалобой на действия администрации учреждения либо органа, который исполняете уголовное наказание.

Самостоятельность данной сферы права определяется также и имеющейся системой норм, которые закреплены в УИК РФ, а также прочих ФЗ (федеральных законах) и других нормативных актах правового характера.

УИП напрямую связано с прочими правовыми сферами, и, во-первых, с уголовным, а также уголовно-процессуальным правом, акт как все они объединены совместной целью (это борьба с преступностью), общими принципами, а также методами правового регулирования. Их нормы с различных позиций занимаются регулированием общественных отношений, появляющихся во время и по поводу назначения, исполнения (отбывания), а также освобождения от наказания уголовного характера.

При этом уголовное право по отношению к уголовно-исполнительному считается базовым из-за того, что имея родственные с ним институты, оно и определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право – процедурное.

Признание осужденного субъектом права предопределило взаимодействие УИП почти со всеми прочими сферами системы права РФ. Так, с конституционным правом оно связано в вопросах установления правового положения осужденных индивидов, с гражданским – из-за осуществления осужденными индивидами собственных имущественных прав, с трудовым – регламентацией трудовой деятельности лиц, которые отбывают уголовные наказания, с правом социального обеспечения – пенсионного обеспечения осужденных индивидов и т.д.

УИП напрямую связано с административным правом. Нормы этой сферы права направлены на регулирование управленческих отношений в области исполнения уголовных наказаний, которые связаны с работой учреждений и органов, занимающихся исполнением наказаний, прохождением службы сотрудниками данных органов, осуществлением контроля за их работой.

Признаки уголовно-исполнительного права как самостоятельной отрасли права. Мнения ученых по этой проблеме

Как отрасль права уголовно-исполнительное право представля­ет собой совокупность юридических норм, регулирующих общест­венные отношения, возникающие в процессе исполнения и отбы­вания уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового харак­тера, исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пре­сечения, а также оказания на осужденных, испытывания осужден­ными исправительного, предупредительного и ресоциального воз­действия.

Отличительной чертой уголовно-исполнительного права явля­ется наличие собственного предмета и метода . В качестве признака самостоятельности отрасли права в теории права указывается на наличие особой системы правовых норм , созда­ющихся для регулирования определенного вида общественных от­ношений. Указанное положение в полной мере относится и к уголовно-исполнительному праву. В систему норм уголовно-исполнительно­го права входят Уголовно-исполнительный кодекс, а также другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.

Предмет уголовно-исполнительного права

Предмет уголовно-исполнительного права как отрасли права — это общественные отношения, регулируемые данной отраслью. К пред­мету уголовно-исполнительного права наряду с общими положения­ми и принципами исполнения наказаний , согласно ч. 2 ст. 2 УИК, от­носится регулирование

    • применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ;
    • порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужден­ных;
    • порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих на­казания;
    • порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объеди­нений, а также граждан в исправлении осужденных;
    • порядка осво­бождения от наказания и оказания помощи освобождаемым лицам.

Таким образом, в предмет уголовно-исполнительного права как отрасли права входят общественные отношения в процессе:

    1. исполнения, отбывания уголовных наказаний;
    2. исполнения, отбывания иных мер уголовно-правового харак­тера;
    3. исправительного воздействия;
    4. ресоциального воздействия;
    5. предупредительного воздействия;
    6. исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресе­чения.

Иные меры уголовно-правового характера, предусмотренные УК РФ

В уголовном праве ряд авторов к мерам уголовно-правового ха­рактера относят принудительные меры воспитательного воздейст­вия для несовершеннолетних (ст. 90-92 УК РФ), принудительные меры медицинского характера (ст. 97-104 УК РФ), условное осуж­дение, условно-досрочное освобождение, замену наказания.

Согласно другой позиции под мерами уголовно-правового ха­рактера в уголовно-исполнительном праве понимаются

    1. принуди­тельные меры воспитательного воздействия на несовершеннолет­них;
    2. принудительные меры медицинского характера;
    3. условное осуждение;
    4. отсрочка отбывания наказания беременным женщи­нам и женщинам, имеющим малолетних детей.

УИК РФ не регламентирует порядок исполнения принудитель­ных мер воспитательного характера для несовершеннолетних.

Порядок исполнения и отбывания таких мер уголовно-правово­го характера, как принудительные меры медицинского характера; условное осуждение; отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей; условно-до­срочное освобождение от наказания, замена неотбытой части на­казания более мягким видом наказания, помилование и амнистия регламентируется ст. 18, 175-178, 183, 187-190 УИК РФ.

Ряд авторов считают, что общественные отношения, возникающие в процессе контроля за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания, являются предметом регулирования не уголовно-исполнительного, а иных отраслей законодательства. Так, Ю.М. Ткачевский полагает, что контроль за условно-досрочно освобожденными находится в сфере административных правоотношений.

По мнению других авторов , в рамках существующей системы российского права общественные отношения в сфере осуществле­ния контроля за условно-досрочно освобожденными должны вхо­дить в предмет уголовно-исполнительного права, однако в пер­спективе возможно их включение в предмет регулирования новой отрасли законодательства о профилактике преступлений.

Профессор В.А. Уткин считает, что отношения, связанные с постпенитенциарной адаптацией (ресоциализацией) освобожден­ных от наказания, строго говоря, не являются уголовно-исполни­тельными и представляют собой предмет формирующегося в Рос­сии социального законодательства.

Однако отношения материального характера, связанные с постпенитенциарной адаптацией (ресоциализацией) освобожденных от наказания, а также контроля за осужденными, отбывающими наказания, и иные меры уголовно-правового харак­тера, скорей всего, логично отнести к предмету криминопенологии, основанной профессором О.В. Старковым. Отдельные же про­цедурные аспекты могут быть предметом уголовно-исполнитель­ного права.

Порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужден­ных

В юридической литературе указывается, что в предмет регулирова­ния уголовно-исполнительного права входят общественные отноше­ния, возникающие в процессе и по поводу исполнения и отбывания уголовных наказаний .

Однако, как справедливо отмечает А.А. Рябинин, общественные от­ношения регулируются именно в процессе, а не по поводу исполне­ния наказаний, ибо вся управленческая деятельность по поводу ис­полнения наказания есть деятельность административно-правовая и регулируется она нормами административного права.

Порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих на­казания

Такой элемент предмета регулирования уголовно-исполнитель­ного права, как порядок деятельности учреждений и органов, ис­полняющих наказания, не следует понимать расширительно, т.е. включать в него отношения, регулируемые административным, трудовым и иными отраслями права.

В связи с этим заслуживает внимания утверждение В.Б. Малинина о том, что «уголовно-исполнительное право как самостоя­тельная отрасль права есть система установленных органами госу­дарственной власти юридических норм, регулирующих обществен­ные отношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний».

Следует отметить, что в предмет регулирования уголовно-ис­полнительного права входят общественные отношения, направ­ленные на реализацию соответствующих материальных норм уго­ловного права в соответствии с приговором (определением, поста­новлением) суда. В сущности, указанные общественные отноше­ния являются процедурными.

Читать еще:  Нарушение тайны совещательной комнаты в уголовном процессе

В предмет регулирования уголовно-исполнительного права вхо­дят общественные отношения в процессе оказания и испытывания некарательного (не входящих в содержание наказания) предупре­дительного воздействия субъектами исполнения, отбывания уго­ловных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, ис­правительного и ресоциального воздействия. Исправительное (исправление, пере­воспитание) и предупредительное воздействие — это различные процессы (понятия), соответственно и меры воспитательного и преду­предительного характера различны. Правильней не объединять, а различать воспитательные и предупредительные меры, воспита­тельное и предупредительное воздействие. Вместе с тем, как вос­питательные, так и предупредительные меры не относятся к мерам возмездия и применяются не «за», а «в связи» с совершенным нару­шением, преступлением .

В предмет уголовно-исполнительного права (процесса) входят и общественные отношения, направленные на реализацию соответ­ствующих процессуальных норм уголовного процесса, в частности общественные отношения, возникающие в процессе исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресечения.

Метод уголовно-исполнительного права

Под методом правового регулирования в теории права традици­онно понимается система юридических средств и способов воздей­ствия на общественные отношения.

По мнению О.В. Филимонова, «правовое регулирование обще­ственных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью трех основных методов: императивно­го (метода властного приказа), диспозитивного метода и метода поощрения». Данной позиции придерживаются и другие авторы (См., напр.: Бланков А.С. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов /А.С. Блан­ков, Ф.М. Фокин / под ред. В.П. Кашепова. — М.: Былина, 2003. — С. 13.).

В.Б. Малинин указывает на пять методов уголовно-исполни­тельного права:

    1. императивный — по способу правового регулирования;
    2. запрещающий — по способу воздействия на поведение лю­дей;
    3. карательный — по характеру воздействия;
    4. метод санкций — по способу реализации;
    5. метод власти и подчинения — по характеру связей между участниками правоотношений.

Наиболее правильное мнение — правовое регулирование общественных отноше­ний в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью четырех основных методов:

    • императивного (метода вла­стного приказа),
    • диспозитивного метода,
    • метода поощрения,
    • метода взы­скания (наказания).

В содержание императивного метода входит использование при­казов, требований, распоряжений, обеспеченных возможностью применения правового принуждения.

Сущность диспозитивного метода заключается в предоставлении осужденному, до известных пределов, права выбора варианта сво­их действий в предусмотренных законом случаях. Применение данного метода обеспечивает удовлетворение законных интересов осужденных, создает благоприятные условия для реализации пре­доставленных им прав.

Метод поощрения заключается в создании максимально благо­приятных условий для сохранения и развития положительных ка­честв и свойств личности индивида. Так, нормы уголовно-испол­нительного права предусматривают целый ряд конкретных форм реализации метода поощрения (стимулирования) социально одоб­ряемого поведения лиц, отбывающих наказание, начиная с объявления благодарности, предоставления разовых льгот, отмены отдельных правоограничений, перевода на улучшенные условия отбывания наказания и т.д.

Метод взыскания (наказания) заключается в создании макси­мально неблагоприятных условий в связи с нарушением осужден­ным порядка, условий отбывания наказания и (или) меры уголов­но-правового характера и (или) испытывания исправительного воздействия в целях сохранения и развития положительных ка­честв и свойств личности индивида. Нормы уголовно-исполни­тельного права предусматривают целый ряд конкретных форм взы­сканий.

Краткий курс по уголовно-исполнительному праву ( Коллектив авторов, 2014)

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Уголовно-исполнительное право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

  • 1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет, метод, цели и задачи
  • 2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
  • 3. Уголовно-исполнительная политика
  • 4. Нормы уголовно-исполнительного права
  • 5. Уголовно-исполнительные правоотношения
  • 6. понятие и правовое регулирование исполнения (отбывания) наказания
  • 7. Исправление осужденных и его основные средства
  • 8. Понятие и содержание правового положения (статуса) лиц, отбывающих наказания
  • 9. право осужденных на личную безопасность. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения
  • 10. Учреждения и органы, исполняющие наказания
  • 11. Применение к осужденным мер медицинского характера. Объявление розыска и осуществление оперативно-розыскной деятельности при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества
  • 12. Контроль органов государственной власти. Судебный контроль. Ведомственный контроль. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания
  • 13. Участие общественных объединении в осуществлении общественного контроля обеспечения прав человека. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания
  • 14. Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ

Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткий курс по уголовно-исполнительному праву ( Коллектив авторов, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет, метод, цели и задачи

Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, которая представляет собой систему норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия, характеризующаяся собственными предметом и методом правового регулирования, а также системой норм, регулирующих определенную группу общественных отношений.

1. Уголовно-исполнительное право понимается в следующих значениях:

☝ как отрасль законодательства, под которой понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания и применения иных мер уголовно-правового воздействия;

☝ отрасль науки, которая имеет свой предмет (действующее российское уголовно-исполнительное законодательство, историю его становления и развития, законодательство зарубежных стран);

☝ учебная дисциплина, под которой понимается учебный курс, построенный на систематизированном отображении уголовно-исполнительного законодательства и основных положениях науки уголовно-исполнительного права.

Предмет уголовно-исполнительного права – регулирование общественных отношений по исполнению (отбыванию) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера по применению к осужденным средств исправления.

2. Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, возникающие:

✓ в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний;

✓ при применении иных мер уголовно-правового воздействия.

Согласно ч. 2 ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) к предмету уголовно-исполнительного права относятся:

✓ регламентация деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, других учреждений уголовно-исполнительной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих;

✓ установление порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в исправлении осужденных и в контроле деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание;

✓ регулирование деятельности организаций, в которых работают осужденные к лишению свободы и лица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы.

Под методом уголовно-исполнительного права понимается совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения.

3. Методы уголовно-исполнительного права подразделяются в зависимости:

✓ от способа регулирования – на императивный (властный), т. е. предполагающий первенство субъектов правоотношений;

✓ характера взаимосвязи субъектов – на метод власти и подчинения;

✓ характера воздействия на поведение людей – на карательный метод;

✓ способа воздействия – на базовый метод, т. е. запрет, наряду с которым применяются дозволение, предписание, поощрение.

Под принципами уголовно-исполнительного права понимаются руководящие правовые идеи, которые выражают основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного права и регулирование общественных отношений при исполнении уголовных наказаний.

4. Принципы уголовно-исполнительного права закреплены в ст. 8 УИК РФ. К ним, в частности, относятся следующие принципы:

✓ равенства осужденных перед законом;

✓ дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний;

✓ рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения;

✓ соединения наказания с исправительным воздействием.

5. Целями уголовно-исполнительного права являются:

✓ предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

6. Задачами уголовно-исполнительного права являются:

✓ регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний;

✓ определение средств исправления осужденных;

✓ охрана их прав, свобод и законных интересов;

✓ оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Оглавление

  • 1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет, метод, цели и задачи
  • 2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
  • 3. Уголовно-исполнительная политика
  • 4. Нормы уголовно-исполнительного права
  • 5. Уголовно-исполнительные правоотношения
  • 6. понятие и правовое регулирование исполнения (отбывания) наказания
  • 7. Исправление осужденных и его основные средства
  • 8. Понятие и содержание правового положения (статуса) лиц, отбывающих наказания
  • 9. право осужденных на личную безопасность. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения
  • 10. Учреждения и органы, исполняющие наказания
  • 11. Применение к осужденным мер медицинского характера. Объявление розыска и осуществление оперативно-розыскной деятельности при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества
  • 12. Контроль органов государственной власти. Судебный контроль. Ведомственный контроль. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания
  • 13. Участие общественных объединении в осуществлении общественного контроля обеспечения прав человека. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания
  • 14. Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ

Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткий курс по уголовно-исполнительному праву ( Коллектив авторов, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Понятие и правовое регулирование исполнения (отбывания) уголовных наказаний

Лекция 3. Исполнение наказания и применение мер исправительного воздействия

Уголовно-исполнительное право (2-й курс)

План:

  1. Понятие и правовое регулирование исполнения (отбывания) уголовных наказаний. Режим исполнения (отбывания) наказания и его функции
  2. Понятие и правовое регулирование применения к осужденным средств исправления. Виды средств исправления осужденных
  3. Прогрессивная система исполнения наказаний
Читать еще:  Норма процессуального права пример

Исполнение наказания – урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок применения кары и применения к осужденным средств исправления.

Кара представляет собой комплекс лишений или ограничений прав, свобод и законных интересов осужденного.

УИК РФ называет несколько оснований исполнения наказаний и применения иных средств уголовно-правового характера (ст.7):

1) Обвинительный приговор суда либо изменяющие его определения или постановления суда, вступившие в законную силу.

2) Акт помилования или акт об амнистии

В уголовно-исполнительном законодательстве наряду с термином «исполнение» употребляется также термин «отбывание» наказаний (например, ч.2 ст.1, ч.2 ст.2, ч.2 ст.9 и др. УИК РФ). В связи с этим возникает вопрос: имеется ли разница между указанными терминами, учитывая, что они оба используются для обозначения процесса реализации соответствующих мер принуждения?

Действительно, такое отличие имеется. Однако заключается оно не в разнице содержания, а в адресатах. Термин «исполнение» наказания обращен к органам и учреждениям, исполняющим наказание. Последние, исполняя наказание, обязаны обеспечивать реализацию всего комплекса правоограничений, составляющих содержание данного вида наказания. В свою очередь, термин «отбывание» адресован осужденным, что подразумевает необходимость выполнения ими соответствующих обязанностей, соблюдение применяемых к ним правоограничений и т.п.

Принудительное воздействие реализуется комплексно, путем применения к осужденным всей совокупности ограничений, установленных отбыванием конкретного вида наказания. Таким образом, карательное воздействие присуще всем наказаниям, однако его объем определяется видом исполняемого (отбываемого) наказания.

Сущность и содержание наказания при его исполнении, объем применяемых к осужденным правоограничений и принудительных мер, полномочия администрации учреждений по их осуществлению реализуются в режиме. Согласно ч.2 ст.9 УИК РФ режим– установленный порядок исполнения (отбывания) наказания.

Понятие режима применительно ко всем видам наказания впервые дано в указанной норме УИК РФ. В ИТК РСФСР (ст. …) этот термин употреблялся только применительно к лишению свободы. И хотя термин «режим» в настоящее непосредственно не применяется законодателем в отношении наказаний, не связанных с изоляцией от общества, все же можно утверждать, что его использование возможно и в таком случае, поскольку законом определяются порядок и условия отбывания таких наказаний (например, ст.39, 40 УИК РФ – порядок и условия исполнения исправительных работ).

Содержание и значение режима исполнения (отбывания) наказания заключается в том, что он:

1) является одним из основных средств исправления осужденных (ч.2 ст.9 УИК РФ);

2) создает условия для применения иных средств исправления осужденных (ч.2 ст.82 УИК РФ);

3) определяет внутренний распорядок учреждений, исполняющих наказания (содержит требования по обеспечению правопорядка на территории соответствующих учреждений, соблюдению обязанностей осужденными, администрацией и иными лицами, находящимися на территории учреждения, исполняющего наказание);

4) устанавливает правила поведения за пределами исправительного учреждения (например, ч.3 ст.121 УИК РФ регламентирует порядок и условия проживания осужденных за пределами исправительной колонии);

5) регламентирует обязанности, не связанные с правоограничениями (например, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста РФ от 03.11.2005 №205, устанавливают обязанности осужденных бережно относиться к имуществу исправительного учреждения, добросовестно относиться к труду и учебе, быть вежливыми между собой и в обращении с персоналом исправительного учреждения и пр.).

Выделяют следующие функции режима:

1) Карательная – реализуется путем установления системы правоограничений, применяемых к осужденным в процессе отбывания наказания. Роль указанной функции не стоит переоценивать, поскольку правоограничения, кара, применяемая к осужденным, лишь создают предпосылки для организации процесса исправления.

2) Обеспечивающая – заключается в том, что режим создает условия применения иных средств исправления осужденных: правила режима устанавливают порядок привлечения осужденных к труду и организации их труда, порядок проведения воспитательных мероприятий, получения образования и т.п.

3) Исправительная– реализуется путем применения в рамках режима мер, стимулирующих правопослушное поведение осужденных (меры поощрения и меры взыскания);

4) Социального контроля (предупредительная)– осуществляется путем регламентации поведения осужденных и установления надзора за ними. Целью этой функции является предупреждение противоправного поведения осужденных.

2. Понятие и правовое регулирование применения к осужденным средств исправления. Виды средств исправления осужденных

Понятие исправления осужденных закреплено в ч.1 ст.9 УИК РФ, где под исправлением понимается формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Основные средства исправления осужденных названы в ч.2 ст.9 УИК РФ, согласно которой к таковым относятся: 1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), 2) воспитательная работа, 3) общественно полезный труд, 4) получение общего образования, 5) профессиональная подготовка, 6) общественное воздействие.

1) Режим – как уже говорилось, он представляет собой порядок и условия исполнения и отбывания наказания. Таким образом, предусмотренные режимом требования к поведению осужденного дисциплинируют последнего, оказывая тем самым исправительное воздействие.

2) Воспитательная работа является необходимым условием исправления осужденных. Она включает в себя обширный набор разнообразных средств и методов их применения. В этом отношении непосредственную помощь персоналу может оказать знание основных положений исправительной (пенитенциарной) педагогики и психологии. Известно, что при достижении цели исправления осужденных следует применять не одно какое-либо воспитательное средство (сколь бы действенным оно не представлялось), а систему соответствующих мероприятий, средств в их различной комбинации в зависимости от личностных свойств воспитуемых. В указанной системе мероприятий свое место находит сегодня и религиозное просвещение, в том числе и среди осужденных.

3) Общественно полезный труд в силу своих значительных воспитательных возможностей воздействия на личность выступает важнейшим средством и исправления осужденных. В советский период уголовно-исполнительное законодательство признавало труд основой всего процесса исправления и перевоспитания осужденных, о чем свидетельствовало и название соответствующей отрасли права – исправительно-трудовое (см. вопрос 1 лекции 1). Сейчас в уголовно-исполнительной политике и законодательстве акцент смещен с трудового аспекта на уголовно-исполнительный. Вместе с тем труд продолжает играть важную роль при исполнении многих видов наказаний. Например, согласно ч.1 ст.103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Условия труда осужденных регулируются в своей основе законодательством о труде.

4) Получение общего образования и профессиональной подготовки является мощным средством исправления осужденных. Особенно важным это представляется для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Здесь речь идет не просто о получении осужденными того или иного уровня образования, специальности или ее усовершенствовании, а об учебно-педагогическом процессе, имеющем исключительно высокую воспитательную направленность. Так, ч.1 ст.108 УИК РФ устанавливает, что в исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. А ч.3 указанной статьи при этом устанавливает, что отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.

5) Общественное воздействие как средство исправления осужденных в России применяется давно. Здесь также накоплен достаточно богатый опыт. В качестве примера можно привести опыт работы наблюдательных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, которые не только осуществляют общественный контроль за порядком исполнения и отбывания наказаний, но и сами участвуют во многих воспитательных мероприятиях с осужденными. Получили развитие различного рода научно-методические, методические советы, организуемые в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, в аппаратах управления ими, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации и даже на федеральном уровне. В настоящее время вновь возрождаются попечительские советы; в частности, они организуются при воспитательных колониях. Встречаются также советы родственников осужденных и родительские собрания; в ряде мест они не только себя положительно зарекомендовали, но и стали эффективными рычагами воздействия на поведение осужденных. Нормативной базой их деятельности является, в частности, ст.142 УИК РФ, в соответствии с ч.2 которой в целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательных колоний при отрядах колоний могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии.

Сама формулировка «основные средства исправления» наводит на мысль о том, что возможно существование и иных, не основных, дополнительных средств. Действительно, такие средства существуют. Они оказывают вспомогательную роль в процессе исправления и не обязательны для применения. В качестве примера можно назвать получение осужденными высшего образования (ч.9 ст.50, ч.4 ст.108 УИК РФ).

Объем и характер применяемых средств исправления определяется соответствующим видом наказания, о чем, в частности, говорится в ч.3 ст.9 УИК РФ. В качестве конкретных примеров можно привести следующие: при исполнении ареста общее образование, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных не осуществляются (ч.2 ст.69 УИК); с осужденными, отбывающими пожизненное лишение свободы, не предусматривается проведение воспитательной работы.

|следующая лекция ==>
Комбинированные методы|Прогрессивная система исполнения наказаний

Дата добавления: 2014-01-13 ; Просмотров: 3184 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector