0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нарушение закона о защите конкуренции

Электронная библиотека

Санкции за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрены гл. 8 закона № 135-ФЗ. Одной из них является принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход (ст. 38 закона № 135-ФЗ). Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение корпорацией суд вправе принять решение о принудительном ее разделении либо о выделении из ее состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

Решение суда о принудительном разделении корпорации или выделении из состава коммерческой компании одной или нескольких организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

1) существует возможность обособления структурных подразделений компании;

2) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений компании (в частности, 30 % и менее общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой компании);

3) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Предъявить в суд подобный иск может антимонопольный орган, причем в отношении кредитной организации данный иск согласовывается с Банком России.

Согласно ст. 19 закона № 948-1 принудительное разделение корпораций и выделение из состава компании одной или нескольких организаций осуществлялись на основании предписания антимонопольного органа.

Введение законом № 135-ФЗ судебного порядка рассмотрения дел о принудительной реорганизации организаций следует признать обоснованным. Благодаря этой новелле организации получили возможность защищать свои права и законные интересы в ходе судебного разбирательства, представлять доказательства, подтверждающие правоту своей позиции.

Иные санкции за нарушение антимонопольного законодательства приведены в таблицах 17.1 – 17.3.

Таблица 17.1 Ответственность, предусмотренная федеральным законом «О защите конкуренции»

Совершение лицом действий (бездействия), которые в установленном законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством

Доход, полученный от таких действий (бездействия дожжен быть перечислен в федеральный бюджет по предписанию антимонопольного органа

Пункт3 ст.51 федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ

Неисполнение указанным выше лицом предписания антимонопольного органа о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от действий (бездействия), являющихся недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством

Доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции,

подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа

Разглашение антимонопольным органом либо его должностными лицами информации составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну

Вред, причиненный физическому или юридическому лицу, подлежит возмещению за счет казны РФ

Пункт 3 ст. 26 федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ

Таблица 17.2 Административная ответственность, предусмотренная федеральным законом «О защите конкуренции»

На юридических лиц

На должностных лиц

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

размера суммы выручки * правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более 0,02 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг)

Заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий **

размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение

либо дисквалификация на срок до 3 лет

Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О защите конкуренции»

О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ

8 июля 2006 года

14 июля 2006 года

Судебная практика и законодательство — 135-ФЗ О защите конкуренции

5.4. В соответствии с планами и поручениями Федеральной антимонопольной службы, а также в рамках рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации проводит анализы конкурентной среды, направленные на выявление административных барьеров и иных препятствий для входа новых участников на стратегически важные и приоритетные товарные рынки Приморского края в целях выявления и пресечения нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В целях предупреждения ограничения конкуренции ФАС России считает, что остаточный срок годности медицинских изделий, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого медицинские изделия сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению. Вместе с тем требование заказчиков к остаточному сроку годности, значительно превышающему планируемый период потребления (например, при планировании закупки на календарный год заказчиком требуется к поставке лекарственный препарат с остаточным сроком годности 18 месяцев), может иметь признаки нарушения Закона о контрактной системе и антимонопольного законодательства. В любом случае при наличии жалобы, в том числе поданной в соответствии с Законом о защите конкуренции, на проведение закупки объективность и обоснованность установления остаточного срока годности определяется антимонопольным органом в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе с учетом обстоятельств и условий определенной закупки.

В таком случае, действия органа государственной власти (органа местного самоуправления), выразившиеся в предоставлении субсидии бюджетному учреждению на оказание (выполнение) услуг (работ), относящихся к государственным (муниципальным) нуждам, без осуществления конкурсных процедур, могут быть квалифицированы как нарушение Закона о защите конкуренции.

В целях настоящих разъяснений обращаем внимание на то, что понятия «оказание поддержки» и «предоставление преференций» по смыслу Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) не тождественны. Следует учитывать, что в соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции преференции — это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Соответствующие изменения положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) были подготовлены в рамках правительственного плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию градостроительной деятельности в целях избавления отрасли от административных барьеров.

— Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

— п. 7 Положения «О Федеральной налоговой службе», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506;

Читать еще:  Меры пресечения несовершеннолетних в уголовном процессе

Настоящие разъяснения определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Таким образом, в случае, если выбор органом местного управления (или иным публично-правовым образованием, в собственности которого находится более чем пятьдесят процентов в праве общей собственности на общее имущество в МКД) управляющей организации был произведен без проведения торгов, то данное действие, по сути, является предоставлением государственной или муниципальной преференции отдельному хозяйствующему субъекту, в отсутствие на то законного основания, что не соответствует требованиям Закона о защите конкуренции (см. Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2016 N 305-КГ16-7957 по делу N А40-108228/2015).

— Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

— п. 7 Положения «О Федеральной налоговой службе», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506;

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства: основания и виды

См. также Письмо ФАС России от 01.12.2017 N СП/84318/17 «О системе мер по участию ФАС России и ее территориальных органов в качестве третьих лиц в судах по частным искам о взыскании убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства»

Понятие ответственности за нарушение антимонопольного законодательства

Ст. 37 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за нарушение антимонопольного законодательства.

Субъекты ответстственности за нарушение антимонопольного законодательства:

    1. должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
    2. должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также
    3. должностные лица государственных внебюджетных фондов;
    4. коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица;
    5. физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Основание ответственности:

    • нарушение антимонопольного законодательства.

Привлечение к ответственности лиц, указанных выше, не освобождает их от обязанности

    1. исполнять решения и предписания антимонопольного органа,
    2. представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо
    3. осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками , в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.

Виды юридической ответственности за нарушения антимонопольного законодательства

    1. гражданско-правовая;
    2. административная;
    3. уголовная;
    4. дисциплинарная.

Гражданско-правовая ответственность за нарушения антимонопольного законодательства

Нарушение физическими или юридическими лицами антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

Лица, права и интересы которых нарушены, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной информации.

Возмещение вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических и юридических лиц, регулируется главой 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда».

Ст. 1095 ГК РФ устанавливает, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются лишь в случаях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности.

Административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства

В случае нарушения антимонопольного законодательства ФАС РФ либо его территориальные органы вправе в административном порядке налагать штрафы и выносить предупреждения в соответствии с законодательством. Исходя из существа административных правонарушений, совершаемых в области антимонопольного законодательства, их можно разделить на две категории:

1) допущенные при осуществлении субъектами правонарушений своей профессиональной деятельности:

    • злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31, 14.31.1, 14.31.2),
    • заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, осуществление согласованных действий, координация экономической деятельности (ст. 14.32), а также
    • недобросовестная конкуренция (ст. 14.33).

2) допущенные при взаимодействии хозяйствующих субъектов с антимонопольными органами:

    • невыполнение в срок законного предписания антимонопольного органа (ст. 19.5);
    • непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений) и сведений (информации) в антимонопольный орган в установленный срок (ст. 19.8).

Уголовная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства

Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ст. 178 УК РФ («Недопущение, ограничение или устранение конкуренции»).

В соответствии с данной статьей недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере , —

    • штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
    • принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо
    • лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

Доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 50 миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере — 250 миллионов рублей.

Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 10 миллионов рублей, а особо крупным ущербом — 30 миллионов рублей.

Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности , если оно

    1. первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении,
    2. способствовало раскрытию этого преступления,
    3. возместило ущерб или
    4. иным образом загладило вред, причиненный в результате действий, предусмотренных настоящей статьей, и
    5. если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Читать еще:  Несовершеннолетний свидетель в уголовном процессе

До 08.03.2015 прим. 4 к ст. 178 УК РФ неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признавалось совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более 2 раз в течение 3 лет , за которые указанное лицо было привлечено к административной ответственности, однако в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 45-ФЗ этот пункт отсутствует, что вводит для бизнеса более строгие ограничения, несмотря на декларируемую правительством поддержку предпринимательства.

Привлечение к ответственности данных лиц, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять другие предусмотренные антимонопольным законодательством действия.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства: основания и виды

Антимонопольное законодательство – новая сфера правовых отношений в истории России. Поэтому процесс его становления еще очень далек от завершения. Исходя из правовых основ, которые сложились на сегодняшний день, можно сделать вывод, что нарушение закона о конкуренции может привести не только к административной, но и к уголовной ответственности.

Виды правонарушений

На 2019 год основным законодательным актом, который регулирует вопросы, связанные с защитой основ конкуренции, является ФЗ № 135, вступивший в силу в июле 2006 г.

Анализируя текст документа, можно выделить следующие группы правонарушений антимонопольного характера:

  • Нарушения запретных правовых норм. Примером может служить нарушение запрета, который предписывает хозяйствующим субъектам не пользоваться своим монопольным положением.
  • Отказ лица от исполнения своих обязанностей.Субъектами данных правонарушений становятся и просто физические лица, и федеральные структуры, и муниципальные органы.
  • Злоупотребления в области субъективного права. Самая спорная в данной связи категория правонарушений. Юристы до конца не определились действенна ли она в отношении антимонопольного закона. В определенной мере под нее подпадает ст.10.
  • Превышение должностных полномочий. Этот вид правонарушений касается в первую очередь действий ФАС, когда антимонопольная служба делегирует муниципальным структурам определенные полномочия, не имея на это прав.

Исходя из представленных групп правонарушений, в антимонопольном законодательстве оформились соответствующие виды юридической ответственности.

Субъекты и основания ответственности

Если рассматривать ФЗ, то можно отметить, что субъектный состав правонарушений в антимонопольной сфере очень обширен и неоднороден. Среди основных субъектов можно выделить следующие группы:

  • Федеральные и муниципальные органы власти.
  • Должностные лица, которые занимают посты в Федеральных и муниципальных властных структурах.
  • Государственные и внебюджетные фонды и отдельно должностные лица, занимающие в них определенные посты.
  • Юридические лица, в том числе и некоммерческие организации.
  • Физические лица.

Поводом для предъявления обвинений указанным лицам и последующих судебных разбирательств могут стать нарушения следующих обязанностей, установленных Законом:

  • Необходимость выполнять решения и предписания ФАС.
  • Обязанность предоставлять в антимонопольные органы запрашиваемую информацию, в том числе и ту, которая является коммерческой, служебной и пр. тайной, и должна охраняться по закону.

Если какое-либо лицо считает, что его права в антимонопольной сфере были нарушены, то оно имеет право составить и подать исковое заявление в суд. Учитывая, что дела касаются, чаще всего, юридических лиц и ИП, следует обращаться в Арбитражный суд. Исковые заявления такого плана могут содержать в себе требование о возмещении понесенных убытков (сюда же включают сумму упущенной выгоды); о восстановлении утраченных прав; о возмещении вреда, который был причинен имуществу истца.

Виды ответственности

Варианты ответственности за нарушения в сфере антимонопольного законодательства определены в ст.37 Закона. Он предусматривает возможность несения административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Состав административных правонарушений и возможная ответственность по ним закреплены в статьях КоАП РФ. Главным основанием для привлечения к ответственности согласно Кодексу могут стать различные нарушения в сфере материального права, которые отображены в ФЗ № 135 и прочих актах, которые затрагивают антимонопольную тему. Он предусматривает два вида наказаний:

Административная ответственность федеральных органов власти и местного самоуправления

К административной ответственности согласно ст. 14.9 могут привлекаться должностные лица, занимающие посты в исполнительных органах власти на федеральном уровне и в территориальных органах местного самоуправления. А также служащие государственных и внебюджетных фондов и организаций, чья деятельность ориентирована на предоставление государственных услуг. Кроме того, административные правонарушения в сфере антимонопольного законодательства могут быть совершены группой организаций (т.е. юридических лиц).

Основанием для административной ответственности вышеперечисленных лиц могут быть следующие деяния:

  • Подписание актов, а также осуществление действий, которые влекут за собой ограничения в сфере конкуренции. Это может быть установление завышенных требований к товарам или к субъектам экономической деятельности или создание условий, в которых ощущается дискриминация какого-либо из хозяйствующих субъектов.
  • Установление преференций для отдельных хозяйствующих субъектов.
  • Передача любым органам власти полномочий, не предусмотренных законом, если это может привести к нарушению условий конкуренции.
  • Совмещение в одном лице функций, отведенных федеральным органам исполнительной власти и прочим властным структурам, в том числе муниципальным с функциями, которые предписаны хозяйствующим субъектам. А также наделение этих хозяйствующих субъектов полномочиями структур, отвечающих за госконтроль и надзор.
  • Противоправные действия при проведении торгов, если таковые приводят к снижению или устранению конкуренции. Это может быть необоснованный запрет на участие или нарушение условий для определения победителя. Штраф при проведении аукциона в зависимости от типа правонарушения составляет от 20 тыс. до 50 тыс. руб.
  • Передача в аренду и в безвозмездное пользование объектов, принадлежащих государству без проведения конкурсного отбора.
  • Заключение договора с финансовой структурой на оказание профильных услуг без проведения конкурса.

За совершение указанных противоправных действий административного характера на виновных лиц полагается наложение штрафа. При повторном привлечении за подобные деяния сумма штрафа увеличивается. Кроме того лицо, признанное виновным, может быть подвергнуто дисквалификации на срок до 3 лет.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность в сфере антимонопольного законодательства предполагает необходимость компенсировать убытки. Но вынесение решений о подобных мерах не находятся в сфере компетенции антимонопольных органов. Для привлечения к ответственности пострадавшей стороне необходимо подать исковое заявление в суд.

Заявленный ущерб может быть причинен вследствие приобретения товаров, не соответствующих стандартам качества или по причине предоставления недостоверной информации о товаре или услуге. Материальный вред должен быть компенсирован поставщиком или изготовителем, а также лицом, предоставившем услугу. Т.е. в данной связи можно говорить о существовании субсидиарной ответственности.

Уголовная ответственность

Следует учитывать, что уголовная ответственность в России предусматривается только для физических лиц, но не для юридических. Основаниями для ее применения в сфере антимонопольного законодательства становятся следующие деяния:

  • Многократные злоупотребления служебными полномочиями, приведшие к нарушениям в сфере установления цен на товары (когда они поддерживаются или необоснованно высокие, или необоснованно низкие).
  • Ограничения, вводимые для хозяйствующих субъектов с целью перекрыть доступ на рынок.
  • Немотивированный отказ хозяйствующему субъекту в заключении договора.
Читать еще:  Незаконное вынесение приговора

В качестве мер наказания при таких правонарушениях предусматриваются следующие:

  • Лишение свободы на срок до 3 лет и параллельно запрет на возможность занимать определенные должности.
  • Принудительные работы на срок до 3 лет.
  • Высокий штраф (до 500 тыс. руб.).

Можно предположить, что антимонопольное законодательство будет претерпевать еще множество изменений. Поэтому всем лицам, задействованным в этой сфере, следует периодически отслеживать необходимые нововведения.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства: основания и виды

См. также Письмо ФАС России от 01.12.2017 N СП/84318/17 «О системе мер по участию ФАС России и ее территориальных органов в качестве третьих лиц в судах по частным искам о взыскании убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства»

Понятие ответственности за нарушение антимонопольного законодательства

Ст. 37 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за нарушение антимонопольного законодательства.

Субъекты ответстственности за нарушение антимонопольного законодательства:

    1. должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
    2. должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также
    3. должностные лица государственных внебюджетных фондов;
    4. коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица;
    5. физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Основание ответственности:

    • нарушение антимонопольного законодательства.

Привлечение к ответственности лиц, указанных выше, не освобождает их от обязанности

    1. исполнять решения и предписания антимонопольного органа,
    2. представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо
    3. осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками , в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.

Виды юридической ответственности за нарушения антимонопольного законодательства

    1. гражданско-правовая;
    2. административная;
    3. уголовная;
    4. дисциплинарная.

Гражданско-правовая ответственность за нарушения антимонопольного законодательства

Нарушение физическими или юридическими лицами антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

Лица, права и интересы которых нарушены, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной информации.

Возмещение вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических и юридических лиц, регулируется главой 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда».

Ст. 1095 ГК РФ устанавливает, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются лишь в случаях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности.

Административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства

В случае нарушения антимонопольного законодательства ФАС РФ либо его территориальные органы вправе в административном порядке налагать штрафы и выносить предупреждения в соответствии с законодательством. Исходя из существа административных правонарушений, совершаемых в области антимонопольного законодательства, их можно разделить на две категории:

1) допущенные при осуществлении субъектами правонарушений своей профессиональной деятельности:

    • злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31, 14.31.1, 14.31.2),
    • заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, осуществление согласованных действий, координация экономической деятельности (ст. 14.32), а также
    • недобросовестная конкуренция (ст. 14.33).

2) допущенные при взаимодействии хозяйствующих субъектов с антимонопольными органами:

    • невыполнение в срок законного предписания антимонопольного органа (ст. 19.5);
    • непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений) и сведений (информации) в антимонопольный орган в установленный срок (ст. 19.8).

Уголовная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства

Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ст. 178 УК РФ («Недопущение, ограничение или устранение конкуренции»).

В соответствии с данной статьей недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере , —

    • штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
    • принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо
    • лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

Доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 50 миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере — 250 миллионов рублей.

Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 10 миллионов рублей, а особо крупным ущербом — 30 миллионов рублей.

Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности , если оно

    1. первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении,
    2. способствовало раскрытию этого преступления,
    3. возместило ущерб или
    4. иным образом загладило вред, причиненный в результате действий, предусмотренных настоящей статьей, и
    5. если в его действиях не содержится иного состава преступления.

До 08.03.2015 прим. 4 к ст. 178 УК РФ неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признавалось совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более 2 раз в течение 3 лет , за которые указанное лицо было привлечено к административной ответственности, однако в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 45-ФЗ этот пункт отсутствует, что вводит для бизнеса более строгие ограничения, несмотря на декларируемую правительством поддержку предпринимательства.

Привлечение к ответственности данных лиц, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять другие предусмотренные антимонопольным законодательством действия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector