0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обжалование в уголовном процессе

Обжалование в уголовном процессе

Жалоба в уголовном судопроизводстве

Буримов Роман Юрьевич,

кандидат юридических наук, преподаватель учебного пункта Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области.

Важной гарантией соблюдения законности и защиты прав, свобод и законных интересов граждан в уголовном судопроизводстве является право обжалования. Оно закреплено в ст.46 Конституции РФ и нашло свое отражение в главе 16 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Обжалование представляет собой установленный уголовно-процессуальным законом порядок подачи, приема, рассмотрения и разрешения жалоб на действия (бездействия) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда, которыми были допущены нарушения гарантированных Конституцией РФ и УПК РФ прав и законных интересов участвующих в деле лиц, либо которые расцениваются ими как незаконные или необоснованные .

Жалоба в уголовном процессе – это обращение участника процесса в соответствующий орган или к соответствующему должностному лицу, управомоченному рассматривать жалобы, по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов. Значение обжалования, как уголовно-процессуального института, состоит в том, что оно позволяет, во-первых, реализовать участникам уголовного судопроизводства и иным лицам свои права и отстоять законные интересы, а во-вторых, создает механизм выявления нарушений уголовно-процессуального закона, допущенных органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа, прокурором или судом на досудебном производстве.

Предметом обжалования в уголовном процессе являются решения и действия органов уголовного судопроизводства и должностных лиц, ведущих производство по делу. Под решением понимается, как правило, письменный официальный документ (например, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о применении той или иной меры пресечения и т.д.).

В отличие от ходатайства, правом заявления которого обладает лишь определенный круг лиц, жалоба согласно ст.123 УПК РФ может быть подана любым из участников уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. Таким образом, помимо сторон жалобу могут подать эксперт, специалист, переводчик, другие граждане, участвовавшие или не принимавшие участие в процессе, любые заинтересованные предприятия, организации и учреждения, считающие, что при производстве по делу были нарушены их права и законные интересы [1] .

Уголовно-процессуальный закон не ограничивает круга действий или решений, которые могут быть обжалованы. Обжаловать можно любые действия, производимые в процессе расследования, и принимаемые в связи с этим решения. Закон не устанавливает каких-либо требований к форме или виду жалобы, что создает благоприятные условия для ее принесения и служит одной из гарантий свободы обжалования. Жалоба может быть письменной или устной. Письменная жалоба подается должностному лицу, управомоченному принимать, рассматривать и разрешать жалобы. Устная жалоба должна быть занесена дознавателем, следователем, руководителем следственного органа, в протокол, в котором помимо требований, указанных в ст.166 УПК РФ, должны найти свое отражение данные о том, кто обратился с устной жалобой, а также содержание последней. При этом следователь и дознаватель обязаны сообщить об этом надзирающему прокурору в течение 24 часов и направить свои объяснения по поводу поданной жалобы [2] .

Подозреваемый и обвиняемый, содержащиеся под стражей, вручают жалобу администрации следственного изолятора или изолятора временного содержания лиц, задержанных по подозрению в преступлении. В соответствии со ст.126 УПК РФ администрация места содержания под стражей обязана немедленно направить прокурору или в суд адресованные им жалобы.

В соответствии со ст.123 УПК РФ заинтересованное физическое или юридическое лицо может обжаловать действия и решения любого государственного органа и должностного лица, осуществляющего уголовное судопроизводство. Уголовно-процессуальный закон устанавливает различные инстанции, наделенные правом рассматривать и разрешать жалобы на досудебном производстве: 1.судебные решения, принимаемые на досудебном производстве обжалуются в суд кассационной инстанции (ч.11 ст.108, ст.127 УПК); 2.жалобы на действия и решения прокурора, руководителя следственного органа приносятся вышестоящему прокурору или руководителю следственного органа (ч.4 ст.124 УПК); 3.следователя, органа дознания, дознавателя – руководителю следственного органа или прокурору соответственно (ч.1 ст.37, ст. 39 УПК).

Кроме того, действия и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора могут быть обжалованы в судебном порядке (ст.46 Конституции РФ, ч.3 ст.29, ст.125 УПК).

1. Гуценко К.Ф. Уголовный процесс: учебник. — М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.

2. Буримов М.Ю. уголовный процесс: курс лекций / М.Ю. Буримов, А.А. Дереглазов; Астраханский филиал Краснодарского университета МВД России. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007. – 422 с. – ISBN 978-5-9926-0070-4.

Поступила в редакцию 24.12.2012 г.

[1] Буримов М.Ю. уголовный процесс: курс лекций / М.Ю. Буримов, А.А. Дереглазов; Астраханский филиал Краснодарского университета МВД России. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007. – 422 с. – ISBN 978-5-9926-0070-4.

[2] Гуценко К.Ф. Уголовный процесс: учебник. — М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.

Вопрос 2. Сущность и правовая природа обжалования в уголовном судопроизводстве, процессуальный порядок рассмотрения и разрешения жалоб

Право на обжалование процессуальных действий и решений суда, прокурора, следователя и дознавателя является одним из конституционных принципов уголовного судопроизводства (ст.46 Конституции РФ, ст.19 УПК). Свобода обжалования любых действий (бездействия) указанных органов и должностных лиц, с одной стороны, позволяет участникам уголовного процесса в полной мере реализовать свои процессуальные права и обеспечить защиту интересов, а с другой — способствует обнаружению и устранению нарушений и ошибок, допущенных в процессе производства по уголовному делу.

Специфика уголовно-процессуальной деятельности определяет особую процедуру обжалования действий (бездействия) и решений осуществляющих ее лиц, которая установлена системой норм, изложенных в гл. 16, 43, 44, 45, 48, 49 УПК РФ.

Обжалование в уголовном судопроизводстве следует рассматривать в узком и в широком смысле. Обжалование в узком смысле представляет собой деятельность участника процесса, связанную с подачей жалобы на то или иное действие (бездействие) или решение соответствующего должностного лица в защиту своего права или законного интереса. Обжалование в широком смысле включает в себя не только подачу жалобы заинтересованным лицом, но и деятельность должностных лиц по ее приему, рассмотрению и разрешению.

Жалоба — это обращение участника уголовного судопроизводства к уполномоченному лицу по поводу нарушения его прав и охраняемых законом интересов с просьбой об их восстановлении.

Она является правовым средством защиты прав и интересов участников уголовного процесса, а если они нарушены, то и средством их восстановления.

Согласно ст. 123 УПК предметом жалобы могут быть действия, бездействие или решения органов и лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

Под действиями необходимо понимать любые процессуальные действия, осуществляемые дознавателем, следователем, прокурором и судом во время как досудебного, так и судебного производства по уголовному делу.

Предметом жалобы могут быть, например, незаконные действия, связанные с проведением следственных действий (допросом, обыском, выемкой и т. д.), с применением мер процессуального принуждения (задержанием, избранием меры пресечения), с обеспечением прав участников процесса (ознакомлением с материалами дела, реализацией права на заявление ходатайств и т. д.).

В соответствии с УПК предметом жалобы могут быть не только действия соответствующих лиц, но и их бездействие. Речь идет о ситуациях, когда соблюдение прав и интересов участников процесса предполагает необходимость совершения должностным лицом определенного действия либо принятия конкретного решения, однако это лицо бездействует, а в результате решение, которое должно приниматься, не принимается, процессуальное действие не совершается. Такая бездеятельность существенно затрагивает права и интересы личности в уголовном процессе, а поэтому тоже может стать предметом жалобы.

Решение— еще один предмет жалобы. Как известно, под решением в уголовном процессе понимается процессуальный документ властно-распорядительного характера, принятый дознавателем, следователем, прокурором или судом в пределах своей компетенции по рассматриваемому уголовному делу. Это могут быть решения, определяющие движение уголовного дела (о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела и его приостановлении и т. д.); о признании правового статуса того или иного участника процесса (о привлечении в качестве обвиняемого, о признании в качестве гражданского истца и т. д.); о производстве следственных и иных процессуальных действий (о выемке, о заключении под стражу и т. д.). К числу иных решений относятся, например, решения прокурора об отмене постановления следователя или органа дознания либо об удовлетворении или отказе в удовлетворении ходатайства и т. д.

Читать еще:  Критерии допустимости доказательств в уголовном процессе

Все субъекты, вступающие в уголовно-процессуальные отношения по обжалованию, являются субъектами обжалования, в числе которых следует различать:

а) субъектов, обладающих правом обжалования незаконных действий и решений (субъекты права обжалования) и

б) субъектов, обязанных принимать, рассматривать и разрешать жалобы (субъекты рассмотрения жалоб).

К субъектам права обжалования закон относит прежде всего «участников уголовного судопроизводства» (ст. 123 УПК), но без указания их конкретного перечня, который дан в УПК РФ в разделе II «Участники уголовного судопроизводства». Анализ содержащихся в этом разделе норм позволяет отнести к субъектам права обжалования участников уголовного судопроизводства, которые: а) имеют свой правовой интерес в уголовном деле (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик); б) защищают или представляют интересы указанных лиц (защитник, представители потерпевшего, гражданского истца, частного обвинителя, гражданского ответчика, законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, лиц, в отношении которых ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера; в) вовлекаются в сферу уголовного судопроизводства в связи с процессом доказывания (свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой).

Субъектами права обжалования могут быть и сами должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство. Как вытекает из анализа норм УПК, определяющих правовое положение указанных лиц, такое право принадлежит дознавателю, который вправе обжаловать указания, данные ему начальником органа дознания и прокурором, соответственно надзирающему прокурору и вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК); следователю, который вправе обжаловать данные ему начальником следственного отдела указания по уголовному делу надзирающему прокурору (ч. 4 ст. 39 УПК).

Субъектом права обжалования является также прокурор, который, как и любой участник сторон обвинения и стороны защиты, имеет право апелляционного и кассационного обжалования (ст. 354 УПК),

Наряду с участниками уголовного судопроизводства законодатель к субъектам права обжалования относит «иных лиц», чьи интересы могут быть затронуты в результате производимых процессуальных действий или принимаемых процессуальных решений (ст.123 УПК). Таким лицом, имеющим право на принесение жалобы, может быть, например, гражданин, в жилище которого произведен обыск, сопровождаемый изъятием материальных ценностей; организация, на денежные средства которой в связи с проведением производства по уголовному делу был наложен арест.

Субъектом рассмотрения жалоб являются прокурор, руководитель следственного органа (ст.124 УПК) и суд (ст.125 УПК). Прокуратура, на которую возложено осуществление надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, в пределах своих полномочий рассматривает и разрешает любые жалобы, содержащие сведения о нарушении законов должностными лицами указанных органов (ст.10 Закона «О прокуратуре»).

Суд является субъектом рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения не только дознавателя, следователя, но и прокурора. Он рассматривает жалобы на постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, на иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников процесса либо затруднить доступ гражданам к правосудию (ч.1 ст.125 УПК).

Установленный законом порядок подачи участниками уголовного судопроизводства жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя и следователя предоставляет право выбора субъекта рассмотрения жалобы. Так, отказ указанных органов и должностных лиц в приеме сообщения о поступлении может быть обжалован или прокурору или в суд (ч.5 ст.144 УПК). Такое же право предоставлено заявителю в случае отказа в возбуждении уголовного дела (ч.5 ст.148 УПК).

Жалобы участников уголовного судопроизводства рассматриваются, как правило, судом, но месту производства предварительного расследования. Однако в случае удовлетворения заявления об отводе судьи, нескольких судей или всего состава суда жалоба вместе с уголовным делом передается в производство другого судьи или другого состава суда в порядке, установленном УПК (ч.5 ст.65).

Судебные решения, а также действия (бездействие) суда, в свою очередь, тоже могут быть обжалованы в вышестоящий суд в порядке апелляционного, кассационного или надзорного производства либо в порядке возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (ст.127 УПК).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

§ 3. Сущность и правовая природа обжалования в уголовном судопроизводстве

Право на обжалование процессуальных действий и решений суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя является одним из конституционных принципов уголовного судопроизводства (ст. 46 Конституции РФ, ст.

Специфика уголовно-процессуальной деятельности определяет особую процедуру обжалования действий (бездействия) и решений осуществляющих ее лиц, которая установлена системой норм, изложенных в гл. 16, 43, 44, 45,48,49 УПК РФ.

Обжалование в уголовном судопроизводстве следует рассматривать в узком и в широком смысле. Обжалование в узком смысле представляет собой деятельность участника процесса, связанную с подачей жалобы на то или иное действие (бездействие) или решение соответствующего должностного лица в защиту своего права или законного интереса. Обжалование в широком смысле включает в себя не только подачу жалобы заинтересованным лицом, но и деятельность должностных лиц по ее приему, рассмотрению и разрешению.

Жалоба- это обращение участника уголовного судопроизводства к уполномоченному лицу по поводу нарушения его прав и охраняемых законом интересов с просьбой об их восстановлении. Она является правовым средством защиты прав и интересов участников уголовного процесса, а если они нарушены, то и средством их восстановления.

Согласно ст. 123 УПК предметом жалобы могут быть действия, бездействие или решения органов и лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

Под действиями необходимо понимать любые процессуальные действия, осуществляемые дознавателем, следователем, прокурором и судом во время как досудебного, так и судебного производства по уголовному делу.

Глава XI. Ходатайства и жалобы

Предметом жалобы могут быть, например, незаконные действия, связанные с проведением следственных действий (допросом, обыском, выемкой и т. д.), с применением мер процессуального принуждения (задержанием, избранием меры пресечения), с обеспечением прав участников процесса (ознакомлением с материалами дела, реализацией права на заявление ходатайств и т. д.).

В соответствии с УПК предметом жалобы могут быть не только действия соответствующих лиц, но и их бездействие. Речь идет о ситуациях, когда соблюдение прав и интересов участников процесса предполагает необходимость совершения должностным лицом определенного действия либо принятия конкретного решения, однако это лицо бездействует, а в результате решение, которое должно приниматься, не принимается, процессуальное действие не совершается. Такая бездеятельность существенно затрагивает права и интересы личности в уголовном процессе, а поэтому тоже может стать предметом жалобы.

Решение- еще один предмет жалобы. Как известно, под решением в уголовном процессе понимается процессуальный документ властно-распорядительного характера, принятый дознавателем, следователем, прокурором или судом в пределах своей компетенции по рассматриваемому уголовному делу.

Все субъекты, вступающие в уголовно-процессуальные отношения по обжалованию, являются субъектами обжалования, в числе которых следует различать: а) субъектов, обладающих правом обжалования незаконных Действий и решений (субъекты права обжалования) и б) субъектов, обязанных принимать, рассматривать и разрешать жалобы (субъекты рассмотрения жалоб).

К субъектам права обжалования закон относит прежде всего «участников уголовного судопроизводства» (ст. 123 УПК), но без указания их конкретного перечня, который дан в УПК РФ в разделе II «Участники уголовного судопроизводства». Анализ содержащихся в этом разделе норм позволяет отнести к субъектам права обжалования участников уголовного судо-пРоизводства, которые: а) имеют свой правовой интерес в уголовном деле Подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, частный обвинитель, граж-

Раздел I. Общие положения

данский истец, гражданский ответчик); б) защищают или представляют интересы указанных лиц (защитник, представители потерпевшего, гражданского истца, частного обвинителя, гражданского ответчика, законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, лиц, в отношении которых ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера; в) вовлекаются в сферу уголовного судопроизводства в связи с процессом доказывания (свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой).

Читать еще:  Общественный защитник упк

Субъектами права обжалования могут быть и сами должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство. Как вытекает из анализа норм УПК, определяющих правовое положение указанных лиц, такое право принадлежит дознавателю, который вправе обжаловать указания, данные ему начальником органа дознания и прокурором, соответственно надзирающему прокурору и вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК); следователю, который вправе обжаловать данные ему начальником следственного отдела указания по уголовному делу надзирающему прокурору (ч. 4 ст. 39 УПК).

Субъектом права обжалования является также прокурор, который, как и любой участник сторон обвинения и стороны защиты, имеет право апелляционного и кассационного обжалования (ст. 354 УПК),

Наряду с участниками уголовного судопроизводства законодатель к субъектам права обжалования относит «иных лиц», чьи интересы могут быть затронуты в результате производимых процессуальных действий или принимаемых процессуальных решений (ст. 123 УПК). Таким лицом, имеющим право на принесение жалобы, может быть, например, гражданин, в жилище которого произведен обыск, сопровождаемый изъятием материальных ценностей; организация, на денежные средства которой в связи с проведением производства по уголовному делу был наложен арест.

Субъектом рассмотрения жалоб являются прокурор (ст. 124 УПК) и суд (ст. 125 УПК). Прокуратура, на которую возложено осуществление надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, в пределах своих полномочий рассматривает и разрешает любые жалобы, содержащие сведения о нарушении законов должностными лицами указанных органов (ст. 10 Закона «О прокуратуре»). Не могут быть объектом прокурорского надзора лишь те действия и решения дознавателя и следователя, которые ими были осуществлены на основании судебного решения.

Субъектом рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя и следователя, как правило, является прокурор, который непосредственно осуществляет надзор за возбуждением уголовного дела и производством предварительного расследования.

Однако это не исключает права участника процесса обратиться с соответствующей жалобой к вышестоящему прокурору. Последний, учитывая

Глава XI. Ходатайства и жалобы

важность и общественную значимость сообщенных в жалобе сведений, может самостоятельно рассмотреть ее либо поручить ее проведение другому прокурору. Вышестоящий прокурор рассматривает также жалобы на действия (бездействие) и решения, принимаемые нижестоящим прокурором (ч. 4 ст. 124 УПК).

Суд является субъектом рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения не только дознавателя, следователя, но и прокурора. Он рассматривает жалобы на постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, на иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников процесса либо затруднить доступ гражданам к правосудию (ч. 1 ст. 125 УПК).

Установленный законом порядок подачи участниками уголовного судопроизводства жалоб на действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателя и следователя предоставляет право выбора субъекта рассмотрения жалобы. Так, отказ указанных органов и должностных лиц в приеме сообщения о поступлении может быть обжалован или прокурору или в суд (ч. 5 ст. 144 УПК). Такое же право предоставлено заявителю в случае отказа в возбуждении уголовного дела (ч. 5 ст. 148 УПК).

Жалобы участников уголовного судопроизводства рассматриваются, как правило, судом по месту производства предварительного расследования. Однако в случае удовлетворения заявления об отводе судьи, нескольких судей или всего состава суда жалоба вместе с уголовным делом передается в производство другого судьи или другого состава суда в порядке, установленном УПК (ч. 5 ст. 65).

Судебные решения, а также действия (бездействие) суда, в свою очередь, тоже могут быть обжалованы в вышестоящий суд в порядке апелляционного, кассационного или надзорного производства либо в порядке возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (ст. 127 УПК).

Какой будет новая апелляция и кассация в уголовном судопроизводстве

Уже почти год все российское юридическое сообщество живет в ожидании предстоящих существенных изменений в судебной системе, предложенных Верховным Судом РФ. Нововведения, которые будут приняты вступающим в силу осенью этого года законопроектом, коснутся всех процессуальных кодексов, поскольку предполагают создание нового судебного звена – обособленных апелляционных и кассационных судов. Однако у представителей адвокатуры наибольший интерес ожидаемо вызвали новые для российской правовой системы институт сплошной кассации в уголовном процессе и порядок апелляционного обжалования.

Попробуем ответить на вопросы о том, что изменится в апелляционном и кассационном обжаловании в уголовном судопроизводстве.

1. Чем будет регулироваться новая процедура подачи апелляционных и кассационных жалоб?

Обжалованию решений, принятых судами в рамках уголовного судопроизводства, с 1 сентября 2019 года, будут посвящены две обновленные главы УПК РФ – 45.1 и 47.1. Кроме того, дополнительное регулирование с целью минимизировать возможные ошибки правоприменителей на переходном этапе обеспечит Постановление Пленума Верховного суда РФ «О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», утвержденное 25 июня 2019 г. Не исключается, что аналогичное Постановление будет принято и для разъяснения порядка апелляционного обжалования в уголовном судопроизводстве, однако в целом эта процедура изменяется не столь существенно (об этом ниже).

2. Где будут располагаться новые кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции?

К осени этого года должны быть созданы 7 апелляционных судов (в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске, апелляционного военного суда – в Московской области (г. о. Власиха) и 10 кассационных судов, которые будут расположены в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерово и Владивостоке, а военный – в Новосибирске.

3. Когда начнут работать новые суды?

Точная дата начала работы новых судов еще не определена. Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции могут считаться образованными со дня назначения на должность не менее 1/2 от установленной численности судей соответствующего суда, однако окончательное решение о дне начала их деятельности должен принять Пленум Верховного Суда РФ не позднее 1 октября 2019 г. Стоит отметить, что процесс формирования кадрового состава судов уже почти окончен. В частности, еще 15 октября 2018, были назначены все председатели новых судебных органов (в основном ими стали бывшие председатели областных судов). Кроме того, на данный момент к назначению рекомендованы более 560 кандидатов на должность судей кассационных и апелляционных судов, свободными остаются 330 должностей.

4. Что изменится в порядке апелляции по уголовным делам?

Во многом порядок и сроки апелляционного обжалования останутся прежним. Изменения коснутся только двух видов решений:

  • приговор или иное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа будут обжаловаться в судебную коллегию по уголовным делам апелляционного суда общей юрисдикции;
  • приговор или иное решение окружного (флотского) военного суда — в апелляционный военный суд.

В остальном подсудность и процедура обжалования не вступивших в силу решений судов с подачей в 10-дневный срок жалобы через суд первой инстанции сохраняется. Неизменными останутся и сроки рассмотрения апелляционных жалоб. Для нового судебного звена апелляционных судов срок начала рассмотрения жалобы составит не более 45 суток со дня поступления его в суд апелляционной инстанции.

Таким образом, все промежуточные судебные решения и приговоры мировых судей будут обжаловаться в апелляционном порядке в районный суд (или приравненный к нему суд), а аналогичные решения и приговоры районных или приравненных к ним судов – в суд субъекта РФ или приравненный к нему суд.

5. Что изменится в порядке кассации по уголовным делам?

С 1 сентября 2019 года в уголовном судопроизводстве будет существовать два порядка кассационного обжалования – сплошная и выборочная кассация. В отношении целого ряда решений (приговоры и иные итоговые решения судов первой инстанции, а также апелляционные приговоры) рассмотрение жалоб в кассационном порядке станет обязательным, поскольку судья кассационной инстанции не будет наделен полномочиями по решению вопроса о наличии или отсутствии оснований для передачи кассационной жалобы на судебный акт нижестоящего суда в суд кассационной инстанции для рассмотрения по существу. Рассмотрению подлежат все кассационные жалобы, соответствующие формальным требованиям к полномочности лица на подачу жалобы и ее содержанию.

Читать еще:  Ложные показания свидетеля в уголовном процессе

Иные судебные решения, названные в законе «промежуточными» (например, о назначении судебной экспертизы или о передаче по подсудности), за исключением решений, вынесенных в ходе судебного разбирательства и не подлежащих самостоятельному кассационному обжалованию, пересматриваются в порядке выборочной кассации.

Полномочиями пересматривать решения по уголовном делам в кассационном порядке будут наделены четыре органа:

1. Судебная коллегия по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции в отношении:

  • приговора или иного судебного решения мирового судьи;
  • приговора или иного судебного решения районного суда;
  • апелляционного приговора или иного судебного решения верховного суда субъекта РФ, вынесенного в апелляционном порядке.

2. Судебная коллегия по уголовным делам кассационного военного суда в отношении:

  • приговора или иного итогового судебного решения гарнизонного военного суда;
  • апелляционного приговора или иного судебного решения окружного (флотского) военного суда, вынесенного в апелляционном порядке.

3. Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ в отношении:

  • приговора или иного судебного решения верховного суда субъекта РФ, вынесенного в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, в том числе в случаях, когда оно не было предметом проверки в апелляционном порядке;
  • апелляционного приговора или иного судебного решения апелляционного суда общей юрисдикции.

4. Судебная коллегия по делам военнослужащих ВС РФ в отношении:

  • приговора или иного судебного решения окружного (флотского) военного суда, вынесенного в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, в том числе в случаях, когда оно не было предметом проверки в апелляционном порядке;
  • апелляционного приговора или иного судебного решения апелляционного военного суда.

Кроме того, за Верховным Судом РФ будут сохранены полномочия инстанции, осуществляющей так называемую вторую кассацию в отношении решения кассационных судов в отношении:

  • приговора или иного судебного решения мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда, если ранее эти решения были предметом рассмотрения кассационного суда общей юрисдикции или кассационного военного суда;
  • апелляционного приговора или иного судебного решения верховного суда субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда, вынесенного в апелляционном порядке, если ранее эти решения были предметом рассмотрения кассационного суда общей юрисдикции или кассационного военного суда;
  • определения судебной коллегии по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции, определения кассационного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра судебных решений.

В зависимости от порядка кассации существенно разнится процедура подачи жалобы и ее подготовки к судебному разбирательству:

1) В порядке сплошной кассации жалоба подается через суд первой инстанции, принявший обжалуемое решение, на который возлагается обязанность по подготовке судебного заседания суда кассационной инстанции. Также непосредственно на суд первой инстанции возложена обязанность в разумный срок (более конкретные требования к сроку не установлены) передать жалобу или представление на рассмотрение в соответствующий суд с уведомлением сторон. После поступления уголовного дела с кассационной жалобой судья кассационной инстанции в течение 20 суток решает вопрос о дате назначения заседания. При этом, за судьей кассационной инстанции также сохраняется полномочие вернуть жалобу, представление без рассмотрения лицу, ее подавшему, для устранения выявленных недостатков в случае ее несоответствия требованиям к содержанию кассационной жалобы.

2) В порядке выборочной кассации жалобы подаются непосредственно в суд кассационной инстанции. Судья суда кассационной инстанции изучает кассационную жалобу в течении 1 месяца, если дело не было истребовано, 2 месяцев – если было истребовано (для жалоб, поданных в Верховный Суд РФ, эти сроки увеличиваются до 2 и 3 месяцев соответственно) и принимает решение об отказе в передаче, если отсутствуют основания для пересмотра судебных решений в кассационном порядке или о передаче кассационных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Таким образом, именно кассационными судами общей юрисдикции и судебной коллегией ВС РФ будут пересматриваться в порядке третьей инстанции вступившие в законную силу решения нижестоящих судов (в том числе, приговоры мировых судей), а верховные суды субъектов РФ полностью лишатся своих кассационных полномочий с вступлением в силу внесенных изменений.

6. По каким правилам будут рассматриваться жалобы, если решение принято или вступило в силу до начала деятельности новых апелляционных и кассационных судов?

Законодатель и Верховный Суд РФ обращают внимание на ограниченную ретроактивность рассматриваемых нововведений. В частности, все поданные до дня вступления в силу новых положений УПК РФ апелляционные жалобы и преставления рассматриваются в старом порядке.

Специальное правило предусмотрено и для кассационной инстанции: если обжалуемое судебное решение вступило в законную силу до начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, они могут быть обжалованы соответственно в кассационный суд общей юрисдикции (кассационный военный суд) или в Верховный Суд Российской Федерации, но только в порядке выборочной кассации. В то же время, кассационные жалобы и представления, уже поданные в президиумы верховных судов республик, краевых, областных и приравненных к ним судов до начала работы кассационных судов общей юрисдикции подлежат рассмотрению по правилам, предусмотренным главой 47.1 УПК РФ, действовавшим до начала работы кассационных судов общей юрисдикции. Кроме того, в случае, если приговор или иное решение Верховного суда субъекта до вступления в силу рассматриваемых изменений Верховным Судом уже обжаловался в апелляционном порядке и ему дана апелляционная оценка, стороны вправе обратиться с кассационными жалобой, представлением в Судебную коллегию по уголовным делам или Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

7. Изменяются ли каким-либо образом правила рассмотрения надзорных жалоб?

Нововведения в судебной системе коснутся надзорной инстанции только косвенно (в связи с изменением подсудности): теперь Президиум Верховного Суда РФ будет вправе пересматривать судебные решения апелляционной коллегии Верховного Суда РФ, определения судебной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в кассационном порядке и постановления Президиума Верховного Суда РФ. В остальном, процедура подачи и рассмотрения надзорных жалоб не изменится.

Подводя итог, отметим, что в целом инициатива Верховного Суда РФ выглядит разумной. На первый взгляд можно прийти к выводу, что это позволит судьям апелляционной и кассационной инстанции более объективно оценивать приговоры их коллег, поскольку они будут подчиняться разным начальникам – председателям судов, а, значит, не будут столь сильно связаны статистическими пожеланиями и мнением последних. Впрочем, искривленное правоприменение уже неоднократно губило на корню многие, казалось бы, либеральные законодательные изменения в области уголовного судопроизводства. К сожалению, новый порядок распространяется лишь на приговоры и иные итоговые судебные решения, а вот промежуточные судебные решения (в том числе многочисленные решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу) будут пересматриваться фактически по старым правилам, то есть вряд ли можно ожидать, что негативная статистика повального удовлетворения всех ходатайств следователей на досудебной стадии уголовного судопроизводства будет существенно исправлена.

Остается надеяться, что замысел Верховного Суда РФ, направленный на повышение уровня независимости, беспристрастности и компетентности судей, содержащийся в принятом законе, будет реализован в полном объеме, а новый порядок обжалования обеспечит значительному количеству лиц, права которых нарушены, дополнительную возможность в судебном заседании обратить внимание суда на существенные нарушения закона, допущенные нижестоящими инстанциями.

Адвокат, старший партнер Адвокатского бюро «ЗКС» Андрей Гривцов
Стажер Адвокатского бюро «ЗКС» Софья Смирнова

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×