1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Органы дознания в уголовно процессуальном законодательстве

Виды органов дознания и их процессуальные полномочия

Виды органов дознания

Следственные органы, руководители следственных подразделений и должностные лица, уполномоченные проводить расследование (дознаватели), по закону классифицируются как сторона обвинения (статья 40, 401, 41 УПК).

Поэтому органы дознания, начальники подразделения дознания и дознаватели в досудебном порядке должны удовлетворить процессуальную функцию обвинения.

Осуществляя уголовное преследование, орган дознания и дознаватель, когда обнаруживают признаки преступления, принимают правовые меры для установления уголовного преступления и разоблачения виновника или преступника.

В согласовании со статьей 40 УПК к органам дознания относятся:

  • органы внутренних дел Российской Федерации, а также другие органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД;
  • органы Федеральной службы судебных приставов (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК);
  • командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
  • органы государственного пожарного наблюдения федеральной противопожарной службы.

Перечисленные органы дознания срабатывают в границах собственной компетенции.

В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40 УПК) определены 2 основных направления процессуальной работы органов дознания:

  • производство дознания по уголовному делу, по которому предварительное следствие необязательно, – в порядке, установленном гл. 32 и 321 УПК;
  • осуществление неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие является обязательным (ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса).

Замечание 1

Кроме этого действующий закон возлагает на органы дознания последующие процессуальные возможности:

  • принятие, рассмотрение и разрешение жалоб и сообщений о преступлениях (ст. 140-145 УПК РФ);
  • производство некоторых следственных и процессуальных действий, также оперативно-разыскных событий по письменному распоряжению следователя;
  • помощь следователям в проведении отдельных расследований и разбирательств (статьи 38 и 157 УПК).

Органы дознания и их полномочия

В органах дознания их полномочия возлагаются на следователя по письменному распоряжению (приказу) начальника или заместителя начальника органа, в котором служит следователь. Запрещается передавать полномочия по проведению расследования должностному лицу, которое проводило или проводит оперативный досмотр в случае происшествия. Независимо от ведомственной принадлежности, все следователи имеют единый статус, они в равной степени выполняют предусмотренные законом обязанности и наделены одинаковыми процессуальными правами с разграничением их компетенции только на основании уголовных дел.

Уголовно-процессуальный кодекс устанавливает границы следственных органов по предмету (родовому) в зависимости от характера деяния, а также личных особенностей субъекта преступления или места его совершения.

Следователи МВД проводят расследование всех уголовных дел о преступлениях, возбужденных по третьей части ст. 150 УПК, за исключением уголовного дела, обозначенного в 3-6 ч. 3 ст. 151 УПК.

Следователи пограничных органов ФСБ России ведут расследование случаев нарушения законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ), незаконной добычи водных животных и растений, захваченных пограничными органами Федеральной службы безопасности России (статья 256 Уголовного кодекса), незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 322, часть 1 статьи 323 Уголовного кодекса).

Службы судебных приставов

Следователи Федеральной службы судебных приставов уполномочены проводить расследование преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или родителей-инвалидов (ст. 157 Уголовного кодекса):

  • за умышленное уклонение от кредиторской задолженности (ст. 177 Уголовного кодекса);
  • воспрепятствование правосудию и проведение предварительного следствия – без признаков квалификации (ч. 1 ст. 294 Уголовного кодекса);
  • неуважение к суду (ст. 297 Уголовного кодекса);
  • разглашение информации о мерах безопасности, примененных к судье (участникам уголовного процесса), (ч.1 ст. 311 УК),
  • противоправных действий в отношении имущества, подлежащего описанию или задержанию (ст. 312 Уголовного кодекса);
  • несоблюдение решения суда, судебного решения или иного судебного акта (статья 315 Уголовного кодекса).

Следователи органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы проводят расследование уголовных дел:

  • о причинении ущерба имуществу по неосторожности (ст. 168 УК РФ);
  • о нарушении правил пожарной безопасности, совершенном лицом, ответственным за их соблюдение, если оно нанесло серьезный ущерб здоровью человека (ч. 1 ст. 219 Уголовного кодекса);
  • об уничтожении или повреждении лесов и насаждений, не являющихся частью леса, вследствие неосторожного обращения с огнем или другими источниками опасности (часть 1, статья 2 статьи 261 Уголовного кодекса).

Следователи Следственного комитета Российской Федерации расследуют все уголовные дела по преступлениям, указанным в части 3 ст. 150 ККП, совершенных лицами, упомянутыми в статье 447 Уголовно-процессуальный кодекса (членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, судьями и т.д.), а также преступления, совершенные против них в связи с их профессиональной деятельностью.

Следователи органов, контролирующих поток наркотических средств и психотропных веществ, проводят уголовные расследования в отношении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 2282, 2283, часть 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, часть 1 ст. 232, ст. 233, часть 1 и 4 ст. 234, ч. 1 и 3 столовые ложки. 327 УК РФ.

Следователю не требуется согласие прокурора, дознавателя или руководителя следственного отдела для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Однако незаконное или необоснованное решение следователя о возбуждении уголовного дела может быть отменено государственным обвинителем (часть 6, часть 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса). Начальнику следственного отдела разрешено отменять только необоснованные распоряжения следователя о приостановлении производства в уголовном деле (часть 3 статьи 40 Уголовно-процессуального кодекса).

В соответствии с правилами процедуры, изложенными в ст. 2231 Уголовно-процессуального кодекса, если возбуждено уголовное дело и в ходе расследования установлена ​​достаточная информация, позволяющая подозревать лицо в совершении деяния, запрещенного уголовным законодательством, следователь пишет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, которое он дает подозреваемому, и в то же время разъясняет ему права, перечисленные в ст. 46 УПК, которое является протоколом с отметкой о доставке копии уведомления. Копия этого извещения немедленно направляется прокурору.

Закон содержит обязательные требования, согласно которым уведомление о совершении преступления должны включать:

  • дату и место его составления;
  • инициалы человека который их составил;
  • фамилию имя отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;
  • описание правонарушения с указанием места, времени его совершения и других обстоятельств, подлежащие доказыванию (пункт 1 и 4 части 1 статьи 73 УПК);
  • пункт, часть, статья Уголовного кодекса, предусматривающая ответственность за данное правонарушение.

Если имеются доказательства того, что подозреваемые совершили несколько правонарушений на основе нескольких пунктов, частей, статей Уголовного кодекса, то в этом уведомлении должно указываться, в каких действиях подозревается иное лицо в совершении каждого из этих норм уголовного права.

В тех случаях, когда в одном уголовном деле выявлено несколько подозреваемых, каждому из них выдается уведомление о подозрении в совершении преступления.

В течении 3-х дней с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления, следователь должен допросить подозреваемого по существу подозрения.

Закон (ст. 2232 Уголовно-процессуального кодекса) предусматривает, что в случае сложности или возбуждения уголовного дела расследование может быть поручено группе следователей. Руководитель следственного органа уполномочен принимать решение о проведении расследования группой следователей, а также изменять его состав. Мотивированное решение принимается отдельным решением или определяется в решении о возбуждении уголовного дела. В решении должен быть указан список всех следователей, которым поручено проведение расследования, включая имя следователя, назначенного руководителем следственной группы.

Для работы в следственной группе могут быть привлечены должностные лица учреждения, которые осуществляют ОРД.

Закон устанавливает требование о том, чтобы состав следственной группы был объявлен подозреваемому, обвиняемому, что подтверждается его подписью в соответствующем постановлении.

Сфера полномочий руководителя группы следователей по делу о крупном и сложном уголовном деле четко определена в законе.

В соответствии с ст. 2232 Уголовно-процессуального кодекса, руководитель следственной группы уполномочен принимать такое дело к своему производству, организовывать работу всех следователей, входящих в группу, руководить их следственными действиями и принимать решения такие как:

  • выделение уголовное дела в отдельное производство в порядвке, установленном статьей 153-155 УПК;
  • прекращение уголовного дела в целом или частично;
  • приостановление или возобновление уголовного судопроизводства;
  • письменное уведомление о подозрении в совершении преступления;
  • о судебном преследовании обвиняемых и предъявленных ему обвинениях;
  • о переводе обвиняемого в медицинскую или психиатрическую больницу с целью проведения судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 2 ст. 29 из УПК;
  • подача заявления о продлении срока следствия в прокуратуру;
  • инициирование с одобрения прокурора в суде ходатайства о выборе меры пресечения и представлении следственных и иных процессуальных мер, предусмотренных ч. 2 ст. 29 из КПК.

В законе говорится, что руководитель и члены следственной группы имеют право участвовать в следственных действиях, проводимых другими следователями, проводить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке предусмотренном в Уголовно-процессуальном кодексе.

Руководитель группы следователей по закону обязан оформить обвинительное заключение (часть 3 статьи 2232 УПК) и приложение (часть 31 статьи 225 УПК).

Статья 40. Орган дознания

Статья 40. Орган дознания

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

Читать еще:  Мера процессуального принуждения не применяемая к свидетелю

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Судебная практика и законодательство — УПК РФ. Статья 40. Орган дознания

В целях эффективной реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2006, N 28, ст. 2975; 2007, N 24, ст. 2830, ст. 2833; 2009, N 11, ст. 1267; 2010, N 30, ст. 3989, ст. 4003; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; 2012, N 10, ст. 1165; N 24, ст. 3068; 2013, N 14, ст. 1661; 2014, N 6, ст. 554, ст. 558) приказываю:

Статья 2. В соответствии со ст. 40 УПК РФ к органам дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (далее — органы дознания) относятся командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов .

В целях эффективной реализации положений ст. 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2006, N 28, ст. 2975; 2007, N 24, ст. 2830, 2833; 2009, N 11, ст. 1267; 2010, N 30, ст. 3989, 4003; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; 2012, N 10, ст. 1165; N 24, ст. 3068; 2013, N 14, ст. 1661; 2014, N 6, ст. 554, 558) приказываю:

20. Регистрация сообщений о преступлениях, принятых должностными лицами, перечисленными в части 3 ст. 40 УПК РФ, осуществляется на основании полученной от них информации органами дознания или предварительного следствия. Такая информация может быть передана (получена) по различным каналам связи.

В соответствии со статьями 40, 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921), статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649), пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч. II), ст. 5491), а также во исполнение пункта 5.2 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2005 г., регистрационный N 7339) приказываю:

Кроме того, заявители просят признать не соответствующими статьям 15 (часть 4), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 2), 46 (часть 1), 49 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации ряд положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: статьи 40 и 56, закрепляющие правовой статус таких участников уголовного судопроизводства, как орган дознания и свидетель; статьи 61 и 62, устанавливающие обстоятельства, которые препятствуют участию в производстве по уголовному делу, и требование о недопустимости участия в производстве по уголовному делу лиц, подлежащих отводу; статью 157, регулирующую производство неотложных следственных действий. Как утверждается в жалобах, положения указанных статей позволяют принимать необъективные и предвзятые решения о возбуждении уголовного дела, поскольку исключают возможность самоотвода или отвода по инициативе стороны защиты должностного лица органа дознания в случаях, если это должностное лицо ранее участвовало в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий по данному уголовному делу, само возбудило уголовное дело, а об обстоятельствах первоначального этапа расследования было допрошено впоследствии в суде в качестве свидетеля.

21. Регистрация органами наркоконтроля сообщений о преступлениях, принятых должностными лицами, перечисленными в части 3 статьи 40 УПК России, осуществляется на основании полученной от них информации: в ФСКН России — старшим оперативным дежурным Дежурной службы ФСКН России; в территориальном органе ФСКН России — ответственным дежурным дежурной части организационно-инспекторского подразделения или оперативным сотрудником межрайонного (городского) подразделения, назначенным ответственным за прием и регистрацию сообщений о преступлениях. Такая информация может быть передана (получена) по различным каналам связи.

Пункт 4 ч. 1 ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27 (ч. I), ст. ст. 2700, 2706; N 27 (ч. II), ст. 2702; N 28, ст. 2880; N 50, ст. 4847).

В целях реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2003, N 27, ст. 2706; N 16, ст. 1827, N 24, ст. 2830), Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.02.2004 N 26 «О совершенствовании организации работы по выявлению и расследованию преступлений против правосудия» приказываю:

В целях организационно-методического обеспечения эффективной реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2007, N 24, ст. 2833; 2010, N 30, ст. 4003; 2012, N 24, ст. 3068; 2013, N 14, ст. 1661) приказываю:

Дознание в уголовном процессе (стр. 1 из 4)

Введение ……………………………………………………………….3
1.Понятие и сущность дознания в уголовном процессе………………5
2.Виды субъектов, наделенных правом осуществления дознания и их полномочия………………………………………………………….8
3.Процессуальный порядок производства дознания…………………..13
4.Процессуальные особенности форм дознания в уголовном процессе…………………………………………………………………19
5.Процессуальный порядок окончания дознания…………………….22
Заключение……………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………………………….26

С принятием УПК РФ процеду­ра расследования в форме дозна­ния была существенно изменена. Органы дознания получили воз­можность расследовать преступле­ния, отнесенные к своей компетен­ции, в режиме процессуальной экономии, без ущемления конституци­онных прав граждан, с составлени­ем обвинительного акта. Заверше­ние дознания имеет теперь специ­фическую форму и осуществляет­ся в упрощенном режиме. Законо­датель в отдельных нормах сфор­мулировал правовой статус дознавателя и органа дознания, опреде­лил их компетенцию. Все эти новел­лы безусловно следует считать про­грессивными.

Дознание — одна из форм предварительного расследования. По­этому дознанием можно считать только уголовно-процессуальную деятельность по раскрытию и расследованию преступлений.

В комментарии в ст. 98 УПК РСФСР 1923 г. было написано: «Роль органа дознания ничем существенно не отличается по закону от роли следователя, и этим органам пред­ставлены широкие права в стадии производства дознания»[1]

Отсутствие этого разграничения сохранилось и в УПК РСФСР 1960 г., причем пони­мание и применение Закона осложнилось в связи с упоминанием в нем об оперативно-розыскных мерах, проводимых органами дознания, и введением протокольной формы.

В действующем УПК РФ, функция осуществления дознания напрямую связанна с выполнением как неотложных следственных, так иных и процессуальных действий, протокольная же форма в настоящее время не существует.

В данной курсовой работе мы попытаемся рассмотреть особенности производства дознания по уголовным делам на примере уголовно-процессуального законодательства России и Франции.

Целью данной работы является раскрытие содержания производства дознание в уголовном процессе.

Задачи, которые решаются в данной курсовой работе:

1. исследуется вопрос понятия и значения дознания в уголовном процессе;

2. анализируется процессуальный порядок производства дознания, изучаются функции лиц, наделенных правом производства дознания в уголовном процессе.

3. делаются выводы по итогам проведенного исследования.

Основные положения данной работы осно­вываются на требованиях Конституции РФ, нормах уголовно-процессуаль­ного законодательства, актах Конституционного Суда РФ, а также на теоре­тических достижениях в области науки уголовного процесса.

1. Понятие и сущность дознания в уголовном процессе

Дознание — одна из форм предварительного расследования. По­этому дознанием можно считать только уголовно-процессуальную деятельность по раскрытию и расследованию преступлений.

Дознание в уголовном процессе, являясь одной из форм рассле­дования преступлений, призвано способствовать осуществлению пра­восудия по уголовным делам. Как форма расследования оно носит процессуальный характер. Это означает, что все принимаемые в хо­де дознания решения и производимые действия должны строго соот­ветствовать уголовно-процессуальному законодательству[2].

Дознание – это самостоятельная форма предва­рительного расследования, призванная играть значительную роль в досудебном производстве по уголовным де­лам. Она во многом сходна с формой пред­варительного расследования — предварительным следствием. Ее основные задачи и цели практически трудно отличить от задач и целей предварительного следствия. В значительной степени оди­наков и установленный законом порядок принятия решений и производства большинства следственных действий по собиранию, проверке и оценке доказательств. Одинаково также юридическое зна­чение большинства решений и действий как следователя, так дознавателя, принимаемых ими в ходе предварительного расследования[3].

Читать еще:  Назначение психиатрической экспертизы в уголовном процессе

Однако дознание рядом своих свойств отличается от предварительного следствия. К наиболее существенным свойствам такого рода можно было бы отнести следующие.

Во-первых, осуществление расследования в форме дознания возлагается, как правило, на специально уполномоченные органы и должностных лиц — дознавателей. Лишь в специально оговоренных в законе случаях его могут осуществлять следова­тели (например, следователи прокуратуры — по делам о преступ­лениях, совершенных некоторыми должностными лицами или про­тив них (см. пп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК[4]);

Во-вторых, к дознанию как одной из форм предварительного расследования можно прибегать для раскрытия сравнительно ог­раниченного круга преступлений. К ним относятся, как правило, лишь те, что включены в перечень преступлений, содержащийся и ч. 3 ст. 150 УПК и насчитывающий более 100 составов, предусмот­ренных статьями Особенной части УК[5], В большинстве своем это не отличающиеся существенной сложностью преступления неболь­шой и средней тяжести. В отношении преступлений небольшой и средней тяжести, не упомянутых в этом перечне, дознание до­пустимо лишь по письменному указанию прокурора. По делам же о тяжких и особо тяжких преступлениях оно недопустимо даже по такому указанию.

Действующий УПК РФ, как и ранее действовавший УПК РСФСР, предусматривает два вида дознания:

1) дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно;

2) дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Дознание возможно и наступает лишь после официального признания наличия в объективной реальности преступления и отражения этого факта в постановлении о возбуждении уголовного дела. Его сущность — раскрытие уголовно наказуемого деяния, т.е. принятие всех предусмотренных законом мер к установлению события преступления, виновности лиц, его совершивших, и других обстоятельств, которые должны быть доказаны.

В УПК РФ, в отличие от УПК РСФСР (ст. 117-124), дознанию придается одно значение — расследование преступлений, по которым производство предварительного следствия необязательно[6].

Поскольку дознание осуществляется по общим правилам, установленным для предварительного следствия в гл. гл. 21, 22, 24 — 29, дознаватель обязан при соблюдении общих условий предварительного следствия произвести все необходимые следственные действия, собрать, проверить и оценить доказательства для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, принять меры к устранению и возмещению причиненного вреда, выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ст. ст. 73, 158 УПК).

2. Виды субъектов, наделенных правом осуществления дознания и их полномочия

Действующим уголовно-процессуальным законодательством регламентируются субъекты, которые на законных основаниях наделены правом осуществления дознания в уголовном процессе.

Так, к органам дознания можно отнести следующие:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном гл.32 УПК РФ;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном ст.157 УПК РФ.

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст.146 УПК, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

· капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

· руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

· глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Перечень органов дознания является исчерпывающим. Никакие другие органы не вправе осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в стадии возбуждения уголовного дела и предвари­тельного расследования.

Необходимо также сказать, что дознание может осуществляться дознавателями. Так по общему правилу дознание осуществляется:

· дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации;

· дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности;

Органы дознания, понятие, виды и полномочия. Правовой статус органов дознания и дознавателя

Органы дознания— это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Дознание— форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу,по которому производство предварительного следствия необязательно.

При этом к подследственности органов дознания в основном относятся преступления категорий небольшой и средней тяжести.

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Кроме того, дознание производится:

— дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности

— дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

— капитанами морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

— руководителями геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз

— главами дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры

Задачами органов дознания являются:

-быстрое и полное раскрытие преступлений;

-обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Согласно ст. 40 п.3 Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

1. дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести.

2. производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованыучастниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура

термин «дознаватель», под которым понимается должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия.

дознаватель наделен следующими основными правами:

-при проверке сообщения о преступлении требовать производства документальных проверок,

-ходатайствовать о продлении срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток (в отдельных случаях – до 30 суток) (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

-применять меры процессуального принуждения (гл. 12 – 14 УПК РФ);

-принимать процессуальные решения, предусмотренные УПК РФ (ч. 2 ст. 41 УПК РФ);

-обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указание прокурора – вышестоящему прокурору

Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на дознавателя следующие обязанности:

-осуществлять свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ);

-принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ст. 144 УПК РФ);

-в установленный законом срок принять решение по результатам проверки сообщения о преступлении (ст. 144 УПК РФ);

-уведомить заявителя о принятом решении по результатам проверки сообщения о преступлении (ст. 145 УПК РФ);

-принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ);

-устраниться от участия в производстве по уголовному делу при наличии оснований для отвода, предусмотренных гл. 9 (ст. 62 УПК РФ);

Из анализа норм УПК РФ видно, что основное назначение дознавателя – осуществление дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Дознаватель несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых им решений.

Читать еще:  Обвинительный и инквизиционный процесс

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9230 — | 7345 — или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Виды органов дознания и их процессуальные полномочия

Виды органов дознания

Следственные органы, руководители следственных подразделений и должностные лица, уполномоченные проводить расследование (дознаватели), по закону классифицируются как сторона обвинения (статья 40, 401, 41 УПК).

Поэтому органы дознания, начальники подразделения дознания и дознаватели в досудебном порядке должны удовлетворить процессуальную функцию обвинения.

Осуществляя уголовное преследование, орган дознания и дознаватель, когда обнаруживают признаки преступления, принимают правовые меры для установления уголовного преступления и разоблачения виновника или преступника.

В согласовании со статьей 40 УПК к органам дознания относятся:

  • органы внутренних дел Российской Федерации, а также другие органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД;
  • органы Федеральной службы судебных приставов (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК);
  • командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
  • органы государственного пожарного наблюдения федеральной противопожарной службы.

Перечисленные органы дознания срабатывают в границах собственной компетенции.

В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40 УПК) определены 2 основных направления процессуальной работы органов дознания:

  • производство дознания по уголовному делу, по которому предварительное следствие необязательно, – в порядке, установленном гл. 32 и 321 УПК;
  • осуществление неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие является обязательным (ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса).

Замечание 1

Кроме этого действующий закон возлагает на органы дознания последующие процессуальные возможности:

  • принятие, рассмотрение и разрешение жалоб и сообщений о преступлениях (ст. 140-145 УПК РФ);
  • производство некоторых следственных и процессуальных действий, также оперативно-разыскных событий по письменному распоряжению следователя;
  • помощь следователям в проведении отдельных расследований и разбирательств (статьи 38 и 157 УПК).

Органы дознания и их полномочия

В органах дознания их полномочия возлагаются на следователя по письменному распоряжению (приказу) начальника или заместителя начальника органа, в котором служит следователь. Запрещается передавать полномочия по проведению расследования должностному лицу, которое проводило или проводит оперативный досмотр в случае происшествия. Независимо от ведомственной принадлежности, все следователи имеют единый статус, они в равной степени выполняют предусмотренные законом обязанности и наделены одинаковыми процессуальными правами с разграничением их компетенции только на основании уголовных дел.

Уголовно-процессуальный кодекс устанавливает границы следственных органов по предмету (родовому) в зависимости от характера деяния, а также личных особенностей субъекта преступления или места его совершения.

Следователи МВД проводят расследование всех уголовных дел о преступлениях, возбужденных по третьей части ст. 150 УПК, за исключением уголовного дела, обозначенного в 3-6 ч. 3 ст. 151 УПК.

Следователи пограничных органов ФСБ России ведут расследование случаев нарушения законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ), незаконной добычи водных животных и растений, захваченных пограничными органами Федеральной службы безопасности России (статья 256 Уголовного кодекса), незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 322, часть 1 статьи 323 Уголовного кодекса).

Службы судебных приставов

Следователи Федеральной службы судебных приставов уполномочены проводить расследование преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или родителей-инвалидов (ст. 157 Уголовного кодекса):

  • за умышленное уклонение от кредиторской задолженности (ст. 177 Уголовного кодекса);
  • воспрепятствование правосудию и проведение предварительного следствия – без признаков квалификации (ч. 1 ст. 294 Уголовного кодекса);
  • неуважение к суду (ст. 297 Уголовного кодекса);
  • разглашение информации о мерах безопасности, примененных к судье (участникам уголовного процесса), (ч.1 ст. 311 УК),
  • противоправных действий в отношении имущества, подлежащего описанию или задержанию (ст. 312 Уголовного кодекса);
  • несоблюдение решения суда, судебного решения или иного судебного акта (статья 315 Уголовного кодекса).

Следователи органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы проводят расследование уголовных дел:

  • о причинении ущерба имуществу по неосторожности (ст. 168 УК РФ);
  • о нарушении правил пожарной безопасности, совершенном лицом, ответственным за их соблюдение, если оно нанесло серьезный ущерб здоровью человека (ч. 1 ст. 219 Уголовного кодекса);
  • об уничтожении или повреждении лесов и насаждений, не являющихся частью леса, вследствие неосторожного обращения с огнем или другими источниками опасности (часть 1, статья 2 статьи 261 Уголовного кодекса).

Следователи Следственного комитета Российской Федерации расследуют все уголовные дела по преступлениям, указанным в части 3 ст. 150 ККП, совершенных лицами, упомянутыми в статье 447 Уголовно-процессуальный кодекса (членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, судьями и т.д.), а также преступления, совершенные против них в связи с их профессиональной деятельностью.

Следователи органов, контролирующих поток наркотических средств и психотропных веществ, проводят уголовные расследования в отношении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 2282, 2283, часть 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, часть 1 ст. 232, ст. 233, часть 1 и 4 ст. 234, ч. 1 и 3 столовые ложки. 327 УК РФ.

Следователю не требуется согласие прокурора, дознавателя или руководителя следственного отдела для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Однако незаконное или необоснованное решение следователя о возбуждении уголовного дела может быть отменено государственным обвинителем (часть 6, часть 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса). Начальнику следственного отдела разрешено отменять только необоснованные распоряжения следователя о приостановлении производства в уголовном деле (часть 3 статьи 40 Уголовно-процессуального кодекса).

В соответствии с правилами процедуры, изложенными в ст. 2231 Уголовно-процессуального кодекса, если возбуждено уголовное дело и в ходе расследования установлена ​​достаточная информация, позволяющая подозревать лицо в совершении деяния, запрещенного уголовным законодательством, следователь пишет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, которое он дает подозреваемому, и в то же время разъясняет ему права, перечисленные в ст. 46 УПК, которое является протоколом с отметкой о доставке копии уведомления. Копия этого извещения немедленно направляется прокурору.

Закон содержит обязательные требования, согласно которым уведомление о совершении преступления должны включать:

  • дату и место его составления;
  • инициалы человека который их составил;
  • фамилию имя отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;
  • описание правонарушения с указанием места, времени его совершения и других обстоятельств, подлежащие доказыванию (пункт 1 и 4 части 1 статьи 73 УПК);
  • пункт, часть, статья Уголовного кодекса, предусматривающая ответственность за данное правонарушение.

Если имеются доказательства того, что подозреваемые совершили несколько правонарушений на основе нескольких пунктов, частей, статей Уголовного кодекса, то в этом уведомлении должно указываться, в каких действиях подозревается иное лицо в совершении каждого из этих норм уголовного права.

В тех случаях, когда в одном уголовном деле выявлено несколько подозреваемых, каждому из них выдается уведомление о подозрении в совершении преступления.

В течении 3-х дней с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления, следователь должен допросить подозреваемого по существу подозрения.

Закон (ст. 2232 Уголовно-процессуального кодекса) предусматривает, что в случае сложности или возбуждения уголовного дела расследование может быть поручено группе следователей. Руководитель следственного органа уполномочен принимать решение о проведении расследования группой следователей, а также изменять его состав. Мотивированное решение принимается отдельным решением или определяется в решении о возбуждении уголовного дела. В решении должен быть указан список всех следователей, которым поручено проведение расследования, включая имя следователя, назначенного руководителем следственной группы.

Для работы в следственной группе могут быть привлечены должностные лица учреждения, которые осуществляют ОРД.

Закон устанавливает требование о том, чтобы состав следственной группы был объявлен подозреваемому, обвиняемому, что подтверждается его подписью в соответствующем постановлении.

Сфера полномочий руководителя группы следователей по делу о крупном и сложном уголовном деле четко определена в законе.

В соответствии с ст. 2232 Уголовно-процессуального кодекса, руководитель следственной группы уполномочен принимать такое дело к своему производству, организовывать работу всех следователей, входящих в группу, руководить их следственными действиями и принимать решения такие как:

  • выделение уголовное дела в отдельное производство в порядвке, установленном статьей 153-155 УПК;
  • прекращение уголовного дела в целом или частично;
  • приостановление или возобновление уголовного судопроизводства;
  • письменное уведомление о подозрении в совершении преступления;
  • о судебном преследовании обвиняемых и предъявленных ему обвинениях;
  • о переводе обвиняемого в медицинскую или психиатрическую больницу с целью проведения судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 2 ст. 29 из УПК;
  • подача заявления о продлении срока следствия в прокуратуру;
  • инициирование с одобрения прокурора в суде ходатайства о выборе меры пресечения и представлении следственных и иных процессуальных мер, предусмотренных ч. 2 ст. 29 из КПК.

В законе говорится, что руководитель и члены следственной группы имеют право участвовать в следственных действиях, проводимых другими следователями, проводить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке предусмотренном в Уголовно-процессуальном кодексе.

Руководитель группы следователей по закону обязан оформить обвинительное заключение (часть 3 статьи 2232 УПК) и приложение (часть 31 статьи 225 УПК).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector