0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Несоответствие требованиям безопасности

Статья 19.19. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений

Статья 19.19. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 19.19, является установленный порядок управления.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 19.19, состоит в том, что виновный нарушает обязательные требования (т.е. игнорирует их, действует вопреки им либо соблюдает частично) государственных стандартов (утвержденных в соответствии в Законом о ТР и иными нормативными правовыми актами, принятыми Правительством РФ, другими федеральными органами государственной власти в развитие положений этого Закона) в ходе реализации (т.е. поставки, мены, контрактации, купли-продажи и т.п.), использования (эксплуатации), хранения (в т.ч. и на товарных складах, в собственных складских помещениях), транспортировки (автотранспортом, железнодорожным транспортом, речным судном и т.п.) либо утилизации (например, путем размельчения, переработки, раздробления). С другой стороны, объективная сторона данного административного правонарушения не охватывает такие действия (бездействие), как:

1) производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов (см. коммент. к ст. 6.14);

2) эксплуатация транспортного средства с нормативами, превышающими государственные стандарты (см. коммент. к ст. 8.23);

3) нарушение требований ГОСТов в области строительства (см. коммент. к ст. 9.4);

4) управление транспортным средством с нестандартными или установленными с нарушением требований ГОСТов регистрационными знаками (см. коммент. к ст. 12.2);

5) нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена при несоблюдении государственных стандартов (см. коммент. к ст. 13.4);

6) изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам (см. коммент. к ст. 13.8);

7) продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг населению, не соответствующих требованиям ГОСТов (см. коммент. к ст. 14.4);

8) нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами (см. коммент. к ст. 20.4).

Объективная сторона анализируемого административного правонарушения налицо и тогда, когда виновный уклоняется (т.е. переносит сроки, нарушает их и вновь обещает представить) от представления продукции, документов и сведений, необходимых для государственного контроля и надзора (за соответствием продукции ГОСТам).

Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается как в форме действий, так и бездействия (например, при уклонении от предоставления продукции для контроля). См. также письмо Роспотребнадзора от 03.12.08 N 01/14303-8-32 «О применении технических регламентов».

3. Объективная сторона предусмотренного в ч. 2 ст. 19.19 административного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает правила обязательной сертификации путем:

1) реализации (например, поставки, мены) сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов (изданных в соответствии с Законом о ТР, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми в его развитие), на соответствие которым продукция прошла процедуру сертификации;

2) реализации сертифицированной продукции без сертификата соответствия (он должен быть выдан на бланке установленного образца, содержать все необходимые реквизиты, подписи, печати и т.п.), без знака соответствия (наносимого на сам товар, продукцию, тару и упаковку), без указания в сопроводительных документах на продукцию (в паспорте, техническом паспорте, инструкции, в договоре поставки и т.п.) сведений о сертификации (т.е. о том, что продукция была в установленном порядке сертифицирована) продукции или сведений о нормативных документах (утвержденных уполномоченными госорганами), которым должна соответствовать реализуемая продукция;

3) недоведения (например, путем раздачи специальных буклетов, текстов, дополнительных документов к технической документации, всякого рода деклараций, заключений, сводных актов и т.п.) сведений о сертификации до потребителя (покупателя, заказчика) продукции;

4) представления недостоверных (т.е. искаженных, неполных, ложных и т.п.) результатов испытаний продукции (в т.ч. сведений о якобы проведенных испытаниях);

5) выдачи сертификата соответствия на продукцию, которая не прошла сертификацию (в т.ч. если она не была представлена на сертификацию). Например, виновный выдает декларацию о соответствии, хотя продукция даже не представлялась на сертификацию.

С другой стороны, объективная сторона данного административного правонарушения не охватывает действия (бездействие) виновного, состоящие в том, что последний:

а) использовал несертифицированные средства связи либо предоставлял несертифицированные услуги связи (см. коммент. к ст. 13.6);

б) использовал несертифицированные информационные системы, базы и банки данных, а также несертифицированные средства защиты информации (см. коммент. к ст. 13.12);

в) продавал товары, выполнял работы, оказывал услуги населению без декларации о соответствии (см. коммент. к ст. 14.4);

г) продавал алкогольную и спиртосодержащую продукцию без сертификата соответствия (см. коммент. к ст. 14.16);

д) нарушал требования пожарной безопасности (см. коммент. к ст. 20.4);

е) нарушал правила сертификации оружия и патронов к нему (см. коммент. к ст. 20.14).

Если виновный совершил упомянутые выше действия (бездействие), то дополнительной квалификации по ст. 19.19 совершенное им административное правонарушение не требует (т.е. административное правонарушение, предусмотренное в ч. 2 ст. 19.19, носит общий характер относительно к перечисленным выше административным правонарушениям). См. также приказ Минпромэнерго от 22.03.06 N 53 (в ред. от 21.04.09) «Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов».

Оконченным данное деяние считается с момента совершения: оно может быть совершено как в форме действий, так и бездействия (например, непредставление сертификата соответствия, декларации о соответствии).

4. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 3 ст. 19.19, состоит в том, что виновный нарушает правила:

1) проверки средств измерений (весов, приборов, определяющих плотность, состав, рецептуру и т.п. продукции);

2) требований аттестованных (в уполномоченных органах, учреждениях, организациях) методик выполнения измерений. Они обычно доводятся до заинтересованных лиц органами стандартизации и метрологии;

3) требований к состоянию (техническому, актуализированному и т.п.) эталонов, относящихся к продукции;

4) требований установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле. Эти единицы и правила утверждаются органами стандартизации и метрологии в соответствии с Законом о ТР сертификации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Объективной стороной данного правонарушения охватываются и выпуск (т.е. изготовление, производство), и продажа (в т.ч. поставка, мена), и прокат продукции, и применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение непроверенных средств измерений (в т.ч. изготовленных виновным кустарным образом, позаимствованных у другого лица).

Оконченным данное деяние считается с момента, когда совершено любое из упомянутых действий.

3. Субъектами административных правонарушений являются:

1) должностные лица (например, директор магазина, торгово-оптовой базы), в т.ч. индивидуальные предприниматели (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

2) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10).

ВС разъяснил, что исходя из субъектного состава и существа административных правонарушений, регламентированных ст. 19.19, данные нормы должны применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее составе и сертификации, распространяться на изготовителей продукции. Понятие продукции рассматривается как результат производственной деятельности. Если на момент продажи товара в месте его реализации отсутствует сертификат соответствия (декларация о соответствии) виновное лицо может быть привлечено к ответственности на основании ч. 2 ст. 14.4 (п. 13 Обзора от 01.08.07).

4. Субъективная сторона административных правонарушений характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 19.19, показывает, что:

1) по ч. 1, 2 назначаются одновременно и основной вид наказания — административный штраф (см. коммент. к ст. 3.5), и дополнительный — конфискация предметов административного правонарушения (см. коммент. к ст. 3.7);

2) по ч. 3 назначается только административный штраф;

3) административный штраф и конфискация назначаются судьей (см. коммент. к ст. 23.1), а административный штраф, предусмотренный в ч. 3, — органами стандартизации, метрологии и сертификации (см. коммент. к ст. 23.52), а также некоторыми другими органами (см., например, ст. 23.36).

Какое наказание предусмотрено Уголовным кодексом за реализацию небезопасной продукции и оказание услуг ненадлежащего качества

Ст. 238 УК РФ запрещает потенциально опасные для здоровья и жизни людей коммерческую и некоммерческую деятельность, связанную с реализацией товаров массового потребления; производство работ для широкого круга лиц и их обслуживание в различных сферах; незаконное оформление и выдачу разрешительных документов на реализацию товаров и услуг, а также использование таких документов.

Уголовно-правовое регулирование в потребительской сфере имеет важное значение для безопасности населения, так как нарушение запретов здесь может повлечь причинение вреда или даже смерти большого числа людей. Такие преступления почти всегда вызывают широкий общественный резонанс.

Основной состав

Анализ структуры и содержания статьи 238 УК РФ позволяет отнести её к числу отсылочных.

Для понимания мысли законодателя, точного толкования и применения нормы необходимо обращаться к Закону РФ «О защите прав потребителей» (с поправками и изменениями, действующими на момент проступка), Гражданскому кодексу РФ, другим законам и подзаконным нормативным актам (постановлениям Правительства РФ, ведомственным правилам и указам и др.).

Объекты посягательств можно условно разделить на:

  1. Основной – отношения по созданию и поддержанию необходимого уровня безопасности для здоровья и жизни человека.
  2. Дополнительный – отношения, возникающие в ходе производственных процессов по созданию товаров массового потребления, их упорядоченному и законному сбыту, качественному выполнению работ и предоставлению услуг населению.

Реализацию небезопасной продукции и оказание услуг ненадлежащего качества УК РФ признаёт опасными потому, что их результатами могут стать эпидемии, эпизоотии, фатальный исход, существенный имущественный ущерб, негативные последствия для репутации добросовестных производителей (подрядчиков) и др.

Статьёй 238 Уголовного кодекса РФ к предметам преступления отнесены:

  • товары и продукция –любые движимые материальные объекты, являющиеся предметами сделок, заключаемых между продавцом и не персонифицированным кругом лиц;
  • работы –деятельность по созданию какого-либо нового предмета (объекта) или качественному изменению его свойств (выполняется, как правило, на возмездной основе по договору подряда – строительство, монтаж и сборка, ремонт квартиры, прокладка и ремонт дорожного покрытия и другое);
  • услуги – деятельность по выполнению заказов и запросов потребителя, не имеющая конечного овеществлённого результата (перевозка пассажиров и грузов, ремонт техники, оказание медицинских услуг врачом и т.д.);
  • официальные документы – свидетельства компетентного государственного органа, выданные с соблюдением установленного порядка и содержащие достоверные сведения о безопасности реализуемых объектов (проводимых работах, оказываемых услугах).
Читать еще:  Ответственность за взлом страницы в социальной сети

Рассмотренные предметы необязательно должны неизбежно повлечь причинение какого-либо ущерба уголовно охраняемым интересам. Для закона достаточно их несоответствия предъявляемым требованиям безопасности.

Основное разграничение со смежной по содержанию ст. 14.4 КоАП РФ проводится именно по признаку несоблюдения требований безопасности для жизни или здоровья людей. Если нарушаются иные требования, то ответственность будет административной.

Объективная сторона может выражаться в следующем:

  1. В производстве – технологическом процессе изготовления запрещённых веществ.
  2. В перевозке – организации транспортировки.
  3. В хранении – обеспечении продолжительного размещения продукта на какой-либо территории с условиями, подходящими для поддержания необходимого товарного вида и других факторов, влияющих на покупательский интерес.
  4. В сбыте – компенсированной или безвозмездной реализации.
  5. В выдаче документа – оформлении письменного разрешения представителем государства и передачи его для дальнейшего использования по назначению.
  6. В использовании документа – его применении при заключении договоров, предъявлении заказчику (покупателю).

Выдача документа будет считаться неправомерной как при соучастии соответствующего представителя государственного контрольного (надзорного) органа, так ив случаях введения его в заблуждение относительно качественных характеристик товара (работы, услуги) в процессе сертификации.

Признание правонарушения оконченным по основному составу законодатель не ставит в зависимость от факта наступления деструктивных последствий (формальный состав). Криминальный проступок считается свершившимся с момента осуществления перечисленных действий: перевозки, изготовления продукции, приёмки её на хранение, передачи потребителю при реализации, выполнении мероприятий по оговорённым работам или обслуживанию.

Субъектами преступления являются:

  • общие категории – дееспособные возрастом от шестнадцати лет физические лица, которые по роду деятельности или условиям договора обязаны обеспечивать соответствие качества и безопасности товаров (работ, услуг) предъявляемым требованиям;
  • специальные категории – представители государственных органов (учреждений), правомочные выдавать соответствующие официальные разрешения.

Если правонарушителем является лицо, наделённое по роду деятельности властными полномочиями,то представляется целесообразным рассмотреть вопрос о наличии в его действиях признаков других составов – преступлений, посягающих на установленный порядок прохождения государственной службы.

С субъективной стороны рассматриваемое криминальное деяние характеризуется умыслом на совершение действий, перечисленных в диспозиции статьи. При этом обязательно чёткое понимание субъектом, что предназначенный для сбыта продукт (выполняемая работа или оказываемая услуга) представляют потенциальную опасность для жизни или здоровья посторонних.

Цель последующего сбыта влияет на оценку содеянного и является обязательным предметом доказывания при производстве, перевозке или хранении.

Деликты, квалифицирующиеся по ч. 1 ст. 238 УК РФ, отнесены законом к преступлениям небольшой тяжести. За их совершение злоумышленникам может грозить до 2 лет лишения свободы.

Особенности квалифицированных составов

Ст. 238 (ч.2) УК РФ в качестве квалифицирующих предусматривает следующие обстоятельства:

  1. Групповое участие.
  2. Целевое назначение предметов преступления – категория малолетних в возрасте до 6 лет.
  3. Результатом сбыта и других действий стало причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть.

Нюансы участия нескольких лиц в совершении преступных посягательств раскрываются в ст. 35 Общей части УК РФ.

Обособление детских товаров и услуг в качестве отягчающего обстоятельства вызвано как общей политикой государства в сфере охраны институтов семьи и детства, так и уязвимостью детской физиологии – такие деяния способны причинить маленьким детям больший вред.

Тяжкий вред здоровью или смерть человека, ставшие итогом потребления небезопасных товаров (результатов работ, услуг) образуют материальный состав.При такой конструкции обязательно устанавливается и последовательно доказывается взаимосвязь между наступившим последствием и фактом потребления некачественного продукта.

Последняя часть статьи 238 УК РФ предусматривает ещё более строгое наказание в случае смерти двух и более людей. С субъективной стороны отношение к последствиям, как и в предыдущем случае, будет неосторожным (преступник не хотел такого результата,но допускал его возможность либо безрассудно рассчитывал на его предотвращение).

Вторая и третья части рассматриваемой нормы включают санкции за преступления, являющиеся тяжкими,–до шести и до десяти лет изоляции соответственно.

Примеры судебной практики

Б., являясь продавцом розничной продукции ООО и заступив на рабочее место в торговом павильоне, располагая достоверными сведениями о том, что реализуемая неопределённому кругу лиц скумбрия холодного копчения не соответствует требуемому качеству и представляет опасность для здоровья потребителей ввиду истечения сроков хранения, необходимых мер для исключения фактов продажи не приняла.

В нарушение своей должностной инструкции Б. умышленно, с целью дальнейшего сбыта, продолжала хранить на одном из прилавков своего рабочего места скумбрию холодного копчения, признанную заключением ветеринарно-санитарной экспертизы не соответствующей требованиям безопасности жизни и здоровья.

Б. была осуждена по ч. 1 ст. 238 УК РФ с назначением наказания в виде штрафа.

Г., в рамках осуществляемой им коммерческой деятельности:

  • действовал без получения обязательного специального разрешения;
  • действовал умышленно;
  • с целью дальнейшего сбыта производил систематические закупки у неустановленных лиц нелегальной спиртосодержащей продукции (водки, коньячных изделий), допуская возможную их опасность для здоровья и жизни потребителя.

Приобретаемый фальсификат, признанный согласно заключению экспертизы не соответствующим требованиям безопасности для жизни и здоровья, складировали в принадлежащем Г.ангарном помещении. Вопросами обеспечения сохранности спиртосодержащих жидкостей занимался Ж., с которым Г. вступил в преступный сговор, заблаговременно заручившись его согласием и поддержкой. Впоследствии опасная продукция сбывалась широкому кругу покупателей.

Г. и Ж. осуждены по ч. 2 ст. 238 УК РФ с назначением наказания в виде 3 и 2 лет условного лишения свободы соответственно.

Д., являясь руководителем ООО, спецификой деятельности которого были монтаж и техническое обслуживание систем пожарной безопасности, допуская возможность наступления последствий в виде смерти двух и более лиц в результате некачественных работ, нарушая условия договора с ООО, произвёл в помещении спортивного комплекса не соответствующие требованиям безопасности жизни и здоровью работы по монтажу неисправной системы пожарной безопасности.

Впоследствии в ходе пожара, по причине неисправностей системы дымоудаления, ставших следствием преступного поведения Д., в спортивном комплексе погибли З., М и Р., причиной смерти которых, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, стало острое отравление продуктами горения.

Д. осуждён по ч. 3 ст. 238 УК РФ к 2 годам лишения свободы.

Статья 238 УК РФ. Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности

1. Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;

в) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

Читать еще:  Оскорбление в соц сетях ответственность

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до десяти лет.

Комментарии к ст. 238 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является здоровье населения в части безопасного пользования товарами и услугами, отвечающими требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.

2. В комментируемой статье установлена ответственность за два различающихся по предмету посягательства и объективной стороне преступления: незаконные действия в сфере оборота товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также незаконные действия в сфере сертификации товаров, работ и услуг.

3. Предметом незаконного оборота товаров, выполнения работ или оказания услуг являются товары и продукция, а также работы и услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 07.02.92 N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

Товарами, не отвечающими требованиям безопасности, следует признавать продовольственные товары и промышленные изделия, включая их составные части, использование которых при обычных условиях ставит в опасность жизнь или здоровье потребителя.

Продукция, не отвечающая требованиям безопасности, — это вода в центральной системе водоснабжения, топливо и другие виды энергии, а также материальные ценности, не являющиеся товаром, предназначенным для потребителя, представляющая опасность для жизни или здоровья потребителя.

Работы, не отвечающие требованиям безопасности, означают выполняемые по заказу потребителя строительные, монтажные и иные работы, в процессе или в результате выполнения которых жизнь или здоровье потребителя ставятся под угрозу.

Под услугами, не отвечающими требованиям безопасности, следует понимать предоставление медицинских, культурных, транспортных и иных услуг, пользование которыми создает опасность для жизни или здоровья потребителя.

4. Объективная сторона преступления, имеющего своим предметом товары и продукцию, не отвечающие требованиям безопасности жизни или здоровья, заключается в их производстве, хранении, перевозке или сбыте.

Производство опасных товаров и продукции означает их промышленное изготовление в целях удовлетворения потребительского спроса. Продукция считается произведенной (выпущенной) с момента ее передачи или оформления передачи заказчику либо с момента поступления на склад готовой продукции после оформления документов, удостоверяющих ее качество.

Хранение товаров и продукции означает помещение в специальное хранилище и временное нахождение там до их отправления или передачи заказчику или покупателю.

Под перевозкой следует понимать перемещение товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности, в пространстве с помощью различных транспортных средств.

Сбыт указанных товаров и продукции означает их реализацию как оптом, так и в розницу.

5. Незаконный оборот товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности для жизни или здоровья потребителей, признается оконченным преступлением с момента совершения любого из указанных в диспозиции ч. 1 ст. 238 действий.

6. Субъективная сторона незаконного оборота товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности, характеризуется прямым умыслом: лицо осознает, что производит, хранит, перевозит или сбывает товары или продукцию, не отвечающие требованиям безопасности для жизни или здоровья потребителей, и желает совершить такие действия. При производстве, хранении или перевозке указанных товаров и продукции обязательным признаком субъективной стороны преступления является специальная цель — сбыт этих товаров или продукции.

7. Предметом неправомерных действий по документальному оформлению безопасных свойств товаров, продукции, работ или услуг является официальный документ, удостоверяющий соответствие указанных товаров, продукции, работ или услуг требованиям безопасности.

8. В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» все товары (работы, услуги), на которые законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке.

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» устанавливает, что на товары (работы и услуги), подлежащие обязательной сертификации, выдается сертификат соответствия, а на товары, работы или услуги, сертифицируемые добровольно, — знак соответствия.

СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

Сертификат соответствия — это документ, удостоверяющий соответствие объекта сертификации требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Знак соответствия — это обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту (ст. 2).

9. Объективная сторона преступления, имеющего своим предметом официальный документ, удостоверяющий соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, характеризуется неправомерной выдачей или неправомерным использованием такого документа.

Неправомерная выдача сертификата соответствия означает его предоставление изготовителю товаров, производителю работ или услуг либо без проведения сертификации, либо вопреки ее результатам, которые фактически выявили несоответствие товаров, продукции, работ или услуг требованиям безопасности.

Неправомерное использование сертификата соответствия заключается в том, что изготовитель товаров или продукции или производитель работ (услуг) без законных оснований представляет сертификат соответствия, полученный незаконным путем (вывешивает в офисе, предъявляет деловым партнерам и т.п.).

10. Субъективная сторона неправомерной выдачи и неправомерного использования официального документа, удостоверяющего соответствие предлагаемых товаров, продукции, работ или услуг требованиям безопасности, характеризуется прямым умыслом: лицо осознает, что неправомерно выдает или неправомерно использует официальный документ, удостоверяющий соответствие товаров, продукции, работ или услуг требованиям безопасности, и желает совершить такие действия.

11. Субъектом производства, хранения, перевозки или сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также субъектом неправомерного использования официального документа, удостоверяющего соответствие товаров, работ или услуг требованиям безопасности, может быть любое лицо по достижении возраста 16 лет, выступающее в качестве собственника или руководителя коммерческой организации (независимо от формы собственности и организационно-правовой формы), индивидуального предпринимателя и даже лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (но такое лицо не может быть субъектом неправомерного использования официального документа, удостоверяющего соответствие товаров, работ или услуг требованиям безопасности).

12. Субъектом неправомерной выдачи официального документа, удостоверяющего соответствие предлагаемых товаров, работ или услуг требованиям безопасности, может быть только сотрудник органа, осуществляющего сертификацию этих товаров, работ или услуг.

13. Поскольку состав рассматриваемого преступления является формальным, фактическое наступление последствий в виде легкого или средней тяжести вреда здоровью людей при неосторожном к ним отношении полностью охватывается ч. 1 ст. 238, однако должно учитываться при назначении наказания.

14. Если действия должностного лица, неправомерно выдавшего официальный документ, подтверждающий соответствие товаров, продукции, работ или услуг требованиям безопасности, повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия не охватываются составом рассматриваемого преступления и требуют дополнительной квалификации по ст. 285 УК.

15. Квалифицированные виды рассматриваемого преступления (ч. 2 ст. 238 УК) связаны с его совершением:

группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а»);

в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до 6 лет (п. «в»);

с причинением по неосторожности тяжкого вреда здоровью либо смерти одного человека (п. «г»).

16. Особо квалифицированный вид этого преступления (ч. 3 ст. 238) характеризуется причинением по неосторожности последствий в виде смерти двух или более лиц.

Кто несет ответственность за продажу товаров, не соответствующих требованиям технических регламентов?

Техническое регулирование, которое в ст. 3 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определяется как установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции, является одним из направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом даже самые ярые противники вмешательства государства в экономические процессы, согласятся, что контроль со стороны государства в данном направлении необходим, поскольку от качества продаваемых товаров напрямую зависит жизнь и здоровье людей.

Помимо упомянутого закона техническое регулирование осуществляется прежде всего путем принятия технических регламентов, которые устанавливают минимальные требования к безопасности продукции и обязательны к соблюдению. Технические регламенты могут приниматься как в форме международных нормативных актов (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67 «О техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции»), так и внутригосударственных (Федеральный закон от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», Постановление Правительства РФ от 07.10.2016 № 1019 О техническом регламенте о безопасности химической продукции).

Касательно осуществления контроля и применения мер ответственности за несоблюдение требований технического регламента в правоприменительной практике существует вопрос, который на данный момент не нашел единообразного разрешения в правоприменительной практике.

Данный вопрос заключается в том, должен ли продавец товара, несоответствующего техническому регламенту, нести ответственность, если он его реализовывал. В ст. 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или обязательных требований к продукции.

Читать еще:  Нормы права предусматривающие уголовную ответственность за экологические

Как видим, в КоАП РФ продавец прямо указан в качестве субъекта ответственности, однако продавец, как правило, приобретает товар у производителя или поставщиков руководствуется той технической документацией, которые были предоставлены указанными лицами вместе с товаром.

В практике судов сформировалось две позиции относительно ответа на поставленный вопрос. Согласно первой, продавец является субъектом ответственности по данной статье КоАП РФ. Такой подход суды обосновывают тем, что лицо реализующее продукцию несет ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение требований технических регламентов, поскольку является продавцом спорной продукции, который прямо поименован в части 1 статьи 14.43 КоАП РФ как лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности (Определение Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 309-АД16-17704 по делу № А60-29578/2016). Арбитражный Суд Московского округа указал в Постановлении от 30.03.2016 № Ф05-3036/2016 по делу № А40-123514/2015, что запрет на реализацию пищевой продукции, несоответствующей установленным требованиям, относится не только к ее производителям, но и к организациям, занимающимся реализацией продукции населению, в связи с чем «Продавец» является надлежащим субъектом административной ответственности по ч. 2 ст.14.43 КоАП РФ. Также в некоторых постановлениях судов можно встретить в качестве обоснования, что «каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что продавец предпринял исчерпывающие меры для соблюдения требований технических регламентов в материалы дела не представлено» (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2018 № 15АП-11542/2018 по делу № А53-11982/2018).

Вторая, противоположенная позиция была высказана Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики № 5 (2017). Суть спора состояла в том, что юридическое лицо при организации питания детей использовало сливочное масло, состав которого не соответствовал требованиям, за что была привлечена к административной ответственности по вышеупомянутой статье КоАП РФ. Однако ВС РФ посчитал привлечение к ответственности неправомерным, поскольку несоответствие использованной в процессе организации общественного питания продукции требованиям технических регламентов заключается в микробиологических показателях, то есть фактически допущено на стадии технологического процесса при изготовлении масла, ответственность за соблюдение которого несет изготовитель указанной продукции. Подобный подход встречается все чаще, например, Арбитражный Суд Московского округа указал, что установление факта реализации обществом товара не соответствующего требованиям технического регламента по физико-химическим показателям, само по себе недостаточно для квалификации действий продавца по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ. По смыслу этой нормы, субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.01.2018 № Ф05-18572/2017 по делу № А40-66133/17). Арбитражный Суд Северо-Западного округа в Постановлении от 31.08.2018 № Ф04-2985/2018 по делу № А46-21539/2017 подчеркнул, что возбуждая дело об административном правонарушении в отношении поставщика, не являющегося изготовителем данной продукции, управление не указало на допущенные им нарушения требований технических регламентов, предъявляемых к реализации продукции. Т.е. в данном случае суд обосновал свою позицию тем, что именно при реализации, за которую отвечает продавец, нарушения требований технического регламента отсутствовало, подразумевая, что продавец не отвечает за соответствие товара техническим требованиям на этапе его изготовления.

Второй подход представляется более обоснованным, привлечение продавца к административной ответственности, если с его стороны отсутствует факты, свидетельствующие о неосмотрительности продавца, например, продажа товара при отсутствии сертификата соответствия, специальных маркировок и т.п., поскольку в данном случае отсутствует вина, которая является неотъемлемым элементом состава административного правонарушения. Невозможно и возложение на продавца обязанности по проведению проверки относительно каждой единицы товара. В связи с этим позиция Верховного Суда РФ, высказанная в обзоре № 5 за 2017 г. видится более оправданной.

Кто несет ответственность за продажу товаров, не соответствующих требованиям технических регламентов?

Техническое регулирование, которое в ст. 3 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определяется как установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции, является одним из направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом даже самые ярые противники вмешательства государства в экономические процессы, согласятся, что контроль со стороны государства в данном направлении необходим, поскольку от качества продаваемых товаров напрямую зависит жизнь и здоровье людей.

Помимо упомянутого закона техническое регулирование осуществляется прежде всего путем принятия технических регламентов, которые устанавливают минимальные требования к безопасности продукции и обязательны к соблюдению. Технические регламенты могут приниматься как в форме международных нормативных актов (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67 «О техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции»), так и внутригосударственных (Федеральный закон от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», Постановление Правительства РФ от 07.10.2016 № 1019 О техническом регламенте о безопасности химической продукции).

Касательно осуществления контроля и применения мер ответственности за несоблюдение требований технического регламента в правоприменительной практике существует вопрос, который на данный момент не нашел единообразного разрешения в правоприменительной практике.

Данный вопрос заключается в том, должен ли продавец товара, несоответствующего техническому регламенту, нести ответственность, если он его реализовывал. В ст. 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или обязательных требований к продукции.

Как видим, в КоАП РФ продавец прямо указан в качестве субъекта ответственности, однако продавец, как правило, приобретает товар у производителя или поставщиков руководствуется той технической документацией, которые были предоставлены указанными лицами вместе с товаром.

В практике судов сформировалось две позиции относительно ответа на поставленный вопрос. Согласно первой, продавец является субъектом ответственности по данной статье КоАП РФ. Такой подход суды обосновывают тем, что лицо реализующее продукцию несет ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение требований технических регламентов, поскольку является продавцом спорной продукции, который прямо поименован в части 1 статьи 14.43 КоАП РФ как лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности (Определение Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 309-АД16-17704 по делу № А60-29578/2016). Арбитражный Суд Московского округа указал в Постановлении от 30.03.2016 № Ф05-3036/2016 по делу № А40-123514/2015, что запрет на реализацию пищевой продукции, несоответствующей установленным требованиям, относится не только к ее производителям, но и к организациям, занимающимся реализацией продукции населению, в связи с чем «Продавец» является надлежащим субъектом административной ответственности по ч. 2 ст.14.43 КоАП РФ. Также в некоторых постановлениях судов можно встретить в качестве обоснования, что «каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что продавец предпринял исчерпывающие меры для соблюдения требований технических регламентов в материалы дела не представлено» (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2018 № 15АП-11542/2018 по делу № А53-11982/2018).

Вторая, противоположенная позиция была высказана Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики № 5 (2017). Суть спора состояла в том, что юридическое лицо при организации питания детей использовало сливочное масло, состав которого не соответствовал требованиям, за что была привлечена к административной ответственности по вышеупомянутой статье КоАП РФ. Однако ВС РФ посчитал привлечение к ответственности неправомерным, поскольку несоответствие использованной в процессе организации общественного питания продукции требованиям технических регламентов заключается в микробиологических показателях, то есть фактически допущено на стадии технологического процесса при изготовлении масла, ответственность за соблюдение которого несет изготовитель указанной продукции. Подобный подход встречается все чаще, например, Арбитражный Суд Московского округа указал, что установление факта реализации обществом товара не соответствующего требованиям технического регламента по физико-химическим показателям, само по себе недостаточно для квалификации действий продавца по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ. По смыслу этой нормы, субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.01.2018 № Ф05-18572/2017 по делу № А40-66133/17). Арбитражный Суд Северо-Западного округа в Постановлении от 31.08.2018 № Ф04-2985/2018 по делу № А46-21539/2017 подчеркнул, что возбуждая дело об административном правонарушении в отношении поставщика, не являющегося изготовителем данной продукции, управление не указало на допущенные им нарушения требований технических регламентов, предъявляемых к реализации продукции. Т.е. в данном случае суд обосновал свою позицию тем, что именно при реализации, за которую отвечает продавец, нарушения требований технического регламента отсутствовало, подразумевая, что продавец не отвечает за соответствие товара техническим требованиям на этапе его изготовления.

Второй подход представляется более обоснованным, привлечение продавца к административной ответственности, если с его стороны отсутствует факты, свидетельствующие о неосмотрительности продавца, например, продажа товара при отсутствии сертификата соответствия, специальных маркировок и т.п., поскольку в данном случае отсутствует вина, которая является неотъемлемым элементом состава административного правонарушения. Невозможно и возложение на продавца обязанности по проведению проверки относительно каждой единицы товара. В связи с этим позиция Верховного Суда РФ, высказанная в обзоре № 5 за 2017 г. видится более оправданной.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×