324 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нецелевое использование гранта ответственность

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Выделяемые государством из бюджета денежные средства автономным и бюджетным учреждениям могут быть потрачены только на определенные цели. Они определяются по заранее составленному плану, а также находятся под строгим контролем надзорных органов. Направление этих денег на иные задачи является грубым правонарушением. Оно признается, как нецелевое использование бюджетных средств. Кто наказывается за подобное несоблюдение законодательных норм, а также какая ответственность наступает по статьям КоАП РФ и УК РФ за нецелевое использование, разберем в данной статье.

Что такое нецелевое использование бюджетных средств?

Прежде чем углубляться в понимание упомянутого словосочетания, следует помнить, что любые бюджетные средства сопровождаются принципом адресности, а также целевого характера. Иначе говоря, все выделенные из бюджета деньги предназначаются для конкретных целей и получателей. Это закрепляется в 38 –ой статье российского Бюджетного Кодекса. Следовательно, противоречие данным принципам свидетельствует о нецелевом расходовании денежных средств из бюджета.

Нецелевое использование бюджетных средств – это их полное, а также частичное направление и трата на цели, которые не совпадают с условиями их получения, утвержденными хотя бы одним из документов:

  • Законом о бюджете;
  • Бюджетной сводной росписью;
  • Сметой по бюджету;
  • Соглашением о предоставлении соответствующих субсидий;
  • Различными договорами, а также иными правовыми документами.

Таким образом, правонарушение заключается в совершении действий/бездействий распорядителя и получателя денежных средств из бюджета, приведших к отклонению от целей, ранее определенных в документации.

Виды нецелевых затрат бюджета.

Наказание за нецелевое использование бюджетных средств применяется, если:

  • Финансы направлены на неоговоренные расходы в соответствии с планированием на отчетный период;
  • Совершен неправомерный денежный перевод с одной статьи классификации бюджета на другую с целью покрытия расходов;
  • Осуществлены оплаты из бюджетов другого уровня;
  • Произведены платежи из бюджета, хотя по плану должны задействоваться внебюджетные фонды;
  • Оплачены работы, товары, услуги, не имеющие отношение к деятельности и специфике учреждения;
  • Покрываются расходы другого юридического лица;
  • Финансируются строящиеся объекты не из перечня, а также те, по которым оно не запланировано;
  • Нарушены условия использования и предоставления субвенций, субсидий;
  • Произошло замещение бюджетных разделов и целей;
  • Полученная прибыль от хозяйственной деятельности используется вопреки плану.

Вместе с тем, существуют случаи применения субсидий не по назначению:

  1. Платежи за услуги или работы, не оговоренные условиями договора о передаче субсидий;
  2. Оплата услуг или работ, которые не были выполнены;
  3. Оплата содержания имущества, если оно не принадлежит предприятию.

Кто несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.

При любом нарушении законодательства всегда присутствует «крайнее лицо», которое в полной мере отвечает за совершенные действия, а также бездействия.

Кто же таковым является в автономных и бюджетных учреждениях?

Во-первых, нарушителем признается само предприятие, совершившее нецелевое использование бюджетных средств. В таких случаях для организаций могут последовать наказания в виде штрафов, а также приостановления деятельности на определенный срок.

Во-вторых, ответственность несут должностные лица, допустившие наступление данного факта. Как правило, ими являются руководители, их заместители и другие сотрудники, обладающие правом подписи финансовой документации.

Иначе говоря, наказание понесет тот работник организации, чья подпись стояла на документах, послуживших основанием для нецелевых растрат.

Виды ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

В свою очередь, должностные лица, допустившие нецелевое использование бюджетных средств, могут нести как административную, так и уголовную ответственность в соответствии со статьями КоАП РФ и УК РФ.

Стоит отметить, что главным критерием, разграничивающим один вид ответственности от другого, является денежная сумма, потраченная не по назначению. Если она превышает 1 500 000 рублей, то деяние становится уголовно наказуемым. При нецелевых тратах в меньших размерах лица наказываются административным штрафом.

Итак, согласно 15. 14 статьи КоАП за нецелевое использование бюджетных средств наказываются:

1. Должностные лица:

  • Дисквалификация на 1 – 3 года;
  • Штраф на сумму 20 – 50 тысяч рублей;

2. Юридические лица:

  • Штраф на 5 – 25 % от потраченной не по назначению суммы;

Если нецелевые расходы превышают допустимый административный лимит, то уже применяется статья УК РФ № 285. 1. Уголовное наказание несут уже только должностные лица, и выражаться оно может в следующих формах:

1. Для должностных лиц при расходах не по назначению от 1,5 до 7 миллионов рублей:

  • Штраф 100 – 300 тысяч рублей;
  • Штраф на сумму зарплаты виновного за 1 -2 года;
  • Принудительные работы, не превышающие 2 года;
  • Арест до полугода;
  • Лишение свободы не более, чем на 2 года;

2. Для группы должностных лиц, а также при нецелевом использовании свыше 7 миллионов рублей:

  • Штраф 200 – 500 тысяч рублей;
  • Штраф на сумму зарплаты виновного за 1 – 3 года;
  • Принудительные работы не более 5 лет;
  • Лишение свободы не более, чем на 5 лет;

Дополнительные последствия.

Применяемые к нарушителю штрафы, а также другая перечисленная выше ответственность являются не единственным негативным результатом за нецелевое использование бюджетных средств. Вместе с тем, могут наступать дополнительные последствия:

  • Нарушитель лишается финансовых полномочий с передачей их другому уполномоченному лицу;
  • Сокращение бюджетного финансирования конкретного региона или учреждения;
  • Взыскание ошибочно предоставленных средств с получателя, а также процентов за незаконное пользование ими.
  • Дополнительные финансовые проверки на предмет выявления нарушений.

Обжалование решений за нецелевое использование бюджетных средств.

Как правило, за большинство финансовых нарушений законодательства РФ, включая ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, наступает на основании судебного решения. Вместе с тем, виновный в «растратах» имеет право обжаловать вынесенное по нему постановление.

В свою очередь, судебная практика насчитывает немало случаев, когда решение пересматривалось и изменялось в пользу обвиняемого. Наиболее успешными являются следующие группы случаев:

1. Отсутствие умысла.

Хотя, такой факт, как наличие умысла в совершенных действиях довольно редко принимается к сведению во время разбирательств по нецелевому применению бюджета, эта особенность играет важную роль. Например, ответственность по 15. 14 статье КоАП характеризуется умышленной виной. Иначе говоря, совершающий противоправное деяние должен осознавать совершение правонарушения по нецелевым расходам. Если доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, отсутствуют, то наступление ответственности по данной статье невозможно.

2. Освобождение от ответственности ряда должностных лиц.

Во многих случаях за совершение финансовых правонарушений помимо руководителя организации привлекают и главного бухгалтера. Поскольку, данное должностное лицо обладает правом подписи финансовых документов. Однако, наличие подписи как главбуха, так и другого уполномоченного лица не всегда однозначно доказывает наличие вины подписавшего бумаги об оплате. Если в Уставе организации явно прописана персональная ответственность директора за нецелевое использование бюджетных средств или иное несоблюдение законов о бюджете, то именно он отвечает за нарушения в данной области. К тому же, платежным документам, как правило, предшествует заключение контракта или договора, на котором ставит свою подпись руководитель предприятия.

Нецелевое использование грантов для фермеров

Каждый фермер, который добился получения гранта на развитие хозяйства, должен помнить, что государство дает ему деньги не просто так, а на вполне конкретные, озвученные при подаче заявки цели – закупку техники, аренду земли, улучшение условий труда наемных работников и т.д. На практике же можно часто встретить нецелевое использование грантов, когда полученные бюджетные средства тратятся на личные цели. О том, какая ответственность предусмотрена за подобные действия и как не допустить нецелевое использование государственной помощи, мы расскажем в данной статье.

Ответственность за нецелевое использование гранта

Руководитель фермерского хозяйства, подавая заявку на получение гранта, должен предоставить комиссии бизнес-план работы предприятия на ближайшие годы, а также перечень расходов. Эти документы подаются не просто так – средства выделяются именно под указанные в них цели. И если деньги будут потрачены не так, как предполагается упомянутыми документами, действия фермера могут быть расценены как нецелевое использование средств гранта. Это может стать основанием для открытия уголовного дела и вытекающих из него последствий для получателя гранта.

Какая же ответственность предусмотрена для руководителя сельскохозяйственного предприятия, если его обвинят в нецелевом использовании гранта? Это зависит от суммы государственной помощи и других оснований:

  • если сумма гранта составляет менее 1 млн рублей (в данном случае речь идет о единовременной выплате на приобретение техники и других активов), действия могут быть расценены как мошенничество, что влечет за собой наказание в виде штрафа, а также лишения свободы на срок до 2 лет;
  • если сумма гранта превышает 1 млн рублей, речь идет о мошенничестве в крупном (до 3 млн) или особо крупном размере, и здесь наказание намного строже: миллионные штрафы, конфискация имущества и тюремное заключение сроком до 10 лет.

Однако дело о мошенничестве возбуждается только в тех случаях, когда выявлены явно незаконные действия обвиняемого: предоставление заведомо ложных документов и сведений, подлог и т.д. При этом имеет значение, как были потрачены государственные деньги: если они были просто присвоены фермером, переведены на его личные счета, на них покупались личные вещи и т.д., наказание будет строже, а если деньги были вложены в предприятие, но не на декларируемые ранее цели, ответственность за грант будет более мягкой, например, по статье 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств», где предусмотрены только штрафы. Но вне зависимости от того, что стало причиной нецелевого использования средств, и какое наказание понесет фермер, полную сумму гранта придется вернуть в государственный бюджет. Если же средств на счетах не будет, государство имеет право арестовать имущество хозяйства, эквивалентное размеру гранта, и затем продать его с молотка.

Читать еще:  Ответственность за дачу ложных показаний судебная практика

Как видно, наказание за нецелевое использование сельскохозяйственных грантов предусмотрено достаточно серьезное. Более того, санкции за подобные правонарушения активно применяются на практике – в последнее время возбуждено немало дел против фермеров, которые не смогли отчитаться за полученные от государства средства. Чтобы не стать одним из тех, кому грозит тюремное заключение и большие штрафы, нужно очень тщательно отнестись к расходованию полученных средств, и быть готовым к отчету.

Вот основные советы, которые помогут избежать нецелевого использования гранта:

  • Не указывайте в бизнес-плане и плане расходов цели, которых вы не собираетесь достигать. Возможно, заявка с нереалистичными данными и будет более привлекательной для комиссии (хотя возможно и наоборот, ведь в комиссию входят эксперты с большим опытом), но отвечать за расходы придется, опираясь именно на исходную информацию в поданных на рассмотрение документах.
  • Ни при каких обстоятельствах не подавайте фальсифицированные документы и неправдивые сведения о себе, сотрудниках хозяйствах или его активах. Подделка документов – это само по себе преступление, а вместе с нецелевым использованием средств это практически гарантированное уголовное дело по статье «Мошенничество», да еще и с отягчающими обстоятельствами.
  • Перед подачей заявки отдайте документы на проверку юристу по грантам. Опытный специалист проанализирует все документы, укажет на возможные слабые места, что в итоге поможет избежать проблем в будущем.
  • Обязательно документируйте все траты – как за счет средств гранта, так и за счет других источников доходов хозяйства. Каждое приобретение, как крупное, так и мелкое, должно фиксироваться в бухгалтерских документах и иметь подтверждение в виде чека, накладной и т.д. Это делается доля того, чтобы избежать обвинений в намеренном завышении стоимости приобретаемых активов.
  • Подготовьтесь к отчету заранее. По окончанию планового срока расходования гранта (обычно это 12, реже 18 месяцев) нужно будет отчитаться за каждый полученный от государства рубль. Чтобы в спешке не допустить ошибок, начните готовить отчетные данные заранее, проверьте их несколько раз, в том числе с привлечением юриста. Помните, что все деньги должны быть потрачены только на развитие фермерского хозяйства и исключительно на цели, декларируемые при подаче заявки на грант.

Ответственный подход к документам, внимательность и помощь юриста помогут избежать обвинений в нецелевом использовании государственных средств и неприятных последствий, связанных с этим. Только учтите, что юрист должен быть профильным и хорошо разбираться в сельскохозяйственных грантах.

Заключение

Нецелевое использование средств государственного гранта на развитие сельскохозяйственного предприятия может закончиться неприятностями, вплоть до тюремных сроков и больших денежных штрафов. Чтобы избежать такого развития событий, не подавайте ложные сведения о себе и хозяйстве, внимательно относитесь к документам, а также воспользуйтесь помощью юристов.

Несоблюдение главой КФХ бизнес-плана повлекло возврат предоставленного из бюджета гранта

Статьи

Несоблюдение главой КФХ бизнес-плана повлекло возврат предоставленного из бюджета гранта

Начинающие предприниматели имеют возможность воспользоваться государственной поддержкой и получить на развитие своего бизнеса безвозмездную субсидию. Для этого необходимо иметь четкий и продуманный бизнес-план и стремиться его исполнить.

Но бывает и так, что, получив господдержку, начинающий бизнесмен откладывает выполнение взятых на себя обязательств, что в последующем выливается в судебные иски и взыскание с него полученных из бюджета сумм.

Так, 30 ноября 2018 года 21-ый ААС вынес решение по делу № А48-2096/2018 о взыскании с нерадивого фермера суммы полученного им гранта и единовременной помощи на общую сумму 1,75 млн. руб. Решение нижестоящего суда было отменено в силу его незаконности.

Какие нарушения допущены главой КФХ

Глава КФХ Гаврилица А.В. 15 декабря 2015 г. был включен в специально разработанную Правительством Севастополя программу, направленную на поддержку начинающих фермеров. Департамент отметил его бизнес-план, предусматривающий строительство тоннельной теплицы для выращивания овощей, и выделил Ответчику финансирование:

  • грант в сумме 1,5 млн. руб.;
  • единовременную помощь на обустройство в размере 250 тыс. руб.

Условия финансирования и порядок его использования стороны закрепили в Соглашении от 17 декабря 2015 г. № 9. После того, как документ был подписан, на расчетный счет главы КФХ была перечислена общая сумма в размере 1,75 млн. руб.

На законодательном уровне правила использования грантов начинающими фермерами содержались в положении, которые Правительство Севастополя утвердило в конце декабря 2014 г. (далее — Положение):

  • В соответствии с п. 2.6 Положения и п. 3.2.11 Соглашения Ответчику следовало использовать грант и единовременную выплату в срок не позднее 18 месяцев с момента поступления финансирования на расчетный счет. Исходя из данного правила, использовать средства необходимо было до 25 июня 2017 года.
  • Согласно п. 3.2.2 Соглашения Ответчик обязался вести фермерское хозяйство на территории города на протяжении ближайших пяти лет и направлять свои ресурсы на его развитие в полном соответствии с бизнес-планом, прошедшим конкурсный отбор.
  • Отдельным пунктом закреплялась обязанность главы КФХ обеспечить создание трех и более постоянных рабочих мест.

Документом предусматривалась, что Ответчик обязан вернуть в городской бюджет все полученное при заключении Соглашению, если он нарушит условия использования денежных средств.

В рамках контроля за исполнением Соглашения 7 декабря 2016 г. в адрес главы КФХ направлен запрос о предоставлении информации и документов в части создания постоянных рабочих мест. Срок исполнения запроса составлял 5 дней. Ответчик получил письмо 22 декабря 2016 г. На шестой день после получения запроса Гаврилица А.В. передал в Департамент письмо с ответом, из содержания которого следовало, что им нарушен п. 3.2.13 Соглашения. А именно, им не созданы три постоянных рабочих места. Им также сообщалось, что два рабочих места будут созданы до 15 января 2017 г.

Через некоторое время Ответчик передал Истцу документы в подтверждение приемки на работу требуемого количества граждан. Департамент изучил предоставленные материалы и установил, что трудовые договоры носят срочный характер и заключены лишь до конца 2017 года.

В июле 2017 г. Департамент письменно уведомил Ответчика о необходимости его присутствия на комиссии по контролю за деятельностью КФХ, чтобы он пояснил причины непредставления документации о целевом использовании бюджетных средств после истечения 18 месяцев с момента получения им гранта. Ответчик получил уведомление, но на заседание комиссии не пришел и не сообщил причины своей неявки. Данные действия являлись нарушением условия, указанного в п. 3.2.14 Соглашения.

В связи с этим Департаментом 24 июля 2017 г., то есть в день заседания комиссии, был составлен акт о нарушении условий предоставленного гранта. Акт был вручен главе КФХ 16 августа 2017 г. У Ответчика имелось 5 дней, чтобы устранить выявленные нарушения. В ответном письме Гаврилица А.В. сообщил о принятых им мерах по исполнению Соглашения и приложил подтверждающие документы. Их изучение в очередной раз подтвердило факт нарушения сроков использования бюджетных средств.

В процессе обмена информацией о ходе реализации Соглашения, Ответчик просил о предоставлении отсрочки сроком на 4 месяца для исполнения взятых на себя обязательств.

В октябре 2017 г. Департамент запросил у получателя гранта сведения о реализации составленного им бизнес-плана. Ответчик получил письмо 11 ноября 2017 г., но ответ на него не направил, что свидетельствовало о нарушении им п. 3.2.14 Соглашения.

В результате Департамент подготовил акт о нарушении условий предоставленного гранта и установил пятидневный срок для устранения несоответствий. Акт был получен Гаврилицей А.В. нарочным 3 ноября 2017 года. На данный акт и ранее направленные запросы о предоставлении сведений и документации Ответчик подготовил ответ от 9 ноября 2017 года. Он сообщил Департаменту причины неявки на комиссию и обстоятельства, связанные с невозможностью передать Истцу требуемую документацию. Однако из данного сообщения невозможно было определить, как идет реализация бизнес плана, почему он не исполнен. Указанное являлось нарушением пунктов 3.2.3 и 3.2.14 Соглашения.

В начале декабря 2017 года было проведено очередное заседание комиссии по контролю за деятельностью КФХ. На нем был рассмотрен отчет о расходовании средств гранта и единовременной помощи Гаврилицей А.В. Комиссия выявила, что у Ответчика не имеется документов в подтверждение оплаты товаров на общую сумму 662 тыс. руб. Указанное нарушало п. 3.2.11 Соглашения.

Читать еще:  Основания освобождения от уголовной ответственности и наказания

По итогам заседания комиссии 6 декабря 2017 г. был составлен очередной акт о нарушении условий предоставленного гранта. Документ был вручен получателю 21 декабря 2017 г. Ответ на требование подготовлен Гаврилицей А.В. 25 декабря 2017 г., в котором он сообщил, что ранее уже отчитался об использовании гранта.

В апреле 2018 года Департамент выслал Гаврилице А.В. требование о возврате полученных им бюджетных средств на общую сумму 1,75 млн. руб. в срок до 10 рабочих дней с момента получения письма. Ответчик получил его 10 мая 2018 г.

На данное требование глава КФХ ответил отказом в письме от 15 мая 2018 г.

Позднее, в августе 2018 г. было проведено административное обследование земельного участка, на котором должен был реализоваться бизнес-план. Результаты осмотра показали следующее:

  • земельный участок не используется,
  • имеется лишь каркас туннельной теплицы,
  • есть несколько хозяйственных построек.

На протяжении всего срока действия Соглашения, то есть с 2015 по 2018 гг. Ответчик не возвел ни одной теплицы и не оборудовал систему капельного полива. Данные мероприятия согласно утвержденному бизнес-плану должны были быть выполнены в январе-марте 2016 г. Кроме того, проверкой было установлено, что срок действия договора аренды земли под теплицы истек еще в ноябре 2016 г. Меры по его продлению Ответчиком не были приняты.

Все вышеуказанное явилось основанием для обращения с иском в суд о принудительном взыскании указанных денежных средств.

Суд первой инстанции отказал Департаменту. Истец не был согласен с принятым решением, полагал, что суд неполно изучил обстоятельства дела и просил апелляцию отменить решение и принять по делу новый судебный акт.

Грант должен использоваться по целевому назначению

Получение гранта подразумевает его использование на те цели, на которые он предоставлен в соответствии с условиями заключенного между сторонами соглашения.

Согласно общему правилу, указанному в ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться в строгом соответствии с условиями, которые обговорили стороны сделки, а также согласно требованиям нормативных правовых актов, а если таковых нет — согласно общепринятым условиям делового оборота.

Бюджетный кодекс РФ в ст. 28 и ст. 38 закрепляет принцип целевого использования бюджетного финансирования и его адресного характера. Указанное предполагает, что денежные средства попадают в распоряжение иных лиц с определенной целью.

В ч. 1 ст. 75 БК РФ указано, что субсидии выдаются гражданам, производящим товары, работы или услуги на бесплатной основе для того, чтобы возместить из затраты на их деятельность.

Апелляция указала на недоработки суда первой инстанции

Из документов следовало, что полученное финансирование необходимо было использовать в течение 18 месяцев со дня их поступления на счет Ответчика. Следовательно, данный срок истек 25 июня 2017 года. По предоставленным платежным документам следует, что расходовать денежные средства Ответчик начал только с августа 2017 г.

В деле имелись счета на оплату, датированные 1 марта 2017 г., 3 мая 2017 г., 25 и 30 августа 2017 г. Все платежи были проведены после срока, установленного в Соглашении. Однако суд первой инстанции полагал, что нарушения нет, так как счета были переданы Ответчику до истечения установленного срока, а товар якобы получен в рамках установленных сроков.

При этом суд не проверил факт получения Ответчиком товаров в пределах сроков, установленных Соглашением. В деле отсутствуют копии договоров купли-продажи товаров, иных документов о приобретении оборудования, а в имеющихся счетах указано, что товар передается покупателю лишь по факту оплаты.

О необходимости оплаты товара после его получения указывается в ч. 1 ст. 486 ГК РФ, а также в постановлении Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 г. № 18.

Следовательно, Ответчик не использовал грант в установленные сроки, не выполнил целевые показатели, прописанные в бизнес-плане, тем самым нарушил условия Соглашения, в силу чего обязан вернуть все полученное по нему. О чем было вынесено соответствующее постановление апелляционной инстанции.

Таким образом, при получении безвозмездной бюджетной помощи на развитие бизнеса необходимо действовать строго в рамках подписанного соглашения и в соответствии с утвержденным бизнес- планом.

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Если государство выделило организации деньги из бюджета на определенные цели, оно будет пристально контролировать, чтобы они были употреблены исключительно по назначению. Применить бюджетные деньги на иные задачи – уже серьезное правонарушение. Как квалифицировать такие действия? Кто привлекается к ответственности, если нарушения совершены бюджетной организацией или организацией, получившей субсидию? Как решается, имело ли место именно нецелевое применение? Рассуждаем в статье.

Особенности понятия нецелевого применения средств

Распределение государственных средств находится в ведении Бюджетного кодекса РФ.

Ст. 38 данного кодекса говорит о том, что направление средств из бюджета любого уровня не может происходить без точного указания цели финансирования. А ч. 1 ст. 306.4 БК РФ точно определяет нецелевое применение средств из бюджета – направление их и оплата ими обязательств в полностью или частью иных целях, нежели указано в документе, определяющем ассигнование:

  • законе о бюджете;
  • сводной бюджетной росписи;
  • бюджетной смете;
  • договоре о предоставлении субсидии;
  • соглашении;
  • в другом правомочном документе.

Таким образом, само нарушение состоит в действии либо бездействии распорядителя бюджетных денег и получателя средств, которое повлекло за собой несоответствие целей затрат вышеуказанным нормативным актам.

Последствия нецелевых расходов

Помимо ответственности за правонарушение, о которой мы поговорим ниже, данное выявленное действие несет правовые и фактические последствия. Они зависят от уровня и формы совершенного нецелевого применения денег, предоставленных бюджетом:

  1. Нарушение цели допущено одним из финансовых органов или представителей:
    • главным распорядителем;
    • распорядителем;
    • получателем бюджетных средств.

При выявлении часть финансовых полномочий нарушителя передается уполномоченному по тому или иному бюджету.

  • Ошибки в межбюджетном финансировании: на цели одного бюджета направлены деньги из другого. Ошибочно внесенные финансы будут взысканы из бюджета, который получил их неправомерно, плюс плата за их использование. Также может быть приостановлена или сокращена программа данных финансовых трансферов.
  • Виды нецелевого применения государственных финансов

    Данное правонарушение можно классифицировать по типам участников:

    • допущение нецелевого использования участниками бюджетного процесса;
    • нарушение целей направления средств из бюджета автономными учреждениями.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несмотря на то что во 2 случае бюджетные деньги до использования становятся по факту средствами автономных учреждений (переходят на их расчетные счета), их применение по заявленным в соглашении (договоре) целям остается строго обязательным и подконтрольным. Это уже не «бюджетные средства», но по-прежнему «средства из бюджета», на которые распространяются требования административного законодательства в части бюджетных нарушений (ст. 15.14 КоАП РФ).

    Варианты средств из бюджета «не на те цели»

    Группы примеров затрат «не по целям» родились из практики. Проверочными мероприятиями, контролирующими использование государственных финансов, установлены следующие виды самых распространенных нарушений, которые можно отнести к нецелевым расходам:

    • по плану хозяйственной деятельности на тот или иной финансовый год затраты не предусматривались, но были совершены;
    • перепутан уровень финансирующего бюджета, например, обязательства, являющиеся целями финансирования муниципальным бюджетом, погашены за счет средств из федерального;
    • бюджетными деньгами оплачены цели, рассчитанные на внебюджетные источники;
    • данными деньгами профинансированы затраты другой организации;
    • деньги применены на оплату услуг, находящихся вне деятельности профинансированной организации;
    • бюджетными деньгами воспользовались арендаторы и не возместили этих расходов;
    • затраты на финансирование объектов без принятой проектной сметы;
    • нарушение условий предоставления субсидий;
    • смещено финансирование по разделам бюджета: на средства одних разделов профинансированы цели других разделов;
    • прибыль от вложения бюджетных средств используется не по финансово-хозяйственному плану;
    • неправильное движение финансов по статьям и подстатьям бюджетной классификации, которая распределяет операции по секторам государственного управления.

    Субсидии, примененные нецелевым образом

    Когда бюджетные деньги выделяются на основании договора (соглашения), говорят о субсидировании. Нарушение договора в позициях оговоренных целей финансирования случается не так уж редко. Судебная практика выделяет такие распространенные случаи нецелевого направления государственных дотаций:

    1. Оплата не тех услуг. Условия субсидии или государственного задания оговаривали адресность оплачиваемых за счет субсидии услуг, а деньги были потрачены на то, что в соглашении не указано. Например, образовательное учреждение оплатило дотационными деньгами страховые полисы сотрудников: в госзадание входят только услуги по образованию, а не юридические, каковые надо было оплатить из внебюджетных средств.
    2. Оплата за неоказанные услуги. Работа по документам выполнена, что подтверждается актом приемки, бюджетные деньги на ее оплату списаны. Проверка выясняет, что по факту подрядчик не оказал упомянутых услуг – полностью или частично. Налицо административное нарушение лица, подписавшего акт, из-за чего субсидия оказалась примененной не по целевому назначению. В данном случае не так уж важно, соответствовали ли эти услуги целям субсидии: ведь средства, бесспорно, в любом случае потрачены необоснованно, а значит, неправомерно.
    3. Оплата содержания чужой собственности. Учреждение государственными деньгами оплачивает содержание имущества, ему не принадлежащего. Госзадание предусматривает затраты на содержание имущества, прикрепленного к организации, прямо связанного с целевой деятельностью. Но если в суде доказать, что затраты на неприкрепленное имущество регулярны и имеют отношение к госзаданию, можно добиться признания неправомерности нарушения.
    Читать еще:  Ответственность за действия в интернете

    Кто виноват

    Любое нарушение предусматривает ответственность. На кого она возлагается в случае неправильных расходов бюджетных средств?

    В первую очередь, на саму организацию. Юридические лица могут быть оштрафованы, а их деятельность приостановлена.

    Во-вторых, на конкретное должностное лицо. Человек может получить штрафные санкции, направление на принудительные работы, лишиться права на занятие конкретных должностей либо даже лишиться свободы на определенный законом срок.

    Таким должностным лицом чаще всего является руководитель как ответственный за экономические вопросы. Его подпись обязательна на всех важных финансовых документах – без нее они не повлекут за собой правовых действий. Но иногда вместо руководителя бумаги подписывает уполномоченное лицо, например, заместитель. Если право подписи ему передано официально, то и отвечать в случае нарушений придется ему.

    ВАЖНО! Юридическая ответственность за нарушение цели применения бюджетных средств возлагается на то лицо, чья подпись на финансовых документах повлекла соответствующее действие.

    Формы ответственности

    Данный тип нарушений предусматривает два вида ответственности: административную и уголовную.

    Административные кары за «нецелевку»

    Санкции за использование бюджетных средств не по назначению предусмотрены ст. 15.14 КоАп РФ. Если признаков уголовного деяния в нарушении не усмотрено:

    • организация отделается штрафом, который составит от 5 до 20% нецелевых денег;
    • должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-3 года либо оштрафовано на 20-50 тыс. руб.

    Уголовные наказания за несоответствие бюджетным целям

    Такие преступления рассматривает ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» Уголовного кодекса РФ. По ней для виновного должностного лица могут быть применены:

    • штраф от 100 до 300 тыс. руб.;
    • штраф в размере его зарплаты или других годовых-двухлетних доходов;
    • принудительные работы с отлучением от определенных должностей на 1-3 года;
    • арест до полугода;
    • заключение в тюрьму до 2 лет с лишением права на определенную деятельность либо без него в течение последующих 3 лет (либо без такого запрета).

    Наказание ужесточится, если «нецелевка» осуществлялась группой лиц либо размер ее оказался особо крупным (из бюджета растрачено 7,5 млн. руб. и более):

    • штраф вырастет до 200-500 тыс. руб.;
    • длительность принудительных работ – до 5 лет;
    • сроки лишения свободы – до 5 лет.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Буква закона классифицирует «нецелевку» как правонарушение, только если доказан умысел в ее совершении. В противном случае имеет место ошибка. Если проверяющие вынесли решение о бюджетном правонарушении, а оно было совершено неумышленно, то правомерность санкций можно оспорить в суде.

    Три «не» при квалификации нарушений

    Что означают понятия «нецелевое расходование бюджетных средств», «неэффективное расходование бюджетных средств» и «неправомерное расходование бюджетных средств», чем они отличаются и в каких случаях выявляемые нарушения квалифицируются таким образом. А главное, почему растет их количество и что это означает для бюджетной системы страны.

    Анатолий Борисович ВИФЛЕЕМСКИЙ, действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук, магистр юриспруденции

    Нецелевое использование бюджетных средств

    Теория

    Принцип целевого характера бюджетных средств установлен статьей 38 БК РФ. Он означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. На практике под такой целью понимают заранее определенные направления расходования бюджетных средств. Если расходы произведены в рамках этих направлений, то признаются целевым использованием бюджетных средств, если же за пределами них, то нецелевым (НИБС).

    Однако в БК РФ есть еще и специальная статья 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств», которая содержит определение этого понятия: направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств. Поэтому с позиций бюджетного законодательства только действия участников бюджетного процесса могут быть квалифицированы как бюджетное правонарушение и только к ним могут применяться бюджетные меры принуждения, которые предусмотрены в статье 306.4 БК РФ.

    В КоАП РФ понятие «нецелевое использование бюджетных средств» трактуется значительно шире, нежели в БК: статья 15.14 КоАП РФ признает нецелевым направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, которые не соответствуют целям документа, являющегося правовым основанием их предоставления. Формулировка «средства, полученные из бюджета» позволяет привлекать к ответственности и лиц, не являющихся получателями бюджетных средств. Понятие «средства, полученные из бюджета» законом не определено, но фактически под такими средствами понимаются, как правило, средства субсидий, получаемых бюджетными и автономными учреждениями, а также иными некоммерческими и даже коммерческими организациями.

    УК РФ в статье 285.1 формально ограничивает возможность квалификации нецелевого использования средств в качестве преступления лишь расходованием бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения ( Определенные утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.), совершенным в крупном размере (крупным размером признается сумма, превышающая 1,5 миллиона рублей). При этом в определении Конституционного суда РФ от 20 декабря 2016 года № подчеркнуто, что это законоположение применяется в нормативном единстве с положениями бюджетного законодательства. Поэтому, казалось бы, расширительных трактовок быть не должно, ведь перечень получателей бюджетных средств (получателей средств соответствующего бюджета) четко определен в статье 6 БК РФ. Однако органы финансового контроля ( Такой позиции придерживаются органы как внутреннего, так и внешнего финансового контроля (см. Классификатор нарушений (рисков), утвержденный Казначейством России 19 декабря 2017 года, Классификатор нарушений, утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 7 сентября 2017 года № 9ПК).) трактуют положения статьи 285.1 УК РФ расширительно (как и статья 15.14 КоАП РФ) и говорят об уголовном преследовании не только должностных лиц получателей бюджетных средств, но и должностных лиц бюджетных и автономных учреждений.

    Практика

    На практике нецелевым использованием бюджетных средств считается следующее:

    расходование бюджетных средств по государственному или муниципальному контракту при несоответствии использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги цели осуществления самой закупки, а также без подтверждения первичными учетными документами;

    • расходование бюджетных средств сверх утвержденных сметных назначений;
    • несоблюдение указаний по применению кодов бюджетной классификации РФ;
    • использование средств от приносящей доход деятельности и неперечисление их в доход бюджета;
    • оплата расходов, на обеспечение которых не предоставлены лимиты бюджетных обязательств;
    • оплата расходов, не предусмотренных законом (постановлением) о бюджете;
    • оплата расходов за подведомственное учреждение;
    • расходование бюджетных средств сверх утвержденных решением о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной сметой, сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;
    • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет бюджетов других уровней;
    • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет внебюджетных источников, если это не предусмотрено в бюджете;
    • несанкционированное перемещение, перераспределение бюджетных средств по кодам бюджетной классификации;
    • использование бюджетных средств на оплату работ и услуг, не связанных с деятельностью казенного учреждения (взносы в уставный капитал юридических лиц, расходы на капитальный ремонт и реконструкцию арендуемых помещений);
    • использование бюджетных средств на строительство объектов, не включенных в перечень объектов капитального строительства (реконструкции) и приобретения объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность в форме капитальных вложений, утвержденный в установленном порядке, и на затраты, не предусмотренные проектно-сметной документацией;
    • использование средств, выделенных на реализацию государственных (муниципальных) целевых программ, на иные цели;
    • осуществление расходов на оплату товаров (работ, услуг), не связанных с деятельностью учреждения;
    • расходование средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения задания государственным (муниципальным) учреждением на оплату товаров, работ, услуг, приобретаемых для приносящей доход деятельности или прямо не предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, в том числе на оплату труда работников учреждения, не участвующих в выполнении задания, на командировочные и прочие расходы, не связанные с выполнением задания;
    • использование средств субсидий на оказание финансовой помощи коммерческим организациям или на их создание.
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector