2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неуплата таможенных платежей административная ответственность

Статья 16.22 КоАП РФ. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей

Новая редакция Ст. 16.22 КоАП РФ

Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 16.22 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения является порядок уплаты таможенных платежей в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Под таможенными платежами в ст. 18 ТК понимаются таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, взимаемые в установленном порядке таможенными органами . За таможенное оформление товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, и товаров, предназначенных не для коммерческих целей, перемещаемых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях (далее — товары), взимаются таможенные сборы за таможенное оформление в размере, указанном в разд. IV Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, утвержденной Приказом ГТК России от 9 ноября 2000 г. N 1010 (зарегистрирован в Минюсте России 14 декабря 2000 г. N 2497). Об освобождении от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров см. Приказ ГТК России от 6 февраля 2001 г. N 124.
———————————
См.: Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» (с изм. от 8 ноября 2005 г. N 2225) // ВВС РФ. 1993. N 23. Ст. 821; СЗ РФ. 2003. N 23. Ст. 2174; Приказ ГТК РФ от 26 апреля 1996 г. N 258 «О ставках ввозных таможенных пошлин» (с изм. от 30 сентября 2002 г.) // Таможенные ведомости. 1996. N 7, 10, 11; Приказ ГТК РФ от 3 августа 2001 г. N 757 «О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей» (с изм. от 5 августа 2002 г.) // БНА. 2001. N 35, 40; 2002. N 40 и др.

Таможенным кодексом определено, что таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей.

2. Объективную сторону правонарушения образует противоправное бездействие, выражающееся в неуплате в установленные сроки таможенных платежей.

3. Субъектом правонарушения является лицо, на которое таможенным законодательством возложена обязанность уплатить таможенные платежи.

Другой комментарий к Ст. 16.22 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения является порядок уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (таможенная пошлина, НДС, акцизы, таможенные сборы).

2. Таможенным кодексом (ст.119, 120, 121) определено, что таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.

При перемещении через таможенную границу РФ товаров не для коммерческих целей таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации.

Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи декларации.

Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу, а в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, — государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов.

В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей.

3. Объективную сторону правонарушения образует противоправное бездействие, выражающееся в неуплате в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

ГТК России разъяснил, что «в случаях, когда таможенная декларация не была подана в установленный срок и таможенные платежи не уплачены, то со дня истечения срока подачи декларации исчисляются сроки уплаты таможенных платежей, а не сроки их неуплаты» (письмо от 17 декабря 1998 г. «О направлении рекомендаций»).

Таким образом, в ч.3 ст.119 ТК РФ речь идет о несвоевременной уплате лицом таможенных платежей в связи с несвоевременной подачей им таможенной декларации. За просрочку уплаты таможенных платежей начисляется пеня, но не применяется административная ответственность.

В результате сфера применения настоящей статьи сводится в основном к случаям нарушения сроков уплаты:

налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, при предоставлении отсрочки (рассрочки) их уплаты. В таких случаях таможенный орган всегда точно устанавливает сроки уплаты;

периодических таможенных платежей за временно ввезенные (вывезенные) товары (ст.71 ТК). Таможенный орган, предоставивший разрешение на временный ввоз (вывоз), обязан одновременно определить сроки уплаты периодических таможенных платежей.

4. Субъектом правонарушения является лицо, на которое таможенным законодательством возложена обязанность уплатить таможенные платежи.

5. Субъективная сторона для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч.2 ст.2.1 КоАП РФ.

Неуплата таможенных платежей административная ответственность

За неуплату таможенных платежей предусмотрена административная и уголовная ответственность.

В соответствии с главой 16 ст. 16.22 КоАП нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Ответственность перед таможенными органами за уплату таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, хранящихся на складе временного хранения, несет владелец склада. Если договором владельца склада временного хранения с лицом, помещающим товары и транспортные средства на склад, предусмотрено, что ответственность за уплату таможенных платежей несет это лицо, то владелец такого склада несет солидарную ответственность с указанным лицом за уплату таможенных платежей. Если владельцем склада временного хранения является таможенный орган, ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад временного хранения, а при отсутствии такого лица — лицо, являющееся собственником или владельцем товаров и транспортных средств.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в неуплате таможенных платежей в установленные сроки.

Статья 16.22 КоАП РФ может применяться только в случае, когда деяние, выразившееся в неуплате таможенных платежей, представляет собой самостоятельное правонарушение. В случае если неуплата таможенных платежей сопряжена с недекларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации или с их недостоверным декларированием, деяние лица полностью охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 или 2 ст.16.2 КоАП РФ, и не требует дополнительной квалификации по рассматриваемой статье. Применение ст.16.22 КоАП РФ по факту неисполнения требования об уплате налога, направленного в порядке ст.70 НК РФ, также является обоснованным только в случае, когда обязанность по уплате таможенных платежей возникает не в связи с заявлением недостоверных сведений, влияющих на взимание таможенных платежей, а непосредственно в связи с направлением такого требования (например, при совершения действий по использованию или распоряжению условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены льготы) Иванов П.В. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей / Иванов П.В., Лавринов В.В. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 240 c..

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей определена в статье 194 УК РФ. В ней указывается что, уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. Необходимо отметить, что уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает один миллион рублей, а в особо крупном размере — три миллиона рублей.

Непосредственным объектом этого преступления являются отношения, связанные с обязанностью физических и юридических лиц уплачивать различные налоги (платежи).

Читать еще:  Ответственность в соц сетях

Уклонение от уплаты таможенных платежей с объективной стороны выражается в бездействии:

а) полном или частичном сокрытии объекта платежа

б) неуплате таможенных платежей при полной информации о таком объекте.

Лицо может уклоняться от уплаты таможенных платежей нескольких видов, но при этом необходимо, чтобы их совокупный размер составлял крупный размер в соответствии с примечанием к ст.194 УК.

Субъективная сторона — прямой умысел: лицо осознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает этого. При уклонении от уплаты нескольких платежей умыслом виновного должно охватываться, что в совокупности это деяние составляет единое преступление.

Субъектом является лицо, обязанное уплачивать таможенные платежи, т.е. декларант (лицо, перемещающее товары через таможенную границу РФ), и иные лица (например, владелец магазина беспошлинной торговли).

Из данного параграфа следует, что за неуплату таможенных платежей предусмотрена административная и уголовная ответственность, указаны статьи КоАП и УК РФ, которые это регламентируют и описаны санкции, которые применяются за это преступление.

Выводы по главе:

1. Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками самостоятельно. При взыскании таможенных платежей — таможенным органом государства — члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги. Сумма таможенных платежей подлежащих уплате или взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин.

2. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров или их физическая характеристика в натуральном выражении. Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза.

3. Сроки, установленные для уплаты таможенных платежей, различаются в зависимости от совершаемых с товарами операций. При ввозе товаров таможенные платежи подлежат уплате не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ, при вывозе товаров — не позднее дня подачи таможенной декларации. Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов производится в форме отсрочки или рассрочки или обеспечением уплаты таможенных платежей денежными средствами, банковской гарантией, поручительством, залогом имущества. Неуплаченные своевременно таможенные платежи взыскиваются таможенным органом.

4. Под излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов подразумевается сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате.

5. За неуплату таможенных платежей предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей

СТ 16.22 КоАП РФ

Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 16.22 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 16.22 КоАП РФ, выражается в нарушении сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Таможенные платежи — это платежи, подлежащие обязательной уплате при перемещении через таможенную границу товаров.

К числу таможенных платежей, согласно ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза, относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; таможенные сборы.

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены ст. ст. 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов могут быть изменены посредством предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных пошлин, налогов при наличии соответствующих оснований. Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются международным договором государств — членов Таможенного союза.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

— при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза — в момент пересечения товарами таможенной границы Таможенного союза;

— при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза.

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» таможенные пошлины, налоги подлежат уплате до выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение. Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается:

1) при передаче временно ввезенных транспортных средств другим лицам без разрешения таможенного органа — день передачи, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения;

2) при утрате временно ввезенных транспортных средств в период срока их временного ввоза, установленного таможенным органом, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, — день утраты товаров, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения;

3) при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза — день истечения срока их временного ввоза.

При недоставке иностранных товаров в установленное таможенным органом место доставки сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается:

1) если недоставка иностранных товаров произошла по причине передачи товаров перевозчиком получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа — день такой передачи, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом транзитной декларации;

2) если недоставка товаров для личного пользования произошла по причине утраты товаров, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, — день такой утраты, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом транзитной декларации;

3) если недоставка товаров для личного пользования произошла по иным причинам — день регистрации таможенным органом транзитной декларации.

Вместе с тем содержание процедуры временного хранения предполагает освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов в течение всего периода временного хранения до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой либо помещения их под иную таможенную процедуру. В связи с этим неуплата в установленный срок таможенных платежей в отношении товаров, находящихся на временном хранении (например, в случае продления срока подачи таможенной декларации либо его несоблюдения), не влечет наступление административной ответственности по ст. 16.22 КоАП РФ. Если таможенная декларация не представлена в пределах срока временного хранения товаров и таможенные платежи в установленный срок не уплачены, лицо подлежит ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ за непринятие мер по выпуску товаров, и дополнительной квалификации указанного деяния по ст. 16.22 КоАП РФ не требуется.

Пользование либо распоряжение без разрешения таможенного органа условно выпущенными товарами, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены льготы, влечет ответственность по ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ. Нарушение лицом требований и условий таможенных процедур таможенного транзита, временного хранения товаров, выразившееся в выдаче без разрешения таможенного органа, утрате либо недоставлении в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них, квалифицируется по ст. 16.9 КоАП РФ.

В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги в принудительном порядке. При этом принудительному взысканию предшествует направление лицу, ответственному за уплату таможенных пошлин, налогов, требования об их уплате. По своей сути требование представляет собой уведомление плательщика об имеющейся у него задолженности по таможенным платежам с предложением уплатить соответствующую сумму таможенных платежей и пени в определенный срок в добровольном порядке. В связи с этим неисполнение плательщиком требования об уплате таможенных платежей не может служить основанием для привлечения его к административной ответственности по ст. 16.22 КоАП РФ.

Читать еще:  Особенности привлечения к уголовной ответственности

В случае если неуплата таможенных платежей сопряжена с недекларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу, или с их недостоверным декларированием, деяние лица полностью охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. ч. 1 или 2 ст. 16.2 КоАП РФ, и не требует дополнительной квалификации по комментируемой статье.

2. Субъектами административного правонарушения, выражающегося в неуплате таможенных платежей в установленные сроки, выступают лица, на которых возложена обязанность по их уплате. В соответствии с п. 5 ст. 65, ст. ст. 188 — 190 Таможенного кодекса Таможенного союза лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта. Декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подп. 6 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза). В связи с этим статус декларанта как участника таможенных правоотношений и лица, ответственного за уплату таможенных платежей, возникает только после подачи таможенной декларации.

3. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.22 КоАП РФ, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Уплата таможенного платежа и наказание при уклонении от сбора

Таможенное законодательство является приоритетным для операций по перемещению грузов через российскую границу. Каждый перевозчик обязан соблюдать требования законодательных актов, выраженные в документальном оформлении перевозки и перечислении таможенных сборов. Если граждане предприятия по незнанию либо умыслу не перечисляют налог бюджету, возникает основание для привлечения нарушителя к уголовной ответственности.

Налоговые обязательства

В 2018 г. правоотношения по транспортировке объектов путем пересечения госграницы Российской Федерации координируются нормами Таможенного кодекса ЕЭС. Документ вступил в силу с начала года, полностью заменил прежнее законодательство по этой сфере международной деятельности. Основная цель нового регламента – минимизация бумажных документов, оцифровка данных и ведение документооборота в электронной форме. Такие действия позволят сократить время обмена информацией и ускорят процесс перевозки грузов.

Процедура исчисления таможенных пошлин, порядок их уплаты описаны главой 7 ТК ЕЭС. Согласно ст. 51 настоящего кодекса объектами обложения сборами являются все товары, перемещаемые через государственную границу участников Союза. Для определения суммы бюджетного платежа понадобится таможенная стоимость и физические характеристики перевозимых предметов и грузов.

В соответствии со статьей 54 вышеуказанного закона обязанность по уплате таможенных сборов возникает у предприятий и физических лиц. Различают пять видов пошлин, подлежащих обязательному перечислению в бюджет:

  • Сбор за ввоз и вывоз товарно-материальных ценностей.
  • НДС со стоимости объектов, ввозимых на территорию государств Союза.
  • Акцизный налог.
  • Таможенные взносы.

Налог не уплачивается, если выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • Объект уничтожен в результате аварий, стихийных бедствий, чрезвычайных происшествий.
  • Продукция предназначена для использования федеральной структурой.
  • Стоимость перемещаемых грузов не превышает предельную величину.
  • Действует льготное налогообложение, освобождающее плательщика от уплаты бюджетного взноса.

Обязанность по перечислению таможенного платежа признается исполненной, когда подтверждены нижеперечисленные факты:

  • С банковского счета плательщика списана необходимая сумма.
  • Кассой таможенного органа приняты наличные денежные средства.
  • Ранее излишне перечисленные пошлины зачтены в счет погашения текущих обязательств по инициативе получателя груза или контролирующего органа.
  • При перечислении средств посредником по договорам поручительства, банковской гарантии, залога, страхования.
  • Покрытие задолженности стоимостью товаров, по которым предусмотрена уплата пошлины.

Методы отказа от уплаты сбора

Несомненно, таможенные пошлины существенно увеличивают конечную стоимость поставляемых товаров. Поэтому многие перевозчики прибегают к различным хитростям и уловкам, чтобы снизить размер бюджетного сбора или полностью избавиться от него. Один момент – когда плательщик использует законные льготы, а другой – невыплата на противозаконных основаниях.

На практике выделяют три основных способа ухода от уплаты пошлины за ввоз и вывоз товаров через государственную границу:

  1. Уменьшение фактической стоимости продукции – за счет падения налогооблагаемой базы минимизируется величина сбора.
  2. Сокрытие информации о перевозимом грузе – очень часто мелкогабаритные объекты прячут в пространстве между другими предметами, надеясь провезти их незамеченными.
  3. Подлог номенклатуры – в таможенную документацию вписываются названия продуктов, имеющих пониженную ставку налогов (например, безалкогольные напитки вместо крепких спиртных позволят значительно снизить сумму платежа за счет отсутствия акцизы).

Фактически любое из вышеуказанных действий является уклонением от уплаты таможенных платежей и подлежит наказанию в соответствии с УК РФ. Обман фиксируется по недостоверной информации в документации, сокрытии информации об объектах. То есть плательщик намеренно обманывает работника контролирующего органа, наделенного соответствующими полномочиями.

Стоит отметить, что невнесение данных равноценно указу заведомо ложной информации. Наказание ожидает любого нарушителя, независимо от пола, религиозной принадлежности, гражданства и вида предпринимательской деятельности.

Ответственность за нарушение

Самая щадящая мера, которая применяется к нарушителям законного порядка уплаты таможенных пошлин – административное наказание. Размер штрафа описан статьей 16.22 КоАП РФ. Так граждане уплатят всего 500-2000 руб. за просрочку платежа, должностные лица – 5000-10000 руб., организации – 50000-300000 руб.

Наступление административной и уголовной ответственности за полную или частичную неуплату таможенных платежей обусловлено фактом обнаружения ущерба, превышающего эквивалент 1000 единиц действующего МРОТ. Отсутствие отчислений на депозит бюджетного счета приводит к значительным финансовым потерям для экономики страны. Поэтому на практике работники таможни бдительно и внимательно проверяют все документы на перевозимые грузы. При выявлении нарушений взимается штраф или возбуждается уголовное дело.

Ст. 194 УК РФ

Фактическая неуплата таможенных платежей влечет за собой наказание, предусмотренное УК РФ, а именно статьей 194. Меры законодательства направлены на пресечение незаконных действий, выраженных в отказе оплачивать установленные сборы и пошлины. От противоправных действий страдает бюджет и благополучие государства, поэтому наказание достаточно строгое.

Объектом преступления признаются правоотношения по уплате таможенных сборов. Предмет нарушений – пошлина, подлежащая перечислению. Объективная сторона рассматриваемого нарушения выражается в полном бездействии в ответ на законные требования. Лица привлекаются к ответственности за заведомо ложные задекларированные сведения, отсутствие оплаты сборов, подлог документации по грузам и предоставление фиктивных платежек.

Субъектами признаются граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста, или официальные декларанты, признанные таковыми по закону. Ко второй группе относятся компании, таможенные брокеры, иные представители и уполномоченные лица.

Субъективная сторона – факт признания уклонения, выраженного в отсутствии оплаты таможенного сбора крупного размера. Не обязательно, чтобы виновное лицо самостоятельно признало существования нарушения, достаточно доказательств прямой вины. В судебной практике очень часто возникают разногласия по разграничению преступных деяний. Эта проблема формируется на фоне схожих признаков контрабандных перевозок и увиливание от выплат бюджетных пошлин.

Расплата

Когда учреждения или физическое лицо всячески избегают выплаты бюджетного взноса по таможенным операциям, им грозит штрафная санкция в размере от ста тысяч до полумиллиона российских рублей или официального дохода до двенадцати кварталов. Альтернативный вариант наказания – четыреста восемьдесят часов исправительных работ. Нарушителю также могут быть назначены принудительные задания длительностью до двадцати четырех месяцев или арест на такой же срок.

Если преступное действие реализовано несколькими гражданами, компаниями, минимальный порог взыскания возрастает в три раза. Период принудительных работ составляет три года, преступник к тому же лишается возможности исполнять трудовые обязанности в определенных должностях и осуществлять обозначенную деятельность на протяжении тридцати шести месяцев. За правонарушение, охарактеризованное отказом уплачивать таможенный взнос или обманом его исчисления, грозит ограничение свободы продолжительностью до пяти лет.

Самые строгие меры ожидают нарушителей, воспользовавшихся служебным положением, а также при применении физической силы к работнику таможни. Такие граждане могут получить штрафную санкцию до одного миллиона рублей и сесть под арест сроком пять-десять лет. Альтернативой пребывания под заключением станет удержание официального дохода за пять лет.

Манипуляции и операции, совершенные несколькими физлицами по заранее обговоренным условиям, совмещающие факт уклонения и признаки насилия к сотрудникам контролирующего органа, наказываются заключением под стражу на семь-двенадцать лет с одновременной уплатой штрафа суммой до одного миллиона рублей. Также возможна замена ареста взысканием зарплаты за шестьдесят месяцев.

Читать еще:  Неисполнение исполнительного листа должником ответственность

Заключение

Государственное законодательство строго регламентирует порядок документального оформления таможенных сделок, исчисление и перечисление налогов. За неуплаченные налоги предприятия и физлиц ожидает ответственность, регламентированная УК и КоАп РФ. Преступник в идеальной ситуации отделается штрафом, в худшем – лишится свободы или будет выполнять принудительные, исправительные работы. Особенно строгое наказание грозит должностным лицам, объединению граждан, а также служащим таможни, заключившим союз с преступниками.

О правилах расчета таможенных платежей будет рассказано в видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей

СТ 16.22 КоАП РФ

Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 16.22 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 16.22 КоАП РФ, выражается в нарушении сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Таможенные платежи — это платежи, подлежащие обязательной уплате при перемещении через таможенную границу товаров.

К числу таможенных платежей, согласно ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза, относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; таможенные сборы.

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены ст. ст. 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов могут быть изменены посредством предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных пошлин, налогов при наличии соответствующих оснований. Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются международным договором государств — членов Таможенного союза.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

— при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза — в момент пересечения товарами таможенной границы Таможенного союза;

— при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза.

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» таможенные пошлины, налоги подлежат уплате до выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение. Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается:

1) при передаче временно ввезенных транспортных средств другим лицам без разрешения таможенного органа — день передачи, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения;

2) при утрате временно ввезенных транспортных средств в период срока их временного ввоза, установленного таможенным органом, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, — день утраты товаров, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения;

3) при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза — день истечения срока их временного ввоза.

При недоставке иностранных товаров в установленное таможенным органом место доставки сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается:

1) если недоставка иностранных товаров произошла по причине передачи товаров перевозчиком получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа — день такой передачи, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом транзитной декларации;

2) если недоставка товаров для личного пользования произошла по причине утраты товаров, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, — день такой утраты, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом транзитной декларации;

3) если недоставка товаров для личного пользования произошла по иным причинам — день регистрации таможенным органом транзитной декларации.

Вместе с тем содержание процедуры временного хранения предполагает освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов в течение всего периода временного хранения до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой либо помещения их под иную таможенную процедуру. В связи с этим неуплата в установленный срок таможенных платежей в отношении товаров, находящихся на временном хранении (например, в случае продления срока подачи таможенной декларации либо его несоблюдения), не влечет наступление административной ответственности по ст. 16.22 КоАП РФ. Если таможенная декларация не представлена в пределах срока временного хранения товаров и таможенные платежи в установленный срок не уплачены, лицо подлежит ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ за непринятие мер по выпуску товаров, и дополнительной квалификации указанного деяния по ст. 16.22 КоАП РФ не требуется.

Пользование либо распоряжение без разрешения таможенного органа условно выпущенными товарами, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены льготы, влечет ответственность по ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ. Нарушение лицом требований и условий таможенных процедур таможенного транзита, временного хранения товаров, выразившееся в выдаче без разрешения таможенного органа, утрате либо недоставлении в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них, квалифицируется по ст. 16.9 КоАП РФ.

В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги в принудительном порядке. При этом принудительному взысканию предшествует направление лицу, ответственному за уплату таможенных пошлин, налогов, требования об их уплате. По своей сути требование представляет собой уведомление плательщика об имеющейся у него задолженности по таможенным платежам с предложением уплатить соответствующую сумму таможенных платежей и пени в определенный срок в добровольном порядке. В связи с этим неисполнение плательщиком требования об уплате таможенных платежей не может служить основанием для привлечения его к административной ответственности по ст. 16.22 КоАП РФ.

В случае если неуплата таможенных платежей сопряжена с недекларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу, или с их недостоверным декларированием, деяние лица полностью охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. ч. 1 или 2 ст. 16.2 КоАП РФ, и не требует дополнительной квалификации по комментируемой статье.

2. Субъектами административного правонарушения, выражающегося в неуплате таможенных платежей в установленные сроки, выступают лица, на которых возложена обязанность по их уплате. В соответствии с п. 5 ст. 65, ст. ст. 188 — 190 Таможенного кодекса Таможенного союза лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта. Декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подп. 6 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза). В связи с этим статус декларанта как участника таможенных правоотношений и лица, ответственного за уплату таможенных платежей, возникает только после подачи таможенной декларации.

3. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.22 КоАП РФ, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×