2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основания для привлечения к ответственности

Административная ответственность: основания, условия. Административное правонарушение

Административное правонарушение: понятие, признаки

Для привлечения к административной ответственности конкретного субъекта необходимо наличие трех взаимосвязанных оснований: юридического, практического и процессуального. В случае отсутствия хотя бы одного основания из перечня невозможна даже постановка вопроса о привлечении субъектов к админ. ответственности.

Юридические основания административной ответственности подразумевают наличие соответствующей правовой нормы, которая предусматривает привлечение к ответственности за конкретное правонарушение. Фактическое основание для привлечения к административной ответственности предполагает наличие конкретного противоправного деяния со всеми признаками административного правонарушения, совершенного субъектом. Процессуальное основание – это протокол административного нарушения, совершенного субъектом, который составляется уполномоченным представителем органа исполнительной власти.>

Противоправные, виновные действия или бездействия юридического или же физического лица, за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена админ. ответственность, называются административным правонарушением.

Признаки административного правонарушения

Административные правонарушения обладают совокупностью обязательных признаков:

  • административное правонарушение является деянием, то есть объективно выраженным действием или бездействием;
  • деяние должны посягать на родовой объект посягательства, указанный в ст.1 КоАП;
  • административными правонарушениями могут быть признаны только виновные деяния. Если же вина в действиях или бездействиях субъекта отсутствует, то такое деяние не может быть классифицировано, как админ. нарушение;

Замечание 1

Юридическое лицо может быть привлечено к ответственности за административное правонарушение если будет установлен факт того, что у него были все возможности для того, чтобы соблюсти правила и нормы, нарушение которых приводит к админ. ответственности, но данное лицо не приняло необходимые меры для их соблюдения.

  • деяние должно быть противоправным, и за него предусматривается ответственность согласно КоАП РФ.

Основания для освобождения от административной ответственности

На основании принципов гуманизма законодательством предусмотрено освобождение лица от административной ответственности. К таким случаям относятся, к примеру:

  • причинение вреда лицом, которое действовало исходя из крайней необходимости не является основанием для открытия производства по делу об админ. нарушении;
  • освобождаются от ответственности лица, совершившие противоправное деяние, находясь в невменяемом состоянии;
  • правонарушитель возрастом 16 – 18 лет может быть освобожден от ответственности за проступок решением комиссии по делам несовершеннолетних. В таком случае могут применятся иные, закрепленные законодательно, меры воздействия.>

В процессе определения меры наказания за административное правонарушение принимаются во внимание срок давности, обстоятельства, способные смягчить или усугубить ответственность, а также, в отдельных случаях, причинные связи между противоправным деянием и последствиями.

Административное правонарушение в объективной части представляет собой антиобщественное вредоносное деяние, направленное на дезорганизацию системы общественных отношений. Главным его отличием от преступного деяния является то, что оно не классифицируется государством, как общественно опасное деяние. Границы, разделяющие антиобщественную вредоносность админ. нарушения и общественную опасность преступного деяния достаточно четко установлены законодателем посредством формулировок состава админ. нарушений.

Если отсутствуют признаки преступления, обозначенные в ст. ч. 2–4 ст. 158, ч. 2–4 ст. 159, ч. 2–4 ст. 159.1, ч. 2–4 ст. 159.2, ч. 2–4 ст. 159.3, ч. 2 и 3 ст. 159.4, ч. 2–4 ст. 159.5, ч. 2–4 ст. 159.6 и ч. 2 и 3 ст. 160 УК РФ в случаях, если рассматривается хищение чужого имущества (кража, мошенничество, присвоение или растрата), предполагается административный штраф до 5-ти кратного размера от стоимости похищенной собственности и не меньше 1 тыс. рублей или наказание в виде административного ареста на срок 15 суток.

Состав административных правонарушений, объекты и субъекты

Законодательно установленный комплекс признаков, определяющих противоправное деяние, как административное правонарушение, называется составом административного правонарушения.

В состав административных правонарушений должны входить 4 обязательных характеризующих его компонента: объект и объективная сторона админ. правонарушения, а также его субъект и субъективная сторона.

В качестве объектов в административных правонарушениях выступают отношения, посягательство на которые осуществлялось соответствующим деянием. Административным правом предусмотрено выделение и разделение объектов админ. правонарушений на родовые, видовые и непосредственные, являющимися частями целого. Кодекс об административных правонарушениях перечисляет 10 общих рядовых объектов. Главами особенной части кодекса сформулированы видовые объекты. Соответствующие главы составлены на основе двух основных критериев: одни составы правонарушений сгруппированы на в соответствии с содержанием общественных отношений, подвергшихся посягательствам, другие в соответствии с областью, отраслью или сферой управления государством. Непосредственный перечень объектов посягательства представлен конкретными статьями особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Под объективной стороной административных правонарушений подразумевается комплекс признаков и характеристик содержательной стороны деяний, среди которых: направленность действий, последствия и их причинная связь, а также время, орудия, средства и обстановка, в которой совершено правонарушение.

В качестве субъекта при административных правонарушениях выступают физические и юридические лица, совершившие данное противоправное деяние.

Непосредственно нарушитель не выступает элементом в составе административного правонарушения, такими элементами являются характеристики его административной правосубъектности, например возраст и должность.

Стоит различать понятия «субъект админ. правонарушения» и «субъект админ. ответственности». В качестве субъекта действий (бездействия) всегда выступает конкретное физ. лицо, а в качестве субъекта админ. ответственности могут выступать юридические лица.

Субъективная сторона административного правонарушения выражает вину субъекта правонарушения и, в отдельных случаях, мотивы и цели деяний. Вина бывает умышленная и неосторожная.

Умышленным считается правонарушение, совершенное лицом, осознававщим противоправность своих действий или бездействия, предвидевшим все вредные последствия такого деяния и при этом желающим и /или допускающим наступления последних, или же относящимся к последствия с безразличием. Неосторожным считается правонарушение, совершенное лицом, предвидевшим возможность наступления вредоносных последствий деяния, и при этом без достаточных на то оснований, рассчитывавшем предотвратить их наступление, либо же не предвидевшем таких последствий, хотя имело возможность и обязано было их предотвратить.>

Читать еще:  Ответственность за драгоценные металлы

Основания привлечения к юридической ответственности

Понятие юридической ответственности

Юридическая ответственность является категорией общей теории права. Она является одной из важнейших областей всей системы права, так как распространяется практически на все сферы жизни общества.

Юридическая ответственность – это совокупность мер принуждения, применяемых государством, к тем лицам, которые совершили противоправные деяния.

В качестве представителей государства в данном случае выступают соответствующие компетентные органы власти.

Первоосновой является факт совершения правонарушения, с которого и начинаются правоотношения между государством и нарушителем закона.

Юридическая ответственность порождает некую правовую связь между этими двумя субъектами, возлагая на правонарушителя обязанность по претерпеванию соответствующих лишений. При этом обязанности государства отличаются от обязанностей нарушителя. Государство выступает в роли уполномоченной стороны, а нарушитель – обязанной. Еще одной отличительной чертой юридической ответственности является ее многоплановость. Так, в зависимости от тех или иных общественных отношений, ответственность может быть:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • конституционной;
  • международной;
  • уголовной;
  • гражданско-правовой;
  • административной;
  • дисциплинарной;
  • трудовой;
  • материальной;
  • налоговой;
  • семейной и т.д.

Основания для привлечения к юридической ответственности

Основания привлечения к юридической ответственности – это совокупность определенных обстоятельств, при наличии которых возможно привлечение к юридической ответственности.

Если отсутствуют основания, возможность привлечения к юридической ответственности полностью исключается.

Необходимо различать такие словосочетания, как «основания для привлечения к юридической ответственности» и «основания для наступления юридической ответственности». Основания привлечения говорят о возможности уголовной ответственности, а основания наступления о том, что ответственность должна наступить.

Закон предусмотрел следующие основания для того, чтобы привлечь, в случае их наличия, лицо к юридической ответственности:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  1. Совершенное правонарушение обязательно должно быть предусмотрено конкретными нормами права;
  2. Факт того, что правонарушение было совершено конкретным лицом, должен быть установлен в порядке, предусмотренном законом;
  3. В деяниях, совершенных предполагаемым правонарушителем, должен наличествовать состав правонарушения;
  4. Не должно быть обстоятельств, которые исключают юридическую ответственность;
  5. Если был принят правоприменительный акт (решение специально уполномоченного органа или лица), который касается привлечения совершившего правонарушение лица к юридической ответственности, основой чего послужили материальные и процессуальные нормы.

Для того чтобы лицо можно было привлечь к уголовной ответственности, закон предусматривает наступление им определенного возраста:

  • гражданско-правовая ответственность – 15 лет (частично), 18 лет (полностью);
  • уголовная ответственность – 16 лет; 14 лет (определенные виды преступлений, например, убийство, изнасилование и т.д.);
  • административная ответственность – 16 лет;
  • дисциплинарная ответственность – 16 лет.

Привлечение к юридической ответственности возможно только в отношении лиц, которые являются вменяемыми (способны осознавать свои действия или бездействие и руководить ими). Привлечение невменяемых лиц к юридической ответственности запрещено законом. Для данной категории предусмотрена особенная процедура, связанная с применением к ним мер медицинского характера.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Основания и порядок привлечения к административной ответственности

Порядок привлечения к административной ответственности регламентируется положениями Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). Согласно ч.1 ст.2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. В соответствии со ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Согласно п.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в ч.1 ст.4.2 КоАП РФ, например, имущественное положение лица, неполучение им стипендии и отсутствие другого дохода. Однако, для того, чтобы данные обстоятельства были приняты в качестве смягчающих, лицо, привлекаемое к ответственности, должно предоставить доказательства этих обстоятельств.

Если доказательства были представлены, но должностное лицо, рассматривающее дело, не приняло их во внимание и не учло при назначении наказания лицо, привлекаемое к ответственности, может обжаловать постановление по делу и просить смягчить наказание. В течение 10 суток со дня получения копии постановления по делу об административном правонарушении оно может быть обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности или его представителем.

Постановление может быть обжаловано и по другим основаниям в соответствии с требованиями гл. 30 КоАП РФ.

Существуют три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное основания. Отсутствие любого из них исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности.

Юридическое основание административной ответственности — это предусмотренность ее за конкретные правонарушения в действующем законодательстве. Фактическим основанием административной ответственности служит конкретное в полном составе составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом. Процессуальным основанием административной ответственности является составленный уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом.

Административным правонарушением как фактическим основанием административной ответственности признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Читать еще:  Объективные основания для уголовной ответственности

Оно характеризуется следующими обязательными признаками:

— во-первых, любое административное правонарушение — это деяние, то есть объективно выраженное действие или бездействие;

— во-вторых, это деяние, посягающее на любой из перечисленных в ст. 1.2 КоАП РФ общих родовых объектов посягательств;

— в-третьих, административным правонарушением признается лишь виновное деяние, и отсутствие вины в действиях (бездействии) физических и юридических лиц полностью исключает возможность квалификации их поведения в качестве административного правонарушения.

При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ); в-четвертых, это деяние противоправное, за совершение которого действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

Содержащее все признаки административного проступка деяние может быть фактическим основанием административной ответственности лишь тогда, когда оно находится в полном соответствии с условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее). Условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее) является наличие или соответственно отсутствие следующих обстоятельств: умышленной или неосторожной вины (ст. 2.2 КоАП РФ), возраста, по достижении которого наступает административная ответственность (ст. 2.3 КоАП РФ), соблюдение давностных сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), состояние крайней необходимости (ст. 2.7), невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ), смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ), а по некоторым составам административных правонарушений также причинная связь между противоправным действием и наступившими последствиями.

Признаваемое административным правонарушением действие (бездействие) по своей объективной стороне является антиобщественным вредоносным деянием, дезорганизующим систему общественных отношений, но, в отличие от преступления, оно не рассматривается государством в качестве общественно опасного деяния. При этом граница между антиобщественной вредоносностью административного правонарушения и общественной опасностью преступления устанавливается при формулировании составов административных правонарушений законодателем (а не правоприменителем), причем зачастую достаточно точно и четко. Хищение чужого имущества, например, стоимостью до пяти минимальных размеров оплаты труда признается административным правонарушением (мелким хищением, ст. 7.27 КоАП РФ), а выше этого размера — преступлением.

Под составом административного проступка понимается установленная законодателем совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением. Состав любого административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента его характеристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Административная ответственность

Основанием для привлечения лица к административной от­ветственности является совершение им административного проступ­ка (правонарушения).

Административным правонарушением признается противо­правное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом об административных правонаруше­ниях, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Административным правонарушением может быть дея­ние в виде:

1) оконченного административного правонарушения;

2) покушения на административное правонарушение (ст. 2.1. КоАП).

Административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния.

Административное правонарушение, связанное с наступлени­ем последствий, указанных в статьях Особенной части КоАП, при­знается оконченным с момента фактического наступления этих последствий (ст. 2.2 КоАП).

Покушением на административное правонарушение призна­ется умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

Административная ответственность за покушение на адми­нистративное правонарушение наступает в случаях, прямо предус­мотренных статьями Особенной части КоАП (ст. 2.3. КоАП).

Административное правонарушение характеризуется рядом признаков, таких как:

общественная опасность; противоправность; виновность; наказуемость.

Общественная опасность означает, что любой админист­ративный проступок, посягая на те или иные общественные отно­шения причиняет им вред, нарушает их упорядоченность, согласо­ванность, гармоничность и т. д.

Исходя из степени общественной опасности решается вопрос об отграничении административных проступков от преступлений.

Противоправность означает, что государство, признавая то или иное деяние общественно опасным, устанавливает правовой запрет на его совершение. Противоправность деяния заключается в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действие, предписанное такой нормой.

Виновность означает психическое отношение правонару­шителя к совершенному общественно опасному, противоправно­му деянию (действию или бездействию), а также к наступившим последствиям.

Вина выражается в форме умысла или неосторожности. Административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом (ст. 3.2. КоАП).

Административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее: сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления.

Административное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее: сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия,

не желало, но сознательно допускало наступление этих по­следствий либо относилось к ним безразлично.

Административным правонарушением, совершенным по неосторожности, признается противоправное деяние, совер­шенное по легкомыслию или небрежности (ст. 3.3 КоАП).

Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если физическое лицо, его совершившее:

предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение.

Административное правонарушение признается совершенным по небрежности, если физическое лицо, его совершившее:

не предвидело возможности наступления вредных послед­ствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и пре­дусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Читать еще:  Нарушение правил пожарной безопасности уголовная ответственность

Форма вины при совершении административного правонару­шения, не связанного с наступлением вредных последствий, уста­навливается по отношению физического лица к противоправному деянию (ст. 3.4 КоАП).

Юридическое лицо признается виновным в совершении ад­министративного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за на­рушение которых предусмотрена административная ответствен­ность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюде­нию (ст. 3.5 КоАП).

Наказуемость означает, что общественно опасное, проти­воправное, виновное деяние (действие или бездействие) может быть признано административным правонарушением только тогда, когда за его совершение законодателем предусмотрена административ­ная ответственность.

Признаки административного правонарушения, будучи закреп­ленными нормами права, образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответ­ственности для правонарушителя.

Состав административного проступка содержит четыре элемента:

б) объективная сторона;

г) субъективная сторона.

Общим объектом состава административных правонару­шений являются общественные отношения в сфере управленчес­кой деятельности, регулируемые нормами административного права (в ряде случаев, трудового, налогового, финансового, бан­ковского и др.).

Родовым объектом состава административных правона­рушений являются общественные отношения, составляющие в своей совокупности право собственности, права и свободы, здо­ровье граждан, общественный порядок, установленный порядок управления и т. д.

Непосредственным объектом состава административно­го правонарушения являются конкретные общественные отноше­ния в определенной отрасли административного права (при мелком хулиганстве — честь, достоинство граждан, при стрельбе из огнестрель­ного оружия в населенных пунктах — спокойствие граждан и т. д.).

Объективная сторона состава административного право­нарушения характеризует внешнюю сторону поведения нарушите­ля правовой нормы и выражается в действии или бездействии, на­ступивших последствиях и причинной связи между деянием и на­ступившим результатом.

Субъектом состава административного правонарушения являются вменяемые физические лица, достигшие ко времени со­вершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исклю­чением случаев, предусмотренных КоАП (ст. 4.3 КоАП).

Физическое лицо, совершившее запрещенное деяние в возрас­те от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административ­ной ответственности лишь в случаях, прямо установленных КоАП.

На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до во­семнадцати лет не может налагаться административное взыска­ние в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не могут налагать­ся также административные взыскания в виде штрафа (за исклю­чением случаев, когда они имеют свой заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ.

На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до во­семнадцати лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части КоАП.

В качестве специальных субъектов выступают лица, на ко­торых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ор­ганов финансовых расследований, органов и подразделений по чрез­вычайным ситуациям и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (ст. 4.7. КоАП), индивидуальные предприниматели и юридические лица (ст. 4.8. КоАП).

Субъективная сторона административного правонаруше­ния характеризуется психическим отношением правонарушителя к совершенному деянию и наступившим последствиям. Она включа­ет вину нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект, и цели, которые он преследовал.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совер­шения деяния было не способно сознавать его фактический харак­тер или противоправность (ч.3 ст.4.3 КоАП)

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстрой­ства, слабоумия или иного психического заболевания (ст. 4.4 КоАП).

Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защи­те жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда (ч.2 ст. 5.1 КоАП).

Не является административным правонарушением причине­ние вреда физическому лицу, совершившему преступление или ад­министративное правонарушение, при его задержании для переда­чи уполномоченным государственным органам и пресечения воз­можности совершения им новых преступлений или администра­тивных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным (ст. 5.2 КоАП).

Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для пре­дотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожа­ющей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опас­ность при данных обстоятельствах не могла быть устранена дру­гими средствами и если причиненный вред не является более зна­чительным, чем предотвращенный.

Состояние крайней необходимости признается также в слу­чае, если действия, совершенные с целью предотвращения опасно­сти, не достигли своей цели и вред наступил, несмотря на усилия физического лица, добросовестно рассчитывавшего его предотв­ратить (ст. 5.3 КоАП).

Не является административным правонарушением причине­ние вреда охраняемым КоАП законным интересам при обоснован­ном риске для достижения общественно полезной цели.

Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями, и физическое или юридическое лицо, допус­тившее риск, предприняло все возможные меры для предотвраще­ния вредных последствий (ст. 5.4 КоАП).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×