4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответственность за добычу полезных ископаемых

Ответственность за нелегальную добычу песка

Все недра в нашей стране принадлежат государству.

Использование тех или иных недр на принадлежащих государству территориях возможно на законных основаниях только при оформлении соответствующей лицензии. Самовольные безлицензионные попытки добычи сырья чреваты уголовной ответственностью. К наиболее востребованным видам сырья относится песок.

Песок – незаменимый материал в строительстве и других сферах жизни. В отношении него также действуют особые правила получения разрешений на добычу.

Незаконная добыча песка – это, безусловно, хороший бизнес, но, прежде всего, уголовно наказуемое деяние, за которое можно даже получить реальный срок лишения свободы.

Действующие требования к добыче песка

Итак, главный вопрос в данной ситуации – это нужна ли лицензия на добычу песка? Песок причислен к категории полезных ископаемых, что свидетельствует о том, что его добыча должна быть строго лицензирована.

Природоохранная прокуратура страны контролирует законность использования всех недр, в том числе и песка.

В соответствующих нормативно-правовых актах отражены категории тех субъектов, которые имеют право беспрепятственного осуществлять добычу песка без получения лицензии на этот вид деятельности.

К ним относятся:

  • Компании, добывающие песок в границах горного отведения или геологического отвода земель. Для них главным требованием лишь является наличие записи в ОКВЭД о ведении такой деятельности.
  • Владельцы садовых, огородных и приусадебных участках. Их деятельность будет считаться законной до тех пор, пока они при добыче песка не покинут границы своего участка, пытаясь похитить песок у соседа.
  • Добыча песка – это привлекательный вид бизнеса. Именно поэтому коммерческая деятельность по добыче и реализации песка строго лицензируется.

    Для того, чтобы начать добычу песка, требуется:

    • Получить лицензию на осуществление данного вида деятельности;
    • Открыть ИП или юридическое лицо;
    • Иметь право собственность на обрабатываемый участок или разрешение на его использование от владельца данной территории.

    Чтобы заниматься добычей песка, необходимо иметь в пользовании специальную технику, специалистов по разработке песчаного карьера и маркшейдеров. Без всего этого осуществлять добычу песка будет просто невозможно.

    Но все же самое главное – это права. Нелегальная добыча песка является основанием для привлечения к административной и уголовной ответственности.

    Добыча песка на землях сельскохозяйственного назначения строго запрещена. Эти земли имеют совсем другое назначение и не должны эксплуатироваться для обеспечения коммерческой добычи песка.

    Ответственность за незаконную добычу песка

    Ответственность за данное злодеяние назначается на основании характера нарушения законодательства, причиненного ущерба.

    Когда добыча песка осуществляется на запрещенной для этого территории, то объектом содеянного выступает безопасность природоохранной территории.

    Когда же добыча песка происходит без необходимой для этого документации, то это преступление квалифицируется как незаконная предпринимательская деятельность.

    Объектом в этом случае выступают недра, которые потерпели определенный ущерб, необходимый к возмещению в пользу государства.

    В зависимости от объемов добытого незаконным путем песка может быть назначена административная ответственность по ст. 8.13 КоАП РФ или уголовная (255 статья УК РФ).

    При назначении наказания и квалификации преступления не учитываются мотивы содеянного. Имеет значение лишь прямой или косвенный умысел лица, достигшего возраста 16 лет.

    Административная ответственность

    В ст. 8.13 КоАП РФ в части 3 указана ответственность за незаконную добычу песка вблизи водных массивов.

    Согласно данной норме, нарушителю может грозить:

    • Для физического лица установлен штраф в 1500 рублей;
    • Для руководителя организации штраф в 3000 рублей;
    • Для юридического лица штраф в 30000 рублей.

    Кроме того, в КоАП РФ присутствует еще одна статья, по которой может быть привлечен к ответственности субъект, осуществляющий добычу песка без соответствующего на то разрешения.

    Это ч. 1 ст. 7.3, согласно которой, злоумышленнику грозит:

    • Для физического лица штраф в 5000 рублей;
    • Для руководителя организации штраф в 50000 рублей;
    • Юридическое лицо штраф от 800000 рублей до 1 миллиона рублей.

    Также, если от незаконной добычи песка пострадали интересы отдельных граждан или их имущество, они могут подавать иски о возмещении причиненного вреда в гражданском порядке.

    Уголовная ответственность

    Добыча песка незаконным способ без действующей лицензии по ст. 255 УК РФ наказывается:

    • Штрафом до 200 тысяч рублей;
    • Штрафом в размере дохода осужденного до 18 месяцев;
    • Лишением права занимать определенные должности или вести определенную деятельность сроком до 3 лет;
    • Обязательными работами до 480 часов;
    • Исправительными работами до 2 лет.

    По ст. 171 УК РФ о незаконной предпринимательской деятельности за несанкционированную добычу песка предусмотрена ответственность:

    • Штраф до 300 тысяч рублей;
    • Обязательные работы до 480 часов;
    • Арест до 6 месяцев.

    Если имеют место быть квалифицирующий состав преступления в виде получения особо крупной прибыли, к сроку лишения свободы в 5 лет также добавляется штрафная санкция в 80 тысяч рублей.

    Кроме дохода в особо крупном размере в качестве отягчающих обстоятельств в статье указано участие в совершении преступления организованной группы.

    Возмещение вреда государству

    Недра – достояние государства. Если в отношении виновного лица есть даже административный материал, его вина в содеянном по умолчанию презюмируется. На этом основании он обязан возместить в бюджет сумму ущерба, которую он причинил государству своими действиями.

    В эту сумму включаются:

    • Стоимость самовольно добытых запасов песка;
    • Расходы на восстановление последствий незаконной добычи.

    Дело в том, что те лица, которые производят добычу песка на законных основаниях, платят в бюджет соответствующий налог. Недополучая налоги от незаконных добытчиков, государство возмещает причиненный вред.

    Как получить разрешение на добычу песка?

    Получение разрешения на добычу песка – долгий и сложный процесс. Перед тем, как получать саму лицензию, необходимо одобрение от местного органа власти, разрешающего проведение работ на конкретной территории.

    Если участок земли находится в частной собственного, то его отчуждение возможно только по согласию на отвод земли под недропользование.

    Необходимые документы для добычи песка представляют собой тот самый перечень, который необходим для получения лицензии. К ним относятся:

  • Заявление о получении лицензии с указанием реквизитов юридического лица, данных участка, целей добычи песка с отсылкой к проекту работ.
  • Копии свидетельств о праве собственности на технику, которая будет осуществлять добычу.
  • Данные бухгалтерской отчетности юридического лица.
  • Документы, подтверждающие квалификацию персонала, который будет непосредственно добывать песок.
  • Выписка из ЕГРП о собственности или долгосрочной аренде на данный участок.
  • Копия квитанции об уплате государственной пошлины.
  • Копии уставной документации.
  • Справка из налоговой об отсутствии задолженностей.
  • Подтверждение наличия на предприятии маркшейдера или договор с маркшейдером, работающим на аутсорсинге.
  • Лицензия не может быть передана третьему лицу.

    Важно отразить структуру финансирования проекта. У комиссии не должно возникнуть вопросов относительно того, сколько у Вас имеется для этого денежных средств.

    Если Вами будут получены кредитные средства на добычу песка, предъявите всю кредитную документацию.

    Сколько стоит лицензия на добычу песка из карьера? Цена лицензии, если Вы будете подавать документы самостоятельно, будет ограничена только государственной пошлиной в размере 7500 рублей.

    Если же Вы решите прибегнуть к помощи специалистов, которые самостоятельно без Вашего участия будут заниматься сбором и подачей документации на лицензию, Вам придется заплатить намного большое – более 100 тысяч рублей.

    Сроки лицензии

    Лицензия выдается достаточно быстро при условии, что в поданной документации все сведения достоверные и исчерпывающие. Если в них есть недочеты, Вам вернут документы, и придется все переделывать.

    В 2020 году лицензирующий орган обязан выдать лицензию в течение 45 дней после поступления заявления.

    Вообще лицензия на добычу песка действует на 5 лет. Но в связи с тем, что на старте сложно определить количество необходимого времени на разработку данного месторождения, лицензия может впоследствии продлеваться.

    Но это допускается только при отсутствии нарушений в работе компании, добывающей песок.

    Лишить компанию лицензии можно при условии нарушений порядка добычи песка или на основании решения суда об аннулировании лицензии.

    Если компания прекратила свою деятельность, лицензия будет автоматически аннулирована. Если же предприятие не может выполнить условия разработки месторождения, оно само может выступить инициатором прекращения лицензии на добычу песка.

    Всеми недрами в стране владеет государство. Это достояние страны, которая строго контролирует их использование другими участниками. Песок также причислен к категории недр, которые могут добываться только на основании специальной лицензии.

    Незаконная добыча песка является преступлением, за которое может грозить уголовная ответственность и огромные штрафы в пользу государства в виде возмещения причиненного стране вреда.

    Читать еще:  Определение основание уголовной ответственности

    Ответственность за добычу полезных ископаемых

    Природоохранная прокуратура разъясняет: ответственность за незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых.

    Самовольное пользование недрами на территории Приморского края в последнее время приобрело угрожающие масштабы.

    В этой связи Приморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что в силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

    Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

    Статьей 11 Закона РФ «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

    Таким образом, действующее законодательство в области недропользования однозначно предписывает, что использование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, в частности песчано-гравийных смесей, гранита, песчаника и прочего камня для памятников и строительства, осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке.

    Любое иное пользование участками недр влечет административную и даже уголовную ответственность.

    Так, частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

    Уголовная ответственность предусмотрена ст. 158 (за тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью) и ст. 171 Уголовного кодекса РФ (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).

    Максимальное наказание, предусмотренное ст. 158 УК РФ, – лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

    Статьёй 171 УК РФ также предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

    Ситуация с самовольным пользованием участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, находится на постоянном контроле Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры.

    Так, в мае – сентябре текущего года Приморской природоохранной прокуратурой проведены проверки соблюдения законодательства о недропользовании, по результатам которых выявлены факты самовольной добычи общераспространенных полезных ископаемых (категории гранит, песчаник и прочий камень для памятников и строительства). Указанные факты зафиксированы на карьерах, расположенных в районе пос. Филино Дальнереченского муниципального района с объемом выработки около 42 700 куб. м, а также на территории Арсеньевского городского округа с объемом выработки около 17 500 куб. м.

    По результатам произведенных совместно с сотрудниками департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края осмотров незаконных карьеров подсчитан размер причиненного Российской Федерации ущерба в результате производства добычных работ, который в общей сложности составил порядка 63 млн. рублей.

    Материалы проверки направлены природоохранным прокурором в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

    По итогам их рассмотрения по факту незаконного изъятия и обращения в чужую собственность полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью, возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража в особо крупном размере), а также ч. 2 ст. 171 УК РФ (осуществление предпринимательской деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода в особо крупном размере).

    В настоящее время по уголовным делам производится предварительное расследование.

    Приморская межрайонная природоохранная прокуратура

    Ответственность за незаконную добычу полезных ископаемых согласно статьи 255 УК РФ

    Ст. 255 УК РФ размещена в девятой главе кодекса. Согласно статье нарушение закреплённых правил защиты и использования недр во время строительства, создания проекта расположения и применение горнодобывающей техники, изменение и разрушение мест залежей карается по закону. Запрещено самовольно строить на территории, где расположены залежи полезных ископаемых. Эта статья регулирует правоотношения в сфере охраны полезных ископаемых.

    Статья 255 УК РФ «Нарушение правил охраны и пользования недрами»

    За пренебрежение данной статьёй законодатель предусмотрел наказание в виде:

    1. Штрафа в объёме до 200 000 рублей или в объёме заработной платы или другого дохода лица, нарушившего закон, в течение полутора лет.
    2. Лишения права занимать конкретные должности и осуществлять отдельные виды деятельности. Список должностей и видов деятельности определяет суд. Срок этого наказания не превышает трёх лет.
    3. Работ обязательного характера. Максимальное количество часов, предусмотренное законодателем за пренебрежение указанной нормой, равно 480 часам.
    4. Работ исправительного характера. Максимальный срок работ – два года.

    Каждая из перечисленных санкций применяется как самостоятельное наказание, совмещать санкции законодательно недопустимо. Тип карательных мероприятий зависит от степени тяжести нанесённого ущерба природным ресурсам и месту их расположения.

    Чаще всего эта статья относится к предпринимателям и строительным компаниям. Привлечь к ответственности можно только физическое лицо, если по вине организации произошла самовольная застройка мест залежей полезных ископаемых, то отвечает перед судом директор организации или ответственное за застройку лицо.

    Комментарий к статье

    Чтобы понимать, какие действия запрещены относительно мест нахождения сланцевых пород, нужно разобраться, что к ним относится, и слой почвы, задействованный при исследовании.

    Природные ископаемые – это минералы, газы, руда и другие элементы, в том числе водные источники, извлекаемые из земных глубин. Каждому виду присущ свой слой земной коры. Поэтому перед строительством нужно изучить местность и выяснить у геологов, нет ли здесь залежей какого-либо вида ископаемых.

    Все полезные ископаемые и территория, на которой они находятся, являются предметами преступления. Но Уголовный кодекс не относит к этой категории жемчуг. Как биологический вид, жемчуг относится к тому виду ресурсов, действия относительно которого регулируются другой нормой УК РФ.

    Объект правонарушения – отношения в области защиты природы и зоны расположения природных ресурсов. Согласно нормативному акту, объективная сторона преступления – это пренебрежение установленными нормами и правилами в области защиты земных глубин. К другим нарушениям относятся противоправные деяния – действие или бездействие относительно природных источников. Незаконное строительство на месте залежей руды или газа считается противоправным деянием, за это предусмотрены санкции. Согласно диспозиции ст. 255 УК РФ, преступление квалифицируется как противоправное деяние небольшой тяжести.

    Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 30.09.2017) «О недрах» говорит, что защита мест залежей природных ресурсов является частью определения «охрана окружающей среды». Недрами вправе пользоваться граждане, организации, в том числе и иностранные компании, занимающиеся строительством на территории страны. Если иностранная компания нарушит закон на территории России, то и отвечать она будет по Российскому законодательству.

    Чтобы осуществлять деятельность по разработке недр, гражданам и организациям выдаётся лицензия. Она действует как разрешение на осуществление определённой деятельности относительно исследования и проведения действий на территории месторасположений. Согласно установленным нормам, добывать биоресурсы без специальной лицензии запрещается. Порядок выдачи лицензий устанавливает государство.

    Распространёнными нарушениями в сфере природопользования законодатель определяет:

    1. Постройку сооружений без специального разрешения уполномоченных государственных органов. Составление проекта и последующее строительство зданий, мостов и/или населённых пунктов разрешено только после получения специального разрешения от федеральных органов по защите природных ресурсов.
    2. Расположение на территории месторождений природных ресурсов горнодобывающей и иной техники, не задействованной в добыче.
    3. Проведение мероприятий, последствием которых является порча месторождений.
    4. Оставление месторождения в запущенном состоянии, что в дальнейшем делает невозможным добычу. Сюда же можно отнести затопление и загрязнение мест залежей.
    5. Расположение отходов разного происхождения в месте проведения разработок. Запрещено размещать отходы ненадлежащего химического состава.
    6. Добыча ископаемых большего объёма, оговорённого ранее с федеральными органами.
    7. Разработка месторождений тех источников, которые не прописаны в полученной лицензии.
    Читать еще:  Основание уголовной ответственности за неоконченное преступление

    Этот перечень законодатель оставляет открытым, так как норма применима к плодородной почве и к животному миру.

    Если нет признаков преступления – причинённого вреда, то преступления тоже нет. Деяние считается совершённым, когда природе нанесён значимый ущерб. Он может быть нанесён по неосторожности и по незнанию или со злым умыслом. Если пренебрежение правилами охраны было ненамеренным, то и наказание суд предъявит мягче.

    Что касается субъекта преступления, то им выступает гражданин в возрасте от 16 лет, достигший полной дееспособности. Подлежит наказанию тот, кто отвечает за создание проекта, организацию стройки и введение в пользование и непосредственное использование техники.

    Незаконная добыча полезных ископаемых регулируется УК РФ, а пренебрежение правилами проведения геологического изучения земных глубин – КоАП. Поэтому законодатель разграничивает нарушение принципов охраны национальных ресурсов и противоправные действия во время исследований недр.

    Судебная практика

    Правоотношения в сфере охраны месторождений природных ресурсов регулируются УК РФ, законами и Постановлениями Верховного Суда РФ. Постановление Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъясняет, какие нарушения относятся к тяжким, средней тяжести и лёгким.

    Верховный суд Республики Хакасиявынес оправдательный приговор в отношении лица, обвинённого в нарушении охраны и правил использования недр.В действиях управляющего компанией, занимающейся добычей угля, злого умысла апелляционный суд не увидел. Организация владела необходимыми документами, разрешающими добычу угля в месте расположения залежей, но разработка велась после выдачи отрицательного заключения государственной экспертизы касательно проекта разработки месторождений. На этом факте основывается обвинение управляющего.

    Верховным судом установлено, что разработка месторождений сланцевых пород без утверждённого государственной экспертизой проекта запрещена, несмотря на наличие лицензии, позволяющей осуществлять указанную деятельность.

    Консультация юриста

    Основываясь на правоустанавливающих документах, юрист:

    • рассмотрит совершённое деяние, с точки зрения закона, и выяснит, оно было совершено со злым умыслом или по неосторожности или небрежности;
    • проверит документы лица или организации, нарушивших закон.
    • отыщет сильные и слабые стороны в документах: неутверждённые проекты разработок месторождений, проекты, получившие отрицательную визу и т. д.

    Описанный алгоритм позволяет углубиться в вопрос клиента и продумать тактику защиты для судебного заседания.

    Юрист, разобравшись в законе о недрах, определит, какой вид деятельности нельзя осуществлять без лицензии. К этому виду относится и разработка артезианских скважин, так как вода — тоже ресурс.

    Прежде чем добывать полезные ископаемые или размещать деятельность на месте их залежей, стоит обратиться к юристу и подготовить пакет документов для получения соответствующей лицензии. Это обойдётся дешевле, нежели незаконная разработка месторождений.

    Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

    Природоохранная прокуратура разъясняет: ответственность за незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых

    Самовольное пользование недрами на территории Приморского края в последнее время приобрело угрожающие масштабы.

    В этой связи Приморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что в силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

    Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

    Статьей 11 Закона РФ «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

    Таким образом, действующее законодательство в области недропользования однозначно предписывает, что использование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, в частности песчано-гравийных смесей, гранита, песчаника и прочего камня для памятников и строительства, осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке.

    Любое иное пользование участками недр влечет административную и даже уголовную ответственность.

    Так, частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

    Уголовная ответственность предусмотрена ст. 158 (за тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью) и ст. 171 Уголовного кодекса РФ (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).

    Максимальное наказание, предусмотренное ст. 158 УК РФ, — лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

    Статьёй 171 УК РФ также предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

    Ситуация с самовольным пользованием участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, находится на постоянном контроле Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры.

    Так, в мае — сентябре текущего года Приморской природоохранной прокуратурой проведены проверки соблюдения законодательства о недропользовании, по результатам которых выявлены факты самовольной добычи общераспространенных полезных ископаемых (категории гранит, песчаник и прочий камень для памятников и строительства). Указанные факты зафиксированы на карьерах, расположенных в районе пос. Филино Дальнереченского муниципального района с объемом выработки около 42 700 куб. м, а также на территории Арсеньевского городского округа с объемом выработки около 17 500 куб. м.

    По результатам произведенных совместно с сотрудниками департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края осмотров незаконных карьеров подсчитан размер причиненного Российской Федерации ущерба в результате производства добычных работ, который в общей сложности составил порядка 63 млн. рублей.

    Материалы проверки направлены природоохранным прокурором в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

    По итогам их рассмотрения по факту незаконного изъятия и обращения в чужую собственность полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью, возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража в особо крупном размере), а также ч. 2 ст. 171 УК РФ (осуществление предпринимательской деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода в особо крупном размере).

    В настоящее время по уголовным делам производится предварительное расследование.

    Приморская межрайонная природоохранная прокуратура

    Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр

    Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, —

    наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

    Комментарий к Ст. 255 УК РФ

    1. Непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения по охране и рациональному использованию недр.

    Законодательство РФ о недрах состоит из Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (в ред. от 30.12.2012) ; Закона о континентальном шельфе, Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (в ред. от 21.11.2011) , Закона об охране окружающей среды и иных нормативных правовых актов. Положения общего характера по охране или застройке территорий закреплены в ГрК.
    ———————————
    СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823; 1999. N 7. Ст. 879; 2000. N 2. Ст. 141; 2001. N 21. Ст. 2061; N 33 (ч. 1). Ст. 3429; 2002. N 22. Ст. 2026; 2003. N 23. Ст. 2174; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1778; N 44. Ст. 4538; 2007. N 27. Ст. 3213; N 49. Ст. 6056; 2008. N 18. Ст. 1941; N 29 (ч. 1). Ст. 3418, 3420; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17. N 29. Ст. 3601; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 21. Ст. 2527; N 31. Ст. 4155; 2011. N 15. Ст. 2018, 2025; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732; N 49 (ч. 1). Ст. 7042; N 50. Ст. 7343, 7359; 2012. N 25. Ст. 3264; N 31. Ст. 4322.

    Читать еще:  Ответственность дающего взятку

    СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463; 1999. N 14. Ст. 1664; 2002. N 2. Ст. 131; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 45. Ст. 4177; 2005. N 19. Ст. 1752; N 30 (ч. 1). Ст. 3101; 2007. N 31. Ст. 4011; N 50. Ст. 6594; РГ. 2011. N 159.

    2. Предмет преступления — содержимое недр (полезные ископаемые, в том числе уголь, нефть, газы, руды, нерудные полезные ископаемые, воды, драгоценные металлы и драгоценные камни), добыча и использование которых природопользователями требуют специального разрешения (см. коммент. к ст. ст. 191, 192).

    Полезные ископаемые классифицируются на твердые (угли, руды и др.), жидкие (нефть, воды, в том числе минеральные), газообразные (природные горючие и инертные газы).

    Предметом рассматриваемого преступления могут быть любые природные минералы: драгоценные и полудрагоценные камни, поделочные цветные камни. Жемчуг как продукт органического происхождения не подпадает под понятие «полезные ископаемые недр земли» и не может быть предметом рассматриваемого преступления. Незаконная добыча ракушек-жемчужниц (как морских, так и речных) при наличии необходимых признаков состава преступления квалифицируется по ст. 256 УК.

    3. Объективная сторона преступления выражается альтернативно в нарушении правил охраны и использования недр при совершении хотя бы одного из нижеперечисленных действий (бездействия): проектировании; размещении; строительстве; вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно в самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых.

    Понятие «охрана недр» как составная часть понятия «охрана окружающей среды» (ст. 1 Закона об охране окружающей среды) предполагает их сохранение, рациональное использование, предотвращение экологически вредного воздействия на недра в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности пользователя.

    Недра предоставляются гражданам и юридическим лицам, включая иностранных, в пользование для осуществления видов деятельности, указанных в ст. 6 Закона РФ «О недрах».

    Права и обязанности пользователя, основания возникновения права недропользования, сроки, виды работ, места пользования, виды полезных ископаемых, которые разрешены к пользованию, и прочие условия оформляются специальным государственным разрешением в виде лицензии, выдаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом (ст. 16 указанного Закона).

    Порядок оформления государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых (песка, глины, торфа и др.), или участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.

    Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения недр, добычи подземных вод, образования особо охраняемых геологических объектов и других целей, указанных в ст. 16 названного Закона, устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития.

    Порядок лицензирования пользования участками недр устанавливает законодательство РФ.

    Наиболее характерными нарушениями правил охраны недр, влекущими уголовную ответственность, следует считать: самовольное без разрешения строительство, размещение горнодобывающих предприятий или сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; нарушения, приводящие к порче месторождений; неприведение участков земли и других природных объектов, испорченных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; затопление, загрязнение недр, в частности при хранении нефти, газа; размещение отходов производства без разрешения либо в ненадлежащем месте или с превышением объемов захоронения, несоблюдением их химического состава, указанного в разрешении.

    К нарушениям правил использования недр относятся: их использование при строительстве либо в процессе эксплуатации горнодобывающих предприятий или сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; разработка недр за пределами горного отвода; добыча полезных ископаемых сверх установленного объема; осуществление таких видов пользования недрами, которые не указаны в лицензии; выборочная отработка месторождений, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых.

    Горнодобывающее предприятие — это предприятие по добыче и обогащению полезных ископаемых открытым способом (карьерный) или из-под земли (шахтный). Подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, включают сооружения (тоннели, шахты, колодцы, штреки, скважины и т.п.), не предназначенные для добычи полезных ископаемых, а необходимые для осуществления иной деятельности: археологических, палеонтологических работ; научно-исследовательских изысканий; прогнозирования землетрясений.

    Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых подразумевает возведение сооружений без разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, если получение такового обязательно.

    Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения указанных органов (ст. 25 Закона РФ «О недрах»).

    Последствия — обязательный признак преступления — это значительный ущерб. Закон и иные нормативные правовые акты не раскрывают их содержание. Значительный ущерб определен в Постановлении Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21.

    На наш взгляд, при решении этого вопроса следует принимать во внимание определение существенного вреда природной среде, данное в п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21 (см. коммент. к ст. ст. 246 и 247), в отношении последствий, названных в ст. ст. 246 — 250, 254 УК.

    Применительно к комментируемой статье следует учитывать ценность используемого участка земли; вид добываемого природного ресурса; количество добытого; количество уничтоженных или поврежденных ресурсов (например, земли, растительности, лесных угодий), их экологическую значимость и стоимость потерь запасов полезных ископаемых; возможность дальнейшего пользования недрами и восстановления нарушенных естественных свойств недр; расходы на восстановление прежнего состояния земли; упущенную выгоду; выведение из сельхозоборота земель; вред, причиненный животному миру, и т.п. Например, следует считать значительным ущерб, причиненный проектированием и размещением крупного гидроузла с затоплением в районе площади залегания месторождения полезных ископаемых, имеющего промышленное значение.

    Между названными нарушениями соответствующих правил и причиненным значительным ущербом должна быть установлена причинная связь.

    Состав преступления материальный. Преступление считается оконченным, когда причинен значительный ущерб.

    4. Субъект преступления — специальный — вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, ответственное за проектирование, размещение, застройку, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию объекта.

    Если нарушение правил охраны и эксплуатации недр допускает лицо, использующее свои служебные полномочия, то при наличии необходимых признаков содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и ст. ст. 201 или 285 УК.

    5. С субъективной стороны возможна как умышленная, так и неосторожная форма вины. Лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления значительного ущерба и желает его наступления (прямой умысел) либо сознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность наступления значительного ущерба, не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично (косвенный умысел).

    Мотивы и цели находятся за пределами состава и для квалификации преступления значения не имеют.

    При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности причинения значительного ущерба, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло это предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность наступления такого ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на его предотвращение (легкомыслие).

    6. Преступное нарушение правил охраны и использования недр следует отграничивать от административно наказуемых проступков, предусмотренных ст. ст. 8.9 — 8.11 КоАП, по последствиям. В составах административных проступков они не предусмотрены.

    Поскольку проведение работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11 КоАП) является самостоятельным видом недропользования и его результаты служат основанием принятия решения о размещении, проектировании, строительстве горнодобывающих предприятий и подземных сооружений, о которых говорится в комментируемой статье, то нарушения правил и требований проведения этих работ могут привести к совершению преступления. Сами же по себе эти нарушения содержат только состав административно наказуемого проступка.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    ×
    ×