1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответственность за государственную измену и шпионаж

Отличие государственной измены от шпионажа согласно статье 275 уголовного кодекса

275 ст. УК РФ представляет собой норму, устанавливающую ответственность за такое преступление, как госизмена. Квалификация указанных действий требует тщательного подхода к определению признаков такого деяния и необходимости отграничения от такого посягательства, предусмотренного ст. 276 УК РФ. Государственная измена ст. 275 УК РФ имеет принципиальные отличительные черты, позволяющие говорить о виновном лице, как изменнике.

Состав преступления, объективные признаки

Для любого общественно-опасного деяния характерно наличие состава, представляющего собой совокупность обязательных элементов. Такой вид преступления, как государственная измена также предлагает свои признаки, позволяющие не только квалифицировать действия преступника по рассматриваемой статье, но и отграничить содеянное от схожих вариантов посягательства.

Состав включает в себя объективные и субъективные признаки. Отсутствие хотя бы одного обязательного элемента приведёт к невозможности возбуждения уголовного дела и привлечения лица к ответственности.

Уголовный кодекс РФ предполагает, что понятие государственной измены – это всегда действия, направленные на цели, противоречащие интересам России.

Отражение таких поступков определяется в объективной стороне деяния, которая является выражением преступления во внешней среде. Для госизмены характерны следующие варианты её проявления:

  • Шпионаж. Предусматривается, что шпион действует на территории России, выступает её гражданином, но добывает сведения для иностранных государств. Следует различать измену и шпионаж иностранцев, находящихся в России. При этом следует помнить о различие шпионажа, как самостоятельного посягательства и госизмены. Сравнительный анализ показал, что принципиально субъект будет отличаться, поскольку шпионаж ст. 276 в УК РФ, распространяется только на шпионов иностранцев.
  • Непосредственная передача секретных сведений. Они должны быть доступны лицу ввиду должности и положения, которое оно занимает в стране. При этом передаваемая информация должна признаваться государственной тайной, соответственно, подобное разглашение будет рассматриваться, как предательство.
  • Оказание поддержки иностранному государству при реализации им мероприятий против интересов Российской Федерации. Такая поддержка может носить материальный, технический, информационный и иной характер, проявляться в актах финансирования (кредит, дача взятки, иное экономическое стимулирование) или консультации.

История также отражает, что в СССР и РСФСР существовало большее количество форм проявления измены и шпионажа, а известный юрист Виталий Рябчук подробно отразил тонкости указанных преступлений в работе о государственной измене и шпионаже.

Говоря об измене гражданина России, следует понимать, что подобное преступление не требует наступления негативных последствий, а именно фактического подрыва безопасности государства. С уголовно-правовой точки зрения такой состав считается формальным и оконченным, как только лицо начало шпионить, разглашать сведения и так далее.

Помимо проявления преступления во вне, также важно определиться с тем, на что посягает преступник, то есть установить объект. Его фиксация обязательна. В данном случае им выступает безопасность страны, основы её конституционного строя, которые могут быть подорваны при совершении рассматриваемого деяния. В теории (курсовых, дипломных, научных работах), а также судебной практике встречается обобщение объекта и определение его, как суверенитет страны.

Субъективные признаки

Для грамотной квалификации любого преступления требуется установление не только его обстоятельств, но и лица, которое реализовало посягательство. Важным моментом выступает определение признаков этого человека, позволяющих привлечь виновного к ответственности, а также его личных мотивов, целей и вины.

Субъектом преступления может выступать только тот человек, который соответствует четырём условиям, установленным законодателем. Относиться к ним будет следующее:

  • ответственность несёт только физическое лицо;
  • возраст должен быть не меньше шестнадцати лет;
  • гражданство только России;
  • полная вменяемость.

Если характеризоваться лицо по данным признакам в совокупности не может, то и возбуждение дела также не допускается.

Когда речь идёт о разглашении государственной тайны, то виновным может быть исключительно официальный носитель таких сведений (управляющие коммерческих, промышленных, производственных компаний, сотрудники органов власти и т.д.)

Именно субъект устанавливает разграничение между госизменой и шпионажем, поскольку в первом случае преступником являться только гражданин страны, в том время как во второй ситуации предусматривается работа иностранцев, посягнувших на государственную тайну и основы конституционного строя России.

Помимо характеристики самого субъекта преступления, следует провести криминологическое исследование его отношения к тому, что он совершает, то есть оценить психическое и психологическое состояние, установить вину. Для этого необходимо рассмотреть несколько вариантов её проявления:

  • Умысел. Такая форма характеризуется полным контролем над собственными действиями со стороны лица, осознанием общественной опасности и последствий деяния, а также желанием их наступления.
  • Неосторожность. Здесь возможно два варианта проявления: небрежность, предполагающая, что человек не желал наступления негативных последствий и вовсе их не предвидел, что сделать должен был ввиду обстоятельства; легкомыслие, когда гражданин посчитал, что последствия преступления вовсе не наступят, хотя достаточных для этого оснований не было, но смог их предугадать.

В случае с государственной изменой применим только первый вариант вины, а именно прямой умысел.

Ответственность

Указанная статья уголовного закона помимо подробного описания такого деяния, как государственная измена, отражает и санкции, а именно наказание, которое повлечёт за собой подобный проступок. В первую очередь для установления мер воздействия на нарушителя закона необходимо определения тяжести рассматриваемого преступления.

Измена государству признаётся посягательство с особо тяжкого характера, поскольку максимальной санкцией признаётся тюремное заключение на срок до двадцати лет.

Общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности страны, защищают многочисленным органами власти (МВД, ФСБ и т д.), поэтому из-за специфики посягательств на эти отношения отсутствуют квалифицирующие признаки.

Для конкретно определённых действий против интересов России предусматриваются отдельные нормы. Мнение на этот счёт разделяются, однако каждая статья кратко отражает характер преступлений, что даёт возможность разграничить тяжесть совершных действий.

Говоря о конкретных видах наказаний, следует отметить, что их в данной статье предусмотрено всего три:

  • лишение свободы, период которого варьирует от двенадцати до двадцати лет;
  • штраф, размер которого не должен превышать либо пятисот тысяч рублей, либо оклада за период до трёх лет;
  • ограничение свободы до двух лет.

Особенностью применения таких наказаний является то, что не предусмотрено получение одной из указанных санкций. Суд назначается сразу все варианты. Единственное, что допустимо это исключить штраф или ограничение свободы.

Правовая система Консультант Плюс имеет своё развитие и несколько раз в год осуществляет обновление информации. Например, к числу новостей о регулировании рассматриваемого вопроса можно отнести новую редакцию закона, в которой присутствует примечание об освобождении от уголовной ответственности тех лиц, которые сообщили о возможном ущербе интересам России.

Для того чтобы примечание статьи было реализовано, субъект преступления должен соблюсти два условия. Во-первых, своевременность.Сам факт совершения действий порождает основания для привлечения лица к ответственности, однако, отказ от незаконных действий может помочь избежать наказания, но только в том случае, если безопасности и конституционным основам страны не был причинён существенный ущерб.

Во-вторых, добровольность. Человек должен сам изъявить желание и рассказать о преступном посягательстве. Если будут установлены обстоятельства, не зависящие от виновного субъекта и способствующие отказу от общественно-опасного деяния, то это не будет считать добровольным актом раскаянья, а значит, не позволит применить правило об освобождение от ответственности.

Таким образом, указанная статья уголовного закона выступает одной из нескольких норм, предусматривающих ответственность за нарушения безопасности и целостности государства.

Необходимо помнить об исключительном субъекте данного преступления, поскольку измена характерна только для российских граждан. При этом законодатель устанавливает суровые меры наказания, не предлагая суду альтернативы, что подтверждает тяжесть и опасность рассматриваемого деяния.

Это я, государственная измена

Кому светит 275-я статья УК

Нельзя сказать, что в России стали чаще хватать людей по обвинению в госизмене. Однако в последние недели раз за разом сообщают о подобных делах. Что же такое государственная измена? «Лента.ру» решила разобраться в этом крайне нервном вопросе, опираясь на нормы закона.

Назначение и состав измены

Статья 275 Уголовного кодекса РФ «Государственная измена» — наследница статьи 64 УК РСФСР в редакции 1960 года («Измена Родине»), которая в свою очередь восходит к более ранней статье 58-1а УК РСФСР, посвященной контрреволюционным преступлениям в форме измены Родине.

Читать еще:  Ответственность в виде штрафа

За государственную измену в России можно получить от 12 до 20 лет лишения свободы, а также с отягощениями в виде штрафов (до 500 тысяч рублей) и последующим ограничением свободы (лишением некоторых гражданских прав) на срок до двух лет.

В действующей редакции УК государственная измена трактуется в трех формах:
— шпионаж,
— выдача государственной тайны иностранному государству,
— оказание помощи иностранному государству в деятельности, направленной против безопасности РФ.

Рассмотрим все формы изменнического поведения по отдельности.

Шпионаж

Проще всего со шпионажем, как с четко определяемым умышленным актом. Шпионаж представляет собой намеренный сбор, хищение либо хранение информации, содержащей государственную тайну. Причем не коллекционирования ради, а с установленной целью передачи представителям иностранного государства, иностранной либо международной организации.

Также под шпионажем понимается сбор иной (несекретной) информации, но только в случае, если он осуществляется по заданию иностранной разведки для использования против безопасности РФ.

Зачем тогда в УК отдельная 276-я статья «Шпионаж»? Она применяется по отношению только к иностранным гражданам или лицам без гражданства, пойманным на этом древнейшем виде общественно-неодобряемой деятельности. А вот шпионаж, совершенный гражданином РФ, как раз и трактуется по статье о госизмене, что также восходит к практике разграничения этих составов преступления в УК РСФСР.

Выдача государственной тайны

Госизмена в форме выдачи государственной тайны также не содержит ничего неясного. Эта часть статьи подразумевает передачу гражданином РФ иностранной разведке сведений, имеющих соответствующий гриф секретности. Передача должна осуществляться умышленно.

Отличие от шпионажа в том, что процесс сбора или хищения требуемой информации исключается, так как загрифованные сведения по условиям задачи уже находятся в руках обвиняемого.

В комментариях к 275-й статье обычно добавляют, что это происходит в случаях, когда обвиняемый располагает секретами по служебной надобности. Например, является военнослужащим, сотрудником спецслужб или работником оборонного предприятия, имеющим доступ к материалам, содержащим гостайну. То есть секреты стали известны обвиняемому «легально», на основании наличия к ним допуска от государства.

Иногда указывается еще один канал получения секретов — «иным путем». Данная формулировка подразумевает передачу секретной информации, полученной без санкции государства, однако и без признаков шпионажа (намеренного сбора по заданию).

В 2012 году УК РФ конкретизировал ответственность в этой области, пополнившись статьей 283.1 «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну» (до восьми лет лишения свободы). Эта статья подразумевает незаконное (без оформления надлежащего допуска и служебной надобности) получение и хранение секретных сведений «для себя». В статье отдельно указано, что под нее не попадают ситуации, предусмотренные статьями 275 и 276 (передача собранных сведений вовне).

Сама же по себе намеренная передача информации, полученной таким «нечаянным» образом, включает уже третью часть состава государственной измены — оказание помощи иностранному государству. Насколько можно судить по обрывочным сведениям, просачивающимся в прессу, это как раз случай Светланы Давыдовой, которую обвиняют по статье 275 за намеренную передачу в украинское посольство секретной информации, полученной случайным образом (подслушанной в маршрутке).

Оказанием помощи — и в любой иной устраивающей вас форме

В ноябре 2012 года формулировка 275-й статьи пополнилась расширительной трактовкой госизмены: теперь к ней относится и оказание «финансовой, материальной, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации».

Ранее эта часть статьи звучала более скупо: «оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации».

Интересно тут как расширение перечня врагов государства (например, включение в него международных организаций), так и смещение фокуса от ущерба «внешней безопасности» (обороноспособности) к безопасности вообще, то есть подразумевая и внутреннюю безопасность тоже. Стоит отметить замену вполне конкретной «враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности» на гораздо более расплывчатую «деятельность против безопасности».

Ранее под «иной помощью» обычно понимались сознательные рациональные действия гражданина РФ, содействующие работе иностранных разведок. Скажем, предоставление убежища сотрудникам иностранных разведок или помощь им в поиске явочных и конспиративных квартир, снабжение их ресурсами, техническими средствами и документами. Или, например, вербовка по их заданию агентуры из числа местных жителей, а также помощь в устройстве агентов на работу, подразумевающую доступ по служебной надобности к государственным секретам.

В эту категорию входят и такие действия, как передача иностранной разведке сведений, заведомо не имеющих грифа секретности, но интересующих ее (военно-техническая информация, сведения о научных разработках, данные о промышленности и транспорте, работе спецслужб и так далее). Здесь, правда, возникает чисто схоластическая тонкость разграничения со шпионажем. Характерным признаком может выступать, например, инициативный характер передачи — то, что обвиняемый сам предложил представителю разведки эту информацию, безотносительно своих мотивов.

В любом случае именно такое деяние, отличающееся наименьшей формальной определенностью, потенциально подвержено необоснованному расширительному толкованию, а его квалификация по статье 275 вызывает наибольшую критику со стороны правозащитников. И именно оно было дополнительно размыто по смыслу последними правками 2012 года.

Некоторые указывают, что после замены «враждебной деятельности» на «деятельность против безопасности» могут серьезно снизиться требования к доказательной базе о наличии у обвиняемого злого умысла, а у его действий — ощутимого реального ущерба. Этим мнением, в частности, на днях поделился с общественностью президентский совет по правам человека.

Причем в 2012 году законопроект вносился в Думу и вовсе с фантастической формулировкой о том, что под деятельностью против безопасности государства следует понимать действия, направленные, «в том числе, против ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности». Эта «юридическая ядерная бомба», по сути запрещающая любые публичные формы несогласия с действиями федеральных властей, все-таки не прошла через бредень юридической экспертизы Госдумы, вызвав резкие протесты среди депутатов.

Антибиотик широкого спектра действия

Можно, конечно, опять поиронизировать над юридической техникой федерального законодателя, как и не в первый раз указать на примеры невысокого уровня экспертизы законопроектов, что порой с неимоверной легкостью проходят чтения в Госдуме. (К слову, рассмотрение поправок 2012 года во втором и третьем чтениях сразу заняло у парламента не более 10 минут.) Но проблема гораздо сложнее.

Государство сталкивается с быстрыми переменами в социальной ткани, особенно в области упростившихся трансграничных взаимодействий (в том числе через интернет), и инстинктивно видит опасность во всплеске неконтролируемой (не санкционированной бюрократией) гражданской активности, а также в стихийных протестных движениях, координирующих свои действия на принципах сетевой самоорганизации. Власть, защищаясь, вынуждена перестраивать устаревающий юридический корпус в соответствии с новой угрозой.

Адекватно ли государство в этой перестройке? Чтобы ответить на данный вопрос, следует сперва понять, адекватно ли понимается сама угроза. А для понимания угрозы ее сначала нужно назвать.

Государственная измена (ст. 275 УК РФ). Разграничение государственной измены и шпионажа

Государственная измена представляет собой враждебную дея­тельность гражданина РФ, которая осуществляется совместно с ино­странным государством, иностранной организацией или их представи­телями, направленная против внешней безопасности РФ.

Родовой объект — государственная власть.

Видовой объект — основы конституционного строя и безопас­ность государства.

Непосредственный объект — внешняя безопасность страны, обо­рон осп особ н ость.

Внешняя безопасность страны представляет собой состояние за­щищенности жизненно важных интересов личности, общества и госу­дарства от внешних угроз.

Обороноспособность предполагает наличие политического, эко­номического, военного и морального потенциала страны, который она может использовать для защиты от внешнего нападения.

Объективная сторона преступления выражается:

2) выдаче государственной тайны;

3) в ином оказании помощи иностранному государству, иностран­ной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Шпионаж — это передача, а равно собирание, похищение или хра­нение в целях передачи иностранному государству, иностранной орга­низации или их представителям сведений, составляющих государст­венную тайну, а также передача или собирание по заданию иностран­ной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ. Шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, представляет собой самостоятельный со­став преступления, предусмотренный ст. 276 УК РФ.

Читать еще:  Незаконное административное задержание ответственность

Выдача государственной тайны означает передачу сведений, со­ставляющих государственную тайну, иностранному государству, ино­странной организации или их представителям лицом, которому эти све­дения были доверены по службе или работе. Передача государственной тайны может быть совершена добровольно или по принуждению.

Государственная тайна — это защищаемые государством сведе­ния в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб внеш­ней безопасности РФ 1 .

Государственную тайну составляют сведения строго ограничен­ного характера, т.е. военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной, и содержатся они в материальных объектах, в т.ч. в виде символов, обра­зов, сигналов, технических решений и процессов. Данные сведения подлежат засекречиванию и имеют 3 грифа: «особой важности», «со-вершенно секретно», «секретно».

Выдача тайны может осуществляться различными способами: устно; письменно; путем передачи фотокопий, чертежей, образцов ма­териалов, литературы и т.п.

Выдача государственной тайны имеет много общего со шпиона­жем, но отличаются они тем, что:

1) при выдаче тайны виновный передает сведения, которые стали ему известны по службе, работе или от других лиц, и специально для передачи они не собирались и не похищались;

2) при выдаче тайны сведения всегда составляют государствен­ную тайну; при шпионаже могут собираться и иные сведения.

Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятель­ности в ущерб внешней безопасности РФ может выразиться в любых иных видах оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям (например, передача иностранному государству специально подобранных материалов о нашей стране, вы­ступление с враждебными заявлениями в печати, по радио и телевиде­нию, предоставление убежища агентам спецслужб и т.д.).

Понятие ((враждебной деятельности» включает любую деятель­ность, направленную в ущерб внешней безопасности РФ, например: срыв мирных переговоров; разрыв дипломатических отношений; срыв выгодных деловых контактов; экономическая блокада; поддержка не­законных формирований на территории РФ; расшифровка разведыва­тельных операций; провал агентуры и т.п.

Состав формальный. Преступление окончено с момента совер­шения действий, независимо от наступивших последствий. Шпионаж окончен с момента сбора сведений, составляющих государственную тайну; выдача государственной тайны — с момента фактической пере­дачи сведений адресату; иное оказание помощи — с момента оказания такой помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом.

Субъект — только гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста. Если шпионаж совершает иностранный гражданин или лицо без граж­данства, то необходима квалификация по ст. 276 УК РФ.

В примечании к данной статье содержится основание освобожде­ния от уголовной ответственности за государственную измену:

1) если лицо добровольно и своевременно сообщило органам вла­сти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ;

2) если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9643 — | 7397 — или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Уголовная ответственность за государственную измену и шпионаж

Выдача государственной тайны имеет своим предметом сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, в области внешней политики и экономики, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может причинить серьёзный ущерб внешней безопасности Российской Федерации и которые поэтому под грифами «особой важности», «секретно» и «совершенно секретно» отнесены к категории сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. в редакции Федерального закона РФ от 6 октября 1997 г. Деяние образует государственную измену, если государственная тайна выдается именно иностранному государству, иностранной (государственной, негосударственной, межгосударственной) организации или их представителям (руководителям, сотрудникам, посредникам и т.д.). Представляется, что российский УК не обеспечивает в достаточной мере защиту государственной тайны, поскольку её выдача, например иностранцу, выступающему как частное лицо, не образует состава государственной измены. Выдачу образуют любые действия, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей: устные или письменные сообщения, передача через технические каналы связи, передача чертежей, схем, диаграмм, карт, планов, действующих моделей, приборов или образцов и т.д.

В отличии от шпионажа выдача государственной тайны состоит в сообщении или передаче сведений, которыми виновный уже располагает, поэтому у него нет необходимости собирать или похищать их.

Под иным оказанием помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям понимается всякое другое, кроме шпионажа и выдачи государственной тайны, содействие названным субъектам в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Фактическое содержание такого содействия может быть самым разнообразным. К ним относятся вербовка агентов для спецслужб зарубежных государств; подбор для иностранных агентов явочных и конспиративных квартир, оказание им помощи в устройстве на работу; снабжение их необходимыми документами, транспортом, деньгами и т.д. Определяющей юридическую сущность этих действий является их направленность на причинение вреда внешней безопасности Российской Федерации. Если для оказания иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении враждебной деятельности против России в ущерб её внешней безопасности гражданин РФ совершает политические (диверсия, вооруженный мятеж) или общеуголовное (убийство, кража) преступление, то оно должно квалифицироваться самостоятельно по совокупности с государственной изменой.

Состав государственной измены является формальным. Момент окончания этого преступления определяется спецификой каждой формы изменнических действий. Выдача государственной тайны образует оконченный состав государственный измены с момента фактической передачи представителям иностранного государства или иностранной организации сведений, составляющих государственную тайну. Шпионаж признается оконченным преступлением с момента совершения любого из действий, образующих его объективную сторону. Что касается оказания помощи в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, то государственная измена в этой форме считается оконченным преступлением с момента совершения конкретного действия по оказанию реальной помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России.

2.2 Субъективная сторона государственной измены

Субъективная сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом.

Мотивы изменнических действий могут быть самыми разнообразными: политическими, корыстными, желанием получить гражданство иностранного государства и т.д. Их содержание для квалификации преступления не имеет значения, но не может быть учтено при назначении наказания.

Субъект преступления специальный – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 16 лет. Нельзя согласиться с мнением, что организаторами, подстрекателями и пособниками рассматриваемого преступления могут выступать иностранные граждане и лица без гражданства. Субъект государственной измены узко персонифицирован – им может быть только гражданин России. Как не может быть соучастником в убийстве матерью своего новорождённого ребенка, кроме его матери, точно так же не может быть субъектом государственной измены никто, кроме гражданина Российской Федерации.

Спорным является вопрос о субъекте государственной измены в форме выдачи государственной тайны. Некоторые ученные и практические работники считают, что таким субъектом может быть только лицо, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены либо стали известны по службе или работе. Однако для такого понимания ст. 275 УК непосредственно в законе нет никаких оснований, поэтому заслуживает серьёзного внимания мнение, что субъектом выдачи государственной тайны может быть не только лицо, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены либо стали известны по службе или работе, но также лица, которым такие сведения стали известны иным путем, за исключением их собирания или похищения, например, были сообщены знакомым, попали в распоряжение данного лица случайно и т.п.

Читать еще:  Основания наступления уголовной ответственности

Примечание к ст. 275 УК предусматривает основание освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших государственную измену или шпионаж, подпадающей под ст. 276 УК.

По своей юридической природе это основание является деятельным раскаянием. Виновный освобождается от уголовной ответственности за совершённое преступление при наличии двух условий.

Во-первых, необходимо, что он добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом (например, нейтрализацией своей помощи иностранному агенту либо его разоблачением) способствовал предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации. Это условие отсутствует, если сообщение органам власти является вынужденным (виновный задержан либо о его связи с иностранной разведкой стало известно другим лицам), а также если оно сделано несвоевременно (агент, длительно действовавший при помощи изменника, успел осуществить ряд шпионских, диверсионных и иных действий в ущерб внешней безопасности России).

Во-вторых, условием освобождения от уголовной ответственности за государственную измену является отсутствие в действиях гражданина РФ иного (помимо государственной измены) состава преступления.

При наличии обоих указанных в примечании к ст. 275 УК обстоятельств освобождение от уголовной ответственности является обязательным и безусловным. Если же требования, изложенные в примечании, хотя бы частичны не соблюдены, то деятельное раскаяние виновного может быть учтено как обстоятельство, смягчающее наказание (п. «и» ч. 1 ст. 61 УК).

3. Уголовная ответственность за шпионаж

3.1 Объективная сторона шпионажа

Шпионаж, как государственная измена, посягает на внешнюю безопасность Российской Федерации, но не изнутри, а извне, поскольку характеризует типично профессиональную деятельность агентов иностранных спецслужб.

Статья 276 УК. Шпионаж.

Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Предметом шпионажа выступают, во-первых, сведения, составляющие государственную тайну, а во-вторых, иные сведения, т.е. не составляющие государственной тайны. Особенности предмета преступления определяется и специфика шпионских действий в отношении предмета шпионажа.

Объективная сторона шпионажа характеризуется в УК как передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.

Действия, предметом которых являются сведения, составляющие государственную тайну, состоят в:

хранении этих сведений.

Передача означает сообщение сведений, составляющих государственную тайну, любым способом иностранному государству, иностранной организации или их представителям: лично или через посредника, устно, письменно, через технические каналы связи, с помощью тайников и т.д.

Похищение сведений – это незаконное изъятие любым способом у законного обладателя.

Под собиранием понимается любой другой, помимо похищения, способ получения секретной информации (подслушивание, фотографирование, копирование и т.д.)

Хранение означает временное обладание сведениями, предназначенными для передачи и собранными либо похищенными не самим хранителем, а другими лицами, а также добровольно переданными хранителю их обладателем.

Объективная сторона шпионажа, предметом которого являются сведения, не составляющие государственную тайну, состоит из собирания или передачи этих сведений. В этом случае предметом преступления могут быть самые различные сведения экономического, политического, научного или иного характера, не относящимся к государственной тайне. Ими могут быть и не секретные, в том числе открытые сведения, поэтому законодатель не предусматривает такой формы их получения, как похищение, и не наказывает их хранение. Способы собирания таких сведений могут быть вполне легальными: изучение специальной литературы, анализ периодической печати, личное добавление, систематизирование сообщений средств массовой информации и т.д., либо нелегальными: несанкционированное подключение к техническим средствам связи, противоправное копирование документов, подслушивание с помощью технических средств и т.д.

Шпионаж как преступление против государственной власти: правовое регулирование, ответственность и отличительные черты

Шпионаж – это уголовно наказуемая деятельность, которая регулируется как российским, так и международным законодательством.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Понятие и виды шпионажа

Под шпионажем понимают противозаконный сбор информации об иностранном государстве и передачу её третьим заинтересованным лицам.

Шпионаж осуществляет специально обученное лицо – шпион. Данная деятельность предполагает сложную работу под прикрытием и сопряжена с многочисленными рисками.

Выделяют несколько видов шпионажа:

  • экономический (промышленный) – сбор и передача сведений об экономических планах, показателях страны;
  • политический – сбор информации о политических кулуарных решениях, а также о личной жизни каких-либо политических лидеров;
  • военный – тайная разведывательная деятельность в войсках или тылу противника во время вооруженных конфликтов.

Особенности военного шпионажа

Международное гуманитарное право устанавливает права лиц, осуществляющих военный шпионаж – лазутчиков (ст. 29 IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.).

В соответствии со ст. 46 Дополнительного протокола I к Женевской конвенции 1949 г., они не являются комбатантами (лицами, входящими в состав вооруженных сил) и не приобретают статуса военнопленных, то есть не пользуются защитой норм международного права. Согласно ст. 30 IV Гаагской конвенции, пойманный шпион не может быть наказан без предварительного суда.

Следует отличать военных шпионов от разведчиков. Лазутчики носят военную форму государства-противника, они работают под прикрытием. В то время как сотрудники органов внешней разведки являются военнослужащими кадрового состава, их деятельность строго регламентирована и подчинена национальному законодательству (Федеральный закон от 10.01.1996 “О внешней разведке”).

Правовое регулирование шпионажа

Согласно этой статье, шпионаж – это передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства. Чтобы лицо понесло ответственность за шпионаж, его деяние должно содержать все признаки состава данного преступления.

Субъектами шпионажа выступают иностранные граждане или лица без гражданства (апатриды).

Объективную сторону шпионажа составляют:

  • передача;
  • собирание;
  • похищение;
  • хранение сведений, составляющих государственную тайну, или иной информации.

Субъективная сторона шпионажа характеризуется виновными действиями, совершенными с прямым умыслом. Шпион, несомненно, осознает и предвидит общественную опасность своих действий и желает их наступления. Целью шпионажа выступает нанесение ущерба безопасности Российской Федерации посредством сбора и передачи необходимой информации. Мотивы для совершения этого преступления могут быть различны: например, неприязнь к государству пребывания, приверженность к экстремистским взглядам, личная заинтересованность, но чаще всего это материальная выгода.

Отличия шпионажа от государственной измены

Следует отличать шпионаж от государственной измены, ответственность за которую предусмотрена ст. 275 УК РФ. Оба преступления направлены против основ конституционного строя и безопасности государства, а их объективная сторона представляет собой одни и те же действия. Сама же государственная измена определяется законодателем через понятие “шпионаж”. Основное отличие заключается в субъекте преступления:

  • шпионаж – иностранные лица и лица без гражданства;
  • государственная измена – граждане Российский Федерации.

Ответственность за шпионаж

Шпионаж относится к категории особо тяжких преступлений. Лицо, признанное виновным в шпионаже, наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Шпионажем промышляли в течение всей мировой истории, но из-за секретного характера такой деятельности она имеет довольно скудное освещение в законодательстве. Тем не менее, УК РФ достаточно детально регламентирует этот вопрос: дает определение шпионажу, описывает действия, подпадающие под категорию “шпионских”, определяет субъектов шпионажа и их ответственность. Необходимо отметить, что российский законодатель ужесточил наказание за шпионаж (УК РСФСР – от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества, УК РФ – лишение свободы на срок от десяти до двадцати лет).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×